Файл: Котелевский В.Ю. Автоколебания в системах трения металлорежущих станков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 85 -

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

 

••1

 

 

~ Л j

;

 

 

 

 

где

d-2

-

уточненные амплитуды-

Если одно из

значений

собственной частоты

СО ßi

парциальной

системы (138)

или

(139)

окажется близким

к частоте

£Of

, то массивный элемент будет

испытывать ощутимые установившиеся колебания.

 

 

 

В случае симметричной

конструкции

колодок

относительно

тормозного диска должно происходить взаимное уравновешивание

нормальных составляющих сил трения, согласно

модели

(рис . 57),

что приводит к гашению автоколебаний.

 

 

 

 

Была

проведена

эк ­

 

 

 

 

 

 

спериментальная

проверка

 

1-

 

 

 

 

самовозбуждения

в

тормоз-

 

 

 

 

 

ком устройстве

люльки

 

 

X

 

 

 

 

станка 5Л872 (рис . 54),

где

 

 

 

 

изменялись условия

симме­

 

 

 

 

 

X,

тричного

расположения

ко ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лодок относительно

дисі:а.к

 

 

 

 

 

Измерения колебаний

проводи

 

 

 

 

 

лись с помощью датчика кру­

 

 

 

 

 

тильных

колебаний

(рис.58) ЭѲЕ

Рис. 57.

Уравновешенная модель

трения

укрепленного на

торце

люль

 

тормозной

колодки

 

 

ки станка на радиусе 4С0мм.

 

 

 

 

 

Датчик устанавливается

корпусом

1 на оправку

или конец вала и

крепится винтами 4 . Две упругих пластины 2, закрепленные консольно в корпусе 1,оснащены на концах грузиками 3. На пласти­ ны 2 наклеиваются проволочные датчики симметрично и соединяются, как обычно, в мостовую схему» Два плекоиглазовых калпака 5 герметично закрывают пластины с датчиками и наполняются глице­ рином для гашения собственных упругих колебаний ( "fy.c^ гц^*

*Опыты проводились на Саратовском заводе тяжелых зуборезных станков при участии инженеров Е.Д.Полухина и ССЕрофзева .

^Датчик спроектирован инженером Е.Д. .Лопухиным,


- 86

 

 

 

 

 

Соединительные

провода 6

не

 

имеют

токосъемного устройства,

 

ввиду

медленного вращения

и з ­

 

меряемых узлов. Сигналы дат ­

 

чика

усиливались усилителем

 

ТУо и

через согласующее сопро­

 

тивление подавались на анали­

 

затор

частот С5-3 и далее

на

Ô

записывающее устройство.

 

Поскольку

на вход анализа­

Рис.58. Схема датчика крутильных колебаний

тора

подавался

суммарный

с и г ­

нал от датчика, то в данном случае

каждая составляющая записан­

ного спектра частот является основной, отражающей определенный

колебательный процесс-

 

 

 

 

Специфика клнематики зубообрабатываюших станков для коничес­

ких колес предопределяет отсутствие при

рабочем цикле строго уста ­

новившихся низкочастотных колебаний. Причиной тому являются

п е ­

ременность передаточного отношения в обкатной цепи, изменяющаяся неуравновешенность люльки, переменность снимаемого припуска. Ввиду этого идентичные спектры могут быть получены лишь в строго определенный момент с начала цикла станка. 3 нашем случав запи­

сывались спектрограммы движения узла люльки станка 5АВ72 на р а ­

бочем ходу без резания. Расшифровка записей велась по частотам.

Ка рис.59 представлены спектрограммы частот крутильных колебаний

люльки

станка 5Ä872. Низшее значение собственной частоты узла

люльки

лежит з пределах 15*-20 гц .

На рис.596 представлены записи для условий полностью затяну­ тых колодок тормозов, в то время как на рис.59а дан случай рабо­ ты одной колодки того же тормозного устройства при тех же режи­

мах, прижатой

к червячному колесу пружиной с тем же

усилием,что

и в случае симметричной работы колодок. На рис.59в

приведена

спектрограмма

при отпущенных колодках тормозного устройства.

Из рис.59 видно, что отжим одной из колодок тормоза на люльке

привел к появлению в спектре частоты которую имеются основания отнести к автоколебаниям системы люлька-тормоз. При затянутом тормозе с двумя колодками частота ^ а исчезает, а частота 393*-397гц, имеющая, видимо, вынужденный характер,нес­ колько демпфируется по мере увеличения тормозного момента на люльке.


- 87

НО /27

3ßO 3S73

/00 /29 m 178

 

H7 /33

/№

334

 

Pue. 59.

