Файл: Вашец Н.И. Монтаж и эксплуатация башенных кранов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стоянного и переменного тока. По числу одновременно переклю­ чаемых цепей контакторы делятся на одно- и многополюсные.

Контакторы постоянного тока выпускаются одно- и двухполюс­ ными, а контакторы переменного тока— двух-, трех- и четырех­ полюсными. Трехллюсный контактор переменного тока (рис. 27) состоит из магнитной системы, системы главных контактов и сис-

Рис.

27.

 

Трехполюсный

контактор

переменного

 

 

 

 

тока:

 

 

б

а — схема

контактора ;

денежное

дугогашенне;

в

электромагнитное

дугогаше­

нне;

1 — ярмо; '2 — катушка;

3 —

якорь;

4 — вал;

5 — гиб­

кое

соединение подвижного

контакта;

6,

7— блок-контак­

ты;

8 — дугогасительная

к а ­

мера;

9 — неподвижный

кон­

такт;

10 — подвижный

кон­

такт;

11— коротко-замкнутый

виток;

12 — дсиониая

решет­

ка;

13 — дугогасительная

ка­

тушка;

14 — линии

магнитно­

 

 

 

го поля.

 

 

 

темы блок-контактов. Магнитная система включает неподвижную часть (ярмо), катушку и подвижную часть (якорь). Магнитный поток, создаваемый катушкой при прохожденйи по ней тока, за­ мыкаясь через ярмо и якорь, вызывает усилия, стремящиеся сблизить их до соприкосновения.

Контактная система состоит из неподвижных и подвижных контактов. Подвижные контакты соединены механически с яко­ рем. Когда якорь сближается с ярмом, подвижные замыкающие контакты соединяются с неподвижными. При снятии напряжения с катушки контактор отключается под действием собственного веса подвижной системы и усилий контактных пружин.

При размыкании контактов контактора, находящегося под током, между ними возникает электрическая дуга, мощность ко­ торой зависит от напряжения, рода тока и величины его.

Отключение постоянного тока при всех прочих равных усло­ виях сопровождается более мощной и устойчивой дугой.

Электрическая дуга, даже кратковременно образовавшаяся между контактами, является причиной износа и разрушения. Для сокращения времени ее сгорания часто применяется принудитель­ ное гашение.

5—1640

65


Принудительное гашение дуги бывает деионным и электромаг­ нитным (рис. 28). В обоих случаях контакты заключают в дугога­ сительную камеру из огнестойкого материала. Камера служит для охлаждения и гашения дуги и предотвращает переброс ее на соседние аппараты или заземленные части.

Рис.

28.

Системы

прину­

дительного

дугогашения:

асистема

электромагнит­

ного

гашения;

б — система

денонного

гашения;

/ — вы­

водной

зажим

неподвижного

контакта;

2 — сердечник

ду-

гогаснтельной

катушки;

3

полюсы

системы

 

гашения;

4 — неподвижный

 

контакт;

5 — подвижный контакт;

6

выводной

зажим

подвижно­

го контакта;

7 — дугогаси­

тельная катушка;

8 — линии

магнитного

поля; 9 — дугога-

снтельная

камера;

10 — ден-

онная решетка;

11 — непо­

движный

контакт;

12 — по­

движный контакт

При деионном гашении над контактами устанавливают ряд ме­ таллических пластин — деионную решетку. Возникающая дуга под влиянием динамических усилий тока поднимается кверху и, разбиваясь на части решеткой, охлаждается и гаснет. Деионное гашение используют только для контакторов переменного тока при небольшой частоте включений (до 300 в/ч).

При электромагнитном гашении ток цепи проходит от непо­ движного контакта к подвижному через дугогасительную катуш­ ку, укрепленную в дугогасительной камере. Внутри камеры соз­ дается магнитное поле, в зоне которого находятся контакты. Ду­ га, образовавшаяся при размыкании контактов, взаимодействуя с магнитным полем, растягивается и, охлаждаясь о стенки каме­ ры, разрывается.

Если мощность контактов небольшая, то принудительного га­ шения дуги не применяют, но между полюсами контактора ставят перегородки, препятствующие переброске дуги на контакты со­ седних полюсов.

Работа контакторов со снятыми дугогасительными камерами недопустима.

Блок-контакты выполнены в виде отдельного узла и наличие или отсутствие их не влияет на конструкцию контактора. Блокконтакты рассчитаны на небольшие токи (не более 20 а) и прину­ дительного гашения не имеют.

Так как ток в катушке переменного тока в течение секунды 100 раз снижается до нуля (при частоте 50 гц), то соответственно снижается до нуля и тяговое усилие электромагнита. В этот мо­ мент якорь может несколько отходить от ярма, поэтому электро­ магнит будет работать с сильной вибрацией и гудением.

Для устранения вибрации и гудения на торцы ярма и якоря на­ девают короткозамкнутые витки, благодаря которым магнитный

66


поток не уменьшается до нуля. При исправных короткозамкнутых витках магнитная система контактора переменного тока работа­ ет с мягким гудением.

В электросхемах башенных кранов контакторы используют в магнитных контроллерах в качестве линейных контакторов цепи защиты и в реверсорах. . . ,

Реверсор состоит из двух двухполюсных контакторов, установ­ ленных в общем кожухе на рейке или панели. Контакторы ревер­ са защищены от одновременного включения механической и элек­ трической блокировки.

Цепи катушек контакторов у реверса замыкаются контактами барабанного или кулачкового контроллера, а главные контакты контакторов включены» в силовую цепь и с их помощью переклю­ чаются фазы статорных цепей электродвигателей.

Реверсоры обычно применяют совместно с барабанными или кулачковыми контроллерами, когда последние управляют двумя одновременно работающими механически связанными электро­ двигателями.

Магнитные пускатели. Малогабаритный контактор специаль­ ного исполнения, предназначенный для пуска, остановки и ревер­ сирования асинхронных короткозамкнутых электродвигателей и для нечастой коммутации (замыкания и размыкания) других электрических цепей, называется магнитным пускателем. Магнит­ ный пускатель может иметь встроенные тепловые реле для защи­ ты замыкаемой электрической цепи от перегрузки.

На башенных кранах пускатели применяются для управления короткозамкнутыми двигателями и коммутации других силовых цепей. Однако магнитные пускатели рассчитаны на гораздо мень­ шее число включений, чем контакторы.

РЕЛЕ ВРЕМЕНИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЕ РЕЛЕ

Реле времени применяют в магнитных контроллерах кранов для автоматического замыкания и размыкания цепей управления с заданной выдержкой времени.

Электромагнитное реле времени (рис. 29) состоит из катушки реле, укрепленной на ярме. К ярму на качающейся призмати­ ческой опоре прикреплен якорь, удерживаемый в отключенном положении возвратной пружиной.

Работа реле времени заключается в том, что при отключении или закорачивании катушки реле ток в катушке исчезает не мгноменно, а постепенно уменьшается за счет явления самоиндукции.

При включении катушіш в сеть в магнитной системе реле воз­ никает магнитный поток, под действием которого цкорь быстро, без выдержки времени, притягивается к ярму. Если закоротить или отключить катушку, то постепенно уменьшающаяся в ее об­ мотке сила тока будет поддерживать магнитный поток реле, поэ­ тому еще некоторое время после отключения катушки якорь ос­

5*

67


тается притянутым к ярму. Когда сила притяжения к ярму (в связи с уменьшением потока) станет меньше усилия возвратной пружины, якорь реле отпадает.

Время, в течение которого якорь реле остается притянутым пос­ ле отключения или закорачивания катушки, называется време­ нем выдержки реле. Так как якорь связан с подвижным мости-

 

 

 

 

 

 

ковым

контактом

 

контактной

 

 

 

 

 

 

системы, то контакты реле бу­

 

 

 

 

 

 

дут

замыкаться

(или

размы­

 

 

 

 

 

 

каться)

с выдержкой времени.

 

 

 

 

 

 

Время выдержки реле зависит

 

 

 

 

 

 

от типа реле, способа выключе­

 

 

 

 

 

 

ния

катушки,

регулировки и

 

 

 

 

 

 

находится в пределах от 0,2 до

 

 

 

 

 

 

5 сек.

 

 

 

регулиру­

 

 

 

 

 

 

Время выдержки

 

 

 

 

 

 

ется двумя способами:

 

 

 

 

 

 

 

 

изменением величины зазора

 

 

 

 

 

 

в магнитной системе реле с по­

 

 

 

 

 

 

мощью

немагнитных

прокла­

 

 

 

 

 

 

док.

Применяют

 

прокладки

 

 

 

 

 

 

толщиной 0,1; 0,25; 0,35 и 0,5 мм.

Рис 29.

Электромагнитное реле

вре

Чем

толще

прокладка,

тем

больше зазор в магнитной си­

мени постоянного тока:

 

1 — катушка;

2 — ярмо;

3 — гильза

4 —

стеме

при притянутом

якоре,

возвратная

 

пружина;

5 — регулировочная

быстрее спадание потока, мень­

гайка; 6 — упорный винт;

7 — якорь;

8

прокладка

из

немагнитного

материала;

9

ше

(при той же затяжке

пру­

 

контактная система.

 

жины)

выдержка

времени

ре­

 

 

 

 

 

 

ле и наоборот;

 

натяжения

изменением натяжения пружины. С

увеличением

пружины увеличивается поток остаточного магнитизма и тем са­ мым уменьшается выдержка времени реле и наоборот.

В крановых схемах главным образом используют электромаг­ нитные реле времени РЭВ-800 и РЭ-500, катушки которых рас­ считаны на питание постоянным током.

Промежуточное реле применяют в крановых схемах в качестве вспомогательного аппарата в случаях, когда основной аппарат не обладает достаточным количеством контактов, требуемых для работы схемы, а также когда мощность контактов основного ап­ парата недостаточна для размыкания или замыкания цепи управ­ ления. Промежуточное реле выпускают с катушками постоянного и переменного тока.-

Реле имеет от трех до шести контакторов. Подвижные контак­ ты реле (мостикового типа) укреплены на стержне, соединенном с якорем. Когда катушка включается в сеть, якорь притягивает­ ся к ярму, а связанные с ним мостиковые контакты замыкают или размыкают неподвижные контакты, производя необходимые пе­ реключения в схеме.

68


Контакты промежуточного реле рассчитаны на токи до 20 а и включаются только в цепи управления.

МАКСИМАЛЬНОЕ И ТЕПЛОВОЕ РЕЛЕ

Максимальное реле служит для защиты электродвигателя от повреждения при резком возрастании величины тока (например, при большой перегрузке, резком включении, коротком замыка­ нии).

Максимальное реле (максимальная защита) имеет ряд преиму­ ществ по сравнению с плавкими предохранителями:

при срабатывании реле в крановой электросхеме отключаются минимум две фазы, и, следовательно, исключается возможность работы двигателя на двух фазах;

реле автоматически возвращается в рабочее состояние после снятия нагрузки;

реле можно настраивать на различную величину тока, при ко­ торой требуется отключение электродвигателя.

Максимальное реле (как и предохранители) не защищает электродвигатель от длительных незначительных, но опасных для него перегрузок, так как оно настраивается на ток, превышающий пусковой ток двигателя. Как правило, реле устанавливают на срабатывание при возрастании величины тока против'номинальной на 200—250%.

Рис. 30. Максимальное реле Р-4000.

Максимальное реле Р-4000 (рис. 30) состоит из латунной гиль­ зы 2, на которую насажена катушка 3. Внутри гильзы помещена втулка 5, поднимающаяся или опускающаяся с помощью регули­ ровочного винта 6. На втулку опирается якорь 4, оканчивающий­ ся латунной шпилькой 1. Катушка включается последовательно в фазу силовой цепи двигателя.

69

При протекании тока по катушке создается магнитное поле, возрастающее с увеличением тока. Под действием магнитных сил якорь подтягивается вверх, и, если ток превышает заданную ве­ личину, на которую настроено реле, латунная шпилька 1 упира­ ется в коромысло 9, поворачивает его вокруг оси 7, и контакты 8 размыкаются. Контакты 8 включены последовательно в цепь ка­ тушки линейного контактора.

Регулировка реле на величину тока срабатывания производит­ ся вращением винта 6 в соответствии со шкалой указателя 10, соединенного с регулировочным винтом.

Чем ниже опущен якорь со втулкой, тем большей должна быть сила тока для срабатывания реле.

На таком же принципе работает блок-реле РЭО-401. Отдель­ ные реле в данном случае не имеют своих контактов, а устанав­ ливаются в устройство, имеющее один контакт для всех реле. Такое групповое реле может состоять из четырех блок-реле.

Тепловое реле служит для защиты электродвигателя от не­ больших, но длительных перегрузок, при которых ток двигате­ ля на 10—20% превышает номинальный. Тепловое реле сраба­ тывает при определенной температуре, зависящей от вличины силы тока.

В электросхемах башенных кранов применяют биметалличе­ ское тепловое реле (рис. 31), основным элементом которого яв­ ляется биметаллическая пластинка 7, сваренная из двух метал­ лов с различными коэффициентами линейного расширения. При нагревании пластинки рабочим током, проходящим по располо­ женному рядом нагревательному элементу 1 или (в ряде конст­

рукций реле) непосредственно по пластинке, последняя изгибается в сторону металла с меньшим коэффициентом линейного расши­ рения. Конец пластинки освобождает рычаг 6, который под действием пружины 5 пово­ рачивается по часовой стрелке. Связанная с рычагом тяга 4 размыкает контакты реле 3, в результате чего отключается контактор или магнитный пускатель, с помощью кото­ рого двигатель был включен в сеть.

Возврат реле в исходное положение про­ Рис. 31. Схема биме­ исходит с помощью возвратного устройства

таллического теплово­

2 -после остывания пластинки. Время осты­

го реле.

вания биметаллической пластинки состав­

 

 

ляет 60—90 сек.

Реле срабатывает с выдержкой времени, находящейся в об­ ратной зависимости от силы тока. Чем больше сила тока в на­ гревателе, тем меньше время, в течение которого биметалличес­ кая пластинка нагревается до срабатывания реле.

Тепловое реле не срабатывает при мгновенном нарастании тока подобно максимальному реле, поэтому не может служить

70