Файл: Войтишек В.В. Курс лекций по математике для слушателей подготовительного отделения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
|
Предположим, что при |
п-к |
||
|
|
к ч+1(1+2к*) = ( к &+1)\ |
||
это |
выражение делится на 64, Если после проверки мы получим,что |
|||
при |
п = к+£ |
выражение |
|
|
|
|
Ct+£)r+ ? f7 + £ r t+ £ ) ej |
||
тоже делится |
на 64, то |
принцип математической индукции позволяет |
||
утверждать, |
что исходное |
утверждение справедливо. |
||
|
. Проверка. |
|
|
|
|
|
(к+£)\7П+£(к+£)г1 --/ (к+£)л*і]*= |
||
|
|
(k &+9k-HH7)â = (k&+9k+H)â= |
||
|
|
к 4+I6k2 +l£l+8k3+ £ £ k 2 +88k = |
||
|
|
Скч+17/кя+ т |
+ (8k3+ 29kS+88k +72) = |
Ck'ä+ 7 )Л +8 (к 3* 3 kâ + Пк +g)\
Первое слагаемое делится на 64 по предположению. Выражение, стоя щее в скобках у второго слагаемого, должно делиться на восемь.
Итак, рассмотрим выражение
к3+ З к&+Мк +9.
Если вспомнить, что к - нечётное число, то мы имеем сумму четы
рёх нечётных чисел. Она, эта сумма, делится на четыре. Но делится
ли она на восемь? Попробуем разложить эту сумму |
на множители: |
|
к 3+Зк2 +Нк +9= Ck3+ßk2+k) +Ck2+2k+]) t (8к+Ю= |
||
к (к&+£к+1)+(к&+2к+І) +8 (к+О = |
|
|
кСк+і)2 + (k-tlf +8 Ck+l) - (к+03 +8СЫ). |
|
|
Теперь уже видно, что можно было сделать проще |
последнюю выклад |
|
ку: вспомнить, что ск+!)3 = к3 +3к2 +3к +! |
, |
отщепить это вы |
ражение от рассматриваемого, т .е . записать, что |
к3 +3ке + нк+9= |
|
Ск3+Зкг+5к +1) +(8к+8 ). Итак, |
|
|
к3+ Зк*+Ик +9 = Ск+1)[(кЮ&+8] .
27
Опять обращаем внимание на то, |
что к |
- нечётное число |
(по усло |
|||||
вии). Тогда |
(кН) |
- число чётное; |
|
( к Н / - |
делится |
на четыре; |
||
L(k+l)*+81 |
- |
делится на четыре ,и, |
наконец, |
к 3+Зк&+Ifк +9 |
||||
делится на восемь, |
что и требовалось |
проверить. |
|
|
||||
|
|
|
Решение девятой |
задачи |
|
|
||
Условие |
задачи: упростить |
выражение |
|
|
||||
l / n f ^ / H ä f / п а * - i t â } / |
|
~ ä ] |
|
|||||
при j - t a * / . |
, |
(А если - Ы а - ю , |
то |
|
как решать |
задачу?) |
Поставленная задача (упростить) не поддаётся формальному
определению. Считается, что, имея опыт в тождественных преобразова ниях, мы сможем прийти к такому выражению, которое будет содержать меньше знаков алгебраических действий (или, как в данном случае,
вовсе их не содержать). Б таких задачах |
возможен произвол |
со |
стороны преподавателя в том емнеле, что |
заранее неясно, какой вид |
|
преобразованного выражения больше всего |
понравится преподавателю, |
ион разрешит дальнейшее"упрощение не делать.
