Файл: Котелевский В.Ю. Автоколебания в системах трения металлорежущих станков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
|
|
|
- |
|
40 |
- |
|
m |
- |
0,1 |
Ci |
= |
2 |
Р |
=323 |
Pf |
- |
100 |
|
= |
2 |
Р |
=331 |
P* |
. |
500 |
|
= 100 |
Л02 |
=0,005 |
|
|
|
|
|
|
$ 0 f |
=0,05 |
|
|
|
|
|
|
|
Рнс.23і1сход»ьіе решения системы с координатной С Б Я З Ь Ю
I
X 01
*1
О |
X сг |
|
Рис. 24. Решения при илмоненнн параметра:^/?^ -2Ѳ8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
41 |
- |
|
|
|
|
|
|
Величины ХС/ |
и |
|
-X^z |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
(рис.23) |
вносят |
существенное |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
отличие решений |
системы |
(10) |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
от |
решений системы |
(48), |
по |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
скольку при |
автоколебаниях |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
смещается |
начало |
подвижных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
координат |
от |
своего |
положе |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ния при устойчивом |
резании. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Таким образом, |
динамическая |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
устойчивость |
системы |
(10) |
ока- |
|
|
|
|
|
|
||||||||
ьывается |
связанной |
с |
ее |
ста |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
тической |
устойчивостью.^ |
|
При |
^| |
|
|
|
|
|
||||||||
изменении |
параметров pf |
|
и |
ß |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
состояние системы резко ме |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
няется. Так, при уменьшении |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
параметра |
возбуждения |
О |
в о з - |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
s |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. |
25. |
Решения системы |
|
||
мущенное |
колебательное |
дви- |
|
а K o o p B „ I i a T H 0 ^ K o r o C ï l I O f t |
связью |
||||||||||||
кение затухает и остается ста - |
для лшшьк |
системы |
» р =50. С = АО |
||||||||||||||
тическое |
смещение |
центра |
|
ûc |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
(рис.23,24) при дальнейшем |
движении. |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
Для сравнения при тех же исходных данных, |
за исключением |
|||||||||||||||
удельных |
сил ß/ |
и ß |
|
, |
вместо |
которых взяты значения |
p~-$û |
||||||||||
и |
С = 4û |
, |
было |
смоделировано |
движение |
по |
системе (48) . |
Решение |
|||||||||
представлено |
на |
рис.25 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
Сопоставление |
представленных решений |
на |
рис.23,24, 25 |
дает |
||||||||||||
основание |
для |
следующих |
замечаний: |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
1. Машинное |
решение |
системы |
уравнений (10) |
для модели |
с коор |
динатной связью может дать самовозбуждение периодических колеба
ний при |
изменении положения |
центра |
системы |
О |
от |
исходного. |
|||||
2. |
При установившихся автоколебаниях имеет место |
фазовый |
|||||||||
сдвиг в |
решении |
Х^ |
относительно |
«Я?? . |
|
|
|
|
|
||
3. |
Смещение |
начала отсчета |
О |
от исходного |
и устойчивость |
||||||
системы |
к автоколебаниям зависит |
от |
величины |
сил ßf |
и р |
. |
|||||
Итак, математическая модель дала самовозбуждение в системе |
|||||||||||
при условии изменения исходных значений жесткостей |
парциальных |
||||||||||
систем, |
что нашло отражение |
в смещении начала |
отсчета |
ff |
. Об |
||||||
ращаясь |
к выражениям |
(64), |
нетрудно |
видеть, что при этом за счет |
|||||||
выравнивания жесткостей парциальных |
систем |
создаются |
условия |
|
|
|
|
- |
42 |
- |
|
|
|
существования |
общих для |
всей |
системы |
частоты |
колебаний |
||||
и фазового |
угла |
сдвига |
У . |
|
|
|
|
|
|
Но возникает вопрос: отвечают ли полученные решения физике |
|||||||||
процесса резания, например, в части смещения |
центра |
О . Из |
|||||||
графиков на рис.23-25 |
видно, |
что |
одна |
из координат |
смещения |
||||
центра О |
положительна |
- |
.2^, (рис. 23), |
вторая |
ОС0г - |
отрица |
тельна. Это значит, что при начальном возмущении системы в по ложительном направлении по <%/ и JC2 в дальнейшем вершина ин струмента (рис.25) смещается в направлении уменьшения толщины стружки . Ост и увеличения толщины среза С2СР . Напомним, чтс незозмущенному движению резания должно соответствовать исходное
начало |
отсчета |
О |
. Отсюда |
видно, что |
имеет место |
противоречие |
|
между |
полученным |
решением |
и |
известной |
зависимостью |
теории р е з а |
|
ния между толщиной |
среза |
и |
толщиной стружки через коэффициент |
||||
усадки. Заметим, |
что при |
моделировании |
системы (10) |
силыу^и^? |
увеличивались до таких значений, когда стали возможіш автокоде— оания. Не останавливаясь на близости вяятых исходных данных к реальным, можно проследить, что указанное противоречие имеет
достаточную общность и будет наблюдаться и при других исходных данных в системе (10) . Лишь в частном случае, когда все параметры парциальных систем одинаковы, смещение центра О будет равно ну/- люо Однако этот случай крайне маловероятен. Это дает о- нование заключить, что математическая модель (10) не отражает механизмаі самовозбуждения автоколебаний при резании металла, а метод моде)- лирозания позволил достаточно наглядно ато проиллюстрировать.
Г л а в а Ш
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕМ СМЕШАННОГО ТРЕНИЯ ДЛЯ РАСЧЕТА ИСХОДНЫХ ПАРАМЕТРОВ АВТОКОЛЕБАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
§ 1. Сущность и состояние проблемы
3 предыдущей главе при рассмотрении системы с координатно-
скоростной связью |
была |
высказана |
мысль о том, что двумерная |
|||||
модель, описывающая |
автоколебания |
при движении с |
трением, |
откры |
||||
вает |
путь для расчета удельных сил, входящих в уравнения |
(48). |
||||||
Если |
этот путь существует, то вопрос о преимуществах двумерной |
|||||||
модели перед одномерной |
решается |
однозначно и положительно. |
||||||
|
Ставится вопрос об увеличении числа неизвестных параметров |
|||||||
при |
использовании |
двух |
связанных |
уравнений (48), |
но одновремен |
|||
но и |
об упрощении |
пути |
расчета каждого из |
них. . . |
|
|
||
|
В данном разделе |
предлагается |
модель |
взаимодействия |
сил в |
|||
зоне |
внешнего трения |
скольжения с |
учетом |
характеристик контакти |
рующих поверхностей в продольном и нормальном к движению направ
лениях, смазки и скорости скольжения. Особенность данной |
модели |
|||
состоит в том, что из опытов |
для условий смешанного трения неко |
|||
торые из |
параметров системы |
(48) не |
удается определить раздель |
|
но. Так, например, не удаюсь еще выделить экспериментально |
||||
удельные |
диссипативные силы |
и |
Сг . Лишь в последнее |
время |
выполнена |
экспериментальная |
работа |
[Зэ] по определению |
гидро |
динамической подъемной силы при движении ползуна по направляю щей. И только для расчета контактной жесткости имеются достат очные экспериментальные данные. Однако большинство характери стик контактирующих поверхностей определено для неподвижного контакта. Таким образом, и в этой части имеются трудности в отражении фактического взаимодействия поверхностей при движении. Существенной опорой в построении данной модели явилась гидроди намическая теория жидкой смазки, развитая в работах О.Рейнольдса.
Нп основе этой теории строились основные зависимости при расче тах удельных подъемной и дисспатившос сил. Однако при этом учи тывался тот факт, что данная теория справедлива для условий чисто жидкостного трения, то есть при полном разделении поверх ностей слоем жидкой смазки.
В силу указанных особенностей в качестве критериев правиль ности модели трения были зыбраны динамические показатели авто колебательного движения при трении, полученные из экспериментов
[Э0,3і] » С этими данными сопоставлялись динамические показа тели, полученные на основе расчетов, согласно модели трения и динамической модели (48). Предлагаемый путь расчета параметров автоколебательной системы для условий трения скольжения в силу достаточной сложности задачи не претендует на полноту и ставит
своей целью наметить основные зависимости, достаточные |
.для рас |
|||||||
четов |
в первом |
приближении. |
|
|
|
|
||
|
|
§ 2. Определение |
подъемной силы |
|
||||
|
|
|
для |
области |
малых скоростей |
|
||
Подъемная сила |
/? |
,представленная |
в динамической |
модели |
||||
удельной силой |
С |
, умноженной па спорость колебательного дви |
||||||
жения |
ССГ>является |
следствием суммарного |
проявления составляющих |
|||||
сил от |
соударения |
выступов |
поверхностных |
неровьостей |
ползуна |
|||
и направляющей, |
а |
также |
от |
полной силы |
газодинамических |
давле |
ний, возникающих в микро- и макроклиньях между трущимися поверх
ностями [4і] : |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Cs = |
Cj + Cg |
|
|
( 6 б ) |
|
В области |
малых скоростей |
движения ползуна |
преобладают |
удельные |
||||
силы |
Сj |
,в то |
время |
как |
в области |
больших скоростей |
домини |
|
рует |
составляющая |
Сц . |
Зто |
следует иу |
того |
очевидного |
факта, что |
величина |
гидродинамической силы пропорциональна скорости сколь |
||||||
жения, |
а |
ударные |
составляющие силы Cj |
проявляются уже |
в |
обла |
|
сти малых |
скоростей движения. Рассмотрим, от чего зависит |
Cj- . |
|||||
Величина |
Cj возникает при |
соударении |
выступов ползуна |
и |
направ |
||
ляющей |
(рис . 2 D) |
С упругим |
деформированием: |
|
|