Файл: Головин В.И. Мировое морское судоходство и судостроение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.07.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

от 5 до 10 лет и 79 судов общей вместимостью 860 тыс.per.т (20$) - более 10 лет.

Таблица 26 Распределение полностью контейнерных судов

по странам мира по состоянию на I июля 1972 г. *

Страна

Количество

Валовая вмести­

регистрации

судов

мость, тыс.per.т

Весь мир

312

4310

США

78

1145

Великобритания

75

1122

Япония

27

712

ФРГ

57

522

Швеция

6

ІЗІ

Либерия

14

127

Норвегия

5

125

Израиль

3

78

Дания

3

56

Франция

3

52

* Lloyd's Register. Statistical Tables. 1972.

Технические характеристики некоторых наиболее типич­ ных современных контейнеровозов приведены в табл.27.

Контейнеровозы - одни из наиболее технически сложных судов транспортного флота, обладающие большой скоростью и мощной силовой установкой, достигающей 60-120 тыс.л.с.

Поэтому постройкой их занимаются в основном верфи толь­ ко 10 стран - ФРГ, США, Японии, Великобритании, Франции, Швеции, Нидерландов, Италии, Дании и Финляндии. Ведущей среди них является ФРГ.

65

Таблица 27

Технические характеристики некоторых современных находящихся в эксплуатации контейнеровозов

Наименование Флаг судна

Коли­ Год Кончест­ пост­ тейне-

во в ройки росерии голов­вмес-

ного тимость, судна 20-тон­ ных кон­ тейнеров

Дед­

Валовая ЭкспОсновные разме­ Тип и

вмести­ луата-

ры, м

 

мощность

вейт,

мость,

цион-

длина шири­Носад-.силовой

т

рег.т.

ная

между на

ка

установ­

 

 

ско­

пер-

 

ки, л.с.

 

 

рость

пенди

 

 

 

 

узлы

куля-

 

 

рами

Направ­

ление

перево­

зок

"Liverpool

Велико­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПТУ -

Европа -

Вау"

 

брита­

5

1971

2450

49700

58000

26,0

274,3

32,3

13,0

2x40000

Дальний

 

 

ния

 

Восток

" Hihon"

Швеция

6

1972

2270

35000

50000

26,0

257,6 32,2

10,7 Дизельная,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

трехваль-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ная,

То же

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

75000.

Суда компа­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паротур­

 

нии Sea-land

США

 

1972

1900

43400

 

30.0

268,4 32.2

10.4

бинная,

 

servis

 

8

 

2x60000

 

"Elbe

Маги"

Япония

3

1972

1840

35230

51600

26,2

252.0 32.2 1 2 , 0

Дизельная

Европа -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

трехваль-

Дальний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ная,

Восток

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

84600

Европа-

"Abel

Tasman"

 

 

1971

1590

33350

27500

22.0

 

 

 

Паротур­

 

 

210.0

30,5 11.5 бинная,

Австра-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32000

лия

Наименование судна Флаг

КолиГод Кончестпосттейнево в ройки росерии голов­-вмес-

ного тимость, судна 20-тон­

ных кон­ тейнеров

Дед-

Валовая ЭкспОсновные разме­ Тип и

вмести— луата-

ры, м

 

мощность

вейт,

мостъ,

цион-

длина шири­осад­силовой

т

бр.рег. ная

между на

ка

'установ­

т

ско­

ки, л.с.

 

пер-

 

 

 

рость,

пенди-

 

 

 

 

узлы

куля-

 

 

рами

Направ­

ление

перево­

зок

"Dart Europa"

Бельгия

3

1970

1556

22800

33400

23,0

218,0

30,5

10, Г Дизельная, Европа-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29000

США-Ка-

"Encounter

Велико­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нада

6

1969

1510

30000

26880

22,0

213,4

30,5

10,7

Паротур­

Европа-

Bay"

 

брита­

 

ния

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бинная,

Австра-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32000

лия

"CP Voyageur"

Канада

3

1971

707

16970

15680

18,0

153,0 25,6

9,2 Дизельная Европа-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Канада

"Axel

John­

Швеция

6

1969

548

14700

21,0

157,2

25,7

10,1

Дизельная, Европа-

son"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26000

-США-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Канада

"Fiery

Cross

ФРГ

3

1971

436

8700

-

22,0

133,6

21,5

7,6

Дизельная,

-

Jsle"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17500

 

"Wicklow"

Ирландия

I

1971

173

2500

3442

15,0

92,0 16,2

4,3

Дизельная Дублин-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3900

Ливер-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пуль

сп

«в


Контейнеро-трейлеровозы (суда т ш а ро-ро)

Контейнеро-трейлеровозы, или суда ро-ро - новый перс­ пективный класс судов для перевозки трейлеров, контейне­ ров, укрупненных пакетов-фяетов, крупногабаритных грузов, грузовых и легковых автомобилей, тракторов и другой ко­ лесной техники, погрузка и разгрузка которых производится горизонтальным способом через кормовые, иногда носовые, ворота и бортовые порты.

Контейнеро-трейлеровозы сочетают в себе высокую про­ изводительность грузовых работ, свойственную ячеистым контейнеровозам, с большой гибкостью по отношению к ха­ рактеру перевозимых грузов, присущей универсальным судам. Они с успехом могут конкурировать с ячеистыми контейнеро­ возами на линиях, где нет устойчивого потока контейнери­

зованных

грузов и приходится наряду с контейнерами пе­

ревозить

трейлеры, разную колесную технику и любые другие

крупногабаритные грузы.

В настоящее время в мире находится в эксплуатации около 190 контейнеро-трейлеровозов общей контейнеровместимостью около 46 тыс. 20-тонных контейнеров. Из этих су­ дов около 12$ составляют малотоннажные вместимостью до 100 контейнеров, более 35$ - от 100 до 500, около 30$ - от 500 до 1000 и около 23$ вместимостью 1000-1500 контей­ неров.- *

На 31 января 1973 г. в портфеле заказов числилось 66 контейнеро-трейлеровозов общей контейнеровместимостыо око­ ло 35700 контейнеров, в том числе II вместимостью от 100 до 200 контейнеров, 3 - от 300 до 500 контейнеров, 4 - от 500 до 1000 и 19 - более 1000 контейнеров. Самыми больши­ ми из заказанных контейнеро-трейлеровозов являются 5 су­ дов типа " Burranduna " вместимостью по I6II контейнеров,

к "Norwegian Shipping News", 1971. No. 7B и др.

68

дедвейтом 22

тыс.т и скоростью хода 22 узла. Из них 2

строятся для

Франции, 2 - для Норвегии и I - для Дании.

Срок сдачи -

1973 и 1976 гг. Эти суда будут использо­

ваться для перевозок между Европой, США, Канадой и Авст­ ралией.

Скорость заказанных контейнеро-трейлеровозов малого тоннажа - от 13 до 17 узлов и крупнотоннажных океанских судов - от 19 до 23 узлов.

Находящиеся в эксплуатации и заказанные контейнеро-

трейлеровозы (со сроком сдачи I972-IS76 гг.)

принадлежат

в основном Швеции, США, Великобритании, ФРГ, Норвегии,

Франции,

СССР, Австралии, Японии и Италии.

 

 

Малотоннажные и среднетоннажные контейнеро-трейлеро-

возы вместимостью до

500 контейнеров

используются в ос­

новном

для обеспечения каботажных,

фидерных

и экспортно­

импортных перевозок,

главным образом, между

европейскими

и

средиземноморскими

странами.

 

 

 

Крупнотоннажные

контейнеро-трейлеровозы .вместимостью

от

500 до 1600 контейнеров являются

океанскими судіми и

используются для перевозок на линиях Северная Европа - Се­ верная Америка, Северная Америка-Австралия, Япония - Авст­ ралия и Европа-Австралия. Все они - линейного плавания, совершают рейсы по строгому расписанию и принадлежат в основном международным сухогрузным консорциумам.

Самыми крупными и технически совершенными океански­ ми контейнеро-трейлеровозами, находящимися в эксплуатации в настоящее время, являются 3 судна типа " Paralla" с кормовой угловой рампой, обеспечивающей швартовку судна правым бортом к стенке.

69


І’ис. 6. Контейнеро-треіілерожл "Paralla" с кормовой угловой раміюіі вместимостью 1200 стаилартных 21)-т контейнеров

Каждое судно вмещает 1200 контейнеров. Скорость хо­ да 22 узла, дедвейт 20300 т. Суда принадлежат Шведской судоходной компании и используются на перевозках между портами Австралии и Западного .побережья ОША и Канады, заменяя шесть обычных универсальных судов. На них перево­ зят из Австралии шерсть, стальные листы и трубы, рефриже­ раторные контейнеры и трейлеры, загруженные охлажденным мясом, молочными продуктами и свежими фруктами, а также около 6 тыс.т железной руды, для которой приспособлены два носовых трюма. В обратном направлении из США и Кана­ ды они везут лес, бумажную массу, бумагу, автомобили, контейнеры, различное тяжелое и крупногабаритное оборудо­ вание и машины.

