Файл: Котелевский В.Ю. Автоколебания в системах трения металлорежущих станков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

-

33

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мы снова попадаем

в неустойчивую область, но при малом

У

 

не

исключена

возможность

захода в

заштрихованную

зону.

 

 

 

 

 

 

На основании графика рис.15 можно сделать

некоторые

выводы

о влиянии

 

отдельных параметров

на

устойчивость

системы.

 

 

 

 

1. Увеличение

угла V

сдвигает

систему в

сторону

устойчи­

вого

движения при

Q > Û .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Увеличение

С((

уменьшает

устойчивость

движения

при

 

0>ü

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

При

С/{-~0

 

система становится

устойчивой.

 

 

 

 

 

 

4 . Поскольку на границе устойчивости

 

U=-0

, то

при

уста ­

новлении

отображающая

точка

стремится

к

граничной

кривой.

 

 

 

5.

С уменьшением

удельной силы

С

 

произведение

 

СК

 

па ­

дает.

Это следует

из

рассмотрения

наиболее

вероятного

выражения

для

К

/см.(57)

/ .

К= К -

-L

 

-Л.,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

J

 

/ /

 

 

 

 

 

 

 

 

(60)

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Из

(60)

и (61)

следует

влияние

удельной

силы

р

 

на

 

вели­

чину

К

 

: с

ростом р

растет

К

, что

увеличивает неустой­

чивость согласно графику на рис . 15 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким

 

образом,

влияние

каждого

параметра системы

 

(48)

на

устойчивость движения•можно проследить по графику на рис . 15,

определив предварительно изменения динамических показателей

 

Ч> и к »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из приведенного рассмотрения следует, что роль

 

удельной

подъемной

 

силы

С

в

решении проблемы

устойчивого

движения

 

 

весьма существенна. Ниже будет уделено внимание вопросам

расче ­

та С . Однако уже

теперь ясно,

что

снижение силы

С

является

важным средством повышения устойчивости движения с трением.

Это

же заключение относится к силе

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Очевидно,в динамической системе свободно движущегося ползу­

на по направляющей любое изменение

режима

движения,

связанное,

например, со скоростью, нагрузкой на ползун, температурой,

 

не ­

медленно

приводит

к изменению

параметров

в

уравнениях

(48).

При

этом система может перейти из устойчивого положения в неустой­ чивое и наоборот.Столь многофакторная зависимость устойчивости


- 34 - системы, естественно, затрудняет настройку на "устойчивый"

режим движения,к в ряде случаев, видимо, такая настройка не может быть реализована. Возникает вопрос, нельзя ли изыскать такое оредство воздействия на устойчивость системы, которое действовало бы независимо от изменений режима движения. С этой точки врения прежде всего привлекает внимание удельная подъем­ ная сила С . Применение симметрии поверхностей трения отно­ сительно оси движения Х2 (рис.16) и обеспечение идентичных условий для всех поверхностей трения: геометрических размеров,

фактической

площади и жесткости

в направлении X/-создают

пред­

посылки

для

уравновешивания

сил

С

-

полного

или

почти

пол­

 

X;

 

 

 

 

 

ного»

В этих

условиях

си­

 

 

 

 

 

 

стема

окажется

устойчивой

/ / / / /

/ / / / / / /

 

 

 

независимо от величины ско­

 

 

 

 

 

 

 

рости,

температуры и

на­

 

О

 

 

 

 

 

грузки,

если

перепалы

по­

 

 

V

 

 

 

следней

не

имеют

больших

 

с

 

 

 

скачков. В главе

Y будут

 

 

 

 

 

 

/////,

 

 

 

 

 

приведены

результаты

 

' / / / / /

 

 

 

 

Рис.

1G.

Уравновешенная модель

 

 

экспериментальной

проверки

 

 

данного

предложения.

 

 

треннп

скольжения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3.

Устойчивость двумерной модели

 

 

 

 

 

 

 

 

при координатной

связи

 

 

 

 

 

 

 

 

• Вернемся к системе уравнений

(10)

/глава

1/

и

попытаемся

отыскать условия существования ее решений в форме (41),то

есть:

предполагая

угол сдвига фазы

У

между

смещениями

 

и

.

Вначале убедимся в том, что

система

(10)

не

приводится к

( 1 ) ,

как это

было сделано в § 4

г л . 1 . Применительно

к уравнениям (Ю)

преобразование,

аналогичное

уравнениям

(20),

будет

иметь

вид:

 

 

 

pfaY-

 

G, = О ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- с2У+

р2

JCoz

аѵ= О

 

 

 

 

(62)

Выражение для тангенсиальной силы трения при движении со ско­ ростью У принимает вид: „


 

 

 

 

 

-

35

-

 

 

 

 

 

Сравнивая (21) с (63), нетрудно

увидеть,

что

в последнем

слу­

чае статическая характеристика

не может иметь падающих участков

с увеличением

скорости

V

и,

таким

обраэом,

система

(10)

не

может быть

адекватна

уравнению

( 1 ) ,

т.е»

она

устойчива.

 

Подставляя

решения

в форме

 

 

в уравнения (10)

и решая их

относительно произведения

Кв

 

, приходим к одинаковым выра­

жениям для

К

и

в

каждом

уравнении.Так,для фазового угла в

установившемся

колебательном движении имеем;

 

 

 

Сравнивая

эти

выражения,

можно отметить, что при условии Cf

И 02

и р(

fрг

система

(10)

не может совершать двумерные установив­

шиеся

колебания

с

общей

для двух парциальных систем частотой СО^.

Из (64)

следует,

что

колебания могут

происходить одновременно о

частотами

СОп^ и

n^

,

соответствующими

парциальным

частотам.

А это

означает,

что решения в форме

(41)

не

удовлетворяют

урав­

нениям

(10).

Учитывая

те

замечания,

которые

были сделаны

в

§ 2

г л . і

по

поводу решений (11),

не

обеспечивающих

возможность

само­

возбуждения в

двумерной

модели,

нельзя

считать

правомочными

у с ­

ловия

 

устойчивости, полученные на основе (11) с использова­

нием

математического

критерия

устойчивости

Гурвица,

в которых

угол

фазового

сдвига

Ф

не фигурирует. Но и попытка учесть

этот

угол

в решениях

для системы

(10)

также

приводит

к противо­

речиям. На этом основании можно заключить, что модель с коорди­

натной связью

не отражает

явления самовозбуждения автоколебаний

при движении с

трением.

 

§ 4 .

Аналоговое

моделирование автоколебательной

 

системы при движении с трением

Применение аналогового метода для моделирования двумерной

автоколебательной системы

явилось эффективным средством для

исследования переходного и установившегося режимов при неустой­ чивом .движении ползуна с трением скольжения. Особенно плодотвор­ ным явилось применение данного метода при исследовании математи­ ческой нелинейной модели самовозбуждающихся колебаний.

Основной задачей

исследования

на данном этапе явилась ка ­

чественная проверка

зависимостей

и положений, лежащих в основе


- 35

-

 

двумерной модели самовозбуждения при движении с трением.

Системе (48) соответствует

функциональная

блок-схема, при­

в е д е н и е на рис . 17, обеспечивающая аналоговое

электрическое

моделирование задачи.

 

 

О

•X, -CR

Pi

Рис. 17. Блок-схема аналогоиоги моделировании автоколебательной системы

Численные значения параметров системы (48), использованные при

моделировании,

приведены ниже

(система размерностей

МКГСС с

за ­

меной M на Ш

) :

 

 

 

 

 

 

 

m

=0,1

 

£ , = 2 , 5 ' 1 0 2

р

= 10 * 105

 

 

 

рг

=5,70'102

Сг

=1,5

J0

=4'10"0

 

 

 

pf

=5,70" 105

С

=132 ß{~

 

100

 

 

 

 

На рис . 18,19,20,21

представлены машиньше решения

задачи

с

некоторыми вариациями

отдельных

параметров.

 

 

 

 

Из графиков

 

видны различия

в

степени нарастания

автоколеба­

ний,

форме, частоте и фазовом

сдвиге между смещениями

и

 

Исследование проводилось на АЭВМ ГЛН—14 в вычислительном центре Саратовского Госуниверситета.


Рис. 10. Решопил при увеличении параметра Pf в 4,5 раза.

(сек)

rpn С% n 7,(і \ч\ѵа.

PllC. 2.О. I'lUllOIUlll при уіиЧІІІЧОШШ П.ЦѴІМОТрП oz

t(cex)

Pue

2 I I'm

im при изменении

тіромсггроіі

 

 

р =7.ЮЛ5" С =33,

С, = 2 5 0 0

/ ^ = 1 . І С Г

 

 

Результаты качественного

изменения

показателей

автоколебаний

при изменении

отдельных параметров

сведены в т а б л . І .

 

У,э приведении

данных

следует,

что

система

(48)

способна

описывать автоколебания,как близкие

к

гармоническим,

так и

релаксационные. В практике встречаются автоколебания обеих форм [ з 7 , 4 1 , 1 і ] . Э т о дает основание использовать данную мо­ дель для построения расчетных методов для автоколебаний непре равного и прерывистого, скачкообразного характера.

 

 

- 39

 

-

 

Таблица

1

 

 

 

 

 

 

Показатель

Варьируемые

параметры

 

 

 

автоколебаний

+ АІТІ

система

Х4

система Хг.

 

 

 

 

+А£,

+А С 1 -

<-

+ АС2

+Ар

Частота

 

>СО

<со

<CÜ

<*,

< О)

<CÜ

Амплитуда X,

<л,

 

 

< Л

2

<Jf

>Jf

 

 

 

 

 

<Лг

 

 

Форма

к гар-

к г а р -

к

г а р - к о е -

к г а р ­ к гар -

к р е -

автоколеб а-

монич.

монич.

М О Н Л Ч . лак-

монии.

монич

лак-

ний

 

 

 

 

сац.

 

 

сац.

Время

 

 

>u

<{/

 

 

установле­

 

 

 

 

ния

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис.23,24 и 25 представлены сопоставимые машинные реше­ ния для систем с координатной и координатно-скоростігой свяаью."

При этом для системы с коор­ динатной связью типа ( 10) в последний" член уравнения длк

&2 введена для ограничения

нарастания колебаний нелиней­ ная зависимость, аналогичная (47):

 

 

(65)

 

Полагаем

массу

детали нам­

 

ного больше

массы

инструмента.

12. Дшюмл чсскдя чоеоль

Данной системе соответствует

врезного точения

динамическая

модель, представ­

 

ленная на рис-22. Поиски решений системы (ДО) аналоговый методом показывают, что при определенных условиях движение оказываемся неустойчивым, способным к самовозбуждению. Такие усяов'лк приве­ дена ниже ( система размерностей "ШГСО "