Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
ментальную базу для выпуска новых образцов изделий из стекла и уникальных художественных произведений. Заводу поручалась также организация научно-исследовательских работ в области производства технологии художественного стекла.
** *
Вконце 1940-х и первой половине 1950-х годов на завод пришли новые интересные художники из других областей искусства.
Так же как в свое время А. А. Успенский и Н. А. Тырса, многие из них прежде не занимались художественным стеклом. Это отразилось на их творчестве. А. Л. Каплана, например, как графика, больше всего увлекала работа над созданием нового типа рисованного витража. Вме сте с инженером А. Н. Тихоновым художник разработал особые сили катные карандаши типа пастельных палочек, которыми можно было рисовать на матовом стекле. После обжига этот рисунок закреплялся. По внешнему виду подобные витражи более всего напоминали гра вюру, выполненную с помощью литографского камня. Несколько уникальных образцов таких витражей хранится в фондах музея завода.
Наибольший интерес представлял выполненный Капланом витраж «М. В. Ломоносов» для Пулковской обсерватории. Нанесение рисунка на стекло имеет большую перспективу и может дать значительный художественный эффект. Однако в работах Каплана при всей их гра фической ценности не были полностью учтены особенности стекла.
Вообще декоративно-прикладное искусство 1940-х—1950-х годов характеризовалось различными излишествами. Особенно ими отлича лись изделия из фарфора. В стекле эти тенденции были развиты не сколько меньше. Сам материал благодаря своей прозрачности и спо собности к окрашиванию в массе требовал меньшего количества декора. Внешняя декоративная обработка должна была лишь подчер кивать особенности материала — его светозарность, цветистость, опти ческие свойства, а не использовать форму и материал лишь как фон для изобразительных композиций. Важным было и то, что первой об ратилась к стеклу художник такого авторитета и таланта, как Вера Игнатьевна Мухина, заложившая традиции искусства советского стекла. Эти традиции состояли в поисках новых форм, скромной деко ративной обработки, в использовании цвета. Художники Ленинград ского завода следовали именно этим традициям.
Но дань пышной декоративности отдало и стекло.
Так, в 1949 и 1954 годах были созданы две огромные декоративные вазы, каждая высотой более трех метров. «Перегруженность» декором, увлечение помпезностью здесь сказались в полной мере. Однако при изготовлении этих ваз решился ряд технических и технологических вопросов, разработаны новые виды гранения. Эти технические
52
стекольных техниках. Но росписи красками, образцы которых имеются в музее завода, лишены оригинальности. В них Даниэль-Бек в основ ном использовала мотивы, свойственные искусству Хохломы и Палеха.
Прежде чем рассказать о других художниках, достаточно полно освоивших искусство стекла и его особенности, мы хотели бы вспо мнить имя человека, который помог этим профессиональным художни кам стать специалистами в области художественного стекла. Это мастер Борис Алексеевич Еремин, потомственный стеклодув. В те годы он был единственным, как говорят на заводе, «круглым мастером», то есть мастером, владевшим всеми стеклодувными способами. У него учились художники, познавая суть и особенности каждого приема, так же как и В. И. Мухина в свое время училась у дяди Еремина — Ми хаила Вертузаева. В становлении советского художественного стекла Борис Алексеевич, начиная с 1940-х годов, играл выдающуюся роль, потому что без его исполнительского мастерства и его собственного творчества многие проекты художников никогда бы не увидели света. Именно он рядом с художником доводил эти вещи до успешного за вершения и так отрабатывал их технологию, что в дальнейшем они могли быть исполнены уже менее квалифицированными мастерами. С другой стороны, постоянное общение с художниками помогло та лантливому мастеру развивать собственные творческие возможности, и он стал участником многих выставок и конкурсов, неоднократно завое вывал призы и почетные места.
Более двадцати лет возглавлял Борис Алексеевич Еремин экспери ментальную бригаду выдувальщиков, помог многим молодым рабочим стать первоклассными мастерами. Тонкое понимание выразительных возможностей стекла, богатая фантазия соединились в Еремине с вир туозным мастерством и увлеченностью любимым делом. Изделия из хрусталя, выполненные его руками, побывали на всех континентах мира. Заслуги талантливого мастера-творца отмечены двумя медалями ВДНХ и орденом Трудового Красного Знамени.
Другой мастер, судьба которого была связана с заводом с 1940 го да, — Петр Александрович Порохов. Его уже нет в живых, но вклад его в становление искусства ленинградского хрусталя огромен. Он был тоже потомственным мастером. В Николо-Пестровке Пензенской об ласти на бывшем Бахметевском заводе его отец, и дед, и прадед были граверами. Сам он научился гравировке прежде, чем грамоте.
Петр Александрович, человек очень живого и общительного харак тера, успевал буквально все: и выполнять больше других дневную норму, и обучать мастерству гравировки молодежь, и освоить новый метод гравирования абразивным инструментом по накладному стеклу, и написать об этом статью. Петр Александрович был активным обще ственником и постоянным, всеми любимым участником художествен ной самодеятельности.
54
Порохов унаследовал от отца и деда и особую, сейчас уже почти не встречающуюся, манеру написания монограмм. Легкую, несколько витиеватую, всегда прекрасно скомпонованную ажурную монограмму делал Петр Александрович на бокале в одну-две минуты на глазах у посетителей. Некоторые свои изделия Порохов подписывал — еле за метно, мелко, на краешке ставил он свою фамилию. Тем большую цен ность представляют сейчас эти «подписные» работы одного из инте реснейших народных мастеров-умельцев, потомственного гравера, восторженного певца стекла.
Такие мастера, как Б. А. Еремин, П. А. Порохов, талантливо вопло щали замыслы художников, пришедших во вновь созданную художе ственную лабораторию Ленинградского завода художественного стекла.
Среди художников старшего поколения, работавших на заводе срав нительно недолго (1948—1950 гг.), хочется отметить Эдуарда Михай ловича Криммера. Его вещи отличают сдержанность и четкая построенность. Художник стремится подчеркнуть и выявить каждую функцио нальную часть сосуда — горло, тулово, основание или ножку. Часто его изделия построены на контрасте этих объемов. «Льющиеся» формы и объемы, как бы переходящие один в другой, удавались художнику значительно меньше. Ясная построенность вещи влекла за собой и со ответствующую декоративную обработку — часто это были крупные шлифовальные грани. Криммер не углубляется алмазным колесом в «тело» изделия, а лишь стачивает, срезает его поверхность.
Кроме того, Криммер нередко обращался к оптическим эффектам стекла, используя такой вид декора, как «ямки» в обычном стекле и стекле с нацветом. Некоторые вещи художника, например конфетница «Ладья» с широкой гранью, вазочки и графины с оптической гранью и другие, смотрятся современно и сегодня. Криммер же создал наибо лее удачные в те годы рисунки для росписи силикатными красками. Очень охотно он работал с накладным стеклом, предпочитая яркие
звучные тона.
Екатерина Ивановна Батанова (Алексеева) пришла на завод сразу же после окончания Московского института прикладного и декоратив ного искусства в 1949 году. Очень внимательно Екатерина Ивановна изучала творчество В. И. Мухиной и ее коллег, особенно А. А. Успен ского, влияние которого чувствуется в некоторых ранних работах художницы. Она работала над формой часто таких же мягких пропор ций, которые были характерны для Успенского, а из средств декора тивной обработки предпочитала наиболее специфичные для стекла — алмазную грань и матовую гравировку. В ее произведениях, предназна ченных для бытового использования, всегда чувствовалась лиричность
56
и одухотворенность. Художница охотно использовала мягкий, нежный цвет. Ею были выполнены прибор «Семейный», ваза «Деликатная» и несколько других вещей. Е. И. Батанова также не избежала моды на монументальные вещи, — самым первым ее произведением была боль шая декоративная ваза «Суворовская» (с применением глубокого трав ления). Эта ваза хранится сейчас в Военно-историческом музее А. В. Суворова в Ленинграде.
Работа рядом с В. И. Мухиной и внимательное изучение приемов и методов ее творчества позволили Е. И. Батановой написать исследо вание о принципах творчества Мухиной в художественном стекле. Эта небольшая, хорошо иллюстрированная статья в дальнейшем вошла в ее книгу о советском художественном стекле. Екатерина Ивановна не работает теперь на заводе, но приезжает сюда для выполнения своих авторских произведений.
Несколько лет на заводе работал художник Ю рий Афанасьевич Мунтян, в изделиях которого чувствовалось влечение к созданию но вых форм. Для многих его вещей характерно применение крупных отшлифованных плоскостей и тяготение к монументальности построе ния. Массивные изделия с прекрасно выявленной красотой поверхности стекла — наиболее излюбленный вид творчества Мунтяна. Он одним из первых продолжил возникшую еще в петровскую эпоху традицию выпускать специальные декоративные предметы из стекла и хрусталя в честь важнейших исторических событий. Так, были созданы круп ные составные вазы, посвященные 250-летию основания Ленинграда, освоению советскими людьми космоса.
*Н= *
Познакомимся с работой еще одного важнейшего подразделения, способствовавшего возрождению хрусталя. В 1948 году была восста новлена научно-исследовательская лаборатория. Ее сотрудники стре мились расширить возможности стекольной техники и технологии. П о этому и научная тематика была посвящена решению эстетических задач, расширению возможностей и палитры художественных средств. Не менее важно было усовершенствовать отдельные технологические процессы, повысить их эффективность и производительность труда рабочих.
Вопросами варки цветных стекол занимался в то время А. Н. Даувальтер, работавший еще с довоенных лет при постоянных консульта циях профессора В. В. Варгина. К 1949 году разработанная им палитра цветов, тонов и оттенков цветных стекол превышала 800 видов. Из них для массового производства было отобрано 80, которые вошли в спе циально составленный альбом нормалей цветных стекол с указанием их рецептуры и режимов варки. Другой важной работой Даувальтера
5 7
было изучение фтористых опаловых стекол и получение широкой гаммы опала с переходом от легкой замутненности до почти совер шенно глухих стекол. Он изучал и сопоставлял результаты окрашива ния прозрачного материала соединениями никеля, хрома, меди, урана, церия и титана, а также режимы варки и наводки многослойных на кладных стекол. Даувальтер усовершенствовал варку в производствен ных условиях золотого и селеновых рубинов. Опыты с селеновыми рубинами, которые были очень трудны для получения накладных и вообще выдувных изделий, проводились вместе с инженером В. Ф. Люлюкиной. До сегодняшнего дня выработка изделий из селеновых руби нов основывается на рекомендациях, полученных в результате иссле дований В. Ф. Люлюкиной и А. Н. Даувальтера.
Первая в Советском Союзе удачная варка в производственных условиях авантюринового стекла с равномерным распределением по массе материала мельчайших золотистых кристалликов меди была осу ществлена благодаря настойчивым научным поискам В. Ф. Люлю киной. Вера Федоровна Люлюкина (Мальцева) занималась также вос становлением одного из сложнейших видов декорирования стекла — филигранной, или венецианской, нити. Только Б. А. Еремин, унасле довавший это искусство от М. С. Вертузаева, умел выдувать изделия с тонкими цветными дротами. Но техника изготовления самих дротов со сложными переплетениями нити внутри них во многом была утра чена. В результате совместной работы Люлюкиной и Еремина, при участии художницы Е. И. Батановой (Алексеевой) удалось восстано вить эту красивейшую и чисто стеклянную технику.
Среди тем, связанных с декорированием стекла, очень перспектив ным не только для самого Ленинградского завода, но и для других предприятий сортовой посуды было усовершенствование методов украшения изделий иризирующими пленками. Инженер М. М. Скорня ков разработал способы иризации изделий четыреххлористым титаном. В дальнейшем на других заводах технология люстровых красок была выработана с учетом возможностей пленочных покрытии.
С 1948 года возобновилась работа над стеклянной скульптурой. Ее проводил инженер К. Г. Федоров под непосредственным руководством и при участии Н. Н. Качалова. Федоров предложил особые гипсо-асбо- глиняные формы, предварительно нагреваемые и загружаемые горячим стеклом. Другой способ, разработанный кафедрой стекла Ленинград ского технологического института, заключался в загрузке форм холод ным стеклом. Моллирование производилось на заводе и тем и другим способом, но лучшее качество отливки было при «горячем» способе.
Инженер Федоров добился успеха в моллировании скульптур до вольно сложной конфигурации. Ему удалось отлить в стекле, напри мер, «Девушку с коромыслом» из Гурьевского фарфорового сервиза, скульптуру «Артист Корень в роли Меркуцио» В. И. Мухиной. Однако
58