Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ментальную базу для выпуска новых образцов изделий из стекла и уникальных художественных произведений. Заводу поручалась также организация научно-исследовательских работ в области производства технологии художественного стекла.

** *

Вконце 1940-х и первой половине 1950-х годов на завод пришли новые интересные художники из других областей искусства.

Так же как в свое время А. А. Успенский и Н. А. Тырса, многие из них прежде не занимались художественным стеклом. Это отразилось на их творчестве. А. Л. Каплана, например, как графика, больше всего увлекала работа над созданием нового типа рисованного витража. Вме­ сте с инженером А. Н. Тихоновым художник разработал особые сили­ катные карандаши типа пастельных палочек, которыми можно было рисовать на матовом стекле. После обжига этот рисунок закреплялся. По внешнему виду подобные витражи более всего напоминали гра­ вюру, выполненную с помощью литографского камня. Несколько уникальных образцов таких витражей хранится в фондах музея завода.

Наибольший интерес представлял выполненный Капланом витраж «М. В. Ломоносов» для Пулковской обсерватории. Нанесение рисунка на стекло имеет большую перспективу и может дать значительный художественный эффект. Однако в работах Каплана при всей их гра­ фической ценности не были полностью учтены особенности стекла.

Вообще декоративно-прикладное искусство 1940-х—1950-х годов характеризовалось различными излишествами. Особенно ими отлича­ лись изделия из фарфора. В стекле эти тенденции были развиты не­ сколько меньше. Сам материал благодаря своей прозрачности и спо­ собности к окрашиванию в массе требовал меньшего количества декора. Внешняя декоративная обработка должна была лишь подчер­ кивать особенности материала — его светозарность, цветистость, опти­ ческие свойства, а не использовать форму и материал лишь как фон для изобразительных композиций. Важным было и то, что первой об­ ратилась к стеклу художник такого авторитета и таланта, как Вера Игнатьевна Мухина, заложившая традиции искусства советского стекла. Эти традиции состояли в поисках новых форм, скромной деко­ ративной обработки, в использовании цвета. Художники Ленинград­ ского завода следовали именно этим традициям.

Но дань пышной декоративности отдало и стекло.

Так, в 1949 и 1954 годах были созданы две огромные декоративные вазы, каждая высотой более трех метров. «Перегруженность» декором, увлечение помпезностью здесь сказались в полной мере. Однако при изготовлении этих ваз решился ряд технических и технологических вопросов, разработаны новые виды гранения. Эти технические

52


стекольных техниках. Но росписи красками, образцы которых имеются в музее завода, лишены оригинальности. В них Даниэль-Бек в основ­ ном использовала мотивы, свойственные искусству Хохломы и Палеха.

Прежде чем рассказать о других художниках, достаточно полно освоивших искусство стекла и его особенности, мы хотели бы вспо­ мнить имя человека, который помог этим профессиональным художни­ кам стать специалистами в области художественного стекла. Это мастер Борис Алексеевич Еремин, потомственный стеклодув. В те годы он был единственным, как говорят на заводе, «круглым мастером», то есть мастером, владевшим всеми стеклодувными способами. У него учились художники, познавая суть и особенности каждого приема, так же как и В. И. Мухина в свое время училась у дяди Еремина — Ми­ хаила Вертузаева. В становлении советского художественного стекла Борис Алексеевич, начиная с 1940-х годов, играл выдающуюся роль, потому что без его исполнительского мастерства и его собственного творчества многие проекты художников никогда бы не увидели света. Именно он рядом с художником доводил эти вещи до успешного за­ вершения и так отрабатывал их технологию, что в дальнейшем они могли быть исполнены уже менее квалифицированными мастерами. С другой стороны, постоянное общение с художниками помогло та­ лантливому мастеру развивать собственные творческие возможности, и он стал участником многих выставок и конкурсов, неоднократно завое­ вывал призы и почетные места.

Более двадцати лет возглавлял Борис Алексеевич Еремин экспери­ ментальную бригаду выдувальщиков, помог многим молодым рабочим стать первоклассными мастерами. Тонкое понимание выразительных возможностей стекла, богатая фантазия соединились в Еремине с вир­ туозным мастерством и увлеченностью любимым делом. Изделия из хрусталя, выполненные его руками, побывали на всех континентах мира. Заслуги талантливого мастера-творца отмечены двумя медалями ВДНХ и орденом Трудового Красного Знамени.

Другой мастер, судьба которого была связана с заводом с 1940 го­ да, — Петр Александрович Порохов. Его уже нет в живых, но вклад его в становление искусства ленинградского хрусталя огромен. Он был тоже потомственным мастером. В Николо-Пестровке Пензенской об­ ласти на бывшем Бахметевском заводе его отец, и дед, и прадед были граверами. Сам он научился гравировке прежде, чем грамоте.

Петр Александрович, человек очень живого и общительного харак­ тера, успевал буквально все: и выполнять больше других дневную норму, и обучать мастерству гравировки молодежь, и освоить новый метод гравирования абразивным инструментом по накладному стеклу, и написать об этом статью. Петр Александрович был активным обще­ ственником и постоянным, всеми любимым участником художествен­ ной самодеятельности.

54


Порохов унаследовал от отца и деда и особую, сейчас уже почти не встречающуюся, манеру написания монограмм. Легкую, несколько витиеватую, всегда прекрасно скомпонованную ажурную монограмму делал Петр Александрович на бокале в одну-две минуты на глазах у посетителей. Некоторые свои изделия Порохов подписывал — еле за­ метно, мелко, на краешке ставил он свою фамилию. Тем большую цен­ ность представляют сейчас эти «подписные» работы одного из инте­ реснейших народных мастеров-умельцев, потомственного гравера, восторженного певца стекла.

Такие мастера, как Б. А. Еремин, П. А. Порохов, талантливо вопло­ щали замыслы художников, пришедших во вновь созданную художе­ ственную лабораторию Ленинградского завода художественного стекла.

Среди художников старшего поколения, работавших на заводе срав­ нительно недолго (1948—1950 гг.), хочется отметить Эдуарда Михай­ ловича Криммера. Его вещи отличают сдержанность и четкая построенность. Художник стремится подчеркнуть и выявить каждую функцио­ нальную часть сосуда — горло, тулово, основание или ножку. Часто его изделия построены на контрасте этих объемов. «Льющиеся» формы и объемы, как бы переходящие один в другой, удавались художнику значительно меньше. Ясная построенность вещи влекла за собой и со­ ответствующую декоративную обработку — часто это были крупные шлифовальные грани. Криммер не углубляется алмазным колесом в «тело» изделия, а лишь стачивает, срезает его поверхность.

Кроме того, Криммер нередко обращался к оптическим эффектам стекла, используя такой вид декора, как «ямки» в обычном стекле и стекле с нацветом. Некоторые вещи художника, например конфетница «Ладья» с широкой гранью, вазочки и графины с оптической гранью и другие, смотрятся современно и сегодня. Криммер же создал наибо­ лее удачные в те годы рисунки для росписи силикатными красками. Очень охотно он работал с накладным стеклом, предпочитая яркие

звучные тона.

Екатерина Ивановна Батанова (Алексеева) пришла на завод сразу же после окончания Московского института прикладного и декоратив­ ного искусства в 1949 году. Очень внимательно Екатерина Ивановна изучала творчество В. И. Мухиной и ее коллег, особенно А. А. Успен­ ского, влияние которого чувствуется в некоторых ранних работах художницы. Она работала над формой часто таких же мягких пропор­ ций, которые были характерны для Успенского, а из средств декора­ тивной обработки предпочитала наиболее специфичные для стекла — алмазную грань и матовую гравировку. В ее произведениях, предназна­ ченных для бытового использования, всегда чувствовалась лиричность

56


и одухотворенность. Художница охотно использовала мягкий, нежный цвет. Ею были выполнены прибор «Семейный», ваза «Деликатная» и несколько других вещей. Е. И. Батанова также не избежала моды на монументальные вещи, — самым первым ее произведением была боль­ шая декоративная ваза «Суворовская» (с применением глубокого трав­ ления). Эта ваза хранится сейчас в Военно-историческом музее А. В. Суворова в Ленинграде.

Работа рядом с В. И. Мухиной и внимательное изучение приемов и методов ее творчества позволили Е. И. Батановой написать исследо­ вание о принципах творчества Мухиной в художественном стекле. Эта небольшая, хорошо иллюстрированная статья в дальнейшем вошла в ее книгу о советском художественном стекле. Екатерина Ивановна не работает теперь на заводе, но приезжает сюда для выполнения своих авторских произведений.

Несколько лет на заводе работал художник Ю рий Афанасьевич Мунтян, в изделиях которого чувствовалось влечение к созданию но­ вых форм. Для многих его вещей характерно применение крупных отшлифованных плоскостей и тяготение к монументальности построе­ ния. Массивные изделия с прекрасно выявленной красотой поверхности стекла — наиболее излюбленный вид творчества Мунтяна. Он одним из первых продолжил возникшую еще в петровскую эпоху традицию выпускать специальные декоративные предметы из стекла и хрусталя в честь важнейших исторических событий. Так, были созданы круп­ ные составные вазы, посвященные 250-летию основания Ленинграда, освоению советскими людьми космоса.

*Н= *

Познакомимся с работой еще одного важнейшего подразделения, способствовавшего возрождению хрусталя. В 1948 году была восста­ новлена научно-исследовательская лаборатория. Ее сотрудники стре­ мились расширить возможности стекольной техники и технологии. П о­ этому и научная тематика была посвящена решению эстетических задач, расширению возможностей и палитры художественных средств. Не менее важно было усовершенствовать отдельные технологические процессы, повысить их эффективность и производительность труда рабочих.

Вопросами варки цветных стекол занимался в то время А. Н. Даувальтер, работавший еще с довоенных лет при постоянных консульта­ циях профессора В. В. Варгина. К 1949 году разработанная им палитра цветов, тонов и оттенков цветных стекол превышала 800 видов. Из них для массового производства было отобрано 80, которые вошли в спе­ циально составленный альбом нормалей цветных стекол с указанием их рецептуры и режимов варки. Другой важной работой Даувальтера

5 7


было изучение фтористых опаловых стекол и получение широкой гаммы опала с переходом от легкой замутненности до почти совер­ шенно глухих стекол. Он изучал и сопоставлял результаты окрашива­ ния прозрачного материала соединениями никеля, хрома, меди, урана, церия и титана, а также режимы варки и наводки многослойных на­ кладных стекол. Даувальтер усовершенствