Файл: Котелевский В.Ю. Автоколебания в системах трения металлорежущих станков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

50 -

- средне-арисЬметическая высота большинства неровностей,

ао - сближение поверхностей

за счет контактной деформа-

ции под действием силы

& при Ѵ " ^ •

ПОЛЗУН

 

нопрабляющая

 

 

 

Рис. 30.

К определению рлсчетпого nnnojiii

 

Величина <Д*^ характеризует вертикальное смещение

ползуна при

движении за счет изменения слоя смаэки в зазоре в функции

скорости

скольжения.

 

 

 

 

 

'Юрмула (74) дает

значение

гидродинамической

подъемной си­

лы

Qjj

,

если станет

известной

величина

Яд, для

данной скоро­

сти

скольжения.

 

 

 

 

 

б)

Обоснование нелинейной зависимости

Q. (VJ

 

В условиях жидкостного трения при наличии общего наклона

ползуна величина всплывания JCSf изменяется пропорционально скорости скольжения, что соответствует законам гидромеханики

[si] • В условиях

смешанного трения, как покаэывает экспери­

мент (рис . 29), связь

JCQJ

С

У

отличается

от

линейной. Попы­

таемся отразить механизм этой нелинейной связи.

 

 

 

Определяя выше

изменение

оптимальной величины

/ /

в

функции

изменения -Ij

,мы

считали

при

этом

Pj

вел;-:чиной примерно по­

стоянной. Однако в

развиваемой

модели

приходится

отказаться

от постоянства расчетной величины

J?j

= Р

по

мере изменения

скорости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По мере

роста

скорости

скольжения

величина

Х0{

возрастает,

и при некотором граничном

значении V? металлический

контакт

в яаворе практически

исчезает.

По-видимому,

с

этого

момента


 

 

 

 

 

- 51

-

 

 

должна быть

справедлива

уже

зависимость (73).

А этому отвечает

формула

(74)

при двух

условиях:

 

 

 

1. Коэффициент усиления juT

=1$

 

 

2.

Величина зазора

 

à-

должна включать

только

JCot - слой

смазки

между

ползуном

и

направляющей. Учитывая это

обстоятель­

ство, введем в рассмотрение изменение эффективной высоты неров­

ностей

 

Ps

 

по

мере

изменения

 

 

В выражении

(75)

при

г р а ­

ничном

значении

скорости

У=

 

У2

одновременно

с j u - f l

и

 

 

величина

Pj~*~P&2* т а н

ч т

о Рэ^-1^

 

и

практически

не

влияет

на

Qu

при

У^У2

,

оставаясь

постоянной. Величина

Psz

определяется

из

(75)

при jUr=/

 

 

и

«^•'"•^Г,

которая

в

области

V^Vj

 

также

остается постоянной.

 

 

 

 

 

 

 

 

Положим

 

 

 

 

 

^

e

p _ ç r

 

f

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(78)

где

Рг

-

условная

высота

"гидравлических"

неровностей,

кото­

 

 

 

 

рая

увеличивается

по

мере

роста « ^ и

скорости

У

 

 

 

 

и

за

границей

 

равна

 

РгГ2 » так

что

 

 

 

 

 

Рэг+

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

Выясним,

какова

связь

смещений

с

при

упруго-жидкостноы

контакте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иа [б]

следует, что

при

линейном

 

распределении

неровностей

по высоте, что можно принять

 

в первом приближении

для

анализа,

имеет, что можно принять в первом приближении для анализа,

 

имеет

место

зависимость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р = j u a \

,

 

 

 

 

 

 

(79)

где

 

CZ у

~ сближение

поверхностей

под

действием

û

при

 

 

 

 

 

 

кратких

остановках:

G у

^ <%<>.

 

 

 

 

Принимая

для

тех

же условий

аналогичную

связь между

Рг

и

 

Рг - Pju.2 xûf f

где Pju2=Ju I перепишем (78) :


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-52

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для определения коэффициента нелинейности juz

 

примем

выше­

указанное

условие

 

- Р э ~ ~ П Р И

Ѵ = У 2

Полагая,

что при

этом

условии практически

 

исчезает

металлический

контакт

в за ­

зоре,

запишем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

=

( a Y

,

 

s2

 

 

 

 

 

 

 

(81)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ h 0

)

 

 

 

 

 

 

 

откуда:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

 

(Oy*

 

à J 2

 

'

 

 

 

 

 

 

 

( Ѳ 2 )

Теперь

на границе

 

скоростей

Ѵ=Ѵ2

действительно будут

удио-

лѳтворяться два условия,

 

при которых

выражение

(745

 

удовлетво­

ряет

выражению (73), иоо с ростом

скорости

 

j u T

уменьшается

до

значения jur°-/,

 

 

а величина вазора Aj'^>j+CCfff

 

будет

стремить­

ся

к

hs=X0{

В то же время в

области

малых скоростей,

когда

#s*P

 

> h Г

h

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В системе уравнений (48) /см.гл.П/ встретился коэффициент

нелинейности уи^

,

 

который

определяет

нелинейную

зависимость

подъемной

силы

Q

от

вертикальных

смещений

jzf

в

 

динамической

модели в силу того же построения,

которое

было

приведено

выше

для

 

кинетической

модели

изменения

@

 

. В данном

случае

имеет

место нелинейная зависимость удельной силы

С

 

относительно

среднего

значения

С$ t

 

когда

вертикальные

 

смещения

 

могут

прини­

мать

как положительные

+

 

Л

 

t

так и ограниченные

величиной

Xgf

 

 

отрицательные

-

 

А ОС(

значения. Поэтому

коэффициент j u f

связан

с

JCgi в

в и Л ѳ :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

J"<~

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(83)

И в первом ( *-Л«2у),и

во втором

(-АХ1)

 

 

случаях

 

величина

Рэ

 

, изменяясь

при колебаниях

в меньшую сторону

 

пропор­

ционально

квадрату

амплитуды

CC/t

отражает

уменьшение подъем­

ной

 

силы

Сз

при

изменении

оптимального

отношения

Р? и

£у

при

 

данной скорости

~ЧJ .

Зависимость

(80)

для динамической

модели

имеет вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

['-S<,-*f(tj] CÖ4)

Остался неопределенным коэффициент жесткостѳй плсща^. кон­ такта я. * Е 1 4 5 выражение имеет вид:


 

 

-

53 -

 

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

=

^ 0

'

 

 

 

 

J n

3+Х„У2

 

 

(85)

и отражает

стремление

/i-s^^ûf

при стремлении

>

а

вместе с этим и площаць жидкостного

контакта S л-

стремится к

номинальной

площади

S . Таким

образом» коэффициенты ju7

и

п. изменяются нелинейно

в функции

смещения xafvi

скорости

У. В свою очередь это приводит к нелинейной зависимости

силы ù2( V) •

§ 4 . Определение исходных параметров автоколебательной системы

Полное значение удельной подъѳігаой силы Сэ при движении ползуна в условиях смешанного трения должно включать сумму, выражений (72) и (74) :

/ ѵ _ <*/£-PsY

.

kï-S^rH

чему соответствует выражение для полной подъемной силы:

Ü= Qj+ Hi = (Cj +Cg) 7 = Cs V

(87)

Очевидно, полная сила

Q

вызывает смещение «2^. полвуна

 

обратно пропорционально

 

жесткости jOf :

 

G

=

Pf xOf

(Ö8)

Подставляя в последнее выражение данные из (87) и (86), получим исходное уравнение для определения смешения <X0f і

л у-

-.\т£Л*У

V,

 

,

к і S.Mr » I У

(89)

A

 

 

 

(A.**„j* J

 

Из уравнения

(89) определяется

<Х'ûf

как действительное

зна­

чение корня кубического уравнения, если известны -.ачачьнне

 

значения функций j U r o и

ju

а о

. в первом приближенииу^^с К

J^no М 0 І , У Т

быть найдены

из

выражений: