Файл: Брегадзе Г.И. Управление предприятием - как его улучшить.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ниє резерва из наиболее способных работников для выдвижения на руководящую работу.

Аттестация инженерно-технических работников проводится также при выдвижении на высшую дол­ жность, назначении на должность вновь принятого работника после окончания испытательного срока,

после

окончания курсов

повышения

квалифика­

ции.

 

 

 

 

Аттестация всех ИТР и служащих проводится

раз

в год

во втором квартале,

а в течение

года — по

ме­

ре необходимости. Она проводится комиссией, сос­ тав которой зависит от должности аттестуемого. На­ пример, руководителей служб и подразделений — главных специалистов, начальников цехов и отделов

.аттестует комиссия под председательством директора завода, в составе главного инженера, зам. директора завода по кадрам, начальника отдела труда и зара­ ботной платы, секретаря парткома, председателя зав­ кома.

Начальников производственных участков цеха, на­ чальников бюро, старших мастеров и специалистов деха—технологов, конструкторов, экономистов атте­ стует комиссия под председательством начальника деха, в составе представителя соответствующей слу­ жбы, начальника отдела, представителя отдела тру­ да и заработной платы, секретаря цеховой парторга­ низации и председателя цехкома профсоюза. Специ­ алисты и технические исполнители отделов аттесту­ ются так же, как и в цехах.

При аттестации комсомольцев в состав комиссии обязательно включается представитель комитета или -бюро первичной организации ВЛКСМ.

Качества работников оцениваются на основе ана­ лиза результатов их деятельности. Выводы аттеста­ ции в обязательном порядке доводятся до сведения

.аттестуемого работника.

Оценка качеств работника проводится по аттеста­ ционному листу, один из которых состоит из четырех

•частей1.

 

 

 

Первая

часть

аттестационного

листа содержит

1 Подробнее

ісм.: Г.

И. Б р е г а д з е (и

др.). Оценка качеств

••служащих. Иркутск, НТО Машпром, 1973.


сведения анкетного характера и заполняется на осно­ вании личного дела работника.

Вторая часть предназначена для анализа деловых качеств работника и его трудовой деятельности. Оце­ ниваются: политические и моральные качества работ­ ника; деловые качества; административные способ­ ности и стиль руководства; умение работать в кол­ лективе. Общая оценка качеств работника определя­ ется как средний балл по всем факторам.

Третья часть аттестационного листа содержит вы­ воды и предложения комиссии по результатам аттес­

тации.

 

Четвертая часть — замечания

аттестуемого па

оценке его качеств и заключение

комиссии.

По величине отклонения баллов, полученных ра­ ботником, от нормативного балла, а также по качест­ вам, получившим высшую или низшую оценку, дела­ ется вывод о соответствии работника занимаемой, должности, о его выдвижении или понижении.

Нормативный балл определяется как сумма сред­ них баллов оценочной сетки. Совпадение аттестаци­ онного балла работника с нормативным свидетельст­ вует о соответствии его занимаемой должности. По­ вышение или понижение оклада осуществляется в. пределах должностной «вилки».

Обработку аттестационных листов производит ин­ формационно-вычислительный центр.

Как оценивать то или иное качество работника з баллах, какой балл ставить по отдельному вопросу аттестационного листа?

Аттестационные листы дают ответ на этот вопрос. Например, отношение работника к подчиненным и товарищам по работе оценивается следующим обра­ зом.

 

 

Оцениваемые качества

Оценка

 

 

О т н о ш е н и е к п о д ч и н е н н ы м

справедливое, лояльное и товарищеское, заботится

об их

росте

и совершенствовании,

пользуется

большим уважением и авторитетом

 

справедливое,

лояльное и товарищеское,

пользует­

ся их

доверием

 


старается быть справедливым и лояльным по

от­

ношению к подчиненным. Подвержен влиянию не­

которых из них

 

 

3

бывает

несправедлив по отношению

к подчинен­

ным, приписывает себе их заслуги или приписыва­

ет им собственные ошибки. Делит подчиненных на

«любимчиков» п «пасынков»

 

2

О т н о ш е н и е к т о в а р и щ а м по р а б о т е

товарищеское и отзывчивое без фамильярности.

Лоялен

к товарищам, способен воспринимать

их

критику. Пользуется среди них большим авторите­

том

 

 

 

5

товарищеское, лояльное и отзывчивое, без фамиль­

ярности,

тактичен

 

 

4

приспосабливается к товарищам, достаточно так­

тичен

 

 

 

3

двуличен, заискивает пли слишком агрессивен по

отношению к товарищам.

Не может

работать

в

коллективе

 

 

2

Аналогичным образом оцениваются и другие ка­

чества

работника.

 

 

 

Работа с резервом

проводится по плану, целеуст­

ремленно. В план-резерв для выдвижения на руково­ дящую или высшую должность зачисляются лица, имеющие высшее и средне-техническое специальное образование, студенты старших курсов вечерних и за­ очных факультетов вузов, учащиеся техникумов. Кан­ дидатура подбирается на каждую имеющуюся инже­ нерно-техническую должность.

План-резерв предусматривает выдвижение как в цехе, так и вне цеха, отдела. Практики в резерв не зачисляются.

В ходе аттестации устанавливается степень подго­ товленности к выполнению работы и вносятся реко­ мендации: поступить в то или иное учебное заведе­ ние, устранить недостатки, отмеченные в характерис­ тике, и т. п. Обобщение данных аттестации позволяет определить контингент работников, недостаточно тех­ нически и политически подготовленных, с тем чтобы создать условия для повышения их квалификации и идейно-политического уровня.

Аттестационные комиссии рекомендуют аттестуе-


мым следующие формы повышения общеобразова­ тельного уровня и производственной квалификации. Для практиков: вечерние (сменные) школы рабочей молодежи, школы мастеров, курсы по подготовке в техникумы и институты, вечерние (сменные) заочные средние и высшие специальные заведения. Для тех­ ников: курсы по подготовке в институты, высшие спе­ циальные учебные заведения, курсы усовершенство­ вания инженерно-технических работников. Для инже­ неров: курсы усовершенствования инженерно-техни­ ческих работников, курсы по подготовке в заочную аспирантуру и т. п. Всем категориям инженерно-тех­ нических работников, в зависимости от конкретных обстоятельств, рекомендуется обучение на курсах це­ левого назначения и в сети партийного просвещения.

Систематическая аттестация инженерно-техничес­ ких работников способствует вовлечению их в посто­ янную работу над повышением общеобразовательно­ го уровня и производственной квалификации.

Выполнение рекомендаций аттестационных комис­ сий отдельными инженерно-техническими работника­ ми обсуждается на партийных, профсоюзных, комсо­ мольских собраниях или производственных совеща­ ниях.

Выполняя Постановление ЦК КПСС «Об улучше­ нии экономического образования трудящихся», пред­ приятия направляют своих работников на курсы по­ вышения квалификации,. организованные городскими и районными комитетами КПСС.

Обучение ведется по типовым учебным планам. К чтению лекций привлекаются ученые вузов и высоко­ квалифицированные специалисты промышленности.,

В 1972 году на курсах при

Иркутском, Ангарском

и. Усольском горкомах КПСС

преподаватели Иркутс­

кого института народного хозяйства прочли цикл лек­ ций пропагандистам и руководителям предприятий машиностроительной, легкой и пищевой промышлен­ ности, автотранспорта, строительной индустрии. Ра­

ботают курсы

повышения квалификации

руководя­

щих .работников

на отдельных крупных

предприяти­

ях, например в Братскгэсстрое. Кроме того, действу­ ют народные и общественные университеты техничес­ ких знаний при научно-технических обществах и об-