Файл: Васильев Н.М. Научные основы, принципы и методы управления и планирования на автотранспорте [Текст] 1973. - 106 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные задачи, которые должны решать ученые этой области, на наш взгляд, состоят в том, чтобы разработать единую отраслевую систему соревнования на автомобильном транспорте, включающую в себя все его формы (от конкур­ са профессий до соревнования за коммунистический труд),- разработать принципы сочетания текущих форм соревнова­ ния с перспективными, создать четкую систему показателей

иих количественных оценок, обеспечивающую их сравни­ мость, а также разработать предложения по материальному

иморальному стимулированию соревнования на предприятии.

Большое влияние на эффективность производственной деятельности коллектива оказывают факторы социальнопсихологические, то есть настроение, эмоциональное со­ стояние работников. Доказано, что между настроением че­

ловека и результатами его производственной деятельности существует прямая зависимость. Конечно, на настроение человека влияет множество самых различных моментов - это и бытовые условия, и отношения в семье, это и поведение пассажиров и пешеходов, это и организация контроля за безопасностью движения и т.д. На эмоциональное состояние работника оказывают значительное воздействие и его от­ ношения в коллективе с товарищами, руководителями. Осо­

бенно много зависит здесь от личных качеств руководите­ ля. Грубость в отношениях с подчиненными вообще недопу­

стима. Тем более она недопустима в отношении к водите­

лям, которые выезжают на улицы города.

В США подсчитано, что грубость, бестактность по от­ ношению к рабочим со стороны прежде всего непосредствен­ ных руководителей (мастера, бригадира) приводит к сниже­ нию производительности труда примерно на 10-12 процен­

тов. Поэтому, стремясь выжать из рабочего дополнитель­ ную прибыль, они обращают внимание на взаимоотношения

между руководителем и подчиненным. Разрабатываются пра­ вила поведения руководителя, скажем, он должен первым

поздороваться с подчиненным, обязательно поблагодарить его за выполненную работу в конце смены, своевременно

поздравить с днем рождения, праздником и т.д.

34

В нашем обществе внимание и чуткость к человеку яв­

ляется непреложным законом жизни, требованием морали. Однако еще далеко не всегда мы должным образом реагиру­ ем на факты грубости в отношениях между отдельными руко­ водителями и водителями или ремонтниками в автохозяй­ ствах. Это ведет не только к снижению производственных

показателей, но и увеличивает текучесть рабочей силы на

предприятиях автомобильного транспорта. Поэтому вопро­ сам подбора, расстановки и выдвижения кадров руководи­ телей с учетом их политических и деловых качеств, мо­

ральных черт, особенно в условиях новой системы управле­

ния, планирования и экономического стимулирования, не­ обходимо в автохозяйствах уделять первостепенное значе­ ние. Как известно, при Государственном комитете Совета

Министров СССР по науке и технике создан Институт уп­ равления народным хозяйством, цель которого - повышать

квалификацию руководящих кадров в области современных методов управления, организации производства и планиро­

вания с применением экономико-математических методов и вычислительной техника. Знание научных основ организа­

ции производства, методов и техники управления сегодня

необходимо для руководителей любого звена. Без этого трудно принимать оптимальные решения, добиваться их ис­ полнения, многие министерства и ведомства наладили пла­ номерную и систематическую работу по обновлению знаний руководителей, организуют курсы, используют для этого возможности высшей школы, крупных научно-исследователь­ ских институтов. Важно использовать этот опыт и на ав­ томобильном транспорте.

Изучение "психологического климата" предприятия, раз­

работка и внедрение рекомендаций, направленных на его совершенствование, предполагает проведение большого объема исследований силами ученых многих специальностей. Ведь причины снижения жизненного тонуса (плохого настро­ ения) могут быть самыми различными: это - неудовлетво­

рение своей специальностью или образованием, повышенная утомляемость, вызванная плохой организацией или исловия-

35


ми труда, недостатки в организации и проведении досуга, неудовлетворенность личной жизнью, плохие взаимоотноше­ ния в коллективе, недостатки в работе служб быта на

предприятии и многие другие. Все это, как отмечалось, в

той или иной степени оказывает непосредственное влияние на эффективность производственной деятельности, произво­ дительность труда.

Отдельные социальные методы управления предполагают использование индивидуальных качеств работников для по­ вышения эффективности их трудовой деятельности. В число их включаются вопросы профессиональной подготовки води­ телей, ремонтных рабочих и ИГР, повышение квалификации

всех работников автохозяйств, их общеобразовательный и культурный уровень, формирование моральных качеств и т.д. Совокупность этих качеств в прямой или косвенной форме проявляется в производственной деятельности людей, повышает ее эффективность. Анализ статистических данных показывает, что водители I и П класса, как правило, име­ ют меньше нарушений правил уличного движения, меньше их

вчисле участников дорожно-транспортных происшествий, лучше их производственные показатели. Особого внимания требует подготовка молодых водителей, их адаптация в коллективе, повышение их профессиональных навыков. Вся эта работа должна строиться на основе данных исследова­ ний о профессиональной ориентации, обоснованности тру­ да, жизненных целей и планов молодых водителей и ре­ монтников. Они должны знать о своих перспективах работы

вданном автохозяйстве, повышения квалификации, продви­ жения и т.д. Большая работа должна проводиться по воспи­

танию у молодых водителей чувства гордости за свою про­ фессию. Форм такой работы много: это - конкурсы по про­ фессиям, профессиональные вечера отдыха, торжественные

ритуалы посвящения в "водители", индивидуальное шефство

опытных шоферов над молодежью и т.д.

Всовременных условиях серьезно возрастают требова­ ния и к хозяйственным кадрам. Суть этих требований,

сформулированных партией, состоит в проявлении инициати-

36

вы, основанной на знании дела, оперативности, деловитос­ ти, чувстве нового, умении использовать в каждой кон­ кретной обстановке с максимальной эффективностью произ­ водственные ресурсы. Отсюда возрастают требования к по­

вышению политической и деловой квалификации руководите­

лей. Этой работе коллективы автохозяйств уделяют сейчас много внимания. Однако в новых условиях работы, когда усложняются экономические связи, возникает, на наш взгляд,

необходимость периодической переаттестации хозяйствен­

ных кадров. Целью этих переаттестаций должно стать выяс­ нение, насколько уровень знаний, личные качества руково­ дителя того или иного подразделения предприятия соответ­

ствуют новым задачам и требованиям.

Транспортное производство обусловливает "индивидуа­ лизацию" работы каждого водителя вне рамок производст­

венного коллектива и без непосредственного контроля за

процессом труда со стороны администрации предприятия. Основная работа водителя - это работа на линии по пере­ возке грузов и пассажиров. И при прочих равных условиях,

чем большая доля рабочего времени водителя приходится на его работу на линии, то есть вне предприятия и не­

посредственного влияния производственного коллектива,

тем должна быть выше его производительность труда. Поэ­ тому особую роль на автотранспорте играют правила и нормы регулирования поведения человека за рулем, обеспе­ чивающие наиболее рациональную организацию работы води­ теля на линии и соответствующие как его личным интере­ сам, так и общественным.

Административно-правовые методы управления призваны наряду с другими методами и стимулами обеспечить по­

стоянное соблюдение водителями этих правил и норм, пра­

вовое регулирование деятельности предприятий. К таким методам следует отнести меры по соблюдению и укреплению трудовой дисциплины, совершенствование порядка найма и увольнения работников, их повышение по службе, адми­ нистративные поощрения и взыскания.

37


Действительно, предприятие может располагать совершен­

ными транспортными средствами, иметь прогрессивную орга­ низацию перевозок, применять правильные методы матери­

ального стимулирования, но не получать ожидаемого повы­ шения производительности труда, если работники не будут соблюдать социалистическую дисциплину труда, придержи­ ваться установленного общественного порядка. "... Усло­

вием экономического подъема, - подчеркивал В. И. Ленин,- является и повышение дисциплины трудящихся..."*. Опыт показывает, что у водителей, допускающих нарушение тру­ довой дисциплины (опоздания, прогулы, срывы производст­ венных заданий), даже при резких скачках производитель­

ности труда в отдельные периоды, средняя производитель­ ность за длительный период (год, например), как правило, ниже, чем у водителей, не допускающих нарушений дисцип­ лины. Поэтому, несомненно, чем крепче трудовая дисципли­ на на предприятии, чем меньше нарушений установленного порядка, тем выше эффективность работы.

За последние годы на автотранспорте проделана боль­ шая работа по разработке систем правовых норм, регули­ рующих правовые взаимоотношения участников транспортно­

го процесса: утвержден Устав автомобильного транспорта, разработаны типовой годовой договор на перевозку грузов

и другие важные нормативные документы.

Необходимо строгое соблюдение всех правил и норм, вы­ текающих из этих документов. Вместе с тем возникают но­

вые задачи и ситуации, требующие правового регулирова­ ния. В частности, требуется уточнение прав и обязаннос­ тей перевозчика и пассажира в автобусных и таксомотор­ ных перевозках. В настоящее время единственным средст­ вом пассажира защитить свои права на качественную пере­ возку транспортом общего пользования является, пожалуй,

жалоба или письмо в газету. Да и само понятие "качество"

пассажирских перевозок требует точного юридического оп­ ределения.

* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 36, стр. 188.

38

Серьезно влияет на все стороны деятельности автомс— билънс—транспортных предприятий кадровый состав произ­ водственного коллектива.

Опыт показывает, что производственные коллективы с

постоянным и устойчивым водительским составом, то есть с рациональным соотношением опытных, высококвалифициро­ ванных и молодых водителей, как правило, имеют более

высокие производственные показатели по сравнению с пред­

приятиями, имеющими большую текучесть кадров, и-пред­ приятиями, где не уделяется должного внимания подбору и расстановке кадров.

Формирование производственного коллектива - сложное и ответственное дело, требующее опыта, такта и специаль­

ных знаний. Подмена обоснованных решений при формирова­ нии коллектива стихийностью, формальным подбором и рас­

становкой кадров отрицательно сказывается на производ­ ственной деятельности коллектива, вызывает срывы в его

работе и нарушает производственную гармонию.

Огромное значение для автомобильного транспорта име­

ет административный порядок выдачи и лишения прав на вождение автомобиля. Права на вождение автомобиля вы­

даются соответствующими государственными органами ли­

цам, имеющим профессиональные навыки и отвечающим опре­ деленным психофизиологическим требованиям. Эти же орга­ ны обычно и лишают отдельных лиц прав на вождение при злостном нарушении ими установленных правил. От того,

насколько строг или либерален административный порядок

выдачи и лишения прав на вождение, зависит в конечном

счете формирование кадров шоферов, соблюдение ими су­

ществующих правил и норм и поддержание трудовой дисцип­

лины.

Важным направлением, обеспечивающим повышение трудо­ вой активности коллектива, является социальное плани­ рование. Следует подчеркнуть, что все народнохозяйст­ венные планы нашего государства имеют огромное социаль­ ное значение, ибо предусматривают не только развитие

39



производства, но и конкретные социальные изменения в общественно-политической и культурной жизни. В условиях социализма социальное планирование в масштабах страны, республики, области, города стало не только возможным, но и необходимым делом. Таким же необходимым делом оно должно стать в рамках коллектива каждого предприятия.

При разработке планов социального развития предприя­ тия недопустим шаблон, а наоборот, необходимо учитывать особенности данного коллектива, его "индивидуальности".

Поэтому общие положения методики должны разрабатываться применительно к условиям каждого предприятия. В социаль­ ных планах должны быть отражены процессы, связанные с деятельностью коллективов разных уровней (предприятия в целом, колонн, участков, отделов, бригад и т.д.), учтены

как внешние, так и внутренние связи. Планы социального развития предприятия должны быть направлены на повышение эффективности его деятельности, на совершенствование системы стимулов, обеспечивающих наиболее благоприятные условия для формирования личностных качеств работников.

Решение этих задач при составлении планов требует предварительного всестороннего изучения потребностей членов данного коллектива, определения возможного уровня

удовлетворения их потребностей в планируемый период.

Как известно, партия придает большое значение разра­

ботке планов социального развития производственных кол­ лективов. Сейчас этим вопросам уделяется большое внима­ ние везде. На местах совместными усилиями практических работников и ученых была проделана значительная работа по разработке методики составления планов социального

развития. На многих предприятиях такие планы уже состав­

лены и реализуются в деятельности этих коллективов, в том числе и целом ряде автотранспортных предприятий.

К организационно-техническим методам управления по

повышению производительности автотранспортных предприя­ тий, на наш взгляд, относятся все мероприятия по совер­

шенствованию и улучшению организационных форм перевозок, внедрение нового производительного подвижного состава,

40

осуществление мероприятий по техническому прогрессу и внедрению научно обоснованных форм организации труда работников транспорта. В едином комплексе элементов

"водитель-автомобиль-дорога" организационно-технические

методы управления - это прежде всего воздействие управ­ ления на вещественный элемент в системе "водитель-авто­

мобиль" и "автомобиль-водитель" в целях его лучшего приспособления к "человеческому фактору" для повышения

всех показателей эффективности транспортного процесса, экономии живого и овеществленного труда и улучшения ус­

ловий труда работников автомобильного транспорта. Поэтому к организационно-техническим методам следует

отнести формы перевозок, выбор подвижного состава, вне­ дрение новой техники и совершенствование транспортного

процесса, весь комплекс мероприятий по организации дви­ жения грузовых и пассажирских автомобилей. Многочислен­

ный арсенал этих методов можно объединить в четыре ос­ новные группы:

-совершенствование организационных форм перевозок;

-внедрение в транспортный процесс новой техники и

наиболее производительного подвижного состава;

-совершенствование форм и методов технического об­ служивания и ремонта автомобилей.

§2. Применение технических средств в управлении

Совершенствование управления на современном этапе развития экономики немыслимо без использования совре­

менной техники.

Особенно большое значение имеет использование в

практике управления электронно-вычислительной техники.

В своем докладе на ХХІУ съезде КПСС А. Н. Косыгин ска­

зал: "Применение электронно-вычислительных машин позво­

лит ускорить получение и обработку информации, разра­ ботку различных вариантов плана и нахождение оптималь­

ных плановых решений. Благодаря преимуществам социалис­

тической системы хозяйства, позволяющей управлять эконо-

41