'Переходим к решению задачи. Рассмотрим второе слагаемое в первой скобке
п а |
_ |
1 - а |
______ / н а |
/ п а к ' . і+ а |
/ н а ^ - й - а . ) |
/ п а - / п а |
|
Исходное выражение |
примет |
вид |
|
г |
|
/на |
|
/па |
7 /на*-/ |
|
|
|
I /н т - / н а |
/ н а - / и щ |
а |
|
|
||||
/І+а |
*/ңа |
/і-а*-1 |
|
|
|
|
||
/ н а |
- / н а |
а |
|
|
|
|
|
|
( / н а |
+ / н а ) ( / н а - / н а ) • (/нс? -і) |
&а |
|
с /н ? - 1 ) |
||||
' |
. ( / 7 ä - / H o W |
|
а |
’ ( / н а - / н а ) “ ' |
а |
|||
_ |
|
2 ( /н а * - / ) |
_ 8. ( / п а * -П = [ |
|
|
|||
~ Н а н - а - £ /( п а к н а ) |
г а - / н а * ) |
|
|
при о^а-сі |
||||
Эту задачу можно было сформулировать и так: пусть |
||||||||
задана функция |
г |
,г - |
|
, „ |
, г Г,------ |
, |
7 |
|
* |
|
ж * / н а + |
- . lf J [ j / 5 ^ |
' â l - |
28
Доказать, |
что |
она от а |
не |
зависит. Точнее |
надо |
сказать |
так: до |
|||
казать, что в |
заданной |
области |
определения функция |
j c a ) |
равна |
|||||
постоянно |
числу ( -У |
) . |
В таком виде следует |
проверить, |
нет |
|||||
ли среди |
названных значений а |
( о < а < 1 ) |
таких, при которых |
|||||||
получится нуль в знаменателе. Желающие могут убедиться, |
что |
опас |
||||||||
ными значениями для jc a ) |
являются только |
a -о |
и |
<2-У, |
которые |
|||||
из области определения функции исключены. |
|
|
|
|
|
|||||
И ещё одна задача монет быть сформулирована на основании рас |
||||||||||
сматриваемой |
задачи на |
экзамене: построить |
график функции jc a ) |
в прямоугольной системе координат, где по горизонтальной оси от
кладываются значения |
а. |
, по |
вертикальной |
оси |
значения функции |
||||||||||||||||
j(a). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение десятой |
задачи |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Задача заимствована из |
|
(16 |
, |
§ 68]. Вторая часть |
задачи (касающая |
||||||||||||||||
ся разности |
двух |
сторон) |
приведена тад< не в |
[16] |
|
в |
виде |
задачи |
|||||||||||||
№34 на |
стр. 41. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Будем |
вести |
рассуждение |
без |
чертежа |
(разбирающий |
эту |
задачу |
|||||||||||||
с карандашом и бумагой воспроизводит чертёж сам). |
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
Первый случай. Построить |
треугольник, |
зная |
его |
основание Ь, |
||||||||||||||||
угол оС, |
прилежащий к основанию, |
и суш у |
3 |
двух |
боковых сторон. |
||||||||||||||||
|
1) Анализ. Предположим, что задача решена, т .е . |
найден та |
|||||||||||||||||||
кой й ЙВС, |
что |
|
ДС-6, |
z #-<=■£, |
flö+ BC-S. |
Построить |
с |
помощью цир |
|||||||||||||
куля и линейки |
ДС , |
^Д |
|
мы можем. Остаётся найти |
на |
другой |
|||||||||||||||
стороне |
угла Д |
|
такую |
точку |
ß |
|
, |
чтобы сумма |
ДВ + ВС. |
равня |
|||||||||||
лась |
S. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Важный момент: продолжив |
ДВ , |
отложим |
отрезок |
ДД ; |
равный |
|||||||||||||||
3. |
Искомая точка |
ß |
должна быть одинаково |
удалена |
от |
точки С |
|||||||||||||||
и точки Д , |
. т .е . лежать |
на |
перпендикуляре, |
проведенном к отрезку |
|||||||||||||||||
СД |
через |
его |
середину (этот |
перпендикуляр называют |
ещё медиатри- |
||||||||||||||||
сой |
отрезка |
СД |
|
) . |
Итак, |
план построения |
готов. |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
2) Построение. Строим z К - ос. На одной его стороне отклады |
||||||||||||||||||||
ваем |
отрезок KL = Ь , |
на другой |
К Я - S. Соединяем |
точки |
L и Н |
||||||||||||||||
отрезком |
прямой. Через |
середину |
отрезка І Я |
проводим |
перпендику |
||||||||||||||||
ляр МО. |
Точку |
Л |
соединяем |
с |
точкой |
М |
- |
точкой |
пересечения |
||||||||||||
перпендикуляра |
МО |
со |
стороной |
КЯ. |
Треугольник |
K L M -искомый, |
|||||||||||||||
ибо по построению в нём z MKL |
~ ы. , |
основание |
KL |
- 6 |
|
||||||||||||||||
и K M + M L |
= S . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29
3) Обоснование. Мы свели решение данной задачи к решению
простых задач: (I) построить медиатрису; (2) построить угол,рав ный данному; (3) отложить отрезок, равный данному. Законность этих стандартных построений основана на теоремах и аксиомах,
которые приведены в любом учебнике по планиметрии (пересмотреть
самостоятельно |
эти |
теоремы |
и аксиомы полезно тому, кто |
их забыл, |
||
см. например, |
[12] |
, § 7) . |
|
|
|
|
4) Исследование, Задача не всегда возможна. Если |
s ^ 6 , |
|||||
то построение |
невозможно, |
ибо |
нарушено неравенство |
треугольника. |
||
Если s > b , то |
в учебнике [16] |
утверждается, что есть |
случаи,когда |
задача невозможна. Однако можно привести опровержение. Проведём
две |
окружности радиуса s , |
|
одну |
с центром |
К , |
другую с |
центром |
||||||||
L. |
Точка Я |
■ вершина вспомогательного |
треугольника |
Х і Я — |
|
||||||||||
находится на первой окружности (центр К , |
, |
радиус S |
) . |
Если из |
|||||||||||
центра К |
опустить перпендикуляр на сторону |
LM , |
то |
он разо |
|||||||||||
бьет эту сторону на два |
отрезка, |
причём |
к вершине Я |
будет при |
|||||||||||
мыкать отрезок большей длины, |
чем |
отрезок, |
примыкающий к верши |
||||||||||||
не |
L (наклонная |
K H - s |
больше наклонной |
IX = 6 ) , |
. Значит, |
||||||||||
середина стороны |
L N |
ближе к вершине |
Я . |
Если через |
эту |
сере |
|||||||||
дину провести |
перпендикуляр, |
то точка |
К |
|
окажется в |
той же по |
|||||||||
луплоскости, |
что и точка |
Z. |
А последнее |
утверждение |
означает |
, |
|||||||||
что |
проведённый перпендикуляр обязательно |
пересечёт сторону К Я |
|||||||||||||
в точке И , |
, |
и треугольник |
KLM |
всегда |
существует. |
|
|
|
|||||||
|
Наконец, если решение есть, то оно в данной задаче одно (как |
||||||||||||||
говорят, решение единственно), ибо перпендикуляр МО |
пересекает |
||||||||||||||
прямую ХМ |
в |
одной точке |
( |
о° < ы.-< 180°). |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
Второй случай |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Построить треугольник |
по |
основанию, |
углу, |
прилегающему |
к |
(основанию, и разности двух других сторон (рассмотреть два случая:
.1) когда дан меньший из двух углов, |
прилегающий к основанию, 2) |
||||
когда дан больший из них). |
|
|
|
||
Решение. I) Пусть основание по-прежнему равно |
6 , |
угол ы. |
|||
меньше другогй угла при основании ( обозначим его [ |
) , |
разность |
|||
боковых сторон равна г . . Анализ проводим так же, |
как в первом |
||||
случае: предположим, что в найденном треугольнике |
ДВС. |
оснований |
|||
ДС = 6 , |
^ А = ос |
(ибо во всяком |
треугольнике против большогсі |
||
угла ( [ |
) лежит |
большая сторона). |
Значит, точка |
Д |
такая, что |
30