Файл: Гафанович Д.П. Учет и анализ финансовых результатов в централизованной бухгалтерии торга.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

служиваемых магазинов установить удельный вес каж­ дого из них в сумме заработной платы рассматриваемых работников и по этому удельному весу распределять между магазинами фактический заработок. Эту методику можно использовать и при распределении заработной платы сторожа, охраняющего несколько хозрасчетных магазинов.

Р а с х о д ы по а р е н д е з д а н и й , п о м е щ е н и й и с о о р у ж е н и й, если в одном арендуемом здании расположено несколько хозрасчетных магазинов, следует распределять между ними пропорционально занимаемой площади (в квадратных метрах). Этой методики следует придерживаться и при распределении эксплуатационных расходов домоуправлений.

Что

касается

а м о р т и з а ц и и

о с н о в н ы х

с ре дс т в ,

то в тех

случаях, когда в одном здании раз­

мещено несколько хозрасчетных магазинов, ее необхо­ димо распределять между ними пропорционально зани­ маемой площади, если все магазины имеют одинаковую этажность; в тех же случаях, когда магазины имеют раз­ личную этажность (одни из них пользуются подвальны­ ми помещениями, а другие не пользуются), сумму амор­ тизации между ними следует распределять пропорцио­ нально объему (в кубических метрах), приходящемуся на каждый магазин.

Р а с х о д ы по с о д е р ж а н и ю з д а н и й , п о м е ­ ще н и й и с о о р у ж е н и й , если в одном здании нахо­ дится несколько хозрасчетных магазинов, целесообразно распределять в соответствии с теми показателями, кото­ рые приняты в условиях расчетов за услуги, например за отопление — пропорционально объему (в кубических метрах) занимаемой магазином части здания; за канали­ зацию — пропорционально численности персонала мага­ зина; за воду — пропорционально численности персона­ ла, если все магазины, расположенные в одном здании, родственной специализации не требуют повышенного расхода воды.

С т о и м о с т ь с т и р к и и п о ч и н к и с а н и т а р н о й о д е ж д ы по счетам прачечных и ремонтных мастерских следует распределять между хозрасчетными магазинами в соответствии с расценками, указанными в счетах, и ко­ личеством единиц санитарной одежды (по видам) каж* дого магазцна.

38


Р а с х о д ы на о п л а т у у с л у г ф а с о в о ч н ы х п р е д п р и я т и й необходимо распределять между хоз­ расчетными магазинами в соответствии с расценками и количеством единиц расфасованного товара (пачки, ко­ робки и т. п.), полученного магазинами.

Р а с х о д ы по т о р г о в о й р е к л а м е , в частности, на изготовление этикеток, фирменных пакетов, ориги­ нальной упаковки и т. п. следует распределять между хозрасчетными магазинами в соответствии с количеством полученных экземпляров этикеток и т. п. Расходы на рекламные публикации' в газетах, ,на рекламные пере­ дачи по радио и телевидению, на изготовление реклам­ ных фильмов можно распределять пропорционально сумме фактического товарооборота тех магазинов, где реализуются рекламируемые товары. Под фактическим товарооборотом здесь имеется в виду товарооборот за месяц, в котором были проведены рекламные мероприя­ тия (если такие были осуществлены не в самом конце месяца). Расходы на рекламные мероприятия для не­ скольких магазинов, рассчитанные на длительное дейст­ вие, можно между магазинами распределять пропорцио­ нально плановому товарообороту.

Р а с х о д ы на о п л а т у п р о ц е н т о в з а к р е д и т на первый взгляд не представляют трудностей для рас­ пределения между хозрасчетными магазинами. Во мно­ гих торговых организациях эти расходы распределяют пропорционально товарообороту фактическому или пла­ новому. Однако эта методика не позволяет получить до­ стоверных данных, так как при этом на хозрасчетные магазины, имеющие тару, сверхнормативные запасы то­ варов и кредитуемую Госбанком задолженность за това­ ры, проданные в рассрочку, проценты за кредит относят­ ся не в полной сумме, за счет того, что часть этих рас­ ходов абсолютно необоснованно относится на магазины, не имеющие тары, упомянутой задолженности за товары, проданные в рассрочку, и сверхнормативных запасов.

Кроме того, следует иметь в виду, что проценты за кредит уплачиваются за разные ссуды, например, по товарообороту, на сезонное накопление товаров, под рас­ четные документы в пути, по просроченным ссудам и др. Далеко не все хозрасчетные магазины пользуются все­ ми видами ссуд; один и тот же объем товарооборота мо­ жет быть получен при товарных запасах довольно раз­

39


личных размеров; сверхнормативные запасы товаров и вся тара, а также задолженность за товары, проданные в кредит (кредитуемая Госбанком), на все 100% покры­ ваются ссудами Госбанка.

Поэтому расходы на проценты за кредит необходимо

распределять между

магазинами и складами

д и ф ф е ­

р е н ц и р о в а н н о .

Так, для распределения

процентов

за ссуды по товарообороту в качестве базы надо исполь­ зовать следующие данные:

впищевых торгах, на распределительных складах и базах торгов и орсов среднемесячные, кредитуемые Гос­ банком запасы товаров и тары порожней и под товаром (исчисленные по средней хронологической);

внепродовольственных торгах, смешторгах и орсах те же запасы товаров и тары, но с добавлением к ним кредитуемой Госбанком задолженности за товары, про­ данные в рассрочку (такое добавление задолженности производится только по тем магазинам, которые реали­ зуют товары в кредит).

