Файл: Котелевский В.Ю. Автоколебания в системах трения металлорежущих станков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

-

54

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

J"ro

=

 

 

 

'

 

 

 

 

 

 

(90)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(91)

 

 

 

 

 

 

 

 

#2v

 

 

 

 

 

 

(92)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулы (90,91,92) позволяют найти исходное значение

^о10

 

при Yj

 

, что

открывает путь

к уточнению функций у-^г

 

и

,

а затем

-

Хо/

Определенность JU?

, jUп

и

для

Yj

 

позволяет без труда определить остальные неизвестные исходные

 

параметры

в

диапазоне

скоростей

V /

~

~VZ

 

 

 

 

 

Значение

удельной

силы

трения

ß

 

(48)

выражается

через

 

контактную жесткость

pf

и

коэффициент

сухого

трения

jß^

:

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

• fc

 

 

 

 

 

(93)

Однако по мере приближения скорости скольжения

 

 

кон­

тактная жесткость

pf

 

будет

падать,

поскольку

металлический

 

контакт уменьшается вслед за уменьшением фактической

площади

 

контакта.

Знание

функции jU-n,

позволяет

уточнить (93) :

 

 

 

 

 

 

 

 

р*

=p*f

(У-s**)

 

А

 

 

 

( 9

4 )

Используя соответствующие зависимости из теории О.Рейнольдса

 

[38]

и

вводя

в

них функцию jun>

можно без

труда выразить

 

удельные

 

диссипативныѳ

силы

С,

к

О'2 для

системы

(48) :

 

 

 

 

 

 

6 /

-

 

 

 

 

 

'

 

 

 

(95)

(96)

Силы Сf и Сг изменяются в противоположном направлении относи­ тельно функции JUn. по мере изменения скорости скольжения.


- о б ­

основанием к тому являются следующие рассуждения.

На границе У=У2 при juформулы (95) и (96) пол­ ностью соответствуют выражениям сил сопротивления при жидкост­

ном трении [зз]

. В области

смешанного трения сила вязкого

сопротивления в

направлении

 

пропорциональна

фактической

площади жидкостного контакта.

Так, в работе [47]

эксперимен­

тально подтверждается, что увеличение смазочного слоя увеличи­ вает силу демпфирования нормальных смещений. Демпфирование,

определяемое

коэффициентом

С2

, связано

 

обратной

зависимостью

с J11

п

относительно

 

в силу экспѳрчментапьных данных

о

повышении собственной частоты парциальной

системы

Зсг

и б л и з ­

кой к ней частота автоколебаний по мере роста скорости

У

в

зоне

смешанного трения

[эо]

. При этом,

в

той

не зоне

наблюдает­

ся рост

амплитуды

смещений

 

Подобное

 

изменение

динамических

показателей

парциальной

системы

-X2

соответствует

уменьшению

коэффициента

С2

с ростом

скорости

V

,

согласно

теории

одно­

мерных

колебаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как

слйдует из

предыдущего,

сближение

поверхностей

при

кратких остановках является одним из важных параметров в данной

кинетической

модели. Величина

может быть рассчитана

на

основании

выражения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(97)

где

О-о -

сближение в статических

условиях,

определяемое

 

 

 

из

[5]

;

 

 

 

 

 

 

 

 

т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JL =

 

_

отношение силы трения движения к силе трения

 

7~2

покоя.определяемоѳ , например из \оі] ,

 

Сближение

& ѵ

5 кроме

связи (97),

находится в

зависимости

с

жесткостью

привода

р2

посредством

силы трения

» Эта

зависимость имеет место в области граничного и смешанного

 

трения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q r

ССоа

=

J]?

 

 

 

(98)

где

ог

-

деформация привода

по

оси

при

равномерном

 

 

 

 

движении.

 

 

 

 

 

 

Величина

/7

 

мож^т быть принята з первом приближении постоян­

ной

для данной

системы. Полагая

Tz2 "Epg*

находим:

 


 

 

 

 

 

 

 

 

-

56

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т2

 

 

 

 

 

(99)і

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обоснование

выражению

(99)

может

быть

дано, если

принять Ві

рассмотрение

силы

трения

 

Т^, (см . рис . 20) . При большей

жест-,

кости р 2

в

момент

трогания

ползуна,

то есть при переходе от-

^ 0

к

Gif ,

сила

Tf

оказывается

больше, чем

при

Ъшш

низком значении

у?.?»

ч т о

и

отражается в формуле

(9У) .

 

 

Отличие

С/у

от

^сопряжено,, вообще говоря, с определе­

нием

контактной

жесткости

 

pf

. Дело

в том, что

pf

-

харак­

теризует

жесткость

в

направлении

X/

при движении

(см.рис.31

и рис. 12):

 

 

 

Рг

 

Гг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

üf

 

 

 

( 1Q0)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•2?оГ ^Ѵ"^ог Деформация движения.

Х.І

V

Х-,

Dt

Рис. 3 1 . К опгюиолоішю коитпктіюй жесткости

Смещение #уопреявляет­ ся, как разность & 0 и

Ö

> (

ау=а0-

а

у ) ,

и

является частью

упру­

гой деформации от

силы

Ef

, возникающей

при

трогании ползуна.

В

статических условиях

имеет

место

контактная

жесткость р і С

:

 

_0_

Р/с- во (101)

определению которой посвящены работы [4,5,37 и др.] . Таким об­ разом, все исходные -параметры, необходимые для расчета автоко­ лебаний, оказываются однозначно определенными.

Ниже приводятся результаты расчета исходных параметров для условий движения стола металлорежущего станка по направляющим с трением скольжения, для которых выполнена серия эксперимен­

тов по замеру равномерности

скольжения

[30] .

Ниже

приве­

дены характеристики условий

движения и

контактирования

поверх­

ностей стола и направляющей. Все приведенные начальные величины могут быть найдены в справочной литературе на основании харак­ теристик ( н,мм,сек) конструкции:


 

 

-

57

-

 

 

 

m = 1

^ = 1 ( ) 1 0

f c = 0 ' 1 1

$ = 3 " 1 ° " 3

G- = io4

£

=2*io5

/é=o,oi

 

^ = o , r i o ~ s

„ 105

С о = 0 , 3 * 1 ( Г 8

p

=6*107

 

= 690

£ » 7 . 4 - 1 0 - 8

4?- 5

^

0

=0,7

£

=148

Расчеты удобно

проводить

с

помощью ЭЦВМ,

подготовив про­

грамму согласно изложенной методике расчета исходных пара­

метров. *

 

 

 

 

 

 

 

В качестве

варьируемых величин были выбраны скорость

скольжения

V

и жесткость привода

р^ •

 

 

На рис. 32 и 33 приведены графики изменения исходных па ­

раметров Х0{

, р , С

, Сj Vl

С2 в функции

скорости скольже­

ния для двух

значений жесткости

ßz

 

 

Анализируя

результаты расчетов, представленные на рис.32

и 33 , можно отметить,

что все зависимости

имеют

нѳішіейный

характер. По характеру

изменения параметров

можно

выделить

3 зоны скорости

скольжения.

 

 

 

 

Г'ис. 32. 11.-шсігошія

исхоллы.х параметров в функции скорости СКО.ТЬЖОІИІП

при рг

=

12700, k0 =1,42.10 . 0^0,2 . 10 (мм.Н.сек.)

s В данном случае использовалась ЭВМ "Проминь".


- 58 -

Рис.

33. Изменения

исходных паплметроп и фупкинн скорости скочьжснип

 

при:^2=5700.

А = 1,7.Ю'"* , О у О . І С . Ю " - 3 (мм,

II, сок.)

В 1 вонѳ

(см.рис.32

и 33) проявляются подъемные

силы как резуль­

тат соударения выступов контактирующих поверхностей. Гидродина­

мическая составляющая подъемной

силы сказывается

в

этой

зоне

малой величиной. Это может быть

объяснено тем

обстоятельством,

что с м а 8 к а

ещо не заполняет

весь

объем

между

поверхностями.

На границе

1 и П зон такое

заполнение

заканчивается

» гидроди­

намические

силы начинают активно

увеличивать

подъемную

силу Q.

до тех пер, пока этому способствует топография поверхностей.

Затем активность гидродинамических

сил

снижается

(после

 

и параметры

изменяются монотонно

с

приближением

в границе Ш

эоны. Перед

границей Ш зоны

ощутимо

проявляются

нелинейные

свойства принятых зависимостей, что отражает значительное умень­ шение металлического контакта в зазоре и приближение к условиям жидкостного трения. Рост скорости в Ш зоне вызывает изменения параметров системы в соответствии с гидродинамической теорией сиазян.