ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
надежной защитой от коротких замыканий. Тепловое реле при меняют в схемах кранов встроенным в магнитные пускатели ли бо в автоматические выключатели с тепловым или комбиниро ванным расцепителем.
СОПРОТИВЛЕНИЯ
Применяемые в электрооборудовании башенных кранов со противления делятся на пускорегулирующие, включаемые в си ловую цепь электродвигателей, и сопротивления, применяемые в цепях управления и сигнализации.
Пускорегулирующие сопротивления включаются в цепь рото ра электродвигателя и служат для плавного разгона, торможе ния и регулирования скорости вращения электродвигателя, а также для торможения его в режиме противовключения.
На кранах применяют сопротивления из фехралевой или константановой проволоки и из фехралевой ленты.
Константан и фехраль — это сплавы, обладающие большим удельным сопротивлением: у константана более чем в 25 раз, а у фехраля почти в 75 раз превышающим удельное сопротив ление меди.
Величина сопротивления этих сплавов не зависит от темпе ратуры. Они рассчитаны на работу при высоких температурах. Так, для константана предельное первышение температуры ус тановлено в 300°С, для фехраля — 350°С.
В настоящее время на кранах применяются два основных вида сопротивлений — проволочные (для двигателей мощностью до 16 кет) и ленточные (для двигателей мощностью І6 кет и более).
В проволочных сопротивлениях на металлические держатели, изолированные по граням фарфоровыми изоляторами, намотана проволока. Несколько таких элементов, собранных в пакет и стянутых двумя изолированными шпильками между стальными боковинами, составляют ящик сопротивлений. Электрическое соединение элементов сопротивления между собой и с контак тами контроллера производят с помощью проводов, которые кре пят к проволоке сопротивления, загнутой кольцом, болтом и гайкой с пружинной шайбой.
Элементы ленточных сопротивлений выполняют из фехрале вой ленты толщиной 0,8—1,5 мм и шириной 8—15 мм, намотан ной спиралью «на ребро» и закрепленной на стальном держате ле с помощью фарфоровых изоляторов. Эти элементы также со бирают в ящик аналогично проволочным сопротивлениям.
В зависимости от мощности и назначения двигателя комплект сопротивлений для него может состоять из одного или несколь ких ящиков.
Сопротивление для двигателя либо специально изготовляют на заводе (при этом комплекту присваивается каталожный но мер), либо подбирают из стандартных ящиков сопротивлений.
71
Каждый такой ящик собран из одинаковых элементов и снаб жен зажимами, делящими его на секции.
Включение сопротивлений в цепь ротора двигателя или вы ключение (закорачивание) их в процессе работы производится с помощью контроллеров. Сопротивление рассчитано, как прави ло, только на кратковременное включение при пуске или тормо жении двигателя. Длительная работа электродвигателей с вклю ченными сопротивлениями недопустима, так как при этом сопро тивления сильно перегреваются.
Ящики сопротивлений защищены от попадания посторонних предметов и атмосферных осадков. Для охлаждения сопротив лений предусмотрена свободная циркуляция воздуха между эле ментами через специальные жалюзи или отверстия в защитных кожухах.
Сопротивления в цепях управления и сигнализации применя ют для ограничения величины напряжения или тока, проходя щего через катушку реле, обмотки возбуждения вихревых тор мозных генераторов и т. д. Эти сопротивления изготовляют из константановой или нихромовой проволоки, намотанной на ке рамическую трубку и покрытой защитным слоем стекловидной эмали (так называемые проволочные эмалированные сопротив ления) либо на трубчатый фарфоровый изолятор без защитного покрытия. Сопротивления устанавливают в горизонтальном или вертикальном положении на панелях магнитных контроллеров и в ящиках селеновых выпрямителей.
Сопротивления рассчитаны на длительный режим работы.
ВИХРЕВОЙ ТОРМОЗНОЙ ГЕНЕРАТОР
Вихревой тормозной генератор (тормозная машина) применя ется для регулирования скорости вращения электродвигателей грузовых лебедок. Он предназначен для совместной работы с электродвигателем мощностью 16—30 кет.
Генератор (рис. 32) состоит из трех основных частей: сталь ного статора 3 с внутренними выступающими полюсами (зуб цами), обмотки возбуждения 4, установленной на статоре между зубцами, и короткозамкнутого ротора 2. Статор генератора кре пится на фланце к корпусу двигателя или редуктора. Короткозамкнутый ротор насаживается на вал электродвигателя или первичный вал редуктора. Ротор с торца закрыт крышкой 1 с жалюзи для вентиляции.
Обмотка возбуждения питается постоянным током. Когда в обмотке проходит ток, в воздушном зазоре между полюсами статора образуется неподвижное многополюсное магнитное поле.
При вращении ротора стержни его короткозамкнутой обмот ки пересекают неподвижное магнитное поле, вследствие чего в
72
них возникает электродвижущая сила и вихревые токи, замыка ющиеся через торцовые кольца ротора.
Взаимодействие токов в стержнях ротора с неподвижным магнитным полем статора создает тормозной момент, величина которого зависит от скорости вращения и силы тока в обмотке возбуждения, а направление всегда обратно направлению вра щения ротора генератора.
Рис. 32. Вихревой тормозной генератор (тормозная машина).
При соответствующем значении тока в обмотке возбуждения тормозной момент генератора так нагружает электродвигатель лебедки, что при спуске любого груза можно снизить скорость двигателя, включив в цепь его ротора сопротивление.
При совместной работе электродвигателя и генератора на валу действуют два момента: крутящий момент двигателя и мо мент сопротивления генератора. Варьируя работу электродвига теля отдельно и совместно с генератором и изменяя величину сопротивления включенного в цепь ротора, можно получить нужный диапазон скоростей.
ТОРМОЗНЫЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТЫ И ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ТОЛКАТЕЛИ
Тормозные электромагниты и электрогидравлические толка тели применяются для растормаживания колодочных и ленточ ных тормозов в механизмах крана. Эти электромагниты и толка тели присоединяются параллельно статору электродвигателя, поэтому включение электродвигателя сопровождается автомати ческим растормаживанием тормоза.
Тормозные электромагниты. Они применяются в крановых ме ханизмах для растормаживания колодочных и ленточных тормо зов при включении электродвигателей. Эффект торможения соз дается силами трения, возникающими вследствие нажатия тор мозных обкладок на шкив, закрепленный на вращающемся валу. Как в колодочных, так и в ленточных тормозах нажатие обкла док на шкив производится под действием груза (грузовые тор моза) либо под действием пружины (пружинные тормоза). Дав
73
ление груза или пружины передается на тормозные обкладки посредством системы рычагов.
Тормозные электромагниты разделяют по роду питания на электромагниты переменного и постоянного тока, а по величине хода якоря — на длинноходовые и короткоходовые.
Рис. 33. Тормозной элек тромагнит КМТ:
1 — корпус; 2 — ярмо; 3 — ка
тушки |
возбуждения; |
4 — |
якорь; |
— демпфер; |
6 — тя |
5
га; 7 — регулировочный впит; 8 — клеммная доска.
Рис. 34. Тормозной элек тромагнит типа МО...Б:
1 — крышка катушки; 2 — ка
тушка; |
3 —-якорь; |
4 — упор |
||||||
ная |
планка; |
5 — щеки; |
6 — |
|||||
ось |
вращения якоря; |
|
|
— |
||||
опорные стойки; |
8 — ярмо; |
|||||||
9 |
— короткозамкнутый |
виток; |
||||||
|
|
7 |
|
|||||
10 — угольники; |
А — место |
|||||||
замера |
хода |
якоря на линии |
||||||
|
|
|
заклепок. |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
7 |
|
|
|
На башенных кранах обычно применяют длинноходбвые элек тромагниты КМТ переменного трехфазного тока и короткохо довые электромагниты МО однофазного переменного тока.
Тормозные электромагниты КМТ (рис. 33) являются трехфаз ными втяжными с поступательно перемещающимся якорем. На закрепленном в корпусе электромагнита ярме расположены три катушки, выводы которых заканчиваются на клеммной доске, установленной на боковой стенке корпуса. Катушки могут быть соединены в звезду (напряжение380 в) или треугольник (на пряжение 220 в). Якорь шарнирно соединен с тягой, скользящей по направляющей втулке.
74 |
\ |
В старых выпусках электромагнитов на торцовых поверхнос тях якоря укреплены тонкие шайбы из немагнитного материала, препятствующие прилипанию якоря после отключения катушки. В новых электромагнитах прилипание устраняется воздушным зазором между ярмом и якорем на среднем стержне.
По конструктивному исполнению различают два вида магни тов КМТ — с воздушным демпфером и без демпфера. Демпфер служит для смягчения ударов при включении и отключении тормоза.
Воздушный демпфер состоит из цилиндра, закрепленного на корпусе электромагнита, поршня, насаженного на тягу и пере мещающегося в цилиндре, и регулировочного винта, с помощью которого изменяется сечение канала, соединяющего полости под поршнем и над ним. Скорость перемещения поршня в цилиндре регулируется винтом путем изменения сечения канала.
Электромагнитные тормоза без демпфера не имеют цилиндра и поршня. Ко дну корпуса у них приварена направляющая втул ка с запрессованным вкладышем, в котором скользит стержень, связывающий якорь с рычажной системой тормоза.
Тормозные электромагниты МО (рис. 34) короткоходовые, по воротного типа, их устанавливают на пружинных колодочных тормозах ТКТ.
Электромагниты МО изготавливаются в открытом исполне нии, они рассчитаны на работу в закрытых помещениях или под кожухами.
Магнитопровод электромагнита, склепанный из изолирован ных листов электротехнической стали, состоит из неподвижного ярма и поворачивающегося якоря. Катушка крепится к ярму специальной крышкой. На ярме закреплен короткозамкнутый виток для устранения вибрации электромагнита.
При нормальной промышленной частоте электрического тока 50 периодов/сек тяговое усилие изменяется 100 раз в секунду от нуля до максимума.' Короткозамкнутый виток рассчитан так, что в момент, когда исчезает магнитный поток, наводимый катуш кой, виток наводит свой собственный поток, благодаря чему якорь не отпадает.
Обрыв короткозамкнутого витка приводит к тому, что якорь электромагнита 100 раз в секунду отпадает от ярма и снова при тягивается к нему. При этом создается сильный шум, а пакетыякоря и ярма нагреваются до высокой температуры.
Электрогидравлические толкатели применяют вместо тормоз ных электромагнитов переменного тока в качестве привода ко лодочных пружинных тормозов. Электрогидравлические толка тели— это аппараты, преобразующие электрическую энергию в механическую и имеющие прямолинейно перемещающийся ис полнительный орган (шток).
Преимущество толкателей заключается в том, что их разме ры и вес меньше, по сравнению с аналогичными по рабочим па-
75