Файл: Брегадзе Г.И. Управление предприятием - как его улучшить.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ляет смело выдвигать новых работников. Ленин, при давая такому выдвижению большое значение, сове товал «извлекать сотни и тысячи новых организато рских талантов. Мы должны их выдвигать, испыты вать, давать им задания, усложнять эти задания»1 - При этом он подчеркивал необходимость персональ ной ответственности за подбор того или иного работ ника.
Ленинский принцип подбора кадров требует изу чения их на деле. Только изучая людей на практичес кой работе, можно обеспечить необходимое сочетание старых и молодых кадров. «Мы партия будущего, — повторял В. И. Ленин слова Энгельса, — а будущее принадлежит молодежи. Мы партия новаторов, а за новаторами всегда охотнее идет молодежь»2 .
Важным принципом управления является едино началие, с полной и непосредственной ответственнос тью за решение главной задачи предприятия — вы полнение государственного плана по всем показате лям.
Управление современным производством может успешно осуществляться только на основе твердой дисциплины, подчинения коллектива распоряжениям руководителей производства, основанного на автори
тете. «... |
беспрекословное подчинение единой |
воле |
для |
успеха |
процессов работы, организованной |
по |
типу |
крупной машинной индустрии, безусловно необходи мо»3 — писал В. И. Ленин. Участие масс в управле нии производством, коллегиальность не отменяют главного содержания единоначалия: «Обсуждение — сообща, а ответственность — единолична4 .
В нашем обществе единоначалие предполагает умелое сочетание строгой производственной и трудо
вой |
дисциплины с использованием инициативы, опы |
|||||||
та и мудрости |
коллектива. |
«для |
||||||
|
В. И. Ленин |
считал |
единоначалие нужным |
|||||
определенных |
процессов |
работы, в определенные |
мо |
|||||
менты |
чисто исполнительских функций»5 . Оператив- |
|||||||
1 |
В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 40, стр. 78. |
|
||||||
2 |
Там |
же, |
т. 14, |
стр. |
163. |
|
|
|
3 |
Там же, т. 36, стр. 200—201. |
|
||||||
4 |
Там |
же, |
т. 44, |
стр. |
165. |
|
|
|
5 |
Там |
же, |
т. 36, |
стр. |
206. |
|
|
ное руководство производством осуществимо толькона основе строгого соблюдения принципа единонача лия. Подмена его согласованием, в том числе бесчис ленными визированиями приказов, обсуждениями, наносит только вред. В то же время вопросы жилищ- но-бытовые, материального и морального поощрения, нормирования труда и другие требуют коллективного обсуждения, согласования с партийными и профсоюз ными организациями. «Как коллегиальность необхо
дима для |
обсуждения основных вопросов, — писал |
|
В. И. Ленин, — так необходима и единоличная |
ответ |
|
ственность |
и единоличное распорядительство, |
чтобы |
не было волокиты, чтобы нельзя было уклониться от ответственности»1 .
Контролю исполнения В. И. Ленин всегда прида вал особо важное значение, «...приемы проверки ис полнения на деле должны быть в Рабкрине изучены, сведены, подытожены»2 , — писал он. «Главной зада чей... является (должна быть теперь) проверка ис полнения, подбор людей»3 .
Участие масс в управлении производством и рас ширение коллегиальных форм руководства производ ством органически сочетаются с единоначалием. Ле нин писал: «Масса должна иметь право выдвигать всех без изъятия рабочих членов массы на распоря дительные функции. Но это нисколько не означает, чтобы процесс коллективного труда мог оставаться без определенного руководства, без точного установ ления ответственности руководителя, без строжайше го порядка, создаваемого единством воли руководи теля. Ни железные дороги, ни транспорт, ни крупные машины и предприятия вообще не могут функциони ровать правильно, если нет единства воли, связываю щего всю наличность трудящихся в один хозяйствен
ный |
орган, работающий с правильностью |
часового |
|
механизма»4 . |
|
|
|
Суть производственно-территориального |
принципа |
||
управления состоит |
в том, что все органы управле- |
||
1 |
В. И. Ленин. Поли. |
собр. соч., т. 39, стр. 428. |
|
2 |
Там же, т. 44, стр. |
128. |
|
3 |
Там же, т. 45, стр. 55. |
|
|
4 |
Там же, т. 36, стр. |
157. |
|
ния промышленностью построены по производствен ному признаку. Министерства руководят определен ной отраслью промышленности, главные управления объединяют предприятия, специализирующиеся на выпуске определенных изделий, и строятся с учетом территориального размещения предприятий. Объеди нения, комбинаты управляют однородными или свя занными между собой в производственном отноше нии предприятиями, расположенными близко друг от друга.
Конкретность и оперативность руководства — важ ный принцип организации управления. Чтобы руко водить конкретно, надо в совершенстве знать дело, иметь научные и технические знания, опыт, способ ности. Юридические права, звание, служебное поло жение должны покоиться на прочном фундаменте знаний, опыта, разума.
В. И. Ленин резко выступал против поверхност ности и торопливости в руководстве социалистичес ким строительством, добивался широкого внедрения науки во все области общественной деятельности. «Чтобы управлять, — подчеркивал он, — надо знать
дело |
и |
быть великолепным |
администратором»1 . |
«Тут, |
— |
писал он, — ничего нельзя поделать нахра |
пом или натиском, бойкостью или энергией, или ка ким бы то ни было лучшим человеческим качеством вообще»2 . Ленин советовал добиваться, «...чтобы на ука действительно входила в плоть и кровь, превра щалась в составной элемент быта вполне и настоя щим образом»3 . Компетентность руководителя сказы вается не только на его авторитете, но прежде всего на деле, позволяя, опираясь на опыт и знания, дейст вовать убеждением, а не призывами «давай, да вай».
В.И. Ленин указывал: «Все искусство управления
иполитики состоит в том, чтобы своевременно учесть
изнать, где сосредоточить свои главные силы и вни мание»4 .
Но для того чтобы правильно определить главное
1 |
В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 45, стр.' 222. |
|
2 |
Там же, т. 45, стр. 391. |
|
3 |
Там |
же, т. 45, стр. 391. |
4 |
Там |
же, т. 40, стр. 85. |
звено в работе, наметить основные рубежи, подлежа щие достижению, только личного опыта и знаний не
хватит. |
Необходимы |
коллективный |
опыт и разум. |
|
Важно |
учитывать |
мнение не только |
руководителей, |
|
но и специалистов |
и |
технических исполнителей, на |
плечи которых ляжет практическое осуществление задачи.
В первые годы Советской власти В. И. Ленин ука зывал, что «мы должны заниматься учетом практи ческого опыта в хозяйственной работе нанизу, где де креты применяются, где их проверяют, где нужно их ошибки исправлять... Тогда наше строительство дви нется вперед настоящим и прочным образом»1 .
Нужно, чтобы каждый руководитель ясно пред ставлял себе выдвинутые Коммунистической партией задачи, чтобы на деле умел применить их для прак тической деятельности предприятия. Только такой ру ководитель сумеет правильно использовать знания и
опыт подчиненных |
и использовать |
их в решении об |
||||||||||
щих |
задач. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Известны следующие принципы организации про |
||||||||||||
изводственных |
процессов: |
специализация, |
|
пропорци |
||||||||
ональность, параллельность, прямоточность и ритмич |
||||||||||||
ность2 . Эти принципы вполне применимы |
и для орга |
|||||||||||
низации управленческого |
труда. |
|
|
|
|
|
||||||
О. А. Дейнеко систематизировал более |
30 принци |
|||||||||||
пов управления, сформулированных советскими ис |
||||||||||||
следователями, |
и столько же предложенных |
зарубеж |
||||||||||
ными |
учеными — Ф. |
У. |
Тейлором, |
Г- |
Эмерсоном, |
|||||||
А. Файолем и др.3 . В числе |
этих принципов можно от |
|||||||||||
метить: отбор работников на основе научно разрабо |
||||||||||||
танных |
критериев, |
их |
обучение (Ф.У. Тейлор); по |
|||||||||
становку ясной и определенной цели . (Г. Эмерсон); |
||||||||||||
соответствие служебного и личного авторитета руко |
||||||||||||
водителя (А. Файоль) |
и др. |
|
|
|
|
|
|
|||||
«Непременным |
качеством |
американского бизнес |
||||||||||
мена, — пишет |
Н. Н. Смеляков, — является |
соблюде- |
||||||||||
1 |
В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 43, |
стр. 332. |
|
|
|
|||||||
3 |
И. М. Р а з у м о в , |
Л. Л. Ш у х г а л ь т е р |
(и др.). Органи |
|||||||||
зация н |
планирование |
машиностроительных |
предприятий. |
М., |
||||||||
Машгиз, |
1960, стр. 31—38. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
3 |
О. А. Д е й н е к о . |
Методологические |
проблемы |
науки управ |
||||||||
ления производством. М., «Наука», |
1970, |
стр. 124—128. |
|
|||||||||
2 Г. И. Брегадзе |
|
|
|
|
|
|
! |
|
ГО 2. |
4fc |
||
|
|
|
|
|
|
] |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
каучкэ - TOJCKKM |
б і і б л і і О Т О Х П С
Ч И Т А Л Ь Н О ГО
ниє им трех основных правил: анализируй, разделяй функции (обязанности) и надзирай, наблюдай, то есть проверяй исполнение»1 .
Знание научных принципов управления, умение ими руководствоваться имеют для руководителя ре шающее значение. Использование научных принципов управления позволяет лучше подбирать кадры, коор динировать деятельность самых различных по харак теру и знаниям людей, сплачивать их в коллектив, со средоточивать все силы управленческого аппарата в нужное время и в нужном месте; более рационально расстанавливать силы и средства. Оно приносит ино гда более ощутимые плоды, чем дополнительные ка питальные вложения-
Подбор, расстановка и воспитание кадров. XXIV съезд КПСС отметил, что повышение уровня ру ководства всеми сторонами жизни общества, ор ганизаторской и политической работы в массах не разрывно связано с улучшением подбора, расстанов ки и воспитания кадров. Партия придает первосте пенное значение тому, чтобы все участки партийной, государственной, хозяйственной, культурно-воспита тельной и общественной работы возглавляли полити чески зрелые, знающие дело, способные организаторы.
Большие и сложные задачи, стоящие перед пар тией и страной, настоятельно требуют, чтобы руково дящие кадры в совершенстве владели современными методами управления, обладали чувством нового, ви дели перспективу развития, умели использовать зна ния и опыт других и находить наиболее эффективные пути решения возникающих проблем. Кадровая поли тика партии направлена на то, чтобы наряду с береж ным отношением к старым кадрам, максимально ис пользуя их опыт и знания, смело выдвигать молодых работников на высшие должности.
«Съезд считает, что прочно утвердившиеся в пос ледние годы доверие и уважение к работникам в со четании с принципиальной требовательностью к ним должны и впредь пронизывать всю работу с кадрами.
Надо |
повышать ответственность кадров |
за поручеи- |
|
1 |
Н. |
С м е л я к о в. Деловая Америка. М., |
Госполнтиздат, |
1970, |
стр. 79. |
|
ное дело, принимать необходимые меры в отношении: тех, кто нарушает дисциплину, не делает выводов из критики, ведет себя неправильно. Каждый работник должен помнить, что социалистическая дисциплина является единой и обязательной для всех»1 .
Как же воплощается принцип подбора, расстанов ки и воспитания кадров на практике?
На многих предприятиях Иркутска созданы бла гоприятные условия для улучшения подбора, расста новки и воспитания кадров, с тем чтобы важнейшие участки работы занимали люди политически зрелые, технически грамотные, опытные организаторы и вос питатели масс. Этого удалось добиться благодаря комплексному планированию работы с кадрами и строгому контролю за выполнением этих планов, осу ществляемому партийными комитетами и их постоян но действующими комиссиями.
В целях комплексного решения ряда вопросов,, связанных с подбором, расстановкой и воспитанием кадров, на предприятиях ежегодно разрабатываются планы мероприятий по работе с инженерно-техничес кимиработниками. Планы состоят из следующих раз делов: мероприятий общего характера; мероприятии организационно-технического характера по работе с мастерами, с молодыми специалистами, в службах главных специалистов, с рабочими кадрами и по воп росам укрепления трудовой дисциплины.
Важным организационным мероприятием, содейс твующим дальнейшему росту общеобразовательного уровня и производственной квалификации инженер но-технических работников, является проведение ат тестации.
В сроки, предусмотренные планом, ежегодно про ходит аттестацию значительное количество инженер но-технических работников-, в том числе практиков и молодых специалистов.
Аттестация имеет целью обеспечение качествен ного подбора кадров и непрерывной работы над по
вышением производственной квалификации |
каждого |
|
инженерно-технического работника, |
а также |
выявле- |
1 Материалы XXIV съезда КПСС, М., |
Госполмт.издат, 1971,. |
|
стр. 210. |
|
|
2* |
|
1» |