Файл: Брегадзе Г.И. Управление предприятием - как его улучшить.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
ществе «Знание». По окончании курсов и университе
тов |
слушатели |
выполняли рефераты. Например, |
А. |
А. Нечаев, |
главный инженер Иркутского межоб |
ластного управления Втррцветмет, выполнил реферат на тему «Некоторые вопросы повышения эффектив ности производства в 1971—1975 годах». На основе анализа плана заготовок и реализации продукции, режима экономии и использования резервов произ водства, использования трудовых затрат, основных, производственных фондов и др., он приводит расчеты по экономическому обоснованию технического персвооружения предприятий и совершенствованию упра вления, а также намечает ряд конкретных мероприя тий, обеспечивающих значительное повышение произ водительности труда.
Слушательница курсов А. Ф. Персткова написала реферат на тему «Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность» на материалах Иркутского винноводочного комбината.
Интересные, имеющие практическое значение ра боты выполнили слушатели курсов А. К. Афанасьев (Иркутский кожзавод), М. В. Осихова (мясокомби нат), В. И. Петряева (завод кожевенно-меховых изде лий), В. В. Калинкин ' (ИЗТМ. им. В. В. Куйбышева) и многие другие.
Большую помощь предприятиям в подготовке ква лифицированных кадров оказывают вузы на основе договоров о творческом содружестве.
Целью таких договоров является активизация ра боты по подготовке высококвалифицированных спе циалистов, повышению общеобразовательного, техни ческого и культурного уровня трудящихся, более пол ное использование творческих возможностей коллек тивов предприятия и вуза.
Основной идеей договора о творческом содружес тве является укрепление связей рабочих со студента ми, воспитание вузовской молодежи на лучших тра дициях передовых рабочих коллективов.
Например, договором между Иркутским институ том народного хозяйства и машиностроительным за водом определены следующие основные направления творческого содружества.
Организация выполнения плана совместных науч-
но-исследовательских и конструкторских работ, на правленных на совершенствование технологического процесса, внедрение научной организации труда и по вышение культуры производства с участием комплек сных групп исследователей — инженерно-технических работников, профессорско-преподавательского соста ва и студенческого научно-технического общества-
Оказание взаимной помощи в оснащении лабора торий завода и института новейшим оборудованием.
Широкое привлечение инженерно-технических ра ботников и передовых рабочих к организации произ водственной практики студентов; разработка совмест но с учеными института тем курсовых и дипломных проектов, представляющих практический интерес для завода. Участие руководящих работников завода в работе ученого совета института.
Для оказания помощи работающей молодежи в- поступлении в вуз организованы консультации и под готовительные курсы.
Профессорско-преподавательский состав институ та оказывает систематическую помощь работникам заводов — соискателям ученой степени в подготовке к экзаменам для сдачи кандидатского минимума и в выполнении диссертационных работ.
Передовые рабочие, ветераны труда, специалисты предприятий включаются в состав комиссий институ та по приему в вуз, а также по защите дипломных проектов и распределению молодых специалистов.
Ведущие ученые института помогают в работе се ти партийного просвещения заводов, проводят заня тия в заводских университетах технического прогрес са, читают лекции в цехах и отделах. Специалисты заводов участвуют в подготовке и проведении лекций по экономике и технологии производства для студен тов института, а также в приеме государственных эк заменов.
Последовательное, в течение ряда лет, проведение мероприятий по вовлечению инженерно-технических работников-практиков в заочную среднюю школу, ве черние (сменные) школы рабочей молодежи, курсы по подготовке в техникумы и институты значительно уменьшило количество практиков, не работающих над повышением своей квалификации.
На некоторых заводах установлен порядок, согла сно которому каждый инженерно-технический работ ник обязан в течение года подготовить не менее од ной лекции или реферата о достижениях советской и зарубежной техники в пределах своей узкой специ альности. Охват всех инженерно-технических работ ников чтением лекций, подготовкой рефератов обес печивает систематическую работу над собой и позво ляет держать весь коллектив в курсе достижений технического прогресса.
Интересный опыт работы накоплен на иркутскич предприятиях с такой категорией руководящих кад ров, как мастера. В целях создания моральных и ма териальных стимулов для повышения общеобразова тельного уровня и производственной квалификации мастеров им присваиваются квалификационные ка тегории и звания.
Остановимся более подробно на опыте этой рабо ты на передовых предприятиях.
Прежде всего все мастера проходят аттестацию. В соответствии с установленной категорией и стажем работы в должности мастера, а также численностью рабочих в группе, образованием и средним баллом, установленным при аттестации, мастерам определя ются должностные оклады. Кроме того, директор за вода, по представлению руководства, согласованному с партийной, профсоюзной и комсомольской органи зациями цеха, устанавливает высококвалифицирован ным мастерам надбавки к заработной плате до 30% должностного оклада, в пределах планового фонда заработной платы.
Среди мастеров организовано соревнование за присвоение званий «Лучший мастер» и «Заслужен ный мастер завода».
Звание «Лучший мастер» присваивается мастерам участков, обеспечивающих выполнение плана по пла
нируемым |
показателям, высокое качество продукции |
и сдачу с |
первого предъявления, ритмичную сдачу |
продукции в соответствии с графиком. Кроме того, от мастеров требуется постоянное участие в совершенст вовании технологических процессов, внедрении орга низационно-технических мероприятий по научной ор ганизации труда и мероприятий, направленных на
снижение трудоемкости изделий, экономию материа лов и денежных ресурсов.
Итоги соревнования подводятся ежемесячно. Мас теру, признанному победителем в соревновании в те чение шести месяцев подряд, вручается переходящий вымпел и присваивается звание «Лучший мастер за вода». Фотография мастера группы заносится на за водскую Доску почета, он награждается денежной премией.
Мастер, признанный победителем в соревновании в течение двенадцати месяцев подряд, заносится в Книгу почета завода.
Мастерам, удержавшим за собой в течение трех лет звание «Лучший мастер», имеющим особые заслу ги перед коллективом завода в деле воспитания и обучения молодых рабочих и стаж работы в должнос ти мастера не менее десяти лет, совместным решени ем заводского комитета профсоюза и директора за вода присваивается звание «Заслуженный мастер за вода», выдается удостоверение, нагрудный знак и ус танавливается надбавка к должностному окладу.
Таким образом, наиболее важными направления ми в повышении квалификации инженерно-техничес ких работников всех категорий являются повышение общеобразовательного уровня и производственной квалификации практиков; подготовка молодых спе циалистов к практической деятельности на предприя тиях; повышение теоретического уровня дипломиро ванных инженеров и техников; организация социа листического соревнования.
Комплексное планирование работы с кадрами з сочетании со строгим контролем за выполнением на меченных мероприятий представляет собой важную часть общей работы, проводимой на машинострои тельных предприятиях города, по повышению роли инженерно-технических работников в техническом прогрессе.
Контроль исполнения. Постоянный контроль ис полнения позволяет руководителю знать, как осу ществляется принятое решение, что тормозит его вы полнение, и своевременно принимать необходимые меры для достижения цели. Проверять исполнение — значит, по словам Ленина, детально изучать«выпол-
нение наших планов, наши ошибки в этом практичес ком деле, способы исправления этих ошибок»1 .
Как осуществляется на практике принцип контро ля исполнения? Из всего многообразия форм и мето
дов |
контроля на иркутских предприятиях |
наиболь |
шее |
распространение получила сигнальная |
система |
контроля исполнения. |
|
Она ставит своей целью ввести строгий учет и обе спечить возможность планирования выполнения всех работ, предусматриваемых общезаводскими докумен тами: приказами, приказаниями, мероприятиями, планами-графиками, протоколами совещаний, резо люциями на поступающих документах и другими. Система устанавливает порядок контроля документов соответствующими службами и определяет некоторые взаимоотношения структурных подразделений заво да.
На Иркутском машиностроительном заводе, на пример, документы условно делятся на общезавод ские и цеховые.
Общезаводские документы утверждаются дирек тором или главным инженером. Обычно их содержа ние касается нескольких цехов или служб. Цеховые документы утверждаются другими ответственными лицами завода, например начальниками цехов, от делов, служб.
В связи с введением сигнальной системы контроля исполнения к составлению документов, помимо общих требований, изложенных в инструкции по делопроиз водству, предъявляются дополнительные требования, которые определяются необходимостью быстрого по лучения контрольных карточек на каждый отдельный пункт документа по срокам и исполнителям. Требо вания эти следующие.
