Файл: Задорожный Я.Н. Конструкция и летная эксплуатация турбовинтового самолета АН-24 конспект лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 48 - .

Последний перемещается вправо и своим буртиком разобщае давления и слива. Насосы включены на рабочий режим ра кость насосами через обратный клапан подается в сист кие в основной системе увеличивается. Под действием эт ния командный золотник смещается влево. Когда давление •станет равным 155 + 5 кГ/см , командный золотник перемес 1:райнее леве j положение и кольцевой проточкой сообщит ления с полостью, расположенной слева от промежуточног ка.

: Промежуточный золотник переместится вправо и кольцев (точкой-сообщит линии дав/, ния с полостью, расположенной рт исполнительного золотника. Исполнительный золотник пе ся влево и кольцевой прото'-сой сообщает линию давлени слива. Насосы переключены на холостой режим работы. В каза автоматики давление в системе увеличивается до 1 При этом давлении сработает предохранительный клапан, с из поршня с дроссельным отверстием и пружиной и шарик пана с пружиной. Еидкость от насосов через дроссельно поступает в пружинную полость поршня. Когда давление будет равно 170 кГ/см2, давлением жидкости открывается клапан. Пружинная полость поршня сообщается со сливом. в этой полости падает, а на торец действует давление, 170 кГ/см2. Поршень перемещается в сторону пружины и с линию давления с линией слива.

Давление в системе падает, йариковый клапан под д своей пружины закрывается. Кидкость через дроссельное проходит в пружинную полость поршня-и совместно с пру тепенно закрывает клапан. Предохранительный клапан закры при давлении 145 кГ.'см2. Автомат разгрузки насосов уст под правым зализом центроплана^

Кран ускоренной уборки шасси ГА-140 (см рис. 23/. по отключает гидроаккумулятор основной системы от зарядки •убсчжг шасси. Кран', гндроаккумулятор основной системы и баллон установлены в лвостс юи отсеке левой гондолы Кран ГА-140 состоит из корпуса, плоского золотника с

- 49 -

электромагнита с шариковым клапаном и других деталей. Еогда электромагнит обесточен, шариковый клапан давлением жидкости прижат к гнезду (в сторону 'электромагнита). Еидкость из систем проходит в пружинную полость золотника и в полость, расположе ную слева от него. Под действием пружины и давления жидкости золотник перемещается влево и своим вертикальным каналом сооб щает линию давления с гидроаккумулятором основной системы. При включении электромагнита -од ток шариковый клапан перекрывает линию давления. Пружинная полость золотника сообщается оо ели вон. Золотник давлением жидкости слева перемещается вправо. Ли­ ния зарядки аккумулятора через золотник крана сообщается со вом, однако аккумулятор не разряжается, так как в этой лини установлен обратный клапан. Аккумулятор кокет разряжаться в ос­ новную систему свободно через другой обратный клапан пока да ление в нем бч%ет больше, чем в системе. Кран ГА-140 включает под ток одновременно с краном шасси ГА-142Д при установке пе реключателя на центральном пульте в положение "Уборка шасси".

Гидроаккумуляторы (2ч) предназначены для кратковременного срабатывания потребителей при неработающих пасосах, ускорения' срабатывания потребителей в момент их включения, компенсации внутренних перетечек через негерыетичность гидроагрегатов, что предотвращает частое срабатывание автомата разгрузки насосов, и для сглаживакяя пульсации жидкости, ь^никающей от работающих насосов. На самолете установлено два гидроаккуцулятора: основ - ной системы и тормозов. Каждый аккумулятор состоит из корпуса с двумя крышками и поршня с уплотнением, который делит аккуму лятор на жидкостную и азотную полости. Для увеличения емкости аккумулятора основной системы его азотная полость вынесена от дельно в виде азотного баллона.

Для смазки стенок в азотную (верхнюю)полость заливается небольшое количество жидкости АМГ-10. Начальное давление азота в гидроаккумуляторе основной системы - 8 5 + 5 кГ/см2,- в гидро­ аккумуляторе тормозов -60 + 3 кГ/см2. Аккумулятор тормозов и перепускной клапан установлены на передней стенке отсека пере ней ноги. • . ' .


- 50 -

Перепускной клапан (21) отклсчает от гидроаккумулято мозов системы уборки-выпуска шасси и закрылков, поворо передней ноги и привода стеклоочистителей, когда давлен уменьшится до 120 + 3 кГ/см2. Клапан состоит из двух корпуса, регулировочной муфты, золотника с пружиной и талей. Если давление в аккумуляторе больше 120 + 3 кГ/ золотник клапана давлением жидкости перемещается вверх цевой проточкой подключит к аккумулятору тормозов указ ше потребители. Оставшееся давление в аккумуляторе тор ное 120 + 3 кГ/см2, можно использовать только для торм лес и аварийного флотирования воздушных винтов с о д остановкой двигателей.

Манометры гидросистемы . Для контроля за давл1 нием ти в гидросистеме установлены манометры: 2ДИМ-2чО - в системе и гидроаккумуляторе тормозов; ДС.И-2чО - в авари росистеме; 2ДИЦ-150 - в тормозах колес. Указатели их ра ны на средней панели приборной доски, а на самолета - на вертикальной панели левого пульта.

РАБОТА ИСТОЧНИКОВ ДАВЛЕНИЯ ОСНОВНОЙ ГИДРОСИСТЕМЫ

При работающих двигателях АИ-2^ насосы через разъем паны всасывают жидкость из гидробака и нагнетают ее ные клапаны в систему.

Если давление в системе меньше .120 + 5 к.'/см2, жид пройдя фильтр через обратный клапан автомата разгрузк одновременно поступает: через кран ускоренной уборки ш ратный клапан на зарядку гидроаккумулятора основной с рез другой обратный клапан на зарядку гидроаккумулято зов, и ко всем потребителям основной системы. Если п выключены,' происходит зарядка гидроаккумуляторов до дав 155 + 5 кГ/см2. Гидронасосы работают на рабочем р' чиме. зарядки гидроаккумуляторов до давления 155 +.5 кГ/см2 авт переключает насосы на холостой реаим работы.

- 51 - 2идкость из бак» через разъемные клапаны поступает в н

подающие жидкость под давлением 10 <- 15 кГ/см2 через обратные клапаны в фильтр, а из него - через автомат разгрузки в

В случае отказа автомата, давление в системе увеличиваетс до 170 кГ/он2, При этом давлении откроется предохранительный пан автомата ГА-77Н, через который жидкость поступав',- в бак. Eazv будем производить уборку шасси, то кран ГА-1ч0 отключит роак«уиулятор основной системы от зарядки. Когда насосы рабо на хвостом режиме в процессе уборки шасои, вначале уборка производится от двух аккумуляторов пока давление в них буде ше 120 + 5 кГ/см .

о

При давлении 120 j 5 кГ/см автомат разгрузки включает насо на рабочий режим работы. ДальнеЧшая уборка шасси будет прои ся от давления ЖИДКОСТИ, создаваемого насосами. В это время аккумулятор тормозов перепускным клапаном отключится от дальне разрядки, а гидроаккумулятор основной системы будет разряжатьс тех пор, пока давление в нем будет больше, чем в системе. дут работать источники давления основной системы и при убор пуске закрылков, управлении поворотом передних колес и включе стеклоочистителей, но в это время кран ГА-140 будет обесточе неработающих насосах гидроаккуыулятор основной системы может п ностью разряжаться на все потребители, а гидроаккумулятор тор только на торможение колес и аварийное флюгирование воздушны тов и останов двигателей АИ-2ч. В полете срабатывание ГА-77Н но быть не чаще, чем через 15мин.

ИСТОЧНИКИ ДАВЛЕНИЯ АВАРИЙНОЙ ГИДРОСШТЕЦЫ

В аварийную систему источников давления входят следующие агрегаты, в шт:

-аварийная насосная станция

-фильтр аварийной системы

-кран кольцевания

-предохранител1 ный клапан ГА-А2/3

-манометр ДИИ-2чО

I

I;

U

I.


- 52 -

Насосная станция, фильтр, предохранительный клапан и чик манометра установлены под левым зализом центроплана, кран '-ольцевания - на горизонтальной панели левого пуль

Аварийная насосная станция (29). На самолете может установлена насосная станция агр. 465К или агр. 465МТВ. агр. 465К при одном работающем двигателе запрещается, та при этом может разрушиться предельная муфта СТГ-18ТИ.

Производительность агр. 465ГС около 8 л/мин, агр. 465

-3,8 л/мин. Давление, создаваемое агр. 465К и агр. 465МТ

-160 ч 15 кГ/см2.

Аварийная насосная станция состоит из электродвигател плунжерного гидронасоса (рис. 25). Насоо состоит из кор ни плунжерных пар (2) с обратными клапанами (З)^ала с ком (I) и других деталей.

1идкость из гидробака через центральный штуцер корп са поступает в полость, где расположены плунжерные пар вращении вала он эксцентриком перемещает плунжеры в ра направлении. Плунжеры, перемещаясь в сторону вала, открыв окна, через которые жидкость поступает под плунжеры. Пр нейшем вращении вала плунжеры, перемещаясь в обратном н нии выталкивают жидкость через обратные клапаны в коль нал корпуса, а из него через боковой штуцер в систе

Насосная станция включается выключателем, установленным средней панели приборной доски. Кроме того, станция вкл автоматически при аварийном выпуске закрылков и аварийн жении колес. В этом случае выключатель должен стоять в положении. Независимо от способа включения насосной ста да она включена, горит сигнальная лампа над выключател После прекращения пользования аварийными потребителями ст автоматически выключается. Сигнальная лампа гаснет. Включа станцию только на время срабатывания потребителей. Непре работа станции не должна превышать 15 минут, после чег сделать перерыв в работе на 15 минут.

Включать станцию можно для создания<давления в осно гндросисте з.

- 53 - Для этого необходимо открыть кран кольцевания и выключате

лем на приборной доске включить станцию. После выполнения не ходимых работ;, сначала выключить насосную станцию, а затемзакрыть кран кольцевания.

Кран кольцевания (см.рис. 23, поз.31) игольчатый, вентиль­ ного типа с рукояткой в виде крестовины. Кран включает лини давления от насосной станции в основную систему. Рукоятка кр на установлена на горизонтальной панели левого пульта. Перед полетом кран должен быть закрыт.

(Еилътр аварийной системы (30) предназначен для тонкой очнс ки жидкости от механических примесей в линии давления за н ной станцией. По конструкции и работе он аналогичен фильтру новной системы, однако имеет меньшие габаритные размеры.

Предохранительный клапан ГА-ч2/3 (32) предотвращает дефор - мацию и разрушение аварийной системы от повышения давления сверх допустимой величины. Он состоит из корпуса, гильзы,непо вижного седла, поршня с дроссельным отверстием и пружиной,шари кового клапана с пружиной и других деталей.

Клапан работает аналогично предохранительному лапану авто­ мата разгрузки'насосов. Он открывается при давлении свыше 160 +. кГ/cu2, а закрывается при понижении давления в системе до 143 кГ/см2.

РАБОТА ИСТОЧНИКОВ ДАВЛЕНИЯ АВАРИЙНОЙ ГИДРОСИСТЕМЫ

В процессе работы насосной станции жидкость из бака пост пает к станции, а из нее через фильтр - к крану кольцеван аварийным Потребителям и предохранительному клапану.

При выключенных аварийных потребителях и закрытом кране кольцевания, жидкость проходит через прэдохранительный клапан и сливается в бак, а при открытом кране жидкость из бака пает к станции;- из нее через фильтр аварийной системы и от тый кран кольцевания - к фильтру основной системы и далее в новную систему.


- 5t -

ГИДР0С1СТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТОМ КОЛЕС ПЕРЕДНЕЙ НОГИ

Для улучшения маневренности самолета при рулении и ния путевой устойчивости на разбеге и пробеге колеса ноги могут поворачиваться от штурвальчика на углы по влево и вправо или от педалей управления рулен напра углы по 10 + 1° в обе стороны о одновременным отклоне направления.

Когда система поворота выключена, колеса передней н ботают в режиме самоориентирования.

Система управления поворотом колес передней ноги со

следующих агрегатов, шт:;

 

 

- электромагнитного крана ГА-163Д6

 

I

- комбинированного крана РГ-8А

 

I

- крана подготовки системы

ГСЭ-5

I

- предохранительного клапана

 

I

- дросселей

 

I

- рулевого цилиндра

 

I;

- трубопроводов и других деталей.

 

 

Все агрегаты системы поворота установлены в отсеке ноги.

Дроссель (72), установленный на входе жидкости в сис поворота, обеспечивает плавное нарастание давления жидкос системе, чем достигается плавность поворота передних ко дроссель (38), установленный между краном КЭ-5 и рулевым дром, совместно с рулевым цилиндром обеспечивают гашение колебаний типа "Шимми".

Электромагнитный кран ГА-163/16 (35) предназначен для электродистанционного управления подачей жидкости под дав к комбинированному крану РГ-8А, чем обеспечивается включен системы управления поворотом передних колес в режим "Ру или "Взлет-посадка". Он СОСТОИТ ИЗ корпуса, двух гильз, д золотников с пружинами, двух электромагнитов и других д

- 55 - Еидкость под давлением одновременно подводится к оо'оим зо

лотникам.

Когда электромагниты обесточены, золотники пружинами сне- - щены в сторону электромагнитов и своими буртиками перекрывают линию давления. Поворотные золотники комбинированного крана РГ-8А,через кольцевые проточки золотников крана ГА-16Э/16,сооб щены со сливом. Система поворота выключена. Краны ГЛ-163/16 и КЭ-5 включаются под ток г треключателем, установленным на лево панели приборной доски. При включении одного электромагнита ГА-163Д6 под ток золотник перемещается в сторону пружины и кольцевой проточкой пропускает жидкость под давлением к пово ному золотнику для управления системой от педалей и к пер чающему золотнику крана РГ-8А. Поворотный золотник управления системой от штурвальчика через проточку другого золотника кр ГА-163Д6 сообщается со сливом.

