Файл: Брегадзе Г.И. Управление предприятием - как его улучшить.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ществе «Знание». По окончании курсов и университе­

тов

слушатели

выполняли рефераты. Например,

А.

А. Нечаев,

главный инженер Иркутского межоб­

ластного управления Втррцветмет, выполнил реферат на тему «Некоторые вопросы повышения эффектив­ ности производства в 1971—1975 годах». На основе анализа плана заготовок и реализации продукции, режима экономии и использования резервов произ­ водства, использования трудовых затрат, основных, производственных фондов и др., он приводит расчеты по экономическому обоснованию технического персвооружения предприятий и совершенствованию упра­ вления, а также намечает ряд конкретных мероприя­ тий, обеспечивающих значительное повышение произ­ водительности труда.

Слушательница курсов А. Ф. Персткова написала реферат на тему «Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность» на материалах Иркутского винноводочного комбината.

Интересные, имеющие практическое значение ра­ боты выполнили слушатели курсов А. К. Афанасьев (Иркутский кожзавод), М. В. Осихова (мясокомби­ нат), В. И. Петряева (завод кожевенно-меховых изде­ лий), В. В. Калинкин ' (ИЗТМ. им. В. В. Куйбышева) и многие другие.

Большую помощь предприятиям в подготовке ква­ лифицированных кадров оказывают вузы на основе договоров о творческом содружестве.

Целью таких договоров является активизация ра­ боты по подготовке высококвалифицированных спе­ циалистов, повышению общеобразовательного, техни­ ческого и культурного уровня трудящихся, более пол­ ное использование творческих возможностей коллек­ тивов предприятия и вуза.

Основной идеей договора о творческом содружес­ тве является укрепление связей рабочих со студента­ ми, воспитание вузовской молодежи на лучших тра­ дициях передовых рабочих коллективов.

Например, договором между Иркутским институ­ том народного хозяйства и машиностроительным за­ водом определены следующие основные направления творческого содружества.

Организация выполнения плана совместных науч-

но-исследовательских и конструкторских работ, на­ правленных на совершенствование технологического процесса, внедрение научной организации труда и по­ вышение культуры производства с участием комплек­ сных групп исследователей — инженерно-технических работников, профессорско-преподавательского соста­ ва и студенческого научно-технического общества-

Оказание взаимной помощи в оснащении лабора­ торий завода и института новейшим оборудованием.

Широкое привлечение инженерно-технических ра­ ботников и передовых рабочих к организации произ­ водственной практики студентов; разработка совмест­ но с учеными института тем курсовых и дипломных проектов, представляющих практический интерес для завода. Участие руководящих работников завода в работе ученого совета института.

Для оказания помощи работающей молодежи в- поступлении в вуз организованы консультации и под­ готовительные курсы.

Профессорско-преподавательский состав институ­ та оказывает систематическую помощь работникам заводов — соискателям ученой степени в подготовке к экзаменам для сдачи кандидатского минимума и в выполнении диссертационных работ.

Передовые рабочие, ветераны труда, специалисты предприятий включаются в состав комиссий институ­ та по приему в вуз, а также по защите дипломных проектов и распределению молодых специалистов.

Ведущие ученые института помогают в работе се­ ти партийного просвещения заводов, проводят заня­ тия в заводских университетах технического прогрес­ са, читают лекции в цехах и отделах. Специалисты заводов участвуют в подготовке и проведении лекций по экономике и технологии производства для студен­ тов института, а также в приеме государственных эк­ заменов.

Последовательное, в течение ряда лет, проведение мероприятий по вовлечению инженерно-технических работников-практиков в заочную среднюю школу, ве­ черние (сменные) школы рабочей молодежи, курсы по подготовке в техникумы и институты значительно уменьшило количество практиков, не работающих над повышением своей квалификации.


На некоторых заводах установлен порядок, согла­ сно которому каждый инженерно-технический работ­ ник обязан в течение года подготовить не менее од­ ной лекции или реферата о достижениях советской и зарубежной техники в пределах своей узкой специ­ альности. Охват всех инженерно-технических работ­ ников чтением лекций, подготовкой рефератов обес­ печивает систематическую работу над собой и позво­ ляет держать весь коллектив в курсе достижений технического прогресса.

Интересный опыт работы накоплен на иркутскич предприятиях с такой категорией руководящих кад­ ров, как мастера. В целях создания моральных и ма­ териальных стимулов для повышения общеобразова­ тельного уровня и производственной квалификации мастеров им присваиваются квалификационные ка­ тегории и звания.

Остановимся более подробно на опыте этой рабо­ ты на передовых предприятиях.

Прежде всего все мастера проходят аттестацию. В соответствии с установленной категорией и стажем работы в должности мастера, а также численностью рабочих в группе, образованием и средним баллом, установленным при аттестации, мастерам определя­ ются должностные оклады. Кроме того, директор за­ вода, по представлению руководства, согласованному с партийной, профсоюзной и комсомольской органи­ зациями цеха, устанавливает высококвалифицирован­ ным мастерам надбавки к заработной плате до 30% должностного оклада, в пределах планового фонда заработной платы.

Среди мастеров организовано соревнование за присвоение званий «Лучший мастер» и «Заслужен­ ный мастер завода».

Звание «Лучший мастер» присваивается мастерам участков, обеспечивающих выполнение плана по пла­

нируемым

показателям, высокое качество продукции

и сдачу с

первого предъявления, ритмичную сдачу

продукции в соответствии с графиком. Кроме того, от мастеров требуется постоянное участие в совершенст­ вовании технологических процессов, внедрении орга­ низационно-технических мероприятий по научной ор­ ганизации труда и мероприятий, направленных на

снижение трудоемкости изделий, экономию материа­ лов и денежных ресурсов.

Итоги соревнования подводятся ежемесячно. Мас­ теру, признанному победителем в соревновании в те­ чение шести месяцев подряд, вручается переходящий вымпел и присваивается звание «Лучший мастер за­ вода». Фотография мастера группы заносится на за­ водскую Доску почета, он награждается денежной премией.

Мастер, признанный победителем в соревновании в течение двенадцати месяцев подряд, заносится в Книгу почета завода.

Мастерам, удержавшим за собой в течение трех лет звание «Лучший мастер», имеющим особые заслу­ ги перед коллективом завода в деле воспитания и обучения молодых рабочих и стаж работы в должнос­ ти мастера не менее десяти лет, совместным решени­ ем заводского комитета профсоюза и директора за­ вода присваивается звание «Заслуженный мастер за­ вода», выдается удостоверение, нагрудный знак и ус­ танавливается надбавка к должностному окладу.

Таким образом, наиболее важными направления­ ми в повышении квалификации инженерно-техничес­ ких работников всех категорий являются повышение общеобразовательного уровня и производственной квалификации практиков; подготовка молодых спе­ циалистов к практической деятельности на предприя­ тиях; повышение теоретического уровня дипломиро­ ванных инженеров и техников; организация социа­ листического соревнования.

Комплексное планирование работы с кадрами з сочетании со строгим контролем за выполнением на­ меченных мероприятий представляет собой важную часть общей работы, проводимой на машинострои­ тельных предприятиях города, по повышению роли инженерно-технических работников в техническом прогрессе.

Контроль исполнения. Постоянный контроль ис­ полнения позволяет руководителю знать, как осу­ ществляется принятое решение, что тормозит его вы­ полнение, и своевременно принимать необходимые меры для достижения цели. Проверять исполнение — значит, по словам Ленина, детально изучать«выпол-


нение наших планов, наши ошибки в этом практичес­ ком деле, способы исправления этих ошибок»1 .

Как осуществляется на практике принцип контро­ ля исполнения? Из всего многообразия форм и мето­

дов

контроля на иркутских предприятиях

наиболь­

шее

распространение получила сигнальная

система

контроля исполнения.

 

Она ставит своей целью ввести строгий учет и обе­ спечить возможность планирования выполнения всех работ, предусматриваемых общезаводскими докумен­ тами: приказами, приказаниями, мероприятиями, планами-графиками, протоколами совещаний, резо­ люциями на поступающих документах и другими. Система устанавливает порядок контроля документов соответствующими службами и определяет некоторые взаимоотношения структурных подразделений заво­ да.

На Иркутском машиностроительном заводе, на­ пример, документы условно делятся на общезавод­ ские и цеховые.

Общезаводские документы утверждаются дирек­ тором или главным инженером. Обычно их содержа­ ние касается нескольких цехов или служб. Цеховые документы утверждаются другими ответственными лицами завода, например начальниками цехов, от­ делов, служб.

В связи с введением сигнальной системы контроля исполнения к составлению документов, помимо общих требований, изложенных в инструкции по делопроиз­ водству, предъявляются дополнительные требования, которые определяются необходимостью быстрого по­ лучения контрольных карточек на каждый отдельный пункт документа по срокам и исполнителям. Требо­ вания эти следующие.

Каждый пункт документа относится к одному ис­ полнителю. Задача дифференцируется так, чтобы ис­ полнитель точно и четко знал свою долю в ее реше­ нии.

В каждом документе составителями указывается один контролирующий орган — отдел, на который возлагается контроль качества выполненных рабо г,

1 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 42, стр. 344.

предусмотренных документом в целом, и координа­ ция деятельности исполнителей.

Все общезаводские документы подлежат обяза­ тельной регистрации. Входящая почта и приказы по предприятию регистрируются в АХО согласно инст­ рукции по делопроизводству. Мероприятия, планграфики, протоколы совещаний и им подобные доку­ менты после утверждения передаются в бюро провер­ ки исполнения (БПИ), где им присваивается поряд­ ковый номер и проставляется индекс отдела, на который возлагается контроль за исполнением.

У секретарей отделов и цехов устанавливаются картотеки. В них предусмотрено наличие ряда верти­ кально расположенных отделений. В картотеке имеет­ ся 12 одинаковых ячеек — по числу месяцев в году, затем одна ячейка — долговая, далее — 31 одинаковая ячейка на каждый день месяца.

В БПИ применяется стандартная картотека с кра­ евой перфорацией. Контрольные карточки представ­ ляют собой документы размером 90X180 мм, где ука­ зано: на основании какого нормативного документа (приказа, приказания) составлена карточка; содержа­ ние задания; срок исполнения; кто исполнитель. Обо­ ротная сторона карточки предназначается для крат­ кой записи состояния выполнения и принимаемых мер со стороны ответственных за исполнение и контроли­ рующих лиц.

Движение документов осуществляется в следую­ щем порядке. Все утвержденные у главного инженера или директора документы в необходимом количестве экземпляров и со списком рассылки передаются в БПИ. Количество экземпляров определяется количе­ ством исполнителей и заинтересованных лиц. В БПИ документ регистрируется, изготовляется необходимое количество контрольных карточек, которые затем при­ кладываются к соответствующим экземплярам доку­ ментов. Контролирующему отделу АХО направляет документ с полным комплектом карточек.

Оформленные таким образом документы рассыла­ ются по кольцевой почте или фототелеграфу.

Начальник цеха или отдела, получив документ с карточкой, рассматривает его и адресует непосредст­ венному исполнителю. Секретарь переносит резолю-



ашо на карточку (если необходимо, выписывает до­ полнительные карточки) и передает документ по на­ значению, а карточку ставит в стенд-картотеку.

Непосредственный исполнитель, получив документ, принимает меры для его выполнения в срок. Если срок для него по какой-то причине нереален, он обязан не­ медленно обратиться к своему начальнику для приня­ тия необходимых мер или согласования вопроса о пе­ реносе срока в установленном порядке.

До истечения срока исполнения, при наличии объ­

ективных причин, исполнитель

может ставить

вопрос

о переносе установленного срока. Для

этого

запол­

няется специальная служебная

записка

и передается

на рассмотрение лицу, которое утверждало документ. Одновременно с решением о переносе срока должны быть представлены предложения о сроках других ра­ бот, взаимосвязанных с переносимой.

Вопрос о переносе срока не может подниматься после того, как срок уже истек. В этом случае, неза­

висимо от причин, виновником является

исполни­

тель, со всеми вытекающими отсюда

последст­

виями.

 

Руководители отделов, цехов ежедневно просмат­ ривают карточки на текущий день. После того как за­ дание исполнителем выполнено в пределах установ­ ленного срока, руководитель делает на документе краткую запись о выполнении и отчитывается перед начальником или его заместителем. Последний дает указание секретарю о снятии задания с контроля. Кар­ точка с четким и кратким содержанием выполненно­ го, подписанная начальником или его заместителем, направляется в контролирующий отдел, который, если ;то необходимо, перепроверяет, снимает карточку с контроля, производя соответствующие отметки в сво­ их экземплярах документов и карточке. Карточка, подписанная начальником или его заместителем, от­ правляется в БПИ, где этот пункт снимается с кон­ троля.

В случае, если задание не выполнено, руководи­ тель цеха или отдела принимает необходимые меры для его выполнения.

Контроль в БПИ осуществляется на один день поз­ же установленного срока. Если контрольная карточка