Файл: Котелевский В.Ю. Автоколебания в системах трения металлорежущих станков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
- 85 -
|
|
|
|
|
|
/ |
|
|
|
|
|
|
|
••1 |
|
|
~ Л j |
; |
|
|
|
|
|
где |
d-2 |
- |
уточненные амплитуды- |
Если одно из |
значений |
||||||
собственной частоты |
СО ßi |
парциальной |
системы (138) |
или |
(139) |
||||||
окажется близким |
к частоте |
£Of |
, то массивный элемент будет |
||||||||
испытывать ощутимые установившиеся колебания. |
|
|
|
||||||||
В случае симметричной |
конструкции |
колодок |
относительно |
||||||||
тормозного диска должно происходить взаимное уравновешивание |
|||||||||||
нормальных составляющих сил трения, согласно |
модели |
(рис . 57), |
|||||||||
что приводит к гашению автоколебаний. |
|
|
|
|
|||||||
Была |
проведена |
эк |
|
|
|
|
|
|
|||
спериментальная |
проверка |
|
1- |
|
|
|
|
||||
самовозбуждения |
в |
тормоз- |
|
|
|
|
|
||||
ком устройстве |
люльки |
|
|
X |
|
|
|
|
|||
станка 5Л872 (рис . 54), |
где |
|
|
|
|
||||||
изменялись условия |
симме |
|
|
|
|
|
X, |
||||
тричного |
расположения |
ко |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||||||
лодок относительно |
дисі:а.к |
|
|
|
|
|
|||||
Измерения колебаний |
проводи |
|
|
|
|
|
|||||
лись с помощью датчика кру |
|
|
|
|
|
||||||
тильных |
колебаний |
(рис.58) ЭѲЕ |
Рис. 57. |
Уравновешенная модель |
трения |
||||||
укрепленного на |
торце |
люль |
|
тормозной |
колодки |
|
|
||||
ки станка на радиусе 4С0мм. |
|
|
|
|
|
||||||
Датчик устанавливается |
корпусом |
1 на оправку |
или конец вала и |
крепится винтами 4 . Две упругих пластины 2, закрепленные консольно в корпусе 1,оснащены на концах грузиками 3. На пласти ны 2 наклеиваются проволочные датчики симметрично и соединяются, как обычно, в мостовую схему» Два плекоиглазовых калпака 5 герметично закрывают пластины с датчиками и наполняются глице рином для гашения собственных упругих колебаний ( "fy.c^ гц^*
*Опыты проводились на Саратовском заводе тяжелых зуборезных станков при участии инженеров Е.Д.Полухина и ССЕрофзева .
^Датчик спроектирован инженером Е.Д. .Лопухиным,
- 86 |
|
|
|
|
|
Соединительные |
провода 6 |
не |
|
|
имеют |
токосъемного устройства, |
||
|
ввиду |
медленного вращения |
и з |
|
|
меряемых узлов. Сигналы дат |
|||
|
чика |
усиливались усилителем |
||
|
ТУо и |
через согласующее сопро |
||
|
тивление подавались на анали |
|||
|
затор |
частот С5-3 и далее |
на |
|
Ô |
записывающее устройство. |
|
||
Поскольку |
на вход анализа |
|||
Рис.58. Схема датчика крутильных колебаний |
тора |
подавался |
суммарный |
с и г |
нал от датчика, то в данном случае |
каждая составляющая записан |
|||
ного спектра частот является основной, отражающей определенный |
||||
колебательный процесс- |
|
|
|
|
Специфика клнематики зубообрабатываюших станков для коничес |
||||
ких колес предопределяет отсутствие при |
рабочем цикле строго уста |
|||
новившихся низкочастотных колебаний. Причиной тому являются |
п е |
ременность передаточного отношения в обкатной цепи, изменяющаяся неуравновешенность люльки, переменность снимаемого припуска. Ввиду этого идентичные спектры могут быть получены лишь в строго определенный момент с начала цикла станка. 3 нашем случав запи
сывались спектрограммы движения узла люльки станка 5АВ72 на р а |
|
бочем ходу без резания. Расшифровка записей велась по частотам. |
|
Ка рис.59 представлены спектрограммы частот крутильных колебаний |
|
люльки |
станка 5Ä872. Низшее значение собственной частоты узла |
люльки |
лежит з пределах 15*-20 гц . |
На рис.596 представлены записи для условий полностью затяну тых колодок тормозов, в то время как на рис.59а дан случай рабо ты одной колодки того же тормозного устройства при тех же режи
мах, прижатой |
к червячному колесу пружиной с тем же |
усилием,что |
и в случае симметричной работы колодок. На рис.59в |
приведена |
|
спектрограмма |
при отпущенных колодках тормозного устройства. |
Из рис.59 видно, что отжим одной из колодок тормоза на люльке
привел к появлению в спектре частоты которую имеются основания отнести к автоколебаниям системы люлька-тормоз. При затянутом тормозе с двумя колодками частота ^ а исчезает, а частота 393*-397гц, имеющая, видимо, вынужденный характер,нес колько демпфируется по мере увеличения тормозного момента на люльке.
- 87
НО /27 |
3ßO 3S73 |
/00 /29 m 178
|
H7 /33 |
/№ |
334 |
|
Pue. 59. |
Частотный |
спектр колебаний |
||
люльки станка 5Л872 пр.: рабочем ходе: |
||||
э)тормозкыо колодки прсжлты |
максимально |
(момент /ѵу «- 1,5 кГм) |
||
б) прижата |
о/шл колодка, вторая отжата от |
..эиекп, |
||
в) колодки |
отітушс-ны My = о. |
|
|
-88 -
Врассматриваемом опыте появление в спектре частоты 354т350 гц связано с автоколебаниями одной тормозной колодки относительно червячного колеса. Под действием автоколебаний колодки в силу зависимостей (138), (139) сообщается колебательное движение и
червячному колесу люльки. Частота |
/ а в |
данном случае |
бливка |
к собственному значению колебаний |
колодки |
в направлении- |
Xj |
(рис . 5о) . Таким образом, в данном случае также подтверждается
положение о |
влиянии |
уравновешивания |
характеристик трения на |
|
возбуждение |
автоколебаний при работе |
тормоза. С точки |
зрения |
|
обеспечения |
точности |
и плавности движения узлов люльки |
и шпин |
деля изделия вопрос о преимуществах симметричной или несимметрич ной конструкции тормоза решается однозначно в пользу первой из них.
§ 3. |
Случай |
наружного |
хонингования |
|
|
|
||||
|
цилиндрических поверхностей |
|
|
|
||||||
Перейдем к приложению метода уравновешивания характеристик |
||||||||||
трения к более сложному случаю - обработке |
резанием. |
Опытная |
||||||||
проверка была произведена на специализированном станке дгя |
на |
|||||||||
ружного хонингования тел вращения типа |
подшипниковых |
колец |
||||||||
плоскими абразивными |
брусками. На рис.60 и 61 представлен при |
|||||||||
|
|
|
мененный инструмент |
и |
схемы |
|||||
|
|
|
обработки изделия. Из рис.60 |
|||||||
|
|
|
и 61 следует, что условия |
|
||||||
|
|
|
взаимодействия отдельного |
|
||||||
|
|
- |
бруска |
с |
поверхностью |
з а г о |
||||
|
|
|
товки близки к условиям плос |
|||||||
|
|
|
кого |
скольжения с трением |
|
|||||
|
|
|
ползуна |
по направляющей.Имею |
||||||
|
|
|
щиеся отличия могут |
быть |
учте |
|||||
|
|
|
ны в динамической модели |
|
||||||
|
|
|
( р и с . 6 2 ) . |
Математически |
дан- |
|||||
|
|
- |
ная |
модель |
соответствует |
|
||||
Рис. 60. Инструмент наружного хаішкговацип |
системе; |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
Z |
|
' |
d |
|
|
|
mXf+CfXppf |
xpcs |
(/-juj |
jcf |
) |
/9 |
-g- |
-О |
|
|
|
с 2 Ô y 2 0 +psл, |
-j- = 0 |
|
, |
|
|
|
|
|
где ГП и c7 - масса и момент инерции заготовки;
Ѳ - переменный угол отклонения точки У^- от N0.
|
|
|
|
|
|
|
- |
89 |
- |
|
|
|
|
|
|
Остальные параметры имеют тот же |
смысл, что. и в системе |
(48). |
|||||||||||||
Силы Оі |
vi |
Т |
принято |
именовать |
составляющими |
силами резания. |
|||||||||
Остановимся |
на |
некоторых |
особенностях |
модели |
(140). |
Имеются |
|||||||||
отличия в формировании |
подъемной |
силы |
й |
» ввиду |
существен- |
||||||||||
ного'роаличия |
твердости |
верен |
абраэива |
и материала |
заготовки» |
||||||||||
Эта особенность обуславливает |
большую |
долю пластических |
дефор |
||||||||||||
маций при контактировании зерен с |
выступами |
поверхности |
з а г о |
||||||||||||
товки. Тем но менее (формирование |
силы |
Q |
должно осуществлять |
||||||||||||
ся по |
зависимости |
(87) |
с |
преобладанием |
первого |
слагаемого. |
|||||||||
Необходимо отмстить, |
|
|
I , |
|
|
|
Л~Л |
|
|||||||
что исчерпывающий |
ответ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
о функции |
Û(V) |
-Ччя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
рассматриваемого |
случая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
кожет быть дан на осно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
вании |
специальных |
допол |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
нительных, исследований |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
(речь идет нѳ только о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
хонинговании, |
но |
и л ѳ а - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
вийноы |
инструменте). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
другой |
особенностью |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
данной |
модели |
является |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
соизмеримая |
податливость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ѳаготовки и хонинговаль- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ной головки |
в |
радиальном |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
направлении |
л / » |
а т а к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
же их масс, хотя в систе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ме (140) |
и на |
рис,64 для |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
упрощения |
сделано |
пред |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
положение |
о |
преобладании |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
массы и жесткости |
инстру -- |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ыѳнта |
в рассматриваемых |
Рис," 61. |
Схемы |
обработки наружным хошшговаішем |
|||||||||||
направлениях, |
ввиду чего |
|
|
а) |
двумя |
головками, |
|
|
|||||||
|
|
б ) |
одной |
головкой.1 |
|
|
|||||||||
они в уравнениях не фигурируют. |
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Значения |
жесткостей |
р , и |
р г |
при рѳѳании металлов, |
как |
||||||||||
правило, |
ниже, |
чем при |
трении |
скольжения, |
Б связи с чем зм- . |
||||||||||
плитуды |
относительных |
|
смещений |
возрастают» |
Не |
случайно |
поэтому, |
||||||||
что проблеме |
борьбы с |
автоколебаниями |
при |
резании |
уделяется |