Файл: Войтишек В.В. Курс лекций по математике для слушателей подготовительного отделения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Д - ВС

лежит на стороне ЙВ.

Треугольник

ОСА

можно постро­

ить по углу

в = ы- ,

основанию

Ь

и другой стороне

ЙД - л -

-й & '& й

= ЙВ'ВС. Искомая точка ß

лежит на"медиатрисе

BE

отрез­

ка СД

там,

где BE

пересекается

с й&-

Анализ

окончен.

Пост­

роение, обоснование, исследование проводятся так же, как при ре­

шении первой задачи.

оС> у

 

тем, что теперь ЙВ <

 

2) Анализ в случае

отличается

< ВС

и точка Д

окажется за

вершиной й

(другими словами,точка

й лежит на отрезке ВД

= ВС)- Но точка В всё равно лежит на

медиатрисе отрезка

СД .

 

 

 

 

Остальные части решения (построение, обоснование, исследова­

ние)

мы опускаем.

 

 

 

'

 

Решение

одиннадцатой задачи

 

Задача относится к разделу математики, который называется

комбинаторикой.

 

 

 

 

 

Бели бы все 10 точек

обладали свойством г-никакие три точки

не лежат на одной

прямой,

- то любая тройка точек образовала бы

треугольник. Речь идёт, таким образом, о подсчёте числа всевоз­ можных подмножеств, в каждом из которых три различных элемента (точки, служащие вершинами треугольника), а элементы выбираются из десяти различных, элементов (точек). Искомое число называется

числом сочетаний из десяти по три

(С ^).

Как известно

(см.

стр. 74 ) ,

 

 

 

 

с к _

.

я /

В данном случае

л

к! (п -і)!

 

 

 

з

ю!

/ ДЗ - Й^ б Г З Й/ О

С

= ——; - ---------- -120.

to

З І ? І

c / - £ - 3) ( l - £ - 3 -4 -S-6 -7)

Но из этого числа надо выесть число "неполучившихся" треугольни­

ков (семь точек лежат на одной прямой). Из семи

точек, находящихся

в общем положении (то

есть

лежащих на плоскости

так, что

никакие

три точки не лежат на

одной

прямой), можно было получить

 

Лj ?/

треугольников.

 

 

С7 - - j i j r

 

 

Ответ: существует 85 треугольников, удовлетворяющих условию задачи.

31


Решение двенадцатой задачи

Эта задача тоже из числа комбинаторных.

Слово "поиск" состоит из пяти различных букв (элементов).

Различных буквосочетаний будет столько же, сколько.возможно сде­ лать перестановок (одна от другой отличается порядком элементов). Число различных перестановок из пяти элементов Ps ~ 5\ - I-2-3-4S-120.

Ответ: 120 буковосочетаний по пяти букв в каждом.

В слове "атака" тоже пять букв, но различных букв всего три, Поэтому от перестановки первой и третьей или первой и пятой, или, наконец, третьей и пятой букв первоначального слова не будет полу­

чаться

новых буквосочетаний. Это так называемые

перестановки

с

повторениями из пяти элементов (З+І+І). В скобках написано,

что

имеется

три элемента одного сорта

(буква а

) ,

один

элемент

вто­

рого сорта ( буква Г ) и один элемент третьего

сорта

( буква Ж).

Число перестановок в данном случае

подсчитывается по формуле:

 

 

Р (3,1,1) -

s!

І&ЗН-З

 

 

 

 

 

з ! і ! Н -

а-й-зн-і

 

 

 

 

То есть

перестановок с

повторением буквы

(три

раза) в шесть раз

меньше общего числа перестановок. Для проверки можно выписать эти буквосочетания (множество буквосочетаний):{ааатк, аатак, аатка,

атака,аткаа, такаа, ткааа, ааакт,

ткааа,

ааакт,

закат,

аакта,

актаа, катаа, ктааа, таака, тааак,

атаак,

каата,

кааат,

акаат}.

Об элементах комбинаторики см. стр.

73+79 пособия.

 

§ 4 . Послесловие к первой

главе

 

 

Итак, разобрано (частью очень подробно, частью бегло) двенад­

цать задач. Обратите внимание на соотношение задач по

разделам

элементарной математики (по алгебре

шесть

задач,

пе геометрии три

задачи,одна по стереометрии), по арифметике (на делимость одна

■задача и две задачи по комбинаторике). Нам кажется, что такое рас­

пределение задач типично.для контрольной работы в школе с услож­ ненной программой по математике (в будущем, мы надеемся, подроб­ ное распределение не удивит и обычного школьника).

Типична, на наш взгляд, и постановка задач. Например, по планиметрии-это задачи на геометрические места точек и на пост­ роение циркулем и линейкой без делений; по алгебре - это решение и доказательство неравенств. Именно на таких задачах приобретает­

32


ся и оттачивается математическая культура, то есть умение ввделить главное, умение проследить за цепочкой рассуждений, выявляя и обосновывая места, где нарушается эквивалентность рядом стоящих утверждений, умение найти в данной задаче части, которые являются

известными Вам задачами; наконец, умение переформулировать (поста­ раться это сделать) задачу так, что в новом виде её решение нахо­ дится легче.

33

Г л а в а

П

ОСНОВЫ МАТЕМАТИКИ. ЯЗЫК ЛОШКИ И ТЕОН® МНОЖЕСТВ

Не претендуя на полноту, познакомим читателя с теми "кирпичи­ ками", из которых складываются математические утвервдения и рас­

суждения, которые убеждают в правоте высказанных утверждений (та­

кие рассуждения называют доказательствами). Мы постараемся объяс­

нить, почему для опровержения некоторого утверждения достаточно

привести один пример. Так для того, чтобы убедиться в ложности утвервдения: "если.в четырехугольнике диагонали взаимно-перпенди­ кулярны, то этот четырехугольник естьромб," - надо всего лишь

изобразить четырехугольник со взаимно-перпендикулярными диагона­

лями. такой, который не будет

походить на ромб, и для доказатель­

ства не потребуется никаких рассуждений.

 

При решении задач и доказательстве теорем встречаются различ­

ные

О б ъ е к т ы

(числа,

треугольники, точки, плоскости, ут­

вервдения, которые мы называем

высказываниями (см.ниже), углы

многоугольника и углы многогранника, функции, соответствия и т . д . , и т .п .) .

 

Объекты обладают

с в о й с т в а м и

или находятся

в

определенных о т н о ш е н и я х

между собой

(например,

два

действительных числа а

я

6 ѵсіут

удовлетворять

одному

из

трёх

о т н о ш е н и й

п о р я д к а :

либо

а > Ь ,

либо

а - 6

,

либо

а+Ь).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объекты обозначаются

с и м в о л а м и

(чаще всего

буква­

ми). Свойства и отношения обозначаются другими символами в сочета­ нии с теми символами, которые взяты для обозначения объекта. Обычно для. определённого свойства или отношения употребляются определенные.общепринятые символы.

Познакомимся с некоторыми наиболее важными из них.

34


§ I.Алгебра высказываний

Некоторые из рассматриваемых в математике объектов называет­

ся высказываниями. Мы не будем давать точного определения того, что такое высказывание, и ограничимся только пояснением.его на­ глядного смысла.

Высказыванием в математике называется всякое предложение,ко­

торое утверждает, что тот или иной факт имеет место или, напротив не имеет места, или, как говорят, которое содержит определенную информации. Высказывание может быть истинным, если та информация, которую оно сообщает, соответствует действительности, и ложным, если это не соответствует.

Например, предложения:

1)двадцать семь больше шестнадцати;

2)если четырехугольник ромб, то диагонали четырехугольника перпендикулярны;

3)простых чисел конечное число -

являются высказываниями. Пёрвые два из них, очевидно, истинны, последнее ложно. Приведем'примеры предложений, не являющихся вы­

сказываниями:

I )

Как Вас

зовут?

 

 

2)

Как Вы себя

чувствуете?

Много примеров можно найти в

[13]

, в главе

первой.

Содержательную сторону

высказываний -

наше отношение к той

информации, которую содержат отдельные высказывания и т . д . , - ми оставляем здесь полностью в стороне. Единственное свойство выска­

зываний, которое интересует нас здесь, это то, что высказывание может быть истинным или ложным.

Высказывания мы будем обозначать отдельными буквами /Р, В, приписывать значение "единица", если высказывание истинно и значение "ноль" если оно ложно. Иначе говоря, запись

Х = 1

означает, что высказывание х

истинно,

запись х = 0

означает, что оно ложно.

 

 

 

Из

одних высказываний.можно

получать другие. Например, из

высказываний "число я делится на

2" и

" п>

15" можно образовать

высказывание "число/г делится на . 2 и больше 15". Из высказываний "завтра будет хорошая погода", "мы пойдем в лес" можно образовать высказывание "если завтра будет хорошая погода, то мы пойдем в лес'.

35


Алгебра высказываний описывает способы, с помощью которых одни высказывания получаются из других. Основной вопрос , кото­ рый нас будет интересовать формулируется так: как найти значение составного высказывания, то есть как узнать истинно оно или ложно,

если известны значения его частей.

 

 

отрицание,

 

Основные способы образования новых высказываний -

конъюнкцияі

дизъюнкция,

импликация я эквивалентность.

 

 

 

Отрицание высказывания А есть новое высказывание, обозначае­

мое символом Â

 

(читается "не А ").

 

 

 

 

 

Остальные логические операции определяются для пары высказы­

ваний. Конъюнкция высказываний А,

8

есть

высказывание,

обозначаемое

оиыволом

А л в

( читается*Д и В" ).

;Дизъюнкция

А

и в обозначается через A4 В

(читается "или А

или

8 "),

импликация:

в в

(читается."если А, то в

").

Эквивалентность:

А<=>в

(читается " А

равносильно В

”).

 

Формально для алгебры высказываний все свойства указанных

логических операций даются так называемой таблицей истинности,

которая позволяет определить значение каждого из высказываний

по

в,

А л В,

А ѵ В ,

А =*В ,

А ** В

 

 

 

значениями отдельных высказываний. Эта таблица имеет следую­

щий вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

В

 

АлВ

A v ß

А =*В

А <^В

Â

в

 

О'

О

 

0

О

і

 

і

і

1

 

о

1

 

0

1

/

 

0

1

о

 

4

О

 

О

1

О

 

О

о

(

 

1

1

 

1

1

і

.

1

о

о

Забегая немного вперед, можно считать, что новое высказывание яв­

ляется функцией от

а , В ,

. которая принимает том два значения

Ои I . Итак, высказывание можно назвать функціей, у которой область

.'гггределения состоит из двух чисел 0 и I, точнее для

j e AB)

область определения есть множество пар {(0 ;0 ); (0 ;І);

(І;0 ); (I;lj)},

а область значений содержит только 0 и I. Тогда назовём функции,

заданные

таблицей, элементарными. Каждая из них имеет своё наз­

вание.

 

 

 

 

I)

А аВ

-

это к о н ъ ю н к ц и я

(логическое

уѵ ^^Еяе), связка

"а и

5 ”.

 

36