Каждый пункт документа относится к одному ис полнителю. Задача дифференцируется так, чтобы ис полнитель точно и четко знал свою долю в ее реше нии.
В каждом документе составителями указывается один контролирующий орган — отдел, на который возлагается контроль качества выполненных рабо г,
1 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 42, стр. 344.
предусмотренных документом в целом, и координа ция деятельности исполнителей.
Все общезаводские документы подлежат обяза тельной регистрации. Входящая почта и приказы по предприятию регистрируются в АХО согласно инст рукции по делопроизводству. Мероприятия, планграфики, протоколы совещаний и им подобные доку менты после утверждения передаются в бюро провер ки исполнения (БПИ), где им присваивается поряд ковый номер и проставляется индекс отдела, на который возлагается контроль за исполнением.
У секретарей отделов и цехов устанавливаются картотеки. В них предусмотрено наличие ряда верти кально расположенных отделений. В картотеке имеет ся 12 одинаковых ячеек — по числу месяцев в году, затем одна ячейка — долговая, далее — 31 одинаковая ячейка на каждый день месяца.
В БПИ применяется стандартная картотека с кра евой перфорацией. Контрольные карточки представ ляют собой документы размером 90X180 мм, где ука зано: на основании какого нормативного документа (приказа, приказания) составлена карточка; содержа ние задания; срок исполнения; кто исполнитель. Обо ротная сторона карточки предназначается для крат кой записи состояния выполнения и принимаемых мер со стороны ответственных за исполнение и контроли рующих лиц.
Движение документов осуществляется в следую щем порядке. Все утвержденные у главного инженера или директора документы в необходимом количестве экземпляров и со списком рассылки передаются в БПИ. Количество экземпляров определяется количе ством исполнителей и заинтересованных лиц. В БПИ документ регистрируется, изготовляется необходимое количество контрольных карточек, которые затем при кладываются к соответствующим экземплярам доку ментов. Контролирующему отделу АХО направляет документ с полным комплектом карточек.
Оформленные таким образом документы рассыла ются по кольцевой почте или фототелеграфу.
Начальник цеха или отдела, получив документ с карточкой, рассматривает его и адресует непосредст венному исполнителю. Секретарь переносит резолю-
ашо на карточку (если необходимо, выписывает до полнительные карточки) и передает документ по на значению, а карточку ставит в стенд-картотеку.
Непосредственный исполнитель, получив документ, принимает меры для его выполнения в срок. Если срок для него по какой-то причине нереален, он обязан не медленно обратиться к своему начальнику для приня тия необходимых мер или согласования вопроса о пе реносе срока в установленном порядке.
До истечения срока исполнения, при наличии объ
ективных причин, исполнитель |
может ставить |
вопрос |
|
о переносе установленного срока. Для |
этого |
запол |
|
няется специальная служебная |
записка |
и передается |
на рассмотрение лицу, которое утверждало документ. Одновременно с решением о переносе срока должны быть представлены предложения о сроках других ра бот, взаимосвязанных с переносимой.
Вопрос о переносе срока не может подниматься после того, как срок уже истек. В этом случае, неза
висимо от причин, виновником является |
исполни |
тель, со всеми вытекающими отсюда |
последст |
виями. |
|
Руководители отделов, цехов ежедневно просмат ривают карточки на текущий день. После того как за дание исполнителем выполнено в пределах установ ленного срока, руководитель делает на документе краткую запись о выполнении и отчитывается перед начальником или его заместителем. Последний дает указание секретарю о снятии задания с контроля. Кар точка с четким и кратким содержанием выполненно го, подписанная начальником или его заместителем, направляется в контролирующий отдел, который, если ;то необходимо, перепроверяет, снимает карточку с контроля, производя соответствующие отметки в сво их экземплярах документов и карточке. Карточка, подписанная начальником или его заместителем, от правляется в БПИ, где этот пункт снимается с кон троля.
В случае, если задание не выполнено, руководи тель цеха или отдела принимает необходимые меры для его выполнения.
Контроль в БПИ осуществляется на один день поз же установленного срока. Если контрольная карточка