Файл: Головин В.И. Мировое морское судоходство и судостроение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.07.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Р и с . 2 . Г а э о в о о с ф е р и ч е с к о й к о н с т р у к ц и и " Э в к л и д " в м е с т и м о с т ь ю 4 0 0 0 0

с ж и ж е н н о і О I il'J il

Самым крупным из заказанных судов был газовоз вме­ стимостью около 130 тыс.м3 для нефтяного газа, велись пе­ реговоры о постройке судна вместимостью 200 тыс.м3 для перевозки природного газа.

Основные страны, владеющие газовозным флотом (на I июля 1972 г.);Япония - II2 судов валовой вместимостью 419 тыс.per.т; Великобритания - 21 судно, 294 тыс.per.т; Норвегия - 42 судна, 262 тыс.per.т; Либерия - 20 судов, 207 тыс.per.т; Панама - 14 судов, 145 тыс.per.т; Италия -

26 судов, 129 тыс.per.т и Франция - 10 судов, 108 тыс.per. В ближайшие годы ожидается интенсивное развитие

морских перевозок природного газа, который признан самым удобным в технологическом и самым выгодным в экономичес­ ком отношении источником энергии.

Особенно быстро будут развиваться перевозки сжижен­ ных газов в Японию, США и Европу.

Газовозы, преаде всего крупнотоннажные суда для пе­ ревозки сжиженного природного газа при температуре -І64иС , наиболее сложные из всех видов грузовых судов.

Стоимость

их постройки в 2-3 раза выше, чем нефтетанкеров.

Например,

постройка газовоза для перевозки природного га­

за вместимостью 125 тыс.м3 обходится в 50 млн.долл, на

европейских верфях и

около 75 млн.долл, в С М .

В настоящее время газовозы строятся только на II вер­

фях (4 во Франции, 3

в Норвегии, 2 в Японии и 2 в Англии).

Наиболее

значительно

это строительство развит? во Франции.

Суда для перевозки жидких химических и других грузов

Мировой флот судов для перевозки химических грузов на I июля 1972 г. состоял из 233 судов общей валовой вмес­ тимостью 551 тыс.per.т и для перевозки других грузов (ас­ фальт, патока, растительное масло, вино) - 89 судов вало-

Lloyd’s Register. Statistical Tables. 1972.

35


вой вместимостью 26 тыс.per.т. В основном они принадле­ жат Норвегии, Японии, США и Великобритании.

В портфеле заказов мира в.середине 1972 г. значилось 27 судов для перевозки жидких химических грузов общей ва­ ловой вместимостью около 280 тыс.рег.т.Среди них - 7 круп­ нотоннажных валовой вместимостью по 24 тыс.per.т.

ІУ. СУДА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ НАВАЛОЧНОНАСЫПНЫХ ГРУЗОВ (БАЛКЕРЫ)

За последние десять лет в перевозках массовых нава­ лочно-насыпных грузов произошли примерно такие же измене­ ния, как и в перевозках генеральных грузов в результате их контейнеризации. Малоэффективные универсальные сухо­ грузные суда, применявшиеся ранее для транспортировки лю­ бых сухих грузов, были заменены крупнотоннажными специали­ зированными судами-балкерами.

Балкеры подразделяются на 3 основных категории: ру­ довозы - для перевозки железной руды; универсальные бал­ керы - для транспортировки любых навалочно-насыпных гру­ зов комбинированные суда - для перевозки руды или других навалочно-насыпных грузов в одном направлении и нефти - в другом.

Использование балкеров привело к снижению стоимости перевозок в 3-4 и более раз. Например, перевозка железной руды на судах типа "Либерти" (дедвейт 10 тыс.т) из Перу в Японию стоит около 16 долл, за тонну, а на балкерах дед­ вейтом 130 тыс.т - только 3,3 долл. х В результате ока­ залось экономически целесообразным перевозить сотни мил­ лионов тонн железной руды, угля,фосфоритов,бокситов, мар­ ганца и других навалочно-насыпных грузов из удаленных от мест потребления районов мира, обладающих большими запа­ сами высококачественного сырья, что существенно способст­ вует развитию всего мирового хозяйства.*

* "Motor Ship", 1972, No. 624, р.161.

