Файл: Головин В.И. Мировое морское судоходство и судостроение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.07.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
Р и с . 2 . Г а э о в о о с ф е р и ч е с к о й к о н с т р у к ц и и " Э в к л и д " в м е с т и м о с т ь ю 4 0 0 0 0 |
с ж и ж е н н о і О I il'J il |
Самым крупным из заказанных судов был газовоз вме стимостью около 130 тыс.м3 для нефтяного газа, велись пе реговоры о постройке судна вместимостью 200 тыс.м3 для перевозки природного газа.
Основные страны, владеющие газовозным флотом (на I июля 1972 г.);Япония - II2 судов валовой вместимостью 419 тыс.per.т; Великобритания - 21 судно, 294 тыс.per.т; Норвегия - 42 судна, 262 тыс.per.т; Либерия - 20 судов, 207 тыс.per.т; Панама - 14 судов, 145 тыс.per.т; Италия -
26 судов, 129 тыс.per.т и Франция - 10 судов, 108 тыс.per. В ближайшие годы ожидается интенсивное развитие
морских перевозок природного газа, который признан самым удобным в технологическом и самым выгодным в экономичес ком отношении источником энергии.
Особенно быстро будут развиваться перевозки сжижен ных газов в Японию, США и Европу.
Газовозы, преаде всего крупнотоннажные суда для пе ревозки сжиженного природного газа при температуре -І64иС , наиболее сложные из всех видов грузовых судов.
Стоимость |
их постройки в 2-3 раза выше, чем нефтетанкеров. |
|
Например, |
постройка газовоза для перевозки природного га |
|
за вместимостью 125 тыс.м3 обходится в 50 млн.долл, на |
||
европейских верфях и |
около 75 млн.долл, в С М . |
|
В настоящее время газовозы строятся только на II вер |
||
фях (4 во Франции, 3 |
в Норвегии, 2 в Японии и 2 в Англии). |
|
Наиболее |
значительно |
это строительство развит? во Франции. |
Суда для перевозки жидких химических и других грузов
Мировой флот судов для перевозки химических грузов на I июля 1972 г. состоял из 233 судов общей валовой вмес тимостью 551 тыс.per.т и для перевозки других грузов (ас фальт, патока, растительное масло, вино) - 89 судов вало-
Lloyd’s Register. Statistical Tables. 1972.
35
вой вместимостью 26 тыс.per.т. В основном они принадле жат Норвегии, Японии, США и Великобритании.
В портфеле заказов мира в.середине 1972 г. значилось 27 судов для перевозки жидких химических грузов общей ва ловой вместимостью около 280 тыс.рег.т.Среди них - 7 круп нотоннажных валовой вместимостью по 24 тыс.per.т.
ІУ. СУДА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ НАВАЛОЧНОНАСЫПНЫХ ГРУЗОВ (БАЛКЕРЫ)
За последние десять лет в перевозках массовых нава лочно-насыпных грузов произошли примерно такие же измене ния, как и в перевозках генеральных грузов в результате их контейнеризации. Малоэффективные универсальные сухо грузные суда, применявшиеся ранее для транспортировки лю бых сухих грузов, были заменены крупнотоннажными специали зированными судами-балкерами.
Балкеры подразделяются на 3 основных категории: ру довозы - для перевозки железной руды; универсальные бал керы - для транспортировки любых навалочно-насыпных гру зов комбинированные суда - для перевозки руды или других навалочно-насыпных грузов в одном направлении и нефти - в другом.
Использование балкеров привело к снижению стоимости перевозок в 3-4 и более раз. Например, перевозка железной руды на судах типа "Либерти" (дедвейт 10 тыс.т) из Перу в Японию стоит около 16 долл, за тонну, а на балкерах дед вейтом 130 тыс.т - только 3,3 долл. х В результате ока залось экономически целесообразным перевозить сотни мил лионов тонн железной руды, угля,фосфоритов,бокситов, мар ганца и других навалочно-насыпных грузов из удаленных от мест потребления районов мира, обладающих большими запа сами высококачественного сырья, что существенно способст вует развитию всего мирового хозяйства.*
* "Motor Ship", 1972, No. 624, р.161.
36
В |
начале I960 |
г. в мире находилось в эксплуатации |
|
только |
365 |
балкеров |
общим дедвейтом 6,6 млн.т. К нача |
лу 1973 г. |
общий |
дедвейт этих судов увеличился до |
106,8 млн.т, т.е. более чем в 16 раз. Среднегодовой рост за 13 лет. составил около 24$ - величина безпрецедентная в развитии флота (табл.16).
Наиболее динамичным было развитие универеальных бал керов, общий дедвейт которых увеличился с I960 по 1972 г. почти в 27 раз -с 2,56 до 68,4 млн.т.Среднегодовой рост составил около 29$.
Общий дедвейт комбинированных судов увеличился за это время почти в 22 раза -с 1,32 до 28,7 млн.т. Средне годовой рост - около 27$.
Наименее динамичным было развитие рудовозов. Их об щий дедвейт с I960 по 1972 г. увеличился в 3,5 раза, с 2,73 до 9,7 млн.т. Среднегодовой рост был около 10$. Это объясняется тем, что "чистые"рудовозы оказались экономи чески менее эффективными по сравнению с комбинированными судами вследствие больших потерь, связанных с длительны ми балластными пробегами.
С ростом тоннажа примерно такими же высокими темпами развивались и перевозки навалочно-насыпных грузов балкер ным флотом, выросшие с 38 млн.т в I960 г. до 439 млн.т в 1970 г. В I960 г. на балкерах было перевезено всего лишь около 16$ основных навалочно-насыпных грузов (остальные 84$ - на универсальных судах), а в 1970 г.-уже более 90$.
Общий тоннаж специализированных судов для перевозки навалочно-насыпных грузов рос за счет не только количест ва судов (табл.16), но и интенсивного увеличения их раз меров. С I960 по 1971 г. средний дедвейт всех судов бал керного флота увеличился с 18 до 32,6 тыс.т, в том числе рудовозов - с 20,6 до 32,8 тыс.т, универсальных балкеров-
- с 14,3 до 27,8 тыс.т и комбинированных судов - с 23,6 до 69',5 тыс.т.
37
со
грузов |
|
навалочно-насыпных |
т и более) |
развития судов для перевозки |
(Суда дедвейтом 10000 |
Динамика |
|
|
1 |
лЕн |
|
« |
1 Н « |
|
ф3« »ФЯ О |
|
|
РК 03 03 Я |
|
|
о я t=cд |
|
о |
>я |
• |
Рн |
§І=Г:Ійя |
|
03 |
ЧЭCDCD |
|
О |
ОҢ Я й |
|
|
1 |
1 |
|
Я ен |
|
|
R о |
|
|
ОCDО |
|
|
к я и |
|
|
|
•*Ен |
|
|
н • |
03 |
|
«О |
CDPJ CDCDД |
||
а я |
CL.HЧД EH |
|
S р. О |
|
|
R аз |
|
|
ң W« |
|
|
го ЫS 1 EH• |
||
о со g язя д |
||
ОЮ•o CDCD |
||
CD |
Ol=Cffl 2. |
|
Д |
1 |
1 |
s |
||
Д |
Я ь* |
|
>> |
Що |
|
|
О<DО |
|
|
MP1« |
|
ш |
1 |
•*Ен |
а |
азэд ң Ё о |
|
я |
ОіД CD аз я |
|
я |
ОЙНЯЕі |
|
Ш |
)Я |
Ен |
я я |
||
о и |
|
• |
РчР»: |
|
к |
S ° |
•о аз азк |
|
s |
о «п |
|
ЧЭ |
1 |
1 |
2 |
S ен |
|
О |
Ң ОО |
|
ы |
о аз д |
|
|
к я |
|
|
1 |
-R |
|
et |
1 ен • |
|
аз3S R3S о |
|
|
РнЯ О ФЯ |
|
я |
о я et« ен |
|
|
н |
|
СО |
|
• |
о |
§ е£зЯд |
|
Д |
о аз азрн |
|
О |
ОІ=£ДЩ |
|
|
1 |
1 |
Рч |
Я £-* |
|
|
ИО |
|
|
Оаз о |
|
|
и я я |
|
1 |
і |
|
о |
|
|
М ТОРч |
|
|
д |
|
|
шд « со м 6 ft«
о |
|
нч |
о |
|
СОсо со |
|
|
|
|
||
•к •к |
|
•к ■к •к |
1 |
|
1 |
||||||
со о? |
от |
аз |
о |
02 |
|
|
|||||
нч |
02 02 02 |
со со |
|
|
|
|
|||||
нч 00 |
СОаз |
со |
аз |
|
нч |
|
со |
||||
со о |
со |
ю |
|
о |
|
|
•к |
||||
•к •к |
|
•к •к •к |
•к |
CD |
|||||||
со |
|
02 |
со |
о- |
со |
СОо |
|
о |
|||
|
|
02 |
|
|
аз |
со |
о |
|
03 |
|
нч |
ю о |
НН |
аз |
02 |
|
1 |
|
1 |
||||
СОС5 |
1о |
|
8 |
ю |
аз |
|
|
||||
со |
|
о |
СО03 |
ьч |
со |
|
|
|
|
||
|
|
нч 1—1нч |
02 |
02 |
|
|
|
|
|||
00 со |
со |
ю |
02 со |
|
|
|
|
||||
•к |
о |
|
|
•к |
|
«к |
1 |
|
1 |
||
нч |
|
ю со |
ÈNо- |
|
|
||||||
|
02 02 02 02 02 |
|
|
|
|
||||||
СОсо ю |
|
по |
о- о |
|
|
|
*1 |
||||
СО03 |
о |
|
о- |
Ü3 |
си со |
|
|||||
02 |
|
со |
нч |
03 |
ю |
нч |
оз |
|
со |
||
аз |
|
1—1со со |
нфаз |
аз |
|
CD |
|||||
|
со |
аз |
02 |
нч |
05 |
|
|
|
|
||
о- |
|
а> |
02 |
|
05 аз |
00 |
|
1 |
|
1 |
|
нч |
|
со 02 нфсо |
О) |
|
|
||||||
|
|
|
1—1ьч |
1—1нч |
|
|
|
|
|||
СОо•ксо ю со U0 |
|
1 |
|
1 |
|||||||
со со о |
|
со |
02 |
оз |
|
|
|||||
02 |
|
со |
аз аз |
со |
со |
|
|
|
|
||
02 |
|
о |
о |
|
02 02 со |
со |
|
с- |
|||
со |
|
со |
о |
|
о |
02 |
|
|
•к |
•к |
|
нч |
|
•к |
|
аз о |
|
со |
|||||
см |
{> W нч нч |
см |
|
см |
|||||||
ю |
|
со |
со ю |
LDнч |
|
|
|
1 |
|||
ю СОю |
|
|
аз |
02 |
|
|
|
||||
|
|
|
нч нч нч |
02 |
|
|
|
|
|||
с£ 02 |
02 |
со |
ю |
со |
|
|
|
|
|||
о |
со |
•к |
|
•к •к |
1 |
|
1 |
||||
00 |
оо |
о |
о? |
|
|
||||||
02 |
02 |
с\г |
02 |
со |
со |
|
|
|
|
||
со 02 |
м со о |
ю |
|
|
|
|
|||||
о- |
со СОСО |
02 |
аз |
£> |
|
о* |
|||||
•к |
|
|
|
•к |
|
•к |
•к |
•к |
|||
02 |
СО |
|
о- |
со |
со |
аз |
|
аз |
|||
м |
аз |
аз аз со |
02 |
|
1 |
|
1 |
||||
со о? |
СО |
СО |
о |
о |
|
|
|||||
нч |
02 |
02 |
02 |
02 |
02 |
|
|
|
1 |
||
о |
ІО |
со |
|
|
о |
нч |
о? со |
||||
05 |
я |
||||||||||
со |
со |
СО |
СОо- |
о- |
о- |
с- Ясо |
|||||
аз |
03 |
аз оз03 |
оз оз |
аз о и |
|||||||
нч |
нч 1—1нч |
нч |
нч |
нч H4W |
ьо
а
*іч
Я
ф
ф
fl
іЧ
ьо fl
м
я
чЧ
я
а
в
fl
га
. ьо
м ß
• Ü га a •Н * fl О Л
. fl о га » *Н *0 •кto
с—a СГѵ о Нс
с ь- •Н»(Л Я СО Л .
га ш •
•н аз 0 J ■Я . 1 ООСО ИЯ,OJ
•
Фн TJ Н- *
03 Лн . чЧ о 4Л #ktr га z
чч га •» +э га cd а яп- •р гааз со ин
S &
ж
38
Максимальный дедвейт находящихся сейчас в эксплуата ции судов достиг: рудовозов - 165 тыс.т (" Niizuru Маги",
вошел в строй в 1971 г.), универсальных балкеров - |
|
160 тыс.т (" Universe Aztec", вошел в строй В 1969 |
Г.) И |
комбинированных судов - 245 тыс.т ("Hoegh Hill", |
вошел |
в строй в 1970 г.). |
|
Рис. 3. Нефтерудовоз "Höegh Hill" дедвейтом 245 000 и. Скорость 15,3 узла.
В ближайшие годы мировой флот специализированных су дов для перевозки навалочно-насыпных грузов будет разви ваться более умеренными, но все же высокими темпами.
Анализ .таблицы 17 позволяет сделать следующие основ ные выводы о состоянии и направлении развития специализи рованных судов для перевозки навалочно-насыпных' грузов.
39
б
Таблица 17
|
|
|
|
Мировой специализированный флот для перевозки навалочно-насыпных грузов * |
|
|
|||||||||||||||
Тиш судов |
Существующий |
Заказанный |
1 УЛЙг. ѵ втоj |
Сроки сдачи заказанных судов |
1976г.и |
||||||||||||||||
и дедвейт, |
флот(на І/Ш- |
флот(на |
|
1973 г. |
1974 г. |
|
1975 г. |
||||||||||||||
тыс.т |
-1972 г.) |
|
I/XU-I972 г.) рая половина |
коли-! общий колиобщий колиоб- |
позднее |
||||||||||||||||
|
|
|
колиобщий |
|
коли- |
общий |
колиобщий |
|
колиоб- |
||||||||||||
|
|
|
честдед- |
|
чест- |
дед- |
|
честдед- |
|
честдед- |
чест- |
дед- |
|
честщий чест- щий |
|||||||
|
|
|
во |
вейт, |
|
во |
вейт, |
|
во |
вейт, |
|
во |
вейт, |
во |
вейт, |
во |
дед- |
во |
дед- |
||
|
|
|
су- |
млн.т |
|
су- |
млн.т |
су- |
■млн.т |
|
су- |
млн.т |
су- |
млн.т |
су- |
вейт, |
су- |
вейт, |
|||
|
|
|
ДОВ |
|
|
ДОВ |
|
|
Дов |
|
|
ДОВ |
|
дов |
|
|
дов |
млн.т дов |
млн.т |
||
Универсалъ- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
іШё оалкеш |
195 |
2,46 |
|
2 |
0,03 |
|
2 |
0,03 |
|
- |
- |
- |
|
|
|
|
— |
— |
|||
10 - |
15 |
|
|
|
|
- |
|
- |
- |
||||||||||||
15 - |
20 |
|
542 |
9,52 |
|
40 |
0,68 |
|
18 |
0,31 |
|
15 |
0,26 |
5 |
0,08 |
|
2 |
0,03 |
- |
- |
|
20 - |
25 |
|
390 |
8,80 |
|
69 |
1,46 |
|
20 |
0,46 |
|
30 |
0,58 |
19 |
0,42 |
|
- |
- |
- |
- |
|
25 - |
30 |
|
393 |
10,54 |
|
142 |
3,76 |
|
39 |
1,02 |
|
64 |
1,72 |
25 |
0,66 |
|
II |
0,28 |
3 |
0,08 |
|
30 - |
35 |
|
165 |
5,34 |
|
70 |
2,24 |
|
II |
0,34 |
|
41 |
1,33 |
13 |
0,41 |
|
5 |
0,16 |
- |
- |
|
35 - |
40 |
|
139 |
5,19 |
|
53 |
1,95 |
|
8 |
0,30 |
|
28 |
1,03 |
17 |
0,62 |
|
- |
- |
- |
- |
|
40 - |
50 |
|
150 |
5,60 |
|
16 |
0,70 |
|
2 |
0,09 |
■ |
12 |
0,52 |
2 |
0,08 |
|
- |
- |
- |
- |
|
50 - |
60 |
|
ІІ4 |
6,19 |
|
44 |
2,37 |
|
6 |
0,32 |
20 |
1,07 |
17 |
0,94 |
|
I |
0,05 |
- |
- |
||
60 - |
70 |
|
54 |
3,45 |
|
39 |
2,50 |
|
3 |
0,19 |
|
23 |
1,49 |
10 |
0,63 |
|
3 |
0,19 |
- |
- |
|
70 - |
125 |
|
67 |
6,05 |
|
66 |
5,77 |
|
12 |
1,20 |
|
34 |
2,71 |
16 |
1,33 |
|
2 |
0,23 |
2 |
0,19 |
|
125 и более |
7 |
1,01 |
|
6 |
0,86 |
|
- |
- |
|
3 |
0,46 |
3 |
0,41 |
|
- |
- |
- |
- |
|||
Всего |
|
2216 |
65,16 |
|
547 22,31 |
|
І2І |
4,25 |
270 |
II, 16 |
127 |
5,69 |
|
24 |
0,95 |
'5 |
0.27 |
||||
Средний |
|
- |
29400 |
|
40800 |
|
— |
35100 |
|
— |
41300 |
— |
44800 |
— |
г39600 |
- |
54000 |
||||
дедвейт,т |
|
|
|
|
|||||||||||||||||
Рудовозы |
144 |
2,98 |
4 |
0,09 |
- |
|
- |
3 |
|
0,07 |
I 0,02 |
- |
|
- |
- |
- |
|||||
10 - |
30 |
|
|
|
|||||||||||||||||
30 - |
50 |
|
37 |
1,40 |
2 |
0,07 |
I |
0,04 |
I |
0,03 |
- |
- |
- |
|
- |
- |
- |
||||
50 - |
70 |
|
46 |
• 2,59 |
- |
- |
|
- |
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
- |
- |
- |
||
70 - 125 |
|
34 |
3,37 |
- |
- |
|
- |
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
- |
- |
- |
|||
125 и более |
4 |
0,63 |
2 |
0,32 |
- |
|
- |
2 |
|
0,32 |
- |
- |
- |
|
- |
- |
- |
Комбинированные су-
Ж
I.Нефтерудово зы
10 |
- |
30 |
26 |
0,53 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
30 |
- |
70 |
42 |
2,23 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
70 |
- 125 |
57 |
5,09 |
8 |
0,69 |
- |
- |
2 |
0,15 |
I |
0,09 |
2 |
0,18 |
3 |
0,27 |
|
125 |
- 175 |
28 |
4 , П |
40 |
5,78 |
3 |
0,49 |
19 |
2,69 |
II |
1,62 |
3 |
0,46 |
4 |
0,52 |
|
175 |
и более |
12 |
2,73 |
26 |
6,00 |
6 |
1,43 |
13 |
2,86 |
7 |
1,72 |
- |
- |
- |
- |
|
Всего |
|
165 |
14,69 |
74 |
12,47 |
9 |
1,92 |
34 |
5,71 |
19 |
3,43 |
5 |
0,64 |
7 |
0,79 |
|
Средний |
|
89000 |
- |
169000 |
- |
213000 |
- |
168000 |
- |
І8І000 |
- |
12 800 |
- |
1І300< |
||
дедвейт,т |
|
|||||||||||||||
2.Балкеры- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
\ |
|
|
|
|
||
|
нефтеру |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
довозы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 - |
30 |
I |
0,03 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
30 - |
70 |
26 |
1,47 |
6 |
0,29 |
- |
- |
I |
0,05 |
I |
0,05 |
I |
0,05 |
3 |
0,15 |
|
Всего |
|
265 |
10,98 |
8 |
0,48 |
I |
0,04 |
6 |
0,43 |
I |
0,02 |
- |
- |
- |
- |
|
Средний |
- |
41400 |
- |
60600 |
- |
40000 |
.- |
71000 |
- |
20000 |
- |
|
|
|
||
дедвейт,т |
|
|
__ |