Файл: Васильев Н.М. Научные основы, принципы и методы управления и планирования на автотранспорте [Текст] 1973. - 106 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
В-иестых, многие автотранспортные предприятия распо ложены в районах с недостаточно развитой государственной сетью культурно-бытовых и просветительных учреждений,
что обусловливает выполнение таких функций создаваемыми
объединениями.
Эти и ряд других факторов служат причиной создания на автомобильном транспорте объединений, отличающихся от
объединений других отраслей. По-видимому, и в рамках авто транспортной отрасли производственные объединения могут
различаться по своим организационным принципам в зависи мости от территориальной расположенности, парка автомо
билей, видов выполняемых перевозок. Один тип объединения необходим, например, для автобусных автохозяйств, а сов сем другой - для грузовых. Возможны, на наш взгляд, и
производственные объединения смешанного типа - объеди
няющего автопредприятия, осуществляющие грузовые и пасса жирские перевозки.
На автомобильном транспорте уже имеется многолетняя
практика организации управления на основе производствен ных объединений. Причем можно выделить три основные фор мы таких объединений: крупные главные производственные
объединения (Главмосавтотране, Главленавтотранс), произ
водственные объединения (например, кировское производст венное объединение) и автокомбинаты.
Они имеют ряд общих черт, но и во многом различаются.
К их общим чертам можно отнести то, что они объединяют
только однотипные предприятия, осуществляющие автомобиль
ные перевозки, техническое обслуживание и ремонт автомо
билей, что объединения приняли на себя ряд управленческих функций от отдельных предприятий, министерств и главков и что во всех случаях производственные объединения обес печили улучшение техникоэкономических и финансовых пока
зателей в работе предприятий.
Их различает степень интеграции предприятий, выполня емые функции и объем выполняемых работ.
Производственное объединение типа Главмосавтотранса наделяется широкими правами и выполняет функции главного
59
управления. Однако сфера его деятельности, хозрасчетный характер, централизация отдельных управленческих функ
ций, ранее выполняемых предприятиями, дает основание от
носить такие организации к производственным объединени
ям. На наш взгляд, такие объединения являются наиболее целесообразной организационной формой управления автомо бильным транспортом в условиях крупных городов, а, может
быть, и отдельных экономических районов.
В рамках такого объединения предприятия полностью сохраняют свою оперативно-хозяйственную самостоятельность.
Объединение, наделенное правами и обязанностями органа хозяйственного управления, принимает на себя ряд общих
для предприятий функций: организация централизованных перевозок, централизованных расчетов и применение ЭВМ,
научно-исследовательские работы, подготовка кадров, культурно-бытовое обслуживание и т.п.
Другой формой производственной интеграции на автомо бильном транспорте является производственное объедине
ние, наделяемое в основном правами промышленных пред приятий. На автомобильном транспорте уже имеется извест ный опыт создания таких производственных объединений.
Еще в 1968 году, например, НИИАТ совместно с кировским транспортным управлением организовали в городе Кирове
грузовое автотранспортное объединение, в которое вошли
6 предприятий с парком около 1,5 тысячи автомобилей. Та
кое объединение создало наиболее благоприятные условия
для централизованного руководства деятельностью авто
предприятий г. Кирова и улучшения использования парка
автомобилей, способствовало упрощению системы оператив ного планирования и взаимных расчетов. В объединении организовано централизованное хранение товарно-матери
альных ценностей. В рамках таких объединений предприятия также сохраняют свою оперативно-хозяйственную самостоя тельность.
Третья форма производственных объединений - автоком бинаты. В этих объединениях интегрируемые предприятия становятся как бы цехами одного крупного хозяйства или
60
филиалами головного предприятия. Все управленческие функ
ции в автокомбинате принимает на себя центральный штат.
Рассматривая три формы существующих производственных объединений на автомобильном транспорте, следует под черкнуть, что, по нашему мнению, они не являются формами альтернативного объединения предприятий, исключающих
одна другую. Совсем наоборот. С развитием автомобильного транспорта общего пользования и формированием админист
ративной отраслевой системы управление может в зависимос ти от производственных особенностей строится по схеме:
министерство - главное производственное объединение - укрупненное предприятие (автокомбинат) или министерст
во - производственное объединение - предприятие. При этом будет соблюдена необходимая трехзвенность.
На наш взгляд, при создании любых объединений необхо димо исходить из следующего: их штаб должен быть наделен
не только правами и обязанностями органа хозяйственного управления, но и непосредственно должен руководить про
изводством, полностью отвечать за текущее планирование, материальное обеспечение, организацию производства, за
результаты деятельности каждого предприятия и объедине ния в целом. Степень централизации управления должна оп
ределяться конкретными условиями и уровнем развития каж
дого объединения. В руках руководства объединения следу
ет сосредоточить все средства и фонды предприятий, кроме
фонда материального поощрения, который следует централи
зовать лишь частично. Объединениям нужны крупные плано
вые, экономические, общетехнические, коммерческие и дру
гие службы, способные научно обоснованно руководить
транспортным производством, видеть его перспективы, наи
лучшим образом использовать основные фонды, материальные и трудовые ресурсы. Предприятия автомобильного транспор та в объединениях преимущественно должны сохранять свою
хозяйственную и юридическую самостоятельность. Иногда недостаточно четко определяется место объединения в от раслевой иерархической структуре.
61
Производственные объединения становятся важным звеном отраслевого хозяйственного управления. Там, где сущест
вуют производственные транспортные объединения, а также
в крупных транспортных управлениях, более широко центра
лизуются функции по организации грузовых перевозок, соз
даются специальные службы для выполнения централизации таких перевозок. На такие службы возложены обязанности по планированию и учету перевозок, заключению договоров,
внедрению прогрессивных методов перевозок и диспетчери зации.
Организация централизованных служб эксплуатации поз
воляет более квалифицированно решать вопросы по улучше нию использования автомобилей, внедрению новых органи зационных форм перевозок и техническому прогрессу на
автомобильном транспорте.
Развитие специализированных предприятий по ремонту позволяет освободить автохозяйства от этих функций и полностью сосредоточить их в специализированных пред
приятиях. Централизованно, в масштабах города или райо
на, с использованием ЭВМ могут осуществляться расчеты с грузоотправителями, обрабатываться путевые листы, на числяться заработная плата работникам, планироваться оп
тимальные транспортные маршруты.
Производственные объединения позволят централизовать
службы НОТ, объединить усилия инженеров-организаторов
на решении наиболее важных проблем, возникающих в рабо
те предприятий, на улучшении организации перевозок и
повышении роста их эффективности.
Большие возможности в этом отношении имеются при осу ществлении функций социального характера: повышение квалификации и обучение водителей и других категорий рабочих и служащих; социально-бытовое и культурное об служивание рабочих и служащих. Многие из этих функций в настоящее время выполняются государственными органи
зациями, в частности подготовка водителей, слесарей, ин женерно-технических работников, культурное и бытовое обслуживание.
62
В будущем по мере увеличения общественных фондов по требления эти формы услуг будут постоянно расширяться. Вместе с тем на каждом предприятии создаются фонды ма териального стимулирования, в том числе и фонд социаль
но-культурных мероприятий и жилищного строительства. Этот фонд образуется за счет отчислений от прибылей пред
приятий и используется на улучшение культурно-бытового и медицинского обслуживания персонала, приобретение ме
дикаментов для лечебных учреждений, путевок в дома от дыха и санатории, на оборудование столовых, домов отды
ха, детских садов, пионерских лагерей и т.п. Помимо это го, средства из фонда могут расходоваться на строитель
ство домов отдыха, санаториев, спортивных сооружений, культурно-бытовых предприятий.
Это предполагает расширение функций социального ха
рактера, выполняемых непосредственно предприятиями, что неизбежно должно повлечь за собой создание специализи
рованных социальных служб предприятий.
Создание служб такого характера при производственных
объединениях способствовало бы не только упрощению ор ганизационной структуры управления автохозяйств и умень
шению численности работников управления, но и более ра
циональному использованию имеющихся для социально-куль турных мероприятий средств (например, для строительства жилых домов, детских садов, домов отдыха и т.п.).
Целесообразным является централизация в городах и других административных единицах, имеющих несколько ав тохозяйств, служб подготовки кадров и повышения квалифи кации персонала, а возможно, и найма персонала, что позволяет упростить структуру управления и улучшить ру ководство и организацию основной производственной дея
тельности предприятий по перевозкам грузов и пассажиров.
Следует также отметить, что на автомобильном транс порте при его раздробленности и множестве ведомственных автохозяйств и гаражей создание территориальных произ водственных объединений позволит ускорить процесс интег-
63
рации предприятий различных ведомств, то есть расширить
сферы деятельности транспорта общего пользования.
Отмечая преимущества производственных объединений, тов. А. Н. Косыгин в своем докладе на ХХІУ съезде КПСС сказал: "Отдельному предприятию трудно самостоятельно
выявлять потребности, организовать снабжение и сбыт, со
вершенствовать специализацию и кооперирование, централи зовать вспомогательные работы и т.д. Эти функции должны быть возложены на объединения, организация которых пред
полагает дальнейшую концентрацию производства и центра
лизацию необходимой части материальных и финансовых ре сурсов.
Создание производственных объединений представляет
собой новый важный элемент совершенствования системы уп равления"*. Следует еще раз подчеркнуть, что речь идет
об объединении (слиянии) общих функций предприятий, но ни в коем случае не об организации промежуточного звена.
Организация производственных объединений как форма со вершенствования управления общественным производством
предполагает упрощение организационной структуры и лик видацию излишних промежуточных звеньев.
§ 3. Управление предприятиями автомобильного транспорта в СССР
Одной из задач, поставленных ХХІУ съездом КПСС в об
ласти управления, является работа по дальнейшему совер
шенствованию и удешевлению административно-управленче
ского аппарата, решительному сокращению излишних звеньев
этого аппарата.
Директивы съезда по новой пятилетке наглядно свиде
тельствуют о расширении масштабов транспортного произ
водства, о значительном улучшении социально-культурного обслуживания трудящихся, росте их благосостояния. Растет объем перевозок грузов и пассажиров, расширяются виды транспортных услуг, оказываемых населению, все более развиваются социально-экономические и хозяйственные свя-
1 материалы ХХІУ съезда КПСС, стр. 172.
64
зи автохозяйств с предприятиями и организациями других отраслей и сфер экономией. Происходит процесс дальней шей специализации производства и его кооперирования.
Возникают новые формы интеграции. Все это должно отра жаться на системе управления и прежде всего на органи
зационной структуре автопредприятий.
Нужно ли создавать в управлении новые структурные
подразделения или дробить существующие с усилением их функциональной нагрузки? Как отразить в структуре уп
равления происходящие сдвиги Е общественном производ стве? От того, каким путем будут решаться эти вопросы, зависит как организационная структура аппарата управле
ния и его экономичность, так и эффективность деятель
ности.
Выделение отдельных структурных подразделений в 'ап парате управления автохозяйств должно быть строго обос
нованным. Только в этом случае можно избежать .дублиро
вания функций и удорожания аппарата, что выявляется только с течением времени.
Процесс формирования организационных звеньев должен носить планомерный характер, основанный на определенных
количественных и качественных критериях выделения струк турных подразделений с четко очерченными правами и обя занностями. Любая система управления должна исходить
прежде всего из круга деятельности предприятия, связей,
вкоторых оно нуждается по "горизонтали" и "вертикали".
Вусловиях социализма каждое предприятие имеет об ширные производственные, хозяйственно-финансовые связи
сдругими хозяйственными единицами по "вертикали" и "горизонтали".
По "вертикали" предприятие автомобильного транспорта
внашей стране является первичным звеном администра
тивной системы: предприятие - трест - управление - ми нистерство - Совет Министров республики.
Помимо органов отраслевого хозяйственного управления,
на предприятие оказывают воздействие плановые и финан-
65
совые органы, отделения и органы Госбанка и другие орга
ны государственного и хозяйственного управления. Эти ор ганы воздействуют на отдельные стороны деятельности транспортного предприятия, обеспечивая наиболее эффек
тивное выполнение стоящих перед предприятием задач.
В новых условиях планирования и экономического стиму лирования государство при помощи этих органов, как пра вило, устанавливает предприятиям лишь те директивные плановые задания, которые определяют темпы и пропорции экономического развития народного хозяйства и контроли рует их выполнение.
Экономические отношения предприятий с государством предполагают и определяют многообразные хозяйственные отношения между хозрасчетными предприятиями и другими
структурными звеньями народного хозяйства по ^горизонта ли". Эти отношения автотранспортного предприятия строят ся главным образом на основе хозрасчета с предприятиями и организациями других административных систем. Сюда от носятся связи предприятий автомобильного транспорта с
поставщиками техники, запасных частей, бензина, масла, со строительными и проектными организациями, с социаль но-культурными и бытовыми предприятиями и организациями. Эти отношения регулируются в основном хозяйственными до
говорами, заключаемыми между отдельными предприятиями.
Сфера внешних связей предприятий автомобильного
транспорта весьма обширна и многообразна и постоянно со вершенствуется и видоизменяется. Сентябрьский (1965 г.) Пленум ПК КПСС принял решение об изменении организацион ной структуры управления, методов планирования и эконо мического стимулирования. На основе этих решений Плену
ма была сужена сфера внешних связей предприятия по "вер
тикали" и значительно расширена сфера связей по "гори
зонтали". В ходе экономической реформы отношения пред
приятий как в том, так и в другом направлениях получили дальнейшее развитие и совершенствование.
Производственный процесс осуществляется непосредст венно на предприятии. На автомобильном транспорте этот
66