Файл: Вашец Н.И. Монтаж и эксплуатация башенных кранов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

серии КБ глобоидальные редукторы применяют агрегатированными в едином блоке с двигателем и тормозом, обозначенным МТРГУ (мотор-тормоз-редуктор глобоидальный универсальный). На внешней поверхности блока МТРГУ отлиты проушины для крепления рычагов тормоза, который устанавливается в этом слу­ чае без рамы. Для прохода колодок, охватывающих тормозной шкив, по бокам блока МТРГУ предусмотрены окна.

■Марка редуктора состоит из букв и цифрового обозначения межцентрового расстояния в мм, например РМ-400 и РГУ-120.

Редукторы РМ имеют разъемный корпус, обеспечивающий дос­ туп к передачам для обслуживания и ремонта. Все передачи уста­ новлены на подшипниках качения. Редукторы имеют различные исполнения, отличающиеся передаточными числами, а также по­ ложением входных и выходных концов вала.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ КРАНОВ

ОСОБЕННОСТИ КРАНОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Электрооборудование башенного крана по назначению подраз­ деляется на основное (оборудование электропривода) и вспомо­ гательное (оборудование рабочего и ремонтного освещения и от'опления).

К основному электрооборудованию относятся: электродвигатели; аппараты управления электродвигателями — контроллеры, ко­

мандоконтроллеры, контакторы, магнитные пускатели, реле уп­ равления;

аппараты регулирования скорости электродвигателей — пус­ корегулирующие сопротивления, вихревые тормозные генера­ торы;

аппараты управления тормозами — тормозные электромагни­ ты и электрогидравлические толкатели;

аппараты электрической защиты — защитные панели, автома­ тические выключатели, максимальные и тепловые реле, предо­ хранители, распределительные ящики и другие аппараты, обес­ печивающие максимальную или нулевую защиту электродвига­ телей;,

аппараты механической защиты — конечные выключатели, обеспечивающие защиту крана и его механизмов от перехода крайних положений и перегрузки;

селеновые выпрямители, являющиеся источником постоянного тока, которым питается обмотка возбуждения вихревого тормоз­ ного генератора, а также цепи управления некоторых типов кра­ нов;

аппараты и приборы, используемые для различных переключе­ ний и контроля силовых цепей управления — кнопки, рубильни­ ки, выключатели, переключатели, измерительные приборы.

К вспомогательному оборудованию относятся приборы освети­ тельные (светильники, прожекторы), электрообогрева (электро­ печки, нагреватели), звуковой сигнализации (звонки, сирены), а также аппараты управления и защиты (трансформаторы, выклю­ чатели, предохранители и т. д.), установленные в цепях освеще­ ния и отопления.

Работа электрооборудования башенного крана отличается большой частотой включений, значительными перегрузками, из­ менением направления вращения (реверс), регулированием ско­ рости привода, затрудненным доступом для обслуживания и ре­ монта, работой в условиях загрязненности, влажности, значи­ тельного перепада температур, вибрации и т. д. Поэтому электро­

60



Рис. 24. Крановый асинхронный элек­ тродвигатель с фазным ротором.

оборудование должно обладать повышенной прочностью, высо­ кокачественной изоляцией и надежной защитой от окружающей среды.

Этому требованию в достаточной мере отвечают машины и аппараты специального кранового исполнения. Однако на кра­ нах, особенно прежних выпусков, применяют также электроап­ параты общепромышленного назначения (магнитные пускатели, станочные выключатели, микропереключатели и др.). Эти аппа­ раты не приспособлены для тяжелых условий работы на кранах и требуют особо тщательного наблюдения и ухода.

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ

Для привода механизмов башенных кранов применяют асин­ хронные электродвигатели трехфазного тока кранового типа (рис. 24), предназначенные для работы как в помещении, так и на открытом воздухе. Поэтому их выполняют закрытыми, с на­ ружным обдувом и противосыростной изоляцией. Так как двига­ тели рассчитаны на тяжелые условия работы, их механическая конструкция обладает повышенной прочностью. Они имеют повы­ шенные пусковые моменты и могут выдерживать кратковремен­ ные перегрузки, превышающие в 2,5—3 раза их номинальную мощность.

Статорные обмотки электродвигателей рассчитаны на напря­ жение 220/380 в. При напряжении 220 в обмотки соединяют в треугольник, а при напряжении 380 в — в звезду. Для этого в ко­ робке выводов необходимо сде­ лать переключения: при соеди­ нении в треугольник попарно соединить выводы С1 и С6, С2 и С4, СЗ и С5 и к образовав­ шимся трем точкам присоеди­ нить провода питания, при сое­ динении в звезду концы обмо­ ток С4, С5, С6 соединяют вместе, а к началам обмоток С1, С2, СЗ подключают прово­ да питания.

Для изменения направления вращения электродвигателя на­ до поменять местами концы

двух проводов питающей сети в месте присоединения их к выво­ дам обмотки статора. Места соединения подводящих проводов с выводными проводами обмотки статора необходимо изолиро­ вать прорезиненной лентой, затем лентой из лакоткани и по­ вторно прорезиненной лентой, накладывая каждую ленту в два слоя с перекрытием половины ее ширины. После этого статорные соединения укладывают на дно коробки выводов.

61

Сверху коробка выводов закрывается крышкой на болтах. Между коробкой и крышкой обязательно должна быть проклад­ ка, препятствующая проникновению в коробку пыли.

Допустимые нагрузки электродвигателя определяются его на­ гревом, а следовательно, зависят от режима работы.

Крановые электродвигатели рассчитаны на кратковременные и повторно-кратковременные режимы работы.

Кратковременным режимом называется режим работы, при ко­ тором электродвигатель включается на некоторое время (напри­ мер, на 30 мин), после чего наступает перерыв в работе до пол­ ного остывания электродвигателя.

Повторно-кратковременный режим представляет собой дли­ тельно-повторяющиеся циклы. В каждом цикле последовательно чередуются включение — работа, выключение — пауза. Этот ре­ жим характеризуется продолжительностью включения (ПВ), вы­ раженной в проц.:

ПВ =

Время

работы электродвигателя

X 100.

 

 

Время цикла

Согласно установленным нормам время цикла не должно пре­ вышать 10 мин. В СССР для крановых электродвигателей приня­ ты стандартные значения ПВ, равные 15; 25; 40 и 60%. Каждому из них соответствует нагрузка электродвигателя, допускаемая его нагревом при данном режиме работы.

КОНТРОЛЛЕРЫ

С помощью контроллеров осуществляют управление работой электродвигателя, т. е. его включение, регулирование скорости, остановку и изменение направления движения (реверсирование).

Контроллеры, применяемые для управления электродвигателя­ ми крановых механизмов, по принципу работы разделяются на два вида: контроллеры непосредственного управления, или сило­ вые, замыкающие или размыкающие силовые цепи двигателя с помощью контактных устройств контроллера с ручным приводом; контроллеры дистанционного управления, или магнитные, управ­ ляемые с помощью командоконтроллеров, переключающих цепи управления.

Силовые контроллеры. В настоящее время наша промышлен­ ность выпускает силовые контроллеры с контактными устройства­ ми только кулачкового типа. В эксплуатации сохранились изго­ тавливаемые ранее контроллеры барабанного типа (рис. 25).

Контактное устройство барабанного контроллера состоит из ряда пружинящих контактов-пальцев, собранных на неподвиж­ ной изоляционной доске, и из металлических сегментов с медны­ ми накладками, собранными на изолированном валу. При вра­ щении вала его сегменты соединяют контактные пальцы по тре­ буемой схеме.

62


Основными конструктивными узлами кулачкового контроллера (рис. 26) являются контактные (кулачковые) элементы и вал с кулачковыми шайбами.

Кулачковый элемент смонтирован на изоляционной доске или на фасонном пластмассовом изоляторе. Доски с кулачковыми элементами закреплены на раме контроллера. Кулачко­ вый элемент может быть снят для ремонта или заме­ ны без нарушения крепления и электрических соединений

остальных элементов.

 

 

 

 

 

 

Кулачковые

контакторы

 

 

 

 

имеют

фиксирующий меха­

 

 

 

 

низм,

благодаря

которому

 

 

 

 

остановка

вала кулачкового

 

 

 

 

барабана

происходит в по­

 

 

 

 

ложении,

соответствующем

 

 

 

 

полному

замыканию

 

или

 

 

 

 

полному

размыканию

кон­

 

 

 

 

тактов. Токоведующие

эле­

 

 

 

 

менты

контроллеров закры­

 

 

 

 

ваются крышками.

 

 

 

 

 

 

 

Контроллеры

выпускают

 

 

 

 

двух

видов:

 

контроллеры

 

 

 

 

для

управления

одним

и

 

 

 

 

двумя двигателями.

 

ви­

 

 

 

 

Контроллеры

первого

 

 

 

 

да

имеют

четыре

контакт­

 

 

 

 

ных элемента

для

замыка­

 

 

 

 

ния статорной цепи двигате­

 

 

 

 

ля,

три контактных элемен­

 

 

 

 

та, цепи управления и пять

 

 

 

 

или

семь

контактных

эле­

 

 

 

 

ментов

для

замыкания

 

ро­

 

 

 

 

торной

цепи.

Контактные

 

 

 

 

элементы

статорной

цепи

 

 

 

 

двигателя

закрываются

 

пе­

 

 

 

 

регородками

из теплостой­

] — съемный кожух;

2 — пальцы

с сухаря­

ми; 3 — стальная изолированная

рейка;

4

кого материала.

 

 

 

пальцедержатель с пружиной н регулиро­

Контроллеры

для управ­

вочными гайками; 5 — штурвал;

S — вал с

сегментодержателями;

7 — сегменты;

Sr-

ления

двумя

двигателями

корпус.

 

 

не имеют контактов статор­

 

 

 

 

ной цепи. У этих контроллеров предусмотрено три контакта цепи управления и две самостоятельные группы контактов роторной цепи отдельно для каждого электродвигателя. Статоры электро­ двигателей включаются в сеть с помощью специальных электро­ магнитных аппаратов, называемых реверсорами.

ѳз


Магнитные контроллеры представляют собой панель (раму) в открытом или защищенном исполнении, на которой размещены контакторы, реле управления, плавкие предохранители и другие аппараты управления и электрической защиты.

Рис.

26. Кулачковый конт­

 

роллер:

 

 

/ — неподвижный контакт;

2

подвижный

контакт;

3 — пружи­

на контакта;

4— поворотный

ры­

чаг; 5

— кулачковая

шайба;

6 —

ролик;

7 — пружина;

8 — изоля­

ционное основание; Os, О*— оси.

Управление катушками контакторов и реле магнитного конт­ роллера осуществляется с помощью специального аппарата-ко­ мандоконтроллера. Командоконтроллер имеет такую же конст­ рукцию, как и двухрядный кулачковый контроллер ККТ, но ко­

личество переключаемых цепей у него меньше,

контакты — сере­

бряные, мостикового типа.

преимуществ по

Магнитные контроллеры обладают рядом

сравнению с силовыми. Управление магнитным контроллером лю­ бой мощности осуществляется малогабаритным аппаратом — командоконтроллером без применения значительного мускульного усилия машиниста. Магнитные контроллеры могут быть установ­ лены вне кабины, в любом месте на кране.

Контакторы магнитных контроллеров более износоустойчивы, чем контакторы кулачковых контроллеров. Применение магнит­ ных контроллеров позволяет автоматизировать операции пуска и торможения двигателя, что упрощает управление приводом и пре­ дохраняет двигатель от перегрузок. Однако магнитные контрол­ леры имеют более сложную схему и большее количество электро­ аппаратов, чем силовые, поэтому за ними требуется более тща­ тельный уход.

КОНТАКТОРЫ И МАГНИТНЫЕ ПУСКАТЕЛИ

Контактор предназначен для замыкания и размыкания силовых электрических цепей, приводимых в действие с помощью электро­ магнита. В зависимости от рода тока различают контакторы по-

64