Файл: Котелевский В.Ю. Автоколебания в системах трения металлорежущих станков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

- 59

-

 

 

 

 

 

 

Жесткость привода р 2

оказывает

существенное

влияние

на

осталь­

ные параметры системы, изменяя величину

начального

зазора

Л0

и контактной

деформации

Оѵ

при

трогании или

остановках. При

этом

увеличение р2

приводит

к большей

контактной

деформации

G у

. Следовательно,

должна

возрастать

и сила трения

Гг

неза ­

висимо от того, имеет ли движение равномерный или

автоколеба­

тельный характер. Подобную свяэь

между р2

и

Т2 трудно

пред­

положить, исходя из известных представлений о равномерности

движения с

одной степенью

свободы

[l6,22J .

 

 

 

 

В рассматриваемой

кинетической модели смешанного

трения нѳ

учитывалась

в

явном виде

такая

характеристика,как

температура

в зоне контакта. Основной причиной тому

является

косвенный

учет

этой характеристики

посредством вязкости смазки

или, в

общем

случае,

вязкости жидкой

среды в вонѳ трения.

Действитель­

но^ вязкость

жидкости

является хорошим иидикатором

температурно­

го фактора

в

эоне трения.

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

Г л а в а

ІУс

 

 

 

 

 

 

 

РАСЧЕТ ДИНАМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

 

 

 

 

 

 

 

УСТАНОВИВШИХСЯ АВТОКОЛЕБАНИЙ

 

 

 

 

 

 

§

1. Энергетический

метод

 

 

 

 

 

Обратимся к

задаче отыскания

амплитуд установившихся авто­

колебаний. При этом

 

метод решения

задачи существенно

зависит

 

от степени нелинейности системы, в частности от коэффициента

 

нелинейности JU^ в системе (48).

Поскольку,

согласно

выражению

(83),

величина jUf

обратно пропорциональна

SCQF

, то,

естествен-

K O s в

области малых скоростей мы имеем большую

нелинейность,чем

в области больших скоростей. Кроме того, с уменьшением

У падает

частота СО . В силу

этого можно

ожидать, что

в

области

скоростей

П зоны

(см.риСо32,33)

автоколебания

по форме

будут олизкими

к

гармоническим, в то время как в

1 зоне - ДОЛЕНЫ приближаться

к

релаксационной форме, в настоящем разделе мы займемся отыска­

 

нием решений автоколебаний, близких по форме к гармоническим.

 

.Для этой цели воспользуемся энергетическим методом,

разработан­

ным К.Ф. Теодорчиком

[45] .

 

 

 

 

 

 

 

Введя

обозначения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

перепишем уравнения (46) :


- 61 -

Поскольку мы выбрали П зону скоростей движения и ожидаем почти гармонические автоколебания, то з первом приближении мы можем искать решения в виде:

JCj=J$f

COôCut

; JC2=Ji^C06(COÙi-Ç'j>

(103)

где Jlf и К - установившиеся

значения .

 

 

Представим уравнения (102) в виде:

 

 

x^ojxr(cà2-c4f)

jcr2#f

4-ft

('-МъѴ-х^ІРц

104)

Выражения в правых частях мы можем рассматривать как суммы сил

 

и 2

действующих

на консервативные колебатольныѳ

системы, уравнения которых написаны в левых частях

(104)о

Используя решения

(103), запишем

первые члены разложения в ряд

Фурье

периодических сил JT 0f

и

поскольку

решения (103)

также

представляют первые члены

соответствующего

раоложения:

Jß><= W'COo,)^ +rSt fad(4-/X)] coôat +

+ \2iï2jF.TKu>e - (v-cu^j/, Кd \^ln cot +

Выражение нелинейного члена получоно при тех же допущениях, что

принимались при нахождении решения .уравнения Матьэ

(см.гл.П §1):

полагаем в первом приближении вместо переменной вечкчикы

JCj-Jïf CûôCVÛ - постоянные величины

и

~ ~z~^4 в т е ­

чение половины периода, а поскольку знак функции

jcf

не меняет^

ся

внутри

периода, то мы и приходим к постоянной

величине ^f^^f-

за

весь период. Применяя упрощение ju-f = ~jf

f приходим к выра­

жениям нелинейного члена в уравнениях (105)•

Согласно

теории

энергетического метода для условий установившегося

двикеьия

правомерно

приравнять нулю выражения при функциях

COiCot и

$ІП COL

. Таким образом, получаем четыре

алгебраических

уравнения:

 

 

 

 

 


- 62 -

2dfJf со +ff^f tfcve

(/-jUfJ/j

^0 ;

 

 

(соcoz2)Jf Ke -f2^i+

Kcvd-Û

;

 

2â^fKcoe-(coZ-CuZ02)Jf^d

- û

 

 

Из этих уравнений можно найти частоту автоколебаний

СО и ампли­

туду. В данном случае нас интересует

выражение

для амплитуды.

Из первого уравнения:

 

 

 

 

ß_

СУ2- 00%

 

 

(107)

Ив третьего уравнения:

 

 

 

к-

п

е(сог-согог)

(108)

 

2fizcod+

Приравнивая. (107) к (108), получаем уравнение для определения значения амплитуды j F , , удовлетворяющее обоим уравнениям (102):

 

 

 

 

 

(109)

где

В = (со - оодг) е + г

со d.

 

Однако полностью определить решения уравнений (102)

с помощью

(106)

не удается, поскольку неизвестных

оказывается

пять величин:

СО ,

, К , d и 6

. Поэтому

необходимо воспользоваться

построением, приведенным

в г л . П.

 

 

 

Из анализа уравнений

( 106»-109)

можно сделать некоторые выводы

об условиях существования устойчивых автоколебаний. Из четверто­ го уравнения (106) можно выразить частоту установившихся авто ­ колебаний: