Файл: Котелевский В.Ю. Автоколебания в системах трения металлорежущих станков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
33 |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мы снова попадаем |
в неустойчивую область, но при малом |
У |
|
не |
|||||||||||||||||
исключена |
возможность |
захода в |
заштрихованную |
зону. |
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
На основании графика рис.15 можно сделать |
некоторые |
выводы |
||||||||||||||||||
о влиянии |
|
отдельных параметров |
на |
устойчивость |
системы. |
|
|
|
|||||||||||||
|
1. Увеличение |
угла V |
сдвигает |
систему в |
сторону |
устойчи |
|||||||||||||||
вого |
движения при |
Q > Û . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
2. |
Увеличение |
С(( |
уменьшает |
устойчивость |
движения |
при |
|
|||||||||||||
0>ü |
|
. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
При |
С/{-~0 |
|
система становится |
устойчивой. |
|
|
|
|
|
||||||||||
|
4 . Поскольку на границе устойчивости |
|
U=-0 |
, то |
при |
уста |
|||||||||||||||
новлении |
отображающая |
точка |
стремится |
к |
граничной |
кривой. |
|
|
|||||||||||||
|
5. |
С уменьшением |
удельной силы |
С |
|
произведение |
|
СК |
|
па |
|||||||||||
дает. |
Это следует |
из |
рассмотрения |
наиболее |
вероятного |
выражения |
|||||||||||||||
для |
К |
/см.(57) |
/ . |
К= К - |
-L |
|
-Л., |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
J |
|
/ / |
|
|
|
|
|
|
|
|
(60) |
|
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Из |
(60) |
и (61) |
следует |
влияние |
удельной |
силы |
р |
|
на |
|
вели |
||||||||
чину |
К |
|
: с |
ростом р |
растет |
К |
, что |
увеличивает неустой |
|||||||||||||
чивость согласно графику на рис . 15 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Таким |
|
образом, |
влияние |
каждого |
параметра системы |
|
(48) |
на |
||||||||||||
устойчивость движения•можно проследить по графику на рис . 15, |
|||||||||||||||||||||
определив предварительно изменения динамических показателей |
|
||||||||||||||||||||
Ч> и к » |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Из приведенного рассмотрения следует, что роль |
|
удельной |
||||||||||||||||||
подъемной |
|
силы |
С |
в |
решении проблемы |
устойчивого |
движения |
|
|
||||||||||||
весьма существенна. Ниже будет уделено внимание вопросам |
расче |
||||||||||||||||||||
та С . Однако уже |
теперь ясно, |
что |
снижение силы |
С |
является |
||||||||||||||||
важным средством повышения устойчивости движения с трением. |
Это |
||||||||||||||||||||
же заключение относится к силе |
р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
Очевидно,в динамической системе свободно движущегося ползу |
||||||||||||||||||||
на по направляющей любое изменение |
режима |
движения, |
связанное, |
||||||||||||||||||
например, со скоростью, нагрузкой на ползун, температурой, |
|
не |
|||||||||||||||||||
медленно |
приводит |
к изменению |
параметров |
в |
уравнениях |
(48). |
При |
этом система может перейти из устойчивого положения в неустой чивое и наоборот.Столь многофакторная зависимость устойчивости
- 34 - системы, естественно, затрудняет настройку на "устойчивый"
режим движения,к в ряде случаев, видимо, такая настройка не может быть реализована. Возникает вопрос, нельзя ли изыскать такое оредство воздействия на устойчивость системы, которое действовало бы независимо от изменений режима движения. С этой точки врения прежде всего привлекает внимание удельная подъем ная сила С . Применение симметрии поверхностей трения отно сительно оси движения Х2 (рис.16) и обеспечение идентичных условий для всех поверхностей трения: геометрических размеров,
фактической |
площади и жесткости |
в направлении X/-создают |
пред |
||||||||||||
посылки |
для |
уравновешивания |
сил |
С |
- |
полного |
или |
почти |
пол |
||||||
|
X; |
|
|
|
|
|
ного» |
В этих |
условиях |
си |
|||||
|
|
|
|
|
|
стема |
окажется |
устойчивой |
|||||||
/ / / / / |
/ / / / / / / |
|
|
|
независимо от величины ско |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
рости, |
температуры и |
на |
||||||
|
О |
|
|
|
|
|
грузки, |
если |
перепалы |
по |
|||||
|
|
V |
|
|
|
следней |
не |
имеют |
больших |
||||||
|
с |
|
|
|
скачков. В главе |
Y будут |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
/////, |
|
|
|
|
|
приведены |
результаты |
|
|||||||
' / / / / / |
|
|
|
|
|||||||||||
Рис. |
1G. |
Уравновешенная модель |
|
|
экспериментальной |
проверки |
|||||||||
|
|
данного |
предложения. |
|
|||||||||||
|
треннп |
скольжения |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
§ 3. |
Устойчивость двумерной модели |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
при координатной |
связи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
• Вернемся к системе уравнений |
(10) |
/глава |
1/ |
и |
попытаемся |
||||||||||
отыскать условия существования ее решений в форме (41),то |
есть: |
||||||||||||||
предполагая |
угол сдвига фазы |
У |
между |
смещениями |
|
и |
. |
||||||||
Вначале убедимся в том, что |
система |
(10) |
не |
приводится к |
( 1 ) , |
||||||||||
как это |
было сделано в § 4 |
г л . 1 . Применительно |
к уравнениям (Ю) |
||||||||||||
преобразование, |
аналогичное |
уравнениям |
(20), |
будет |
иметь |
вид: |
|||||||||
|
|
|
pfaY- |
|
G, = О , |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
- с2У+ |
р2 |
JCoz-р |
аѵ= О |
|
|
|
|
(62) |
Выражение для тангенсиальной силы трения при движении со ско ростью У принимает вид: „
|
|
|
|
|
- |
35 |
- |
|
|
|
|
|
Сравнивая (21) с (63), нетрудно |
увидеть, |
что |
в последнем |
слу |
||||||||
чае статическая характеристика |
не может иметь падающих участков |
|||||||||||
с увеличением |
скорости |
V |
и, |
таким |
обраэом, |
система |
(10) |
не |
||||
может быть |
адекватна |
уравнению |
( 1 ) , |
т.е» |
она |
устойчива. |
|
|||||
Подставляя |
решения |
в форме |
|
|
в уравнения (10) |
и решая их |
||||||
относительно произведения |
Кв |
|
, приходим к одинаковым выра |
|||||||||
жениям для |
К |
и |
в |
каждом |
уравнении.Так,для фазового угла в |
|||||||
установившемся |
колебательном движении имеем; |
|
|
|
Сравнивая |
эти |
выражения, |
можно отметить, что при условии Cf |
И 02 |
||||||||||||||
и р( |
fрг |
система |
(10) |
не может совершать двумерные установив |
||||||||||||||
шиеся |
колебания |
с |
общей |
для двух парциальных систем частотой СО^. |
||||||||||||||
Из (64) |
следует, |
что |
колебания могут |
происходить одновременно о |
||||||||||||||
частотами |
СОп^ и |
tün^ |
, |
соответствующими |
парциальным |
частотам. |
||||||||||||
А это |
означает, |
что решения в форме |
(41) |
не |
удовлетворяют |
урав |
||||||||||||
нениям |
(10). |
Учитывая |
те |
замечания, |
которые |
были сделаны |
в |
§ 2 |
||||||||||
г л . і |
по |
поводу решений (11), |
не |
обеспечивающих |
возможность |
само |
||||||||||||
возбуждения в |
двумерной |
модели, |
нельзя |
считать |
правомочными |
у с |
||||||||||||
ловия |
|
устойчивости, полученные на основе (11) с использова |
||||||||||||||||
нием |
математического |
критерия |
устойчивости |
Гурвица, |
в которых |
|||||||||||||
угол |
фазового |
сдвига |
Ф |
не фигурирует. Но и попытка учесть |
||||||||||||||
этот |
угол |
в решениях |
для системы |
(10) |
также |
приводит |
к противо |
речиям. На этом основании можно заключить, что модель с коорди
натной связью |
не отражает |
явления самовозбуждения автоколебаний |
при движении с |
трением. |
|
§ 4 . |
Аналоговое |
моделирование автоколебательной |
|
системы при движении с трением |
|
Применение аналогового метода для моделирования двумерной |
||
автоколебательной системы |
явилось эффективным средством для |
исследования переходного и установившегося режимов при неустой чивом .движении ползуна с трением скольжения. Особенно плодотвор ным явилось применение данного метода при исследовании математи ческой нелинейной модели самовозбуждающихся колебаний.
Основной задачей |
исследования |
на данном этапе явилась ка |
чественная проверка |
зависимостей |
и положений, лежащих в основе |
- 35 |
- |
|
двумерной модели самовозбуждения при движении с трением. |
||
Системе (48) соответствует |
функциональная |
блок-схема, при |
в е д е н и е на рис . 17, обеспечивающая аналоговое |
электрическое |
|
моделирование задачи. |
|
|
О
•X, -CR
Pi
Рис. 17. Блок-схема аналогоиоги моделировании автоколебательной системы
Численные значения параметров системы (48), использованные при
моделировании, |
приведены ниже |
(система размерностей |
МКГСС с |
за |
||||||
меной M на Ш |
) : |
|
|
|
|
|
|
|
||
m |
=0,1 |
|
£ , = 2 , 5 ' 1 0 2 |
р |
= 10 * 105 |
|
|
|
||
рг |
=5,70'102 |
Сг |
=1,5 |
J0 |
=4'10"0 |
|
|
|
||
pf |
=5,70" 105 |
С |
=132 ß{~ |
|
100 |
|
|
|
||
|
На рис . 18,19,20,21 |
представлены машиньше решения |
задачи |
с |
||||||
некоторыми вариациями |
отдельных |
параметров. |
|
|
|
|||||
|
Из графиков |
|
видны различия |
в |
степени нарастания |
автоколеба |
||||
ний, |
форме, частоте и фазовом |
сдвиге между смещениями |
и |
|
Исследование проводилось на АЭВМ ГЛН—14 в вычислительном центре Саратовского Госуниверситета.
Рис. 10. Решопил при увеличении параметра Pf в 4,5 раза.
(сек)
rpn С% n 7,(і \ч\ѵа.
PllC. 2.О. I'lUllOIUlll при уіиЧІІІЧОШШ П.ЦѴІМОТрП oz
t(cex)
Pue |
2 I I'm |
im при изменении |
тіромсггроіі |
|
|
|||
р =7.ЮЛ5" С =33, |
С, = 2 5 0 0 |
/ ^ = 1 . І С Г |
|
|
||||
Результаты качественного |
изменения |
показателей |
автоколебаний |
|||||
при изменении |
отдельных параметров |
сведены в т а б л . І . |
|
|||||
У,э приведении |
данных |
следует, |
что |
система |
(48) |
способна |
||
описывать автоколебания,как близкие |
к |
гармоническим, |
так и |
релаксационные. В практике встречаются автоколебания обеих форм [ з 7 , 4 1 , 1 і ] . Э т о дает основание использовать данную мо дель для построения расчетных методов для автоколебаний непре равного и прерывистого, скачкообразного характера.
|
|
- 39 |
|
- |
|
Таблица |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Показатель |
Варьируемые |
параметры |
|
|
|
|||
автоколебаний |
+ АІТІ |
система |
Х4 |
система Хг. |
||||
|
||||||||
|
|
|
+А£, |
+А С 1 - |
<- |
+ АС2 |
+Ар |
|
Частота |
|
>СО |
<со |
<CÜ |
<*, |
< О) |
<CÜ |
|
Амплитуда X, |
<л, |
|
|
< Л |
<ß2 |
<Jf |
>Jf |
|
|
|
|
|
|
<Лг |
|
|
|
Форма |
к гар- |
к г а р - |
к |
г а р - к о е - |
к г а р к гар - |
к р е - |
||
автоколеб а- |
монич. |
монич. |
М О Н Л Ч . лак- |
монии. |
монич |
лак- |
||
ний |
|
|
|
|
сац. |
|
|
сац. |
Время |
<и |
<и |
|
|
>u |
<{/ |
|
|
установле |
|
|
|
|
||||
ния |
|
|
|
|
|
|
|
|
На рис.23,24 и 25 представлены сопоставимые машинные реше ния для систем с координатной и координатно-скоростігой свяаью."
При этом для системы с коор динатной связью типа ( 10) в последний" член уравнения длк
&2 введена для ограничения
нарастания колебаний нелиней ная зависимость, аналогичная (47):
|
|
(65) |
|
Полагаем |
массу |
детали нам |
|
ного больше |
массы |
инструмента. |
12. Дшюмл чсскдя чоеоль |
Данной системе соответствует |
врезного точения |
||
динамическая |
модель, представ |
|
ленная на рис-22. Поиски решений системы (ДО) аналоговый методом показывают, что при определенных условиях движение оказываемся неустойчивым, способным к самовозбуждению. Такие усяов'лк приве дена ниже ( система размерностей "ШГСО "