Файл: Котелевский В.Ю. Автоколебания в системах трения металлорежущих станков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

63

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(110)

откуда

 

следует, что

Со <С0^2

 

< Oj

. Как

показано

в

[44]

,

в

задаче,

подобной

рассматриваемой,

нормальные

частоты

консервативной системы и парциональныѳ частоты неконсэрЕатив-

ной системы лежат

внутри

двух

возможных частот

автоколебаний

/ с м . ( 5 4 ) /

(рис . 34) . Таким образом,

из двух

возможных

частот

автоколебаний

СО/ и

2

устойчивый

предельный

цикл будет

иметь

место

на низшей частоте

f .

Из

выражения

(109)

следует

усло­

вие существования

предельного

цикла .с частотой СО^:

 

 

 

 

 

 

 

В (со?-а%)

•< fr•

• со, • d

 

 

(111)

Условие

(111)

является

важным и показательным,

иоо

дает

опре­

деленный ответ о путях увеличения или снижения амплитуда авто­

колебаний,

а

также о

возможности

их

устранения. Из

(111)

видно,

что уменьшение возбуждающих

сил

)ff

и

ведет

к

снижению

и

даже к исчезновению устойчивых автоколебаний. Существенна роль

жесткости

p,(Cü0f)

:

 

рост

pf

приводит к

снижению амплитуды.

Увеличение удельной силы С2

 

приводит к

уменьшению

амплитуда

вплоть

 

до

полного

устранения

автоколеоаний. Выражение

(111) поз­

воляет

 

установить

воздействие

любого параметра

на

 

амплитуду^

нормальных установившихся смещений. С учетом известной

величи­

ны отношения

амплитуд

 

К

 

становятся полностью

определенными

решения

(103).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для исходных

параметров,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

полученных

в расчетном

при-

 

 

 

^ «

 

г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содо GOof

 

 

 

л

мере S 4,

гл.Ш, приведем

 

 

.

—_

 

.

 

 

 

*—СО

пример построения

амплитуд

 

t)

со,

 

 

С02

 

 

 

 

с помошьга

выражения (111)

и

 

Рис.

34

К определению существования

 

ПОЛуЧеННЫХ ранее

(§2,ГЛ.П)

 

 

 

предельных

циклов пвтоколобани»

 

формул

 

для

определения

СО ,

У

и

К.

На ркс.35 и 36 приведе­

ны значения амплитуд

смещений

 

и

-Х^

для исходных

данных,

приведенных на графиках (рис.32 и 33).. Сопоставляя полученьые

графики амплитуд с графиками, построенными для тех же нечать-

нкх данных на основе эксперимента

[31 ]

(рис . 37),

 

можно

о т ­

метить

их

удовлетворительное

совпадение,

не

сбитая

петли

на


64

опытном графике 2 (У) в районе скорости У =1,6 м/мин.

* - V мм/сек

Rue. 35. Иомононип амшштуц н чистоты в функции скорости при:рг* 12700 и/мм

20

W

ÖO

V мм/сек

80

Рис. 30. Иомопоішя амплитуд и частоты в функции скорости при: -57QO hJMM

 

 

 

Рис. 37. Изменения пмплнтуды и частоты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и функции скорости, полученные п эксперименте

[37]

 

 

 

 

 

 

 

Из рассмотрения представленных графиков появляется повод

для предварительного

анализа

связи между интенсивностью

 

авто­

колебаний и

величиной

тангенциальной

силы трения

 

Т%

Вспоми­

ная выводы

§ 4 гл.Ш о влиянии

жесткости привода

рг

на

 

 

,

можно

констатировать, что при изменении жесткости привода

в

сторону возрастания амплитуды автоколебаний уменьшаются,

а

 

постоянная

составляющая

Тг

силы трения при. этом

возрастает

за счет

роста

контактной

деформации

&ущм движении

с

большим

Рг.

Поскольку

увеличение контактной деформации

« ^ э к в и в а ­

лентно

увеличению нормальной

нагрузки + А &

, можно

заключить,

что уменьшение амплитуд автоколебаний должно приводить

к

воз ­

растанию износа

<£f

сопряженных поверхностей в

силу

известной

зависимости

М.М. Хрущова

[4Э]

:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=А

 

,

 

 

 

 

 

 

U12)

где

УІ

-

коэффициент сопротивляемости поверхностному

износу;

 

i f

-

путь

трения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В работах

[бО,6о]

дано экспериментальное

подтверждение

н а з ­

ванной связи, где указано на возрастание срока службы фрикцион­ ной пары тормоза с увеличением автоколебаний в системе. Указан­ ная связь между интенсивностью автоколебательного процесса и изнашиваемостью поверхностей трения имеет важное прикладное значение в машиностроении.


-66 -

§2. Представление автоколебательной системы

пои смешанном трении в виде релейной системы автоматического регулирования

Рассмотренный выше энергетический метод справедлив

по П зоне

(рис.32) скоростей

в связи

с допущением о близости

автоколеба­

ний по форме к гармоническим. Будем полагать,

как это принято в

нелинейной

механике, что критерием малой нелинейности

системы

и близости

ее решений к

гармоническим является

ограниченность

нелинейной

функции

ß(Vj

на фазовой

плоскости

в обЗіасти 9 :

 

 

 

-jf<et(4)t-jf,

 

 

 

(из)

и парамечр

< ^ =

^ настолько

мал, что внутри

области

9

 

удовлетворяется

неравенство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У

f

/

 

 

 

С114)

Если jf\ßj\близко

к 1 или больше, то система

становится

существен­

но нелинейной, а форма автоколебаний оказывается релаксационной.

Известно, что наибольшее беспокойство

доставляют

автоколе­

бания фрикционного типа в 1 зоне - малых скоростей,

іде наблю­

дается прерывистое движение, а форма

автоколебаний

далека от

гармонической ( с м . р и с . 8 ) . Роль

нелинейной

зависимости

$(Ѵ) ъ

динамической системе трения в области

малых скоростей

возрас­

тает, что приводит к релаксационной форме

автоколебаний. Нашей

задачей в настоящем разделе является

проследить

возможность

расчета

автоколебаний релаксационного

типа при помощи той же

модели,

которая

использовалась

при рассмотрении

автоколебаний

гармонического

типа. С практической точки

зрения в

подобных

расчетах

важна

критическая скорость

Ух

, ниже

которой движе­

ние носит прерывистый характер

[з?] .

 

 

 

 

 

Вернемся к вопросу о роли нелинейной функции в колебатель­ ной системе. В механике машин нелинейные функции параметров по своим характеристикам разделяются на "жесткие" и "мягкие".

Данное разделение относится прежде всего к восстанавливающей силе, которая в случае жесткой характеристик растет быстрее отклонения, например, по закону:


- 67 -

а в случае мягкой характеристики - медленнее отклонения:

(116)

В отношении диссипативных сил монет быть проведено подобное разделение:

 

 

 

 

 

(117)

 

 

 

 

 

(118)

Полагаем в выраяениях ( 1 1 5 * - 1 1 8 ) и

jutположительными.

 

Колебательные системы с функциями (118),

а иногда

и (116)

ока­

зываются самоБОзбуждшощимися и составляют самостоятельный

 

класс нелинейных

задач. Последние две

зависимости

встречаются

в связи с проявлением сил трения. Выражение (118)

близко

к

той зависимости (47), которая включена нами в динамическую

модель смешанного

трения.

 

 

 

 

С развитием средств связи, автоматики

и управления были

искусственно соэданы многочисленные автоколебательные системы, описываемые уравнениями с функциями типа (116) и (118). Часто, в подобных системах нелинейные функции отражают явления "насы­ щения" ( в электромагнитных приборах) или "ограничения" вслед­ ствие зазоров в механических устройствах. Здесь получили рас-т пространение существенно нелинейные функции - релейные, выра­

жаемые через d -

функцию Дирака [Ею]

. Теория

автоматичес­

кого регулирования

для релейных систем

позволила

надежно р а с ­

считывать движение в подобных системах сравнительно простыми методами. Оказалось, что для релейных автоколебательных систем частота и амплитуда частного решения не могут быть найдены в замкнутом виде, но сравнительно просто определяются с привле­

чением построения

решений на комплексной плоскости, либо мето­

дом припасовывания

отдельных частей

решений

и

др . [з] .

 

Представим модель

(48) в

виде

системы

автоматического

р е ­

гулирования. На рис. 38

изображена

блок-схема,

соответствую­

щая динамической

модели

(48).

 

 

 

 

 

Передаточные

функции <Л(р)

для

составл

 

элементов

с х е -

мы (рис.38) в операторной форме имеют вид:

(119)


-

68 -

 

(120)

Ж3(/г)

A

 

(121)

d

где А ' ^ ^ "

%j f ^

'А/

-г /с3

~ символ дифференцирования;

- постоянные времени соответствующих сил;

- коэффициенты усиления элементов системы.

Для всей линейной части передаточная функция принимает вид:

\к], . _

'-Af • Аг • А3 •/*

 

(122)

Линейная

часть

T(t)

ß

—»-/

У

 

J

Релеіінь/ù

 

"jAejfteH/n

*/0

a

1_Л

j

Рис. 38. Представление системы аптоколоблнш!

в виде

рилеиной системы Автоматического регулирования

Нелинейный член выделен на схеме в отдельный релейный элемент, характеристика которого может быть аппроксимирована к характе­ ристике некоторого релейного элемента, обладающего запаздыва­ нием при срабатывании:

и

г

(123)

на

 

 

 

 

-

69

-

 

 

 

 

где

X

- пороговое значение

аргумента

.

 

 

Характеристика

релейного элемента

имеет выражение

 

 

 

 

 

 

2Cs К

 

 

 

 

(124)

 

 

 

 

і

 

 

 

 

 

 

Выражение (124)

получено на основании формулы (47)

для

нелиней­

ной функции подъемной силы в момент

сѵ£ =/і££~

при

подстановке

вместо

J£> и

.^.выражений (103):

 

 

 

 

 

 

 

С

= Сэ (•/-jUfJfjJ,

 

К

со

 

 

(125)

Здесь

учтено

то

обстоятельство, что

угол

сдвига фазы между «2>

и JCZ

 

близок

ТИ0Г/2 и оказызается

во

второй чѳтзерти, так что

COU <ѵ£ = - ôin (cv£+fx

При Л, -~^1J3JUf функция ( 125) принимает максимальное зна ­ чение, представленное формулой (124).

Характеристика релейного элемента (123), изображенная рис.39, содержит вону нечувствительности данного элемента

і-Х, X ) .

Q

Обращаясь

к нелинейной функции

 

 

 

 

 

(47),

можно отметить два

обстоятель­

 

 

 

 

 

ства,

приближающие

ее

к

релейной

 

 

 

 

 

функции (рис . 40) .

Во-первых, значи-

-1С

 

 

 

тельность

коэффициента

нелинейно­

 

 

 

 

 

сти уМ-у

в

области

малых

скоростей

A

 

 

 

 

( I зона) обуславливает быстрое огра ­

 

 

 

 

 

ничение

роста

Û '

,

что приводит

 

 

 

 

 

к сравнительно быстрому "сраоатыва-

 

 

 

 

 

нию"

данного

члена

относительно дру-

р , , ^ . Х

п р а к т Р Г с т

н к а

^ с Ы о Г О

ГИХ. ПО ЭТОЙ ЖѲ Причине уСЛОВИе ( 114)

эломонта

с

зоной :ючуисѵіыталыіостн

не выполняется. Во-вторых, в силу

 

 

 

 

 

того, что в действительности угол сдвига фазы

у Г^/З

,

появ­

ляется

зона "нечувствительности" у функции

Qf^2)

по

отноше­

нию к входным сигналам от линейной части системы. При этом спра­ ведлива зависимость: %= f((/J - В случае (/=Ж/2 , %•= О и зона "нечувствительности" отсутствует. Введение зоны "нечувстви­ тельности" в характеристику релейного элемент* рассматриваемой