Файл: Войтишек В.В. Курс лекций по математике для слушателей подготовительного отделения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Предположим, что при

п-к

 

 

к ч+1(1+2к*) = ( к &+1)\

это

выражение делится на 64, Если после проверки мы получим,что

при

п = к+£

выражение

 

 

 

 

Ct+£)r+ ? f7 + £ r t+ £ ) ej

тоже делится

на 64, то

принцип математической индукции позволяет

утверждать,

что исходное

утверждение справедливо.

 

. Проверка.

 

 

 

 

(к+£)\7П+£(к+£)г1 --/ (к+£)л*і]*=

 

 

(k &+9k-HH7)â = (k&+9k+H)â=

 

 

к 4+I6k2 +l£l+8k3+ £ £ k 2 +88k =

 

 

Скч+17/кя+ т

+ (8k3+ 29kS+88k +72) =

Ck'ä+ 7 )Л +8 (к 3* 3 kâ + Пк +g)\

Первое слагаемое делится на 64 по предположению. Выражение, стоя­ щее в скобках у второго слагаемого, должно делиться на восемь.

Итак, рассмотрим выражение

к3+ З к&+Мк +9.

Если вспомнить, что к - нечётное число, то мы имеем сумму четы­

рёх нечётных чисел. Она, эта сумма, делится на четыре. Но делится

ли она на восемь? Попробуем разложить эту сумму

на множители:

к 3+Зк2 +Нк +9= Ck3+ßk2+k) +Ck2+2k+]) t (8к+Ю=

к (к&+£к+1)+(к&+2к+І) +8 (к+О =

 

 

кСк+і)2 + (k-tlf +8 Ck+l) - (к+03 +8СЫ).

 

 

Теперь уже видно, что можно было сделать проще

последнюю выклад­

ку: вспомнить, что ск+!)3 = к3 +3к2 +3к +!

,

отщепить это вы­

ражение от рассматриваемого, т .е . записать, что

к3 +3ке + нк+9=

Ск3+Зкг+5к +1) +(8к+8 ). Итак,

 

 

к3+ Зк*+Ик +9 = Ск+1)[(кЮ&+8] .

27


Опять обращаем внимание на то,

что к

- нечётное число

(по усло­

вии). Тогда

(кН)

- число чётное;

 

( к Н / -

делится

на четыре;

L(k+l)*+81

-

делится на четыре ,и,

наконец,

к 3+Зк&+Ifк +9

делится на восемь,

что и требовалось

проверить.

 

 

 

 

 

Решение девятой

задачи

 

 

Условие

задачи: упростить

выражение

 

 

l / n f ^ / H ä f / п а * - i t â } /

 

~ ä ]

 

при j - t a * / .

,

(А если - Ы а - ю ,

то

 

как решать

задачу?)

Поставленная задача (упростить) не поддаётся формальному

определению. Считается, что, имея опыт в тождественных преобразова­ ниях, мы сможем прийти к такому выражению, которое будет содержать меньше знаков алгебраических действий (или, как в данном случае,

вовсе их не содержать). Б таких задачах

возможен произвол

со

стороны преподавателя в том емнеле, что

заранее неясно, какой вид

преобразованного выражения больше всего

понравится преподавателю,

ион разрешит дальнейшее"упрощение не делать.

'Переходим к решению задачи. Рассмотрим второе слагаемое в первой скобке

п а

_

1 - а

______ / н а

/ п а к ' . і+ а

/ н а ^ - й - а . )

/ п а - / п а

Исходное выражение

примет

вид

 

г

 

/на

 

/па

7 /на*-/

 

 

I /н т - / н а

/ н а - / и щ

а

 

 

/І+а

*/ңа

/і-а*-1

 

 

 

 

/ н а

- / н а

а

 

 

 

 

 

( / н а

+ / н а ) ( / н а - / н а ) (/нс? -і)

 

с /н ? - 1 )

'

. ( / 7 ä - / H o W

 

а

( / н а - / н а ) “ '

а

_

 

2 ( /н а * - / )

_ 8. ( / п а * -П = [

 

 

~ Н а н - а - £ /( п а к н а )

г а - / н а * )

 

 

при о^а-сі

Эту задачу можно было сформулировать и так: пусть

задана функция

г

,г -

 

,

, г Г,------

,

7

*

 

ж * / н а +

- . lf J [ j / 5 ^

' â l -

28


Доказать,

что

она от а

не

зависит. Точнее

надо

сказать

так: до­

казать, что в

заданной

области

определения функция

j c a )

равна

постоянно

числу ( -У

) .

В таком виде следует

проверить,

нет

ли среди

названных значений а

( о < а < 1 )

таких, при которых

получится нуль в знаменателе. Желающие могут убедиться,

что

опас­

ными значениями для jc a )

являются только

a -о

и

<2-У,

которые

из области определения функции исключены.