Частотный

спектр колебаний

люльки станка 5Л872 пр.: рабочем ходе:

э)тормозкыо колодки прсжлты

максимально

(момент /ѵу «- 1,5 кГм)

б) прижата

о/шл колодка, вторая отжата от

..эиекп,

в) колодки

отітушс-ны My = о.

 

 

-88 -

Врассматриваемом опыте появление в спектре частоты 354т350 гц связано с автоколебаниями одной тормозной колодки относительно червячного колеса. Под действием автоколебаний колодки в силу зависимостей (138), (139) сообщается колебательное движение и

червячному колесу люльки. Частота

/ а в

данном случае

бливка

к собственному значению колебаний

колодки

в направлении-

Xj

(рис . 5о) . Таким образом, в данном случае также подтверждается

положение о

влиянии

уравновешивания

характеристик трения на

возбуждение

автоколебаний при работе

тормоза. С точки

зрения

обеспечения

точности

и плавности движения узлов люльки

и шпин­

деля изделия вопрос о преимуществах симметричной или несимметрич­ ной конструкции тормоза решается однозначно в пользу первой из них.

§ 3.

Случай

наружного

хонингования

 

 

 

 

цилиндрических поверхностей

 

 

 

Перейдем к приложению метода уравновешивания характеристик

трения к более сложному случаю - обработке

резанием.

Опытная

проверка была произведена на специализированном станке дгя

на ­

ружного хонингования тел вращения типа

подшипниковых

колец

плоскими абразивными

брусками. На рис.60 и 61 представлен при­

 

 

 

мененный инструмент

и

схемы

 

 

 

обработки изделия. Из рис.60

 

 

 

и 61 следует, что условия

 

 

 

 

взаимодействия отдельного

 

 

 

-

бруска

с

поверхностью

з а г о ­

 

 

 

товки близки к условиям плос­

 

 

 

кого

скольжения с трением

 

 

 

 

ползуна

по направляющей.Имею­

 

 

 

щиеся отличия могут

быть

учте ­

 

 

 

ны в динамической модели

 

 

 

 

( р и с . 6 2 ) .

Математически

дан-

 

 

-

ная

модель

соответствует

 

Рис. 60. Инструмент наружного хаішкговацип

системе;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Z

 

'

d

 

 

 

mXf+CfXppf

xpcs

(/-juj

jcf

)

/9

-g-

 

 

 

с 2 Ô y 2 0 +psл,

-j- = 0

 

,

 

 

 

 

 

где ГП и c7 - масса и момент инерции заготовки;

Ѳ - переменный угол отклонения точки У^- от N0.


 

 

 

 

 

 

 

-

89

-

 

 

 

 

 

 

Остальные параметры имеют тот же

смысл, что. и в системе

(48).

Силы Оі

vi

Т

принято

именовать

составляющими

силами резания.

Остановимся

на

некоторых

особенностях

модели

(140).

Имеются

отличия в формировании

подъемной

силы

й

» ввиду

существен-

ного'роаличия

твердости

верен

абраэива

и материала

заготовки»

Эта особенность обуславливает

большую

долю пластических

дефор­

маций при контактировании зерен с

выступами

поверхности

з а г о ­

товки. Тем но менее (формирование

силы

Q

должно осуществлять­

ся по

зависимости

(87)

с

преобладанием

первого

слагаемого.

Необходимо отмстить,

 

 

I ,

 

 

 

Л~Л

 

что исчерпывающий

ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о функции

Û(V)

-Ччя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рассматриваемого

случая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кожет быть дан на осно­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вании

специальных

допол­

 

 

 

 

 

 

 

 

нительных, исследований

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(речь идет нѳ только о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

хонинговании,

но

и л ѳ а -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вийноы

инструменте).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

другой

особенностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

данной

модели

является

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

соизмеримая

податливость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ѳаготовки и хонинговаль-

 

 

 

 

 

 

 

 

ной головки

в

радиальном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

направлении

л / »

а т а к ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

же их масс, хотя в систе­

 

 

 

 

 

 

 

 

ме (140)

и на

рис,64 для

 

 

 

 

 

 

 

 

упрощения

сделано

пред­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

положение

о

преобладании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

массы и жесткости

инстру --

 

 

 

 

 

 

 

 

ыѳнта

в рассматриваемых

Рис," 61.

Схемы

обработки наружным хошшговаішем

направлениях,

ввиду чего

 

 

а)

двумя

головками,

 

 

 

 

б )

одной

головкой.1

 

 

они в уравнениях не фигурируют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значения

жесткостей

р , и

р г

при рѳѳании металлов,

как

правило,

ниже,

чем при

трении

скольжения,

Б связи с чем зм- .

плитуды

относительных

 

смещений

возрастают»

Не

случайно

поэтому,

что проблеме

борьбы с

автоколебаниями

при

резании

уделяется