Именно эти данные более полно выражают долевое участие каждого хозрасчетного магазина и склада в рас­ сматриваемых расходах. Ежемесячное начисление про­ центов за кредит по товарообороту по этой методике производится по специальной форме (см. стр. 41).

Для составления этого расчета можно использовать данные проверенных товарных отчетов материально-от­ ветственных лиц об остатках товаров и тары или данные из соответствующих регистров бухгалтерского учета. По­ скольку среднемесячные товарные запасы исчислены по данным не за каждый день, то предварительно начис­ ленная сумма процентов за кредит может несколько от­ клоняться от фактически уплаченной за отчетный квар­ тал. Поэтому необходимо ежеквартально производить корректирование на разность между суммой фактически

уплаченных процентов за кредит по товарообороту и суммой предварительно начисленной. Эту разность мож­ но распределить между магазинами и складами пропор­ ционально общей сумме среднеквартальных кредитуе­ мых запасов (по себестоимости) товаров, тары и задол­ женности за товары, проданные в рассрочку Г

1 В

пищевых торгах в расчет принимаются лишь -запасы то-

варов

и тары.

40


Р а с ч е т

начисления процентов за кредит по товарообороту

 

по предприятиям пищеторга за_____

(месяц)

197___ г.

 

 

 

 

 

 

(в руб.)

 

 

Среднеме­

Товарные за­

 

 

Сумма

 

 

пасы, покры­

Кредитуемые

 

 

сячные

ваемые

процентов

Предприятия

запасы (по

собственными

Госбанком

за кредит

себестои­

оборотными

запасы**

3)

(гр- 4-2%)

 

 

мости)

средствами

(гр. 2—гр.

12

 

 

товаров

(50% от нор­

 

 

 

 

и тары*

матива товар­

 

 

 

 

 

 

ных запасов)

 

 

 

 

I

2

3

4

 

5

Магазин № 1

840 000

300 000

540 000

 

900

Магазин № 2

 

 

 

 

 

И т. д.

 

 

 

 

 

И т о г о

9 200 000

4 300 000

4 900 000

8 167

Распределитель­

 

 

 

 

 

ный

склад

120 000

80 000

40 000

 

67

1 . . . .

 

Распределитель­

 

 

 

 

 

ный

склад

 

 

 

 

 

2 . . . .

Ит. д.

И т о г о

3 400 000

1800 000

1600 000

2 666

В с е г о

по

6 100 000

6 500 000

10,833

торгу ................

12 600 000

Составил бухгалтеру

*В непродовольственных торгах—«Среднемесячные запасы (по себестоимости) товаров и тары, а также кредитуемая Госбанком задолженность за товары, про­ данные в кредит».

**В непродовольственных торгах — «Кредитуемые Госбанком запасы и задол­

женность».

П р о ц е н т ы за к р е д и т по ссудам на сезонное на­ копление товаров необходимо относить на те магазины и склады, которые имеют эти запасы, а между ними эти расходы распределять пропорционально фактическим за­ пасам сезонных товаров (по покупной стоимости).

П р о ц е н т ы

за п р о с р о ч е н н ы е с с у д ы

следует

относить на те

магазины, по вине которых они

образо­

41


вались, а между ними распределять их пропорциональ­ но общей сумме сверхнормативных товарных запасов и недовыполнения плана товарооборота. (По тем магази­ нам, которые недовыполнили план товарооборота, но не имеют сверхнормативных запасов, в расчет принима­ ется только сумма недовыполнения плана товарооборо­

та, а при выполнении плана

товарооборота — только

сумма сверхнормативных

товарных запасов.)

Р а с х о д ы по т а р е

(за

вычетом доходов по опе­

рациям с тарой) в подавляющей массе являются прямы­ ми, как это видно из их структуры, приведенной в § 1 этой главыТем не менее и по этой статье учетной но­ менклатуры следует выделить ряд общих расходов.

■Прежде всего к ним следует отнести суммы аморти­ зации инвентарной тары поставщиков, расходы по ее до­ ставке, погрузке и выгрузке. Сумму амортизации между магазинами можно распределять пропорционально коли­ честву полученной инвентарной тары (отдельно по каж­ дому виду) от поставщиков; расходы при ее возврате поставщикам на доставку, погрузку и выгрузку также можно распределять между магазинами пропорциональ­ но количеству возвращенной тары.

Расходы по ремонту тары (покрываемые превышени­ ем продажных цен на тару над покупными), если он проводится на тарном складе торга, между хозрасчет­ ными магазинами можно распределять пропорционально количеству отремонтированной тары; в этом случае на тару, принимаемую для ремонта, должны выписываться отдельные приходные накладные.

Расходы при возврате тары поставщикам и тарособи­ рающим организациям на ее перевозку, погрузку и вы­ грузку, если на одной машине перевозится тара двух и более магазинов, молено распределять меледу ними про­ порционально количеству возвращенной тары.

Р а с х о д ы на п о д г о т о в к у к а д р о в меледу хоз­ расчетными магазинами распределяются как отчисления, размер которых устанавливают соответствующие мини­

стерства, от фактического товарооборота

(см. расчет на

стр. 43).

 

Р а с х о д ы на о х р а н у т р у д а , если

они произве­

дены для нескольких хозрасчетных магазинов, можно распределять меледу последними пропорционально чис­ ленности их работников.

42