 

 

 

 

 

И ещё одна задача монет быть сформулирована на основании рас­

сматриваемой

задачи на

экзамене: построить

график функции jc a )

в прямоугольной системе координат, где по горизонтальной оси от­

кладываются значения

а.

, по

вертикальной

оси

значения функции

j(a).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение десятой

задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача заимствована из

 

(16

,

§ 68]. Вторая часть

задачи (касающая­

ся разности

двух

сторон)

приведена тад< не в

[16]

 

в

виде

задачи

№34 на

стр. 41.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Будем

вести

рассуждение

без

чертежа

(разбирающий

эту

задачу

с карандашом и бумагой воспроизводит чертёж сам).

 

 

 

 

 

Первый случай. Построить

треугольник,

зная

его

основание Ь,

угол оС,

прилежащий к основанию,

и суш у

3

двух

боковых сторон.

 

1) Анализ. Предположим, что задача решена, т .е .

найден та­

кой й ЙВС,

что

 

ДС-6,

z #-<=■£,

flö+ BC-S.

Построить

с

помощью цир­

куля и линейки

ДС ,

 

мы можем. Остаётся найти

на

другой

стороне

угла Д

 

такую

точку

ß

 

,

чтобы сумма

ДВ + ВС.

равня­

лась

S.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важный момент: продолжив

ДВ ,

отложим

отрезок

ДД ;

равный

3.

Искомая точка

ß

должна быть одинаково

удалена

от

точки С

и точки Д ,

. т .е . лежать

на

перпендикуляре,

проведенном к отрезку

СД

через

его

середину (этот

перпендикуляр называют

ещё медиатри-

сой

отрезка

СД

 

) .

Итак,

план построения

готов.

 

 

 

 

 

 

2) Построение. Строим z К - ос. На одной его стороне отклады­

ваем

отрезок KL = Ь ,

на другой

К Я - S. Соединяем

точки

L и Н

отрезком

прямой. Через

середину

отрезка І Я

проводим

перпендику­

ляр МО.

Точку

Л

соединяем

с

точкой

М

-

точкой

пересечения

перпендикуляра

МО

со

стороной

КЯ.

Треугольник

K L M -искомый,

ибо по построению в нём z MKL

~ ы. ,

основание

KL

- 6

 

и K M + M L

= S .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29



3) Обоснование. Мы свели решение данной задачи к решению

простых задач: (I) построить медиатрису; (2) построить угол,рав­ ный данному; (3) отложить отрезок, равный данному. Законность этих стандартных построений основана на теоремах и аксиомах,

которые приведены в любом учебнике по планиметрии (пересмотреть

самостоятельно

эти

теоремы

и аксиомы полезно тому, кто

их забыл,

см. например,

[12]

, § 7) .

 

 

 

 

4) Исследование, Задача не всегда возможна. Если

s ^ 6 ,

то построение

невозможно,

ибо

нарушено неравенство

треугольника.

Если s > b , то

в учебнике [16]

утверждается, что есть

случаи,когда

задача невозможна. Однако можно привести опровержение. Проведём

две

окружности радиуса s ,

 

одну

с центром

К ,

другую с

центром

L.

Точка Я

вершина вспомогательного

треугольника

Х і Я —

 

находится на первой окружности (центр К ,

,

радиус S

) .

Если из

центра К

опустить перпендикуляр на сторону

LM ,

то

он разо­

бьет эту сторону на два

отрезка,

причём

к вершине Я

будет при­

мыкать отрезок большей длины,

чем

отрезок,

примыкающий к верши­

не

L (наклонная

K H - s

больше наклонной

IX = 6 ) ,

. Значит,

середина стороны

L N

ближе к вершине

Я .

Если через

эту

сере­

дину провести

перпендикуляр,

то точка

К

 

окажется в

той же по­

луплоскости,

что и точка

Z.

А последнее

утверждение

означает

,

что

проведённый перпендикуляр обязательно

пересечёт сторону К Я

в точке И ,

,

и треугольник

KLM

всегда

существует.

 

 

 

 

Наконец, если решение есть, то оно в данной задаче одно (как

говорят, решение единственно), ибо перпендикуляр МО

пересекает

прямую ХМ

в

одной точке

(

о° < ы.-< 180°).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй случай

 

 

 

 

 

 

 

 

Построить треугольник

по

основанию,

углу,

прилегающему

к

(основанию, и разности двух других сторон (рассмотреть два случая:

.1) когда дан меньший из двух углов,

прилегающий к основанию, 2)

когда дан больший из них).

 

 

 

Решение. I) Пусть основание по-прежнему равно

6 ,

угол ы.

меньше другогй угла при основании ( обозначим его [

) ,

разность

боковых сторон равна г . . Анализ проводим так же,

как в первом

случае: предположим, что в найденном треугольнике

ДВС.

оснований

ДС = 6 ,

^ А = ос

(ибо во всяком

треугольнике против большогсі

угла ( [

) лежит

большая сторона).

Значит, точка

Д

такая, что

30