36

В

начале I960

г. в мире находилось в эксплуатации

только

365

балкеров

общим дедвейтом 6,6 млн.т. К нача­

лу 1973 г.

общий

дедвейт этих судов увеличился до

106,8 млн.т, т.е. более чем в 16 раз. Среднегодовой рост за 13 лет. составил около 24$ - величина безпрецедентная в развитии флота (табл.16).

Наиболее динамичным было развитие универеальных бал­ керов, общий дедвейт которых увеличился с I960 по 1972 г. почти в 27 раз -с 2,56 до 68,4 млн.т.Среднегодовой рост составил около 29$.

Общий дедвейт комбинированных судов увеличился за это время почти в 22 раза -с 1,32 до 28,7 млн.т. Средне­ годовой рост - около 27$.

Наименее динамичным было развитие рудовозов. Их об­ щий дедвейт с I960 по 1972 г. увеличился в 3,5 раза, с 2,73 до 9,7 млн.т. Среднегодовой рост был около 10$. Это объясняется тем, что "чистые"рудовозы оказались экономи­ чески менее эффективными по сравнению с комбинированными судами вследствие больших потерь, связанных с длительны­ ми балластными пробегами.

С ростом тоннажа примерно такими же высокими темпами развивались и перевозки навалочно-насыпных грузов балкер­ ным флотом, выросшие с 38 млн.т в I960 г. до 439 млн.т в 1970 г. В I960 г. на балкерах было перевезено всего лишь около 16$ основных навалочно-насыпных грузов (остальные 84$ - на универсальных судах), а в 1970 г.-уже более 90$.

Общий тоннаж специализированных судов для перевозки навалочно-насыпных грузов рос за счет не только количест­ ва судов (табл.16), но и интенсивного увеличения их раз­ меров. С I960 по 1971 г. средний дедвейт всех судов бал­ керного флота увеличился с 18 до 32,6 тыс.т, в том числе рудовозов - с 20,6 до 32,8 тыс.т, универсальных балкеров-

- с 14,3 до 27,8 тыс.т и комбинированных судов - с 23,6 до 69',5 тыс.т.

37


со

грузов

 

навалочно-насыпных

т и более)

развития судов для перевозки

(Суда дедвейтом 10000

Динамика

 

 

1

лЕн

 

«

1 Н «

 

ф3« »ФЯ О

 

РК 03 03 Я

 

о я t=cд

о

Рн

§І=Г:Ійя

03

ЧЭCDCD

О

ОҢ Я й

 

1

1

 

Я ен

 

R о

 

ОCDО

 

к я и

 

 

•*Ен

 

 

н •

03

 

«О

CDPJ CDCDД

а я

CL.HЧД EH

S р. О

 

R аз

 

 

ң W«

 

го ЫS 1 EH

о со g язя д

ОЮ•o CDCD

CD

Ol=Cffl 2.

Д

1

1

s

Д

Я ь*

>>

Що

 

О<DО

 

MP1«

ш

1

•*Ен

а

азэд ң Ё о

я

ОіД CD аз я

я

ОЙНЯЕі

Ш

Ен

я я

о и

 

РчР»:

 

к

S °

•о аз азк

s

о «п

ЧЭ

1

1

2

S ен

О

Ң ОО

ы

о аз д

 

к я

 

1

-R

 

et

1 ен •

 

аз3S R3S о

 

РнЯ О ФЯ

я

о я et« ен

 

н

СО

 

о

§ е£зЯд

Д

о аз азрн

О

ОІ=£ДЩ

 

1

1

Рч

Я £-*

 

ИО

 

Оаз о

 

и я я

1

і

 

о

 

М ТОРч

 

д

 

 

шд « со м 6 ft«

о

 

нч

о

 

СОсо со

 

 

 

 

•к •к

 

•к ■к •к

1

 

1

со о?

от

аз

о

02

 

 

нч

02 02 02

со со

 

 

 

 

нч 00

СОаз

со

аз

 

нч

 

со

со о

со

ю

 

о

 

 

•к

•к •к

 

•к •к •к

•к

CD

со

 

02

со

о-

со

СОо

 

о

 

 

02

 

 

аз

со

о

 

03

 

нч

ю о

НН

аз

02

 

1

 

1

СОС5

1о

 

8

ю

аз

 

 

со

 

о

СО03

ьч

со

 

 

 

 

 

 

нч 1—1нч

02

02

 

 

 

 

00 со

со

ю

02 со

 

 

 

 

•к

о

 

 

•к

 

«к

1

 

1

нч

 

ю со

ÈNо-

 

 

 

02 02 02 02 02

 

 

 

 

СОсо ю

 

по

о- о

 

 

 

*1

СО03

о

 

о-

Ü3

си со

 

02

 

со

нч

03

ю

нч

оз

 

со

аз

 

1—1со со

нфаз

аз

 

CD

 

со

аз

02

нч

05

 

 

 

 

о-

 

а>

02

 

05 аз

00

 

1

 

1

нч

 

со 02 нфсо

О)

 

 

 

 

 

1—1ьч

1—1нч

 

 

 

 

СОо•ксо ю со U0

 

1

 

1

со со о

 

со

02

оз

 

 

02

 

со

аз аз

со

со

 

 

 

 

02

 

о

о

 

02 02 со

со

 

с-

со

 

со

о

 

о

02

 

 

•к

•к

нч

 

•к

 

аз о

 

со

см

{> W нч нч

см

 

см

ю

 

со

со ю

LDнч

 

 

 

1

ю СОю

 

 

аз

02

 

 

 

 

 

 

нч нч нч

02

 

 

 

 

с£ 02

02

со

ю

со

 

 

 

 

о

со

•к

 

•к •к

1

 

1

00

оо

о

о?

 

 

02

02

с\г

02

со

со

 

 

 

 

со 02

м со о

ю

 

 

 

 

о-

со СОСО

02

аз

£>

 

о*

•к

 

 

 

•к

 

•к

•к

•к

02

СО

 

о-

со

со

аз

 

аз

м

аз

аз аз со

02

 

1

 

1

со о?

СО

СО

о

о

 

 

нч

02

02

02

02

02

 

 

 

1

о

ІО

со

 

 

о

нч

о? со

05

я

со

со

СО

СОо-

о-

о-

с- Ясо

аз

03

аз оз03

оз оз

аз о и

нч

нч 1—1нч

нч

нч

нч H4W

ьо

а

*іч

Я

ф

ф

fl

іЧ

ьо fl

м

я

чЧ

я

а

в

fl

га

. ьо

м ß

• Ü га a •Н * fl О Л

. fl о га » *Н *0 •кto

с—a СГѵ о Нс

с ь- •Н»(Л Я СО Л .

га ш

•н аз 0 J ■Я . 1 ООСО ИЯ,OJ

Фн TJ Н- *

03 Лн . чЧ о #ktr га z

чч га •» +э га cd а яп- •р гааз со ин

S &

ж

38


Максимальный дедвейт находящихся сейчас в эксплуата­ ции судов достиг: рудовозов - 165 тыс.т (" Niizuru Маги",

вошел в строй в 1971 г.), универсальных балкеров -

 

160 тыс.т (" Universe Aztec", вошел в строй В 1969

Г.) И

комбинированных судов - 245 тыс.т ("Hoegh Hill",

вошел

в строй в 1970 г.).

 

Рис. 3. Нефтерудовоз "Höegh Hill" дедвейтом 245 000 и. Скорость 15,3 узла.

В ближайшие годы мировой флот специализированных су­ дов для перевозки навалочно-насыпных грузов будет разви­ ваться более умеренными, но все же высокими темпами.

Анализ .таблицы 17 позволяет сделать следующие основ­ ные выводы о состоянии и направлении развития специализи­ рованных судов для перевозки навалочно-насыпных' грузов.

39


б

Таблица 17

 

 

 

 

Мировой специализированный флот для перевозки навалочно-насыпных грузов *

 

 

Тиш судов

Существующий

Заказанный

1 УЛЙг. ѵ втоj

Сроки сдачи заказанных судов

1976г.и

и дедвейт,

флот(на І/Ш-

флот(на

 

1973 г.

1974 г.

 

1975 г.

тыс.т

-1972 г.)

 

I/XU-I972 г.) рая половина

коли-! общий колиобщий колиоб-

позднее

 

 

 

колиобщий

 

коли-

общий

колиобщий

 

колиоб-

 

 

 

честдед-

 

чест-

дед-

 

честдед-

 

честдед-

чест-

дед-

 

честщий чест- щий

 

 

 

во

вейт,

 

во

вейт,

 

во

вейт,

 

во

вейт,

во

вейт,

во

дед-

во

дед-

 

 

 

су-

млн.т

 

су-

млн.т

су-

■млн.т

 

су-

млн.т

су-

млн.т

су-

вейт,

су-

вейт,

 

 

 

ДОВ

 

 

ДОВ

 

 

Дов

 

 

ДОВ

 

дов

 

 

дов

млн.т дов

млн.т

Универсалъ-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

іШё оалкеш

195

2,46

 

2

0,03

 

2

0,03

 

-

-

-

 

 

 

 

10 -

15

 

 

 

 

-

 

-

-

15 -

20

 

542

9,52

 

40

0,68

 

18

0,31

 

15

0,26

5

0,08

 

2

0,03

-

-

20 -

25

 

390

8,80

 

69

1,46

 

20

0,46

 

30

0,58

19

0,42

 

-

-

-

-

25 -

30

 

393

10,54

 

142

3,76

 

39

1,02

 

64

1,72

25

0,66

 

II

0,28

3

0,08

30 -

35

 

165

5,34

 

70

2,24

 

II

0,34

 

41

1,33

13

0,41

 

5

0,16

-

-

35 -

40

 

139

5,19

 

53

1,95

 

8

0,30

 

28

1,03

17

0,62

 

-

-

-

-

40 -

50

 

150

5,60

 

16

0,70

 

2

0,09

12

0,52

2

0,08

 

-

-

-

-

50 -

60

 

ІІ4

6,19

 

44

2,37

 

6

0,32

20

1,07

17

0,94

 

I

0,05

-

-

60 -

70

 

54

3,45

 

39

2,50

 

3

0,19

 

23

1,49

10

0,63

 

3

0,19

-

-

70 -

125

 

67

6,05

 

66

5,77

 

12

1,20

 

34

2,71

16

1,33

 

2

0,23

2

0,19

125 и более

7

1,01

 

6

0,86

 

-

-

 

3

0,46

3

0,41

 

-

-

-

-

Всего

 

2216

65,16

 

547 22,31

 

І2І

4,25

270

II, 16

127

5,69

 

24

0,95

'5

0.27

Средний

 

-

29400

 

40800

 

35100

 

41300

44800

г39600

-

54000

дедвейт,т

 

 

 

 

Рудовозы

144

2,98

4

0,09

-

 

-

3

 

0,07

I 0,02

-

 

-

-

-

10 -

30

 

 

 

30 -

50

 

37

1,40

2

0,07

I

0,04

I

0,03

-

-

-

 

-

-

-

50 -

70

 

46

• 2,59

-

-

 

-

 

-

-

-

-

-

-

 

-

-

-

70 - 125

 

34

3,37

-

-

 

-

 

-

-

-

-

-

-

 

-

-

-

125 и более

4

0,63

2

0,32

-

 

-

2

 

0,32

-

-

-

 

-

-

-

Комбинированные су-

Ж

I.Нефтерудово­ зы

10

-

30

26

0,53

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

30

-

70

42

2,23

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

70

- 125

57

5,09

8

0,69

-

-

2

0,15

I

0,09

2

0,18

3

0,27

125

- 175

28

4 , П

40

5,78

3

0,49

19

2,69

II

1,62

3

0,46

4

0,52

175

и более

12

2,73

26

6,00

6

1,43

13

2,86

7

1,72

-

-

-

-

Всего

 

165

14,69

74

12,47

9

1,92

34

5,71

19

3,43

5

0,64

7

0,79

Средний

 

89000

-

169000

-

213000

-

168000

-

І8І000

-

12 800

-

1І300<

дедвейт,т

 

2.Балкеры-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

нефтеру­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

довозы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 -

30

I

0,03

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

30 -

70

26

1,47

6

0,29

-

-

I

0,05

I

0,05

I

0,05

3

0,15

Всего

 

265

10,98

8

0,48

I

0,04

6

0,43

I

0,02

-

-

-

-

Средний

-

41400

-

60600

-

40000

.-

71000

-

20000

-

 

 

 

дедвейт,т

 

 

__