Файл: Аринин И.Н. Техническая диагностика на предприятиях автомобильного транспорта [Текст] 1974. - 144 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
аает, что в случае регулярного контроля и проведения соответствующих регулировок' двигатель может длительное время работать без отказов, в соответствии с нормами и техническими условиями.
3. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШАССИ АВТОМОБИЛЕЙ
Общее техническое состояние автомобиля, влияющее на произ водительность ^го работы может быть оценено интенсивностью разгона и наката, расходом топлива в процессе движения, интен сивностью торможения.
Путь разгона автомобиля в эсксплуатацнн претерпевает боль шие изменения. При разгоне автомобилей типа «Урал» с 15 до 60 .км/час изменение пути разгона находится в пределах от 112 до 272 м (рис. 48), что соответствует коэффициенту вариации, равно му 30%.
Путь разгона автомобилей увеличивается с пробегом, возра стая со 160 м при 10 тыс. км пробега до 240 м при 120 тыс. км пробега.
Потери на трение в механизмах трансмиссии и на качение ко лес автомобиля отражается на величине выбега или наката автомо биля.
Рис. 48. Изменение пути разгона ав томобиля типа «Урал» в эксплуата
ции
Уменьшение наката авто
мобиля |
за |
счет |
повышенных |
потерь |
на |
прение |
приводит к |
увеличению |
расхода топлива |
||
в движении три |
прочих рав |
ных условиях.
Величина выбега в экс плуатации колеблется в значііітельных пределах и составля ет от 100 до 230 м с начальной скорости 30 км/час.
К)ак уже говорішюісь вы ше, расход топлива автомоібилем іво время движения зави сит от целого ряда факторов, и в частности, от регул,иртоіки главной дозирующей системы каірбюраторіа, оптимальной ус тановки опережения зажига ния и технического состояния отдельных узлов и механиз мов.
106
При регулировке карбюратора есть возможность уточнить подбор:
—главного жиклера из комплекта с различной пропускной способностью ('карбюраторы К-75, К-82М и др.);
—положения регулировочной иглы под главным жиклером (карбюраторы типа К-22).
При проведении регулировок необходимо учитывать, чтобы
при минимальном расходе топлива автомобилем была удовлетво рительной и его динамика. Поэтому при подборе жиклера или пЬложения регулировочной иглы, помимо замера расходов топлива, необходимо определять и интенсивность разгона в определенном диапазоне скоростей с использованием в качестве «дороги» стенда ■с беговыми барабанами.
Как значительное увеличение пропускной способности главных жиклеров до 40%, так и уменьшение ее_ до 20% приводит к перерас ходу топлива автомобилем. Изменять'производительность главно го жиклера рекомендуется не более чем на ±10% от номинальной.
Положение регулировочной иглы под главным жиклером кар бюратора К-22 существенно сказывается на расходе топлива. От вертывание иглы от 1,5 до 3,5 оборота увеличивает расход топли ва автомобилей при «движении» со скоростью 40 км/час до 20%.
Регулировка автомобиля на номинально-допустимый расход топлива предъявляет определенные требования к приборам систе мы зажигания и аккумуляторной батарее. В процессе регулировки рабочая смесь обедняется, поэтому для ее зажигания в цилиндрах двигателя потребуется более мощная искра. В этом случае зазоры между электродами свечей должны быть доведены до 0,8—1,0 мм, а аккумуляторная батарея полностью заряжена.
Одновременно с подбором производительности главного жик-
.лера устанавливается оптимальный угол опережения зажигания, соответствующий 30—35° по углу поворота коленчатого вала. Опі тнмальному углу опережения зажигания и минимальному расходу
топлива при движении автомобиля на различных скоростях |
(рпс. |
|||
49) обычно соответствует и максимум разрежения всасывания. |
||||
За счет изменения производительности главного жиклера, уг |
||||
ла опережения зажигания, |
регулировки приборов |
и механизмов |
||
расход топлива автомобилями данного предприятия может |
быть |
|||
понижен в среднем на 12% |
(рис. 50 б). Чем выше расход топлива |
|||
автомобилями (рис. 50 а), |
тем больше возможностей для |
его со |
||
кращения за счет регулировок — кривая расхода |
топлива |
после |
||
регулировки имеет меньшую вариацию. |
|
|
|
|
Расход топлива автомобилем зависит от технического состоя |
||||
ния механизмов трансмиссии и ходовой части. Например, |
в |
экс |
плуатации давление воздуха в шинах автобусов и грузовых авто мобилей изменяется от 2 до 6% кг/см2 с коэффициентом вариации равным 18,5%.
107
з*о h
~S 0 |
S |
fS |
} $ |
3 5 |
«3 * S S |
Опережение |
заж игание |
в град, |
|
||
угл а |
поворота |
коленвала |
|
Рис. 49. Установка оптимального угла опережения зажигания в зави оймости от скорости движения
1—скорость движения '55 км/ч.; 2—44 км/ч.; 3—33 км/ч.
Пониженное давление увеличивает сопротивление качению ко лес и соответственно повышает расход топлива. Затяжка тормоз ных колодок, зац-ѳшіеіншя под шипников в главной передаче и яодоиішшкда ступиц .молѳс также приводит к перерасходу тапліива.
Вообще -творя, ріасіхюд тапліива автомобилем служит хорошим іжжаз-ателвм техтанчшкого состояншя іи является одним ;из ікрптеріиев эффвютив- иостіі-і работы автомобиля.
С -пробегом автомобиля растет количество отказов .или интенсивность отказов автомо биля. В табл. 14 приведено нарастание отказов в агрега тах автобусов типа ЛАЗ с увеличением пробега, взятых за 6 -месяцев их работы. Из табл. 14 видно, что особенно
Рис. 50. Изменение расхода топлива при движении автомобиля U a —
=40 км/час.
а—расход топлива автомобилями до вегулировки и после регулировки; б— экономия топлива
Кі№
. 1
9
3
4
5
6
7
8
.9
Таблица 14
Количество отказов в агрегатах автобусов с увеличением пробега
Напм*иовлнис агрегатов, |
|
|
Пробег, |
тыс. |
км. |
|
|
узлов, систем |
0-40 |
41-80 |
81 -1 2о|121 - 16о|161-20о)201-240І240-280 |
||||
Сцепление |
0,8 |
1,6 |
6,1 |
10,2 |
12,8 |
10,9 |
15,5 |
Коробка передач |
. 5,4 |
10,0 |
14,5 |
22,8 |
23,3 |
25,4 |
28,5 |
Карданная передача |
Ö.T |
0,7 |
2,0 |
1,8 |
1,9 |
2.4 |
2,2 |
Задний и /передний м-ост |
1.3 |
3,3 |
6.4 |
5,6 |
7,2 |
7,8 |
7.6 |
Тормозное управление |
0,3 |
2,1 |
1,8 |
2,1 |
2.1 |
2.7 |
3,8 |
Рулевое управление |
0,5 |
1,3 |
1,7 |
1.7 |
3,3 |
3,0 |
4,4 |
Подвеска |
3,2 |
3,2 |
4.9 |
5,0 |
5,3 |
6,7 |
7,8 |
Электрообо*рудо вавдіе и |
|
|
|
|
|
|
|
арматура освещения |
6,5 |
13,8 |
27,3 |
28,9 |
32.7 |
39,6 |
39,4 |
Кузов |
— |
2,0 |
2.0 |
2.6 |
2.7 |
4,8 |
4,6 |
109
велики отказы в узлах корабаси передач с дистанционным управле нием іи в элементах элеисгрооіборудіовіаніия и освещения.
Проведенный анализ показывает, что техническое состояние узлов и агрегатов автомобилей претерпевает значительные измене ния, а нерегулярное техническое воздействие приводит к отказам, создавая порой аварийные ситуации во время движения.
Применение технической диагностики*поможет во многих слу чаях выявить наступление отказа и своевременно исправить те уз лы и механизмы автомобиля, которые вышли за пределы допускае мых числовых значений оценочных параметров.
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ПОСТОВ И ЛИНИЙ ДИАГНОСТИКИ В АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Г л а в а VI.
1. ВЛАДИМИРСКОЕ ДТП № 2
К пассажирскому автотранспорту предъявляются высокие тре бования с тонки зрения его технического состояния и внешнего ви
да.
Легковые,автомобили-такси, особенно при междугородних пе ревозках, двигаясь на скоростях до 120 км/час и более, должны иметь гарантию полной безопасности для пассажиров и водителя. Такая гарантия может быть вполне обеспечена организацией в ав тотранспортных предприятиях технической диагностики.
Кафедрой «Автомобильный транспорт» в городском таксомо торном парке организован технологический процесс технического обслуживания и текущего ремонта с использованием диагностики. Все работы, связанные с внедрением диагностики, проводились по этапно.
В первую очередь на предприятии были выделены ответствен ные лица за соблюдением всего комплекса, в данном случае— на чальник отдела технического контроля со своим штатом и службой главного механика.
Анализ технического состояния автомобилей ГАЗ-21, проект ные работы и отладка оборудования были выполнены сотрудника ми института. Эта работа проводилась с целью определения вариа ций и экстремальных значений оценочных параметров и оче редности работ по внедрению диагностики.
В процессе анализа взяты следующие данные учета: расход топлива, срок службы шин и аккумуляторных батарей, периодич ность технических обслуживание затраты на текущей ремонт и за пасные части, данные непосредственных замеров и др. Как показал анализ, результаты которого были обработаны методами матема тической статистики и теории вероятностей, на предприятии до 38% автомобилей работали с перерасходом топлива, свыше 60% авто мобилей имели шины с пробегом меньше нормы, до 40% аккумуля торных батарей выходили из строя раньше срока. Анализ также
Ш
показал, что чаще всего автомобили встают на ремонт из-за отказа тормозов, рулевых управлений, сочленений переднего моста и под вески, сцеплений и т. д.
Таким образом, необходимо было обратить внимание на узлы, обеспечивающие безопасность движения автомобиля, сократить расход топлива, увеличить срок службы шин,'аккумуляторных ба тарей, то есть организовать комплекс диагностико-регулировочных работ по узлам и механизмам автомобилей ГАЗ-21.
Количество отказов на каждый автомобиль с пробегом возра стает в несколько раз (рис. 51 а). Это говорит о том, что с пробегом автомобиля операции диагностики и соответствующего техническо го обслуживания необходимо проводить чаще в соответствии с по лученной закономерностью (рис. 51 б).
Пользуясь данными анализа, можно определить также и ме сто диагностики в технологическом и транспортном процессах предприятия.
На этом предприятии решались вопросы внедрения диагности ки в следующих подразделениях: на линии, при возврате, при тех нических обслуживаниях № 1 и № 2 и при текущем ремонте.
Линейная диагностика полностью лежит на водителе и зависит от его опыта и навыков. Опытный водитель вовремя определяет те пли иные неполадки в работе автомобиля, пользуясь показаниями щитковых приборов и руководствуясь собственной интуицией, по возвращении в гараж водитель, совместно с контрольным механи ком, формируют заключение о техническом состоянии автомобиля.
Диагностика при возврате производится на контрольно-про пускном пункте (КПП) предприятий в течение 3—5 мин. субъек тивными методами с использованием простейшего инструмента., Здесь контролируются, как правило, узлы, обеспечивающие безо пасность работы автомобиля. На КПП имеется навес, осмотровая канава и помещение для контрольных механизмов.
Общая диагностика организована на имеющейся линии ТО-1 (рис. 52) и занимает два поста. Здесь объективными средствами оценивается техническое состояние узлов, обеспечивающих безо пасность движения, с периодичностью в среднем через 2000 км.
Углубленная диагностика приурочивается к очередному ТО-2 с периодичностью через 8000 км и выделена в отдельный тупиковый пост. Здесь оценивается техническое состояние узлов и механизмов автомобиля с целью определения объема работ' при выполнении ТО-2 и ТР.
После'распределения видов диагностических работ по соответ ствующим подразделениям были определены основные оценочные параметры. В частности, для общей диагностики выбранные оце ночные параметры приведены в табл. 15. Аналогично выбирались и составлялись оценочные параметры для других подразделений диагностики.
112