Файл: Котелевский В.Ю. Автоколебания в системах трения металлорежущих станков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

с о ­

системы отражает то

обстоятельство, что

при

автоколебаниях

 

существует

фазовый

угол сдвига

между

J£і

и

 

JCZ

. Дело

в

том,

 

 

 

 

 

 

 

 

что

представление

 

модели

GL

 

 

 

 

 

 

(48)

в

виде

релейной

си­

 

 

 

 

 

 

стемы

автоматического р е ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гулирования (РСАР) не учи­

 

 

 

 

 

 

 

 

тывает

фазовый

сдвиг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У

 

. Точнее

говоря,в

 

 

 

 

 

 

 

 

РСАР при

отсутствии

зоны

 

 

 

 

 

 

 

, нечувствительности

фигу-

 

 

 

 

" О у ^ ^ ^ р и р у ю т

лишь фазовые

сдви­

 

 

 

 

 

 

 

 

ги,

кратные

SF/2

 

,

и

 

 

 

 

 

 

 

 

условием

существования

.Рис.40. 'Аппроксимация ßfözj*- релейной

функции

 

автоколебаний

япляется

 

 

*(£)

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(126)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учет фазового

угла

Ѵ^^/2

равносилен

 

введению

зоны

нечувстви­

тельности

в релейный элемент.

Чем дальше

угол

 

 

отстоит

от

 

,

тем_ больше

X

,

тем

больше роль

нелинейной

функции

^^^2)

» т е м

Дальше

автоколебания

по

форме

от

гар­

монических.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§Э. Определение частоты и амплитуды автоколебаний негармонической формы

Частное решение, определяющее стационарный автоколебатель­ ный режим для системы, изображенной на рис. 33, при случайном внешнем воздействии на выходе линейной части может быть пред­ ставлено в виде конечной суммы ряда:

 

Г7/

 

 

 

( 127)

где

^tl [фіГ~/)со\ -

модуль

функции

^ftf(ùû))

для основ­

 

9[{Zr4)a>]

ной гармоники

и ей кратных;

У-гармоника;

 

фазовый

угол,

определяют й положение зек -

 

 

тора с

модулем

M) и а

комплексной

 

 

плоскости для основной гармоники и ей

 

 

кратных.

 

 


- 71 -

Построение решения (127) удобно производить, выделяя действи­

тельную и мнимую части

 

передаточной функции

линейкой

части

( 122) :

 

^

 

 

 

 

 

U'(ùCûJ--jff-^j^l-

 

действительная часть,

(128)

 

Ггг

 

 

 

 

 

 

'1

 

 

 

 

 

<V(lü))=

r^'frz"'

 

мнимая

часть,

 

(129)

 

Гг+Г

 

 

 

 

 

 

11

'2

 

о

- переменная

частота;

 

 

 

 

 

 

где / 4 = ^ - ^ 2 ' ^ 5 / г

;

СО

 

 

 

 

 

 

 

 

7 *

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

На основании (128) и (129) строится амплитудно-фазовая частот­

ная

характеристика

(АФЧХ)

вначале

для линейной части системы,

которая

для разбираемой, задачи имеет вид, как на р и с . 4 1 . Точка

пересечения

кривой

(рис.41) АФЧХ с отрицательной

ветвью оси

абсцисс

даст

приближенную

частоту

автоколебаний

СО <-

 

В дальнейшем

строится

АФЧХ для

 

 

 

всей системы, включая

релейный

 

 

 

элемент,

используя при этом вы­

 

 

 

ражения

действительной

и мни­

 

 

Ш(й)0)

мой

частей,

составляющих

амплиту

 

 

 

 

 

«w

'

 

О)1

 

 

 

w

Цв V W \{2гЧ)со\

 

 

 

Я

г

со1

L

2<тЧ

 

 

 

искомого решения (127):

 

Vue. 4 1. Вид ЛФЧХ линейной части

 

автоколебательной системы

Pe[f(cco>)Y ^U{(2F-0CJ'Y

$[V(ù)')

(130)

 

 

 

 

 

 

 

 

 


-

72

-

 

СУ ' L

2

Г-4

: 131)

 

V(3Û)') + V(5<Û')

зs

Выражения (13Q) и (131) позволяют построить АФЧХ всей релейной системы (рис.42}- Точка пересечения кривой $Г(осо') с линией, параллельной оси абсцисс, отстоящей на величину X , определяет

окончательное значение частоты СО установившихся автоколеба­ ний.

Ееличину зоны "нечувствительности" X можно определять в первом приближении по формуле:

 

 

X^JzoCOô^,

 

 

(132)

справедливость которой вытекает из построения J"(LCÜJ

 

на

ком­

плексной

плоскости

(см. рис .42).

 

 

 

 

*$20~

-JY^'Ufa)

- значение

амплитуды автоколебаний

по

 

 

 

основной

гармонике.

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, в данном случае

 

 

 

 

частота автоколебаний

СО

зави­

 

 

 

сит от амплитуды, что является

 

 

 

 

признаком существенно

нелинейных

 

 

 

систем. Значения фазовых углов

ß

 

 

 

(127) определяются из

отношения

 

 

 

соответствующих

действительных

 

 

 

 

и мнимых частей

для каждой

 

 

 

гармоники.

 

 

 

 

 

Форма установившихся

автоколе-

Рнс. 42. Вид ЛФЧХ релейной системы б д я М m ^ х а р а ктерИ30ВаТЬСЯ

автоколебании

л. г

($ [50] :

 

коэффициентом искажения

Y

4(2^-4)

 

6 -

( 133)

J

.го


-73 -

Вчислителе (133) оказывается сумма квадратов амплитуд всех гармоьик, іфомѳ основной, и чем больше их число и величина ам­ плитуд, тем больше искажение гармонической формы. Так, напри­

мер,

Для

релейной

функции при

 

Х~0

(см.рис.43)

коэффициент

искажения формы составляет:

бр

=0,484,

что можно

использо­

вать

кале

ориентир

для оценки

промежуточных

значений

коэффициен­

та искажения. При этом можно пользоваться коэффициентом отно­

сительного

искажения

С^0

— àjôp

,

 

Решение

задачи

определения

 

 

критической

скорости

скольжения

 

Ум

,

ниже

которой

движение

 

 

становится

прерывистым, находится

вслед за отысканием частоты уста ­

новившихся

автоколебаний

СО

 

:

 

У

_

I ~

I

_

2Щг

 

 

 

V

 

 

 

 

 

со

\

т )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.4а Релейная функция при X "О

где

 

 

 

средняя

скорость

к о -

 

 

 

 

лебания

за

половину

 

 

 

 

периода

 

.

 

 

Построение формы автоколебаний ползуна в случае прерывистого

движения (

Ѵ< |-^г| ^ с в я з а н о с определением времени 2-х э т а ­

пов цикла:

t j периода

относительного покоя, и

-периода

скачка ползуна (см . рис . 44):

 

 

 

tr

-

V

(135)

 

 

 

 

 

t,7

-

sr

(136)

 

 

 

со

 

teex

Р- 'С - I I . Пост{юонне лнкл/j прерывистого скольжения