Файл: Котелевский В.Ю. Автоколебания в системах трения металлорежущих станков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
- 59 |
- |
|
|
|
|
|
|
|
Жесткость привода р 2 |
оказывает |
существенное |
влияние |
на |
осталь |
||||||||
ные параметры системы, изменяя величину |
начального |
зазора |
Л0 |
||||||||||
и контактной |
деформации |
Оѵ |
при |
трогании или |
остановках. При |
||||||||
этом |
увеличение р2 |
приводит |
к большей |
контактной |
деформации |
||||||||
G у |
. Следовательно, |
должна |
возрастать |
и сила трения |
Гг |
неза |
|||||||
висимо от того, имеет ли движение равномерный или |
автоколеба |
||||||||||||
тельный характер. Подобную свяэь |
между р2 |
и |
Т2 трудно |
пред |
|||||||||
положить, исходя из известных представлений о равномерности |
|||||||||||||
движения с |
одной степенью |
свободы |
[l6,22J . |
|
|
|
|
||||||
В рассматриваемой |
кинетической модели смешанного |
трения нѳ |
|||||||||||
учитывалась |
в |
явном виде |
такая |
характеристика,как |
температура |
||||||||
в зоне контакта. Основной причиной тому |
является |
косвенный |
|||||||||||
учет |
этой характеристики |
посредством вязкости смазки |
или, в |
||||||||||
общем |
случае, |
вязкости жидкой |
среды в вонѳ трения. |
Действитель |
|||||||||
но^ вязкость |
жидкости |
является хорошим иидикатором |
температурно |
||||||||||
го фактора |
в |
эоне трения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г л а в а |
ІУс |
|
|
|
|
|
|
|
РАСЧЕТ ДИНАМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
УСТАНОВИВШИХСЯ АВТОКОЛЕБАНИЙ |
|
|
|
|
|
||||
|
§ |
1. Энергетический |
метод |
|
|
|
|
|
|||
Обратимся к |
задаче отыскания |
амплитуд установившихся авто |
|||||||||
колебаний. При этом |
|
метод решения |
задачи существенно |
зависит |
|
||||||
от степени нелинейности системы, в частности от коэффициента |
|
||||||||||
нелинейности JU^ в системе (48). |
Поскольку, |
согласно |
выражению |
||||||||
(83), |
величина jUf |
обратно пропорциональна |
SCQF |
, то, |
естествен- |
||||||
K O s в |
области малых скоростей мы имеем большую |
нелинейность,чем |
|||||||||
в области больших скоростей. Кроме того, с уменьшением |
У падает |
||||||||||
частота СО . В силу |
этого можно |
ожидать, что |
в |
области |
скоростей |
||||||
П зоны |
(см.риСо32,33) |
автоколебания |
по форме |
будут олизкими |
к |
||||||
гармоническим, в то время как в |
1 зоне - ДОЛЕНЫ приближаться |
к |
|||||||||
релаксационной форме, в настоящем разделе мы займемся отыска |
|
||||||||||
нием решений автоколебаний, близких по форме к гармоническим. |
|
||||||||||
.Для этой цели воспользуемся энергетическим методом, |
разработан |
||||||||||
ным К.Ф. Теодорчиком |
[45] . |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Введя |
обозначения: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
перепишем уравнения (46) :
- 61 -
Поскольку мы выбрали П зону скоростей движения и ожидаем почти гармонические автоколебания, то з первом приближении мы можем искать решения в виде:
JCj=J$f |
COôCut |
; JC2=Ji^C06(COÙi-Ç'j> |
(103) |
|
где Jlf и К - установившиеся |
значения . |
|
|
|
Представим уравнения (102) в виде: |
|
|
||
x^ojxr(cà2-c4f) |
jcr2#f |
4-ft |
('-МъѴ-х^ІРц |
104) |
Выражения в правых частях мы можем рассматривать как суммы сил
|
и 2 |
действующих |
на консервативные колебатольныѳ |
||
системы, уравнения которых написаны в левых частях |
(104)о |
||||
Используя решения |
(103), запишем |
первые члены разложения в ряд |
|||
Фурье |
периодических сил JT 0f |
и |
поскольку |
решения (103) |
|
также |
представляют первые члены |
соответствующего |
раоложения: |
Jß><= W'COo,)^ +rSt fad(4-/X)] coôat +
+ \2iï2jF.TKu>e - (v-cu^j/, Кd \^ln cot +
Выражение нелинейного члена получоно при тех же допущениях, что
принимались при нахождении решения .уравнения Матьэ |
(см.гл.П §1): |
|||||
полагаем в первом приближении вместо переменной вечкчикы |
||||||
JCj-Jïf CûôCVÛ - постоянные величины |
и |
~ ~z~^4 в т е |
||||
чение половины периода, а поскольку знак функции |
jcf |
не меняет^ |
||||
ся |
внутри |
периода, то мы и приходим к постоянной |
величине ^f^^f- |
|||
за |
весь период. Применяя упрощение ju-f = ~jf |
f приходим к выра |
||||
жениям нелинейного члена в уравнениях (105)• |
Согласно |
теории |
||||
энергетического метода для условий установившегося |
двикеьия |
|||||
правомерно |
приравнять нулю выражения при функциях |
COiCot и |
||||
$ІП COL |
. Таким образом, получаем четыре |
алгебраических |
||||
уравнения: |
|
|
|
|
|
- 62 -
2dfJf со +ff^f tfcve |
(/-jUfJ/j |
^0 ; |
|
|
(соcoz2)Jf Ke -f2^i+ |
Kcvd-Û |
; |
|
|
2â^fKcoe-(coZ-CuZ02)Jf^d |
- û |
|
|
|
Из этих уравнений можно найти частоту автоколебаний |
СО и ампли |
|||
туду. В данном случае нас интересует |
выражение |
для амплитуды. |
||
Из первого уравнения: |
|
|
|
|
ß_ |
СУ2- 00% |
|
|
(107) |
Ив третьего уравнения: |
|
|
|
|
к- |
п |
е(сог-согог) |
(108) |
|
|
2fizcod+ |
Приравнивая. (107) к (108), получаем уравнение для определения значения амплитуды j F , , удовлетворяющее обоим уравнениям (102):
|
|
|
|
|
(109) |
где |
В = (со - оодг) е + 2аг |
со d. |
|
||
Однако полностью определить решения уравнений (102) |
с помощью |
||||
(106) |
не удается, поскольку неизвестных |
оказывается |
пять величин: |
||
СО , |
, К , d и 6 |
. Поэтому |
необходимо воспользоваться |
||
построением, приведенным |
в г л . П. |
|
|
|
|
Из анализа уравнений |
( 106»-109) |
можно сделать некоторые выводы |
об условиях существования устойчивых автоколебаний. Из четверто го уравнения (106) можно выразить частоту установившихся авто колебаний: