Файл: Котелевский В.Ю. Автоколебания в системах трения металлорежущих станков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

45

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

 

 

 

- время протекания уцара, или, иначе,

время упругого

 

 

 

 

 

деформирования выступов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

области

весьма

малых скоростей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

справедливо выражение для времени пла-\

 

 

 

 

 

 

 

 

стического

деформирования

половины

вы­

 

 

 

 

 

 

 

 

ступа

по

высоте

Р

 

и шагу

S

без

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

удара

[47]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(68)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

 

і

 

 

вязкость ползучести мэ-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т Я TT TT Я *

I

n

 

c

 

.

'

26.

Моцоль соударешія

выступов

 

4

 

 

"

 

 

 

 

 

 

 

 

предел 'текучести

металла.

 

 

поверхностей

трошш

Для

стали

значение

 

скорости

Y/

,при

котогюй

обеспечивается

время

tnjL

,

ориентировочно равно

 

Y/

1С~^ см/сек. Переходя в

область

скоростей

двииения

Y^Yf

 

> можно

утверждать,

что

чисто пластическая деформация при соударении выступов не будет

иметь места: начнут проявлять себя

и

упругие

 

деформации,

а

сле ­

довательно

и подъемные

силы

Cj

-

Чем выше

скорость,

тем

 

больше

деформация

сходна с ударом и по характеру

ближе

к упругой,

ибо

отношение

S J

лPj

 

кинематически

активных

 

неровностей

стано­

вится

все больше

[1.9]

при

данной

скорости

Yj

. Речь

 

идет

 

об

оптимальности угла

 

Jfy

(рис.35)

соударения

выступов

 

при

скорости

У/

, обеспечивающего

наибольшую

силу

Cj

 

 

 

 

 

 

 

 

При изучении ді*нных о фактических величинах

Р

и

£

поверх­

ностных

неровносте.'! [40,8,5]

выясняется,

что

 

каждому

методу об­

работки

соответствует

определенный

диапазон

изменения

значений

Ь ~

 

в

зависимости

от

классов

чистоты получаемых

 

поверхностей.

Величина

 

l

колеблется в

пределах

( U 5 0 ) .

При

этом

 

различия

наблюдаются

как

в продольном,

так

и

в

поперечном

направлениях.

Учитывая

это

обстоятельство,

можно

ожидать,

что

при

движении

ползуна с различной скоростью не все неровности одинаково будут

влиять

на

величину

â .

Таким образом

приходим к

положению,

что

при

данной

скорости

Yj

должны быть наиболее

активными

неровно­

сти лишь одного вида, -

у которых имеется оптамальние отноше­

ние

tj

п При этом диапазону скоростей

Y с

^ Y /

< Y £

должен

соответствовать диапазон

I a ^~^j

Поскольку

высота Pf

не­

ровностей изменяется в гораздо меньших пределах,

ТРМ длина

их

основания

то

для

упрощения будем

связывать

изменение

t


46-

впределах от I а до ^ / с соответствующим диапазоном изменения

фактических

длин

неровностей £j

от £>а до

,

а высоту будем

полагать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Остановимся

на определении

оптимальности

ІJ

при данном Vj .

Если

известно

время £f

вертикального

смещения

X0f

ползуна

при торможении

или при разгоне, то оптимально

активными

неров­

ностями при дпижении будут такие,

для которых

справедливо

выра­

жение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

0

V

 

 

 

 

(69)

при высоте вортикального смещения ^о/,

равной Р

. Справедли­

вость связи (69) была экспериментально

проверена

в работе

[27] .

Путем решения

уравнений

гидродинамики

J38J может быть

найдено

время

,

необходимое

для выжимания

смазки из зазора

данной

толщины. С учетом фактической

площади

жидкостного

контакта

 

А ѵ =

«^«/г

при вертикальном

смещении

<XQf

под действием

силы

û

выражение

для

принимает вид

 

 

 

 

 

 

/г С Яр/

где & - коэффициент, учитывающий общий наклон подвижной по -

верхности;

^- коэффициент динамической вязкости; <!> - площадь ползуна;

JM-n, -

коэффициент жидкортш^площади контакта;

С -

ширина ползуна; С~ --г^ / г

, поскольку

обычно С

Ii

длина

c*7Za

 

h

ползуна;

 

 

вазор между ползуном и направляющей.

 

В области смешанного трения с / ег / г </ (см.§ 4

данной главы).

При условии Ѵ>Ѵ/

выражение (68)

трансформируется:

 

4 $ ' f J - R - Y

'

<™

где L - модуль упругости материалов пары трения.


 

- 47 -

 

Тогда формула (67)

преобразуется:

 

г -

fn/ç£PV

(72)

5 3.Определение гидродинамической подъемной силы при смешанном трении

 

 

 

 

а)

Исходные

зависимости

 

 

 

 

 

Задача расчета автоколебаний при трении скольжения облег­

чается при разделении силы трения

на составляющие, одной

из

которых

является

гидродинамическая

подъемная сила

,

созда­

ваемая в смазочном слое между трущимися поверхностям»:.

 

Впервые проявление гидродинамических сил в смазочном слое

было рассмотрено

в работах Н.П.Петрова и О.Рейнольдса

[ЗЗ] '.

В дальнейшем этому вопросу ( для

плоского скольжения)

посвяти­

ли свои исследования Л.Гюмбель, А.М.Зртель, M.S. Саяама и дру­

гие. На основанииэтих работ стал

достоверным факт проявления

гидродинамических

сил

не

только

при ЖИДКОСТНОМ,

НО И

при

сме­

шанном трении. Были найдены зависимости для определения

этих

сил. Одпако в области смешанного трения до настоящего

времени

встречаются трудности по расчету гидродинамической подъемной

силы в функции скорости

0_л .

 

 

 

 

 

 

 

В работе

[ЗТ]

.для случая поллого разделения трущихся поверх­

ностей

слоем

смазки

 

h- (рис.27)

полная

сила нормальных

г'идро--

.динамических

давлений

$ #

возникающих при

скольжении

плоского

ползуна,

на Сазе

теории

О.Рейнольдса,

имэет вид

 

 

 

 

 

 

•2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

M —

g

-2

-

коэффициент,

отражающий

отношение

длины &

 

 

"

* £

 

поверхности к ее ширине

С .

 

 

 

3

работе

[2б]

 

получено выражение

.для

i f j

о учетом

неров­

ностей

сопряженных

поверхностей

(вдс.28)

 

 

 

 

4 * - " ~ i ; à *

'

( 7 4 )


 

 

 

 

- 48

-

 

 

Р

-

нысота

активных

неровностей

поверхностей трения;

ÎJ

-

отношение

высоты активных і^еровпостей к продольной

 

 

.длине

их

основания

tj =

ѣ

.

 

 

 

 

а 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

V

 

h '

 

 

 

 

 

оС

 

 

 

 

&

 

 

 

 

 

 

1'ііс.

27.

Модель

жидкостного

трепня полпуп.)

/Чапрабляющ а я

 

Рис. 28. Модель смешанного трения

 

Критерий

активности, как и в

§ 2,

связан

с оптимальным

углом клина

на данной скорости

V

Однако

эксперимент [ІС>]

(см.рис.29) показал существенные отличия фактической зависимо­

сти $//(VJOT

 

(73) и

(74) при смешанном

трении.

Возникла необ­

ходимость

в уточнении

указанной зависимости для

использования

в

расчете

автоколебаний.

 

 

 

 

Из анализа

работ,

посвящзнных гидродинамическому

эффекту

в

зазоре мекду

трущимися поверхностями

[о2,2о,35,5б],

следует


 

 

 

 

 

 

 

 

- 49

-

 

 

 

 

 

 

вывод о

значительном

влиянии

элементов

топографии

поверхностей

скольжения

на

зависимость

ûff(Y). Из

сопоставления выражений

(73)

и

(74)

видно,

что

воздействие

неровностей поверхностей тре­

ния

на

полную

силу

 

G /

при

смешанном

трении

можно отразить

функцией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

J"7

=

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

(75)

 

 

 

 

ij

 

à 3

 

 

à*

H

 

 

 

Величину

т

можно

трактовать

как

некоторый

коэффициент

уси­

ления гидродинамической

силы

 

 

за

счет топографии

сопря­

женных поверхностей о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

150

 

 

 

 

 

 

 

 

—-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

WO

 

 

 

 

 

 

 

у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"римен/п

 

 

 

 

 

50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.Л.Мудинoß

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

то

 

2000

 

зооо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

20.

К опродолонню

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гндроподъсмиоіі

силы

в оаооре

 

 

 

 

 

Обратимся

теперь

к

роли

Р

в формировании расчетного,

зазора

. В выражении

(73)

зазор

h

определяет

слой

жид­

кости (рис.27).разделяющий поверхности трения. Но в условиях

смешанного трения в формуле (74)

расчетный зазор включает

уже

две

составляющие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

k

=

A0

+

je Of

 

 

 

 

(76)

В этом

выражении

 

характеризует

начальный

зазор

между

тру­

щимися поверхностями

при

V~Û

и

включает высоту

неровностей

(см . рис . 30):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ha

 

 

-2(P-û,Sa0-Pc)i

 

 

(77)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

Р

-

наибольшая высота

неровностей;