т а

Рис. 7. Погрузка трейлеров в контейнеро-трейлеровоэ по кормовой рампе

Лихтеровозы

Это принципиально новый тип судов, предназначенный для перевозки, главным образом, генеральных грузов в лих­ терах грузоподъемностью по несколько сот тонн. Погрузка и выгрузка лихтеров производятся собственными средствами

лихтеровозов, без захода судна в порт, на более или менее защищенных от волн акваториях. Погрузка и выгрузка зани­ мают менее суток.

Лихтеровозы имеют огромные потенциальные возможнос­

ти для

своего развития,

особенно для осуществления сме­

шанных

водных

перевозок

по

морям и внутренним путям, так

как груженые

лихтеры с малой

осадкой' могут

буксироваться

по рекам, озерам и каналам

в

глубь страны

на сотни кило­

метров к причалам грузополучателя и загруженные экспорт­ ным грузом возвращаться для погрузки на очередной лихтеровоз. При необходимости вместо, всех или части лихтеров на судах можно перевозить любой величины контейнеры.

71



В настоящее время в мире строятся лихтеровозы трех типов: LASH .(Lighter aboard ahlp), S eabee и BACAT

(Barge Aboard Catamaran ). В начале 1973 Г. в эксплуата­

ции находилось 18 лихтеровозов.

Два норвежских лихтеровоза LASH типа "Acadia Forest " . построены в 1969-1970 гг. в Японии. Дедвейт каждого сос­ тавляет 43700 т, скорость - 20 узлов. На судно грузится 73 лихтера весом в грузу по 472 т; вес коммерческого, гру­ за 392 т. Погрузка и выгрузка лихтеров производятся с кормы с помощью судовых козловых кранов грузоподъемностью Ы О т. Кроме лихтеров, на судно в бортовые танки загру­ жается до 1200C т нефти или других жидких грузов. Оба лихтеровоза успешно работают на перевозках между Европой и США, в основном доставляя грузы из бассейна реки Мис­ сисипи в бассейн реки Рейн и в обратном направлении.

II американских лихтеровозов типа L A S H построены в США в 1970-1972 гг. Дедвейт судна 29820 т. Пять из этих судов типа "LASH Italia" перевозят каждый по 73 лихтера грузоподъемностью по 392 т и шесть типа "Thomas Cuffe " по 49 таких же лихтеров и 334 20-тонных контейнера * .

Погрузка и выгрузка осуществляются так же, как и на "Acadia Forest". Скорость 22 узла. Суда типа " LASH Italia " используются для перевозок на линии США - Среди­ земное море, а типа " Thomas Cuffs" - на линии США - Даль­ ний Восток.

Два лихгеровоза типа " Seabee " построены в США в 19711972 гг. Каждое судно может перевозить по 38 лихтеров грузоподъемностью по 830 т или около 1800 20-тонных кон­ тейнеров, или 24 тыс.т разных генеральных грузов. Макси­ мальный дедвейт судна 39 тыс.т. Эксплуатационная скорость - 18,6 узла. Подъем и опускание лихтеров производятся при помощи смонтированного в корме судна синхролифта, ко­ торый сразу поднимает по два лихтера. Подъем или спуск двух лихтеров занимает 16 минут. Полное водоизмещение судна около 51 тыс.т. Лихтеровозы используются для пере­ возок на линии США-Ьвропа. **

*"Fairplay" - 1971, Но-457СО,р.29.

3« "Shipping Word & Shipbuilder", 1972, Но. 3873,р.1045.

72

Рис. 8. Лихтеровоз "Acadia Forest" (типа LASH) дедвейтом 43 700 я, скорость 20 узлов

Рис. 9. Подъем на лихтеровозтипа "LASH" лихтера весом до 472 ■ судовым краном грузоподъемностью 510 л

Один принадлежащий ФРГ и один - Голландии лихтеровозы

типа "ЬАЗН"дедвейіом по 43

тыс.т.с эксплуатационной

ско­

ростью 18

узлов рассчитаны

на 83

лихтера;

они заняты

на

перевозках между Европой и С М .

Голландия

имеет

еще '

один

малый лихтеровоэ на 14 лихтеров,

дедвейтом 2100

т и

ско­

ростью 12

узлов.

 

 

 

 

 

Кроме того, в портфеле заказов числится еще 12 таких

судов:

 

по 39100 т

■есть лихтеровозов "LASH" д л я

С М дедвейтом

и вместимостью по 89 лихтеров. Скорость 22 узла. Срок

сдачи 1974-1975 гг.;

 

38500 т

три лихтеровоэа "LASH" для С М

дедвейтом по

и вместимостью по 74 лихтера,каждый грузоподъемностью около 378 т и 288 контейнеров. Скорость 22 узла. Срок сдачи 1973 г.;

74