При включении не другого электромагнита ГА-163Д6 под ток другой золотник перемещается в сторону пружины и кольцевой проточкой пропускает жидкость под давлением к поворотному зо­ лотнику управления системой от штурвальчика и к переключающем золотнику. Поворотный золотит РГ-8А управления системой от пе далей через проточку первого золотника ГА-163Д6 сообщается с сливом.

Комбинированный кран РГ-8А (36) предназначен для управления подачей жидкости под давлением в необходимую полость рулевого цилиндра в режиме рулежного или взлетно-посадочноро управления поворотом передних колес.

Он состоит из корпуса и двух гильз, в одной . из кото установлена золотниковая втулка, а в другой - переключающий з лотник. В золотниковой втулке навстречу друг другу установлен поворотные золотники.

Переключающий золотник предназначен для подключения рулевого цилиндра к поворотному золотнику крана РГ-8А управления систе мой от штурвальчика или от педалей в зависимости от того,к управление включено. Переключающий золотник перемещается из одного крайнего положения в другое давлением жидкости.


_ 56 -

i Поворотный золоти, л рулежного управления системой механ мов передачи соединен со штурвальчиком, установленным на зонтальной панели левого пульта, а золотник взлетно-посад го управления через качалку и тяги на 4 шпангоуте соед педалями управления рулем направления. Золотниковая втулк темой обратной связи соединена с рулевым цилиндром.

При вк течении рулекного управления жидкость подводитс ;поворотному золотнику управления системой от штурвальчика [переключающему золотникуРГ-8А, который подключает рулевой линдр к золотнику хуленного управления. Когда поворотный ник и'золотниковая втулка стоят в нейтральном положении, ник буртиками перекрывает все каналы в золотниковой вту При повороте штурвальчика и ту или другую сторону пово ся золотник рулежного управления и открываются каналы в никовой втулке; через которые жидкость поступает к перек щему золотнику. От этого золотника жидкость поступает в полость рулевого цилиндрг, а другая полость через прото лючающего золотника, каналы золотниковой втулки и золотни лекгого управления сообщается со сливом.

Корпус рулевого цилиндра перемещается по штоку и че водок, хомут и цилиндр амортизатора поворачивает колеса ней ноги.

Одновременно система обратной связи поворччивает золот вую втулку в ту же сторону куда был повернут золотни происходить до тех пор, пока втулка не догонит золотн ник буртиками перекроет каналы во втулке. Поступление ж в рулевой цилиндр прекращается.

Колеса передней ноги фиксируются в заданном положени изменения направления движения самолета необходимо измени положение штурвальчика.

При включении взлет' о-посадочного управления системой рота жидкость поступает к поворотному золотнику управлени педалей и к переключающему золотнику РГ-8А, который подк рулевой цилиндр к поворотному золотнику взлетно-посадочного управления. Когда золотник и золотниковая втулка стоят

- 57 -

ральном положении, золотник буртиками перекрывает все каналы в золотниковой втулке.

Взлетно-посадочное управление системой ловврота работет так не, как и рулежное, но колеоа передней ноги поворачиваются обе отороны максимально на углы по 10 + 1°. Направление пово та передних колес зависит от направления перемещения педале следовательно, и поворотного золотника РГ-8Л.

Кран подготовки системы поворота КЭ-5 (37) предназначен для разобщения полостей рулевого цилиндра при включении системы ворота. • Он.состоит из корпуса, гильзы, золотника с пружиной электромагнита. Когда система поворота выключена, золотник пру жиной смещен в сторону электромагнита и кольцевой проточкой рез дроссель сообщает полости рулевого цилиндра между собой. Колеса передней ноги работают в режиме самоориентирования.

Роль паси .'еля автоколебаний типа "шимми"- совместно с дро селем выполняет рулевой цилиндр. При включении электромагнита под ток золотник перемещается в сторону пружины и своим бу ком разобщает полости рулевого цилиндра. Система поворота под готовлена к действию. Кран КЭ-5 включается под ток тем не лючателем, что и ГА-163/16 при установке его в положение "Ру ние" или "Взлет-посадка".

Предохранительный клапан (39) предотвращает деформацию и разрушение системы поворота при боковом ударе передних колес когда полости рулевого цилиндра разобщены. Клапан d C O C T O H T ИЗ корпуса и двух шариковых клапанов с пружинами. При боковом ре передниеколеса стремятся повернуться. В этом случае давл в одной полости рулевого цилиндра увеличивается, в другой ум шается. С увеличением давления в одной полости цилиндра до 155 кГ/см2 открывается один шариковый клапан; через который жидкость перетекает в другую полость цилиндра. При боковом с противоположной стороны открывается другой шариковый клапан.