Файл: Осипов В.М. Математические основы кибернетики. Начала вариационного исчисления и элементы теории оптимального управления учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.08.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 52 -

изображается фазовые состояния объекта,, называют фазовым крострянством. Вектор - функцию обычно называют фаз^вш^воктоіюм..

В частном случае,

когда фазовое состояние

объекта определяется

 

 

 

 

 

 

только

.двумя фазовыми координа­

 

 

 

 

 

 

тами, будем иметь фазовую плос­

 

 

 

 

 

 

кость. Изменение фазовых коорди­

 

 

 

 

 

 

нат во времени определяет некото-

о

 

 

 

 

 

рую линию, которую прочертит зѳк-

 

Рнс.з

 

 

 

тор своим концом при изменении

его координат. Эта линия называется базовой граектор,?:-... При

/7 = 2 это плоская кривая, которую легко построить. Точка

x(t,J-

•яг, есть

начальное фазовое состояние. В векторных

обозначе­

ниях,

которые мы ввели,

объект

может

быть условно

изображен бо­

 

 

 

 

 

 

лее просто

Рис.

4

. Связь меж-

 

I

 

 

 

 

ду вектором

управления.

 

и фа­

 

 

 

 

 

зовым вектором как

правило

виража-

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р с 4

 

 

 

ется в виде дифференциального урав­

нения. Рассмотрим

простой пример.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пусть

некоторое

тело,

снабженное двигателем

(тот

же автомобиль).

 

 

 

 

 

 

совершает

прямолинейно; движение.

 

 

 

^

 

а,

Масса

этого тела

равна

m

. Рас-

 

 

t—,J

" С Т 0 І П ш е >

пройденное

телом к мо-

\

х *

 

 

 

 

менту времени

t

.отсчитывать

 

р и

с >

5

 

 

будем от

некоторой

начальной точ­

ки, и обозначать

х,

. Производная ягг представляет собой

ско-

рость движения тела. Будем предполагать, что на тело действуют

две внешние силы;

сила

трения

~ bxf

и

сила

упругости

-- кос .

Тело движется под действием силы тяги і/г

развиваемой

двигате­

лем. По второму закону Ньютона движение описывается дифферен­ циальным уравнением


- 53 -

тх,

bec, -f кос

= иг

 

 

 

Обозначим Xr

= Ä J , тогда

получил» два уравнения

 

 

Здесь xf

и

хе есть фазовые координаты

объекте, a

U - уп­

равляющий параметр, т . е . мы имеем объект

с одним входом и дву­

мя выходами. Введем вектор управления U = ( 0

я)

и фа­

 

 

 

зовый вектор

X = (

Xf , х2 ) ,

t«- тогда связь между ними запишется

£*

!в виде

или более компактно

 

 

•j^f-s Ах*

BU .

(I)

 

В более общем случае,

когда, фазовый вектор Ä имеат размер­

ность

п

,' а объект оішоываѳтоя системой линейных

уравнений,

связь между входом я выходом также устанавливается

уравнением

( I ) . Матрицы А % В

в

етом случае

будут иметь размерность

Пип.

В самом общей случае

вакоя. движения объекта

описыва­

ется евстемоИ

нелинейных дифференциальных уравнений вида

 

•x\

(*<••••

**;

и,,--

Um) ;

 

где ^ , / , ß„ - некоторые.функции фазовых координат и управляющих-параметров, определяемые внутренним'устройством объекта. В векторной форме систему условно можно записать так

X J/ее. UJ

(2)


 

 

 

 

- 54 -

 

 

 

 

 

 

Уравнение (I) есть частный случай уравнения (2).

Уравнение

( I )

получим когда

/(х,и)

станет

линейной функцией

sc и

U

т . е .

/fx,uj-

dsc + &и зная управляющие функции

и,ft),

••• Umlt)

 

для i

>te мы можем однозначно

определить движение объекта.!, ре ­

шая уравнение

(2) при заданном начальном фазовом

состоянии

 

 

- х".

В случае фазовой плоскости

( п = 2 ) мы можем

 

изобразить

р'шяше

объекта в виде фазовой траектории.

(Рис.?)

 

 

 

 

 

Пусть для некоторого

управления

 

 

 

 

мы определили фазовую траекторию с

 

 

 

 

помощью уравнения (2).

Если мы из -

&меним управление (сохранив го se

 

начальное, состояние), то получим

другую траекторию, исходящую из той же точки

,

причем по

этой новой траектории мы можем попаоть Б состояние

Je' , что.

и раньше,

когда мы двигались по траекторий .1/

но можем и не

попасть.

Вновь изменим управление , получим новую траекторию

и т.д* Таким обраэом, рассматривая различные управления, ш получим различные траектория, Исходящие из точки л* „ Зтор ко­ нечно, не противрречет геореме.о существовании и единственно­ сти ршенші уравнения (2) .

• . Допустимые" управдевдд

Обычно уіпрааляющие параметры не могут прини— мать произвольных значений«а подчинены'яокоторыы ограннчеаН" ям в соответствии с различным смыслом задачи. Так, например,

в случае рассмотренного'нами; объекта

естЕственно предполо­

жить, что тяга двигателя

не может быть сколь угодно боль­

шой, а подчинена ограничениям вида


 

 

 

-

55 -

 

 

 

4L * и £ f

 

 

 

где

Ы. и ß

некоторые постоянные. В частности, может быть

аі'-итвл

 

ß ' L / m a

a

e .

„тогда

- и т

а я $U4Un,a*

ИЛИ

/L//SUmJX

,

чио

означает,

чтс

двигатель

может развивать силу, не превышаю­

щую по абсолютной

величине

некоторую максимальную. Аналогично

дело

обстоит

я для других

объектов. Таким образом, управляю­

щие параметры могут быть аодчкнеяи ограничениям вида неравенств

dt&UiSß*

 

 

-^SUiSjt,

 

......

 

с<т

*Um6fm

Если управляющих

параметра два ограничения в плоскости пара-

 

i U

l

 

 

 

метров

предсга'вляются в виде

У/

 

 

 

 

 

прямоугольника. Этот прямоуголь­

'

/ /

А

 

 

ник будет

областью

управления.

'•{

и,

 

.'

 

 

 

Область

управления

есть множест­

1 /

 

 

 

 

1 /

, ////>

 

 

во точек

гп -мерного пространства,

 

 

 

h

 

 

 

 

Рис.8

 

 

условиях. При гп ~ 3 получим 3

удовлетворяющих определенным

 

мерный параллепилед з качестве области управления. д>.ч произ­

вольного m будем иметь область управления в виде

m -мерного

зараллепипеда. Область управления не обязательно

должна иметь

зэд вараллепипеда; она может иметь более сложный геометричес­

кий характер. Аналитически это выражается ограничениями вида

У-(u,t...(Jm!$0

 

-«/В частности, может быть ограничение в

виде интеграла j

р(х,ц)а'і$

 

/

Задание

области

управления вхо­

 

 

 

 

 

 

дит в математическое описание уп­

 

 

 

 

 

 

равляемого объекта. Подчеркнем

 

 

 

 

 

 

одно важное обстоятельство о ха­

 

 

 

 

 

 

рактере

управляющих функции. Бу-

Рис


- 5 6 -

Лем предполагать, что они могут относится к классу кусочно-не- прернвных, т . е . наряду с непрерывными управлениями ми будем рас­ сматривать и кусочно-непрерывные.. Последнее означает^ "что "рули4'' являются безинерционными и мы можем их мгновенно перебрасывать из одного положения в другое. В действительности всякий реаль­ ный процесс обладает инерционностью, однако в любой реальной задаче можно ввести также величины, которые могли бы играть роль управляющг.. параметров и в тоже время , с той или иной етепзвью точности, 1 )гли бы считаться безішерцвонныш*

Так, например, пусть ot - угол поворота руля (самолета mm ко­ рабля). Если принять эту величину sa управляющий яараметр,, тс

мы не можем считать её безинвріщоннойл диаграмма работк руяя[рис]

имеет вид. Требуется некоторое

врэш 4 t , чтоба повернуть

руль

 

из нейтрального аолокения

до

it

d-maœ . Если se- в качестве уп- "

равлящэго параметра ваять

око-

J.--U

рость угла соворота d-U,

тс

 

t

пооледнэи) можно с большой

точ-

Рис.10

 

 

ностью считать безинерционной величиной, т . е . способной мгновен­ но переключаться с одного значения на другое . (Рис.10 Итак, управляющие функции могут относиться к классу кусочно-не­

прерывных,

Дадим определение.

 

ш

Допустимым управлением назы­

 

вается всякая кусочне-ненрерывная

 

функция

и(і)ъъ значениями в

 

области

управления. ( Р и с . I I )

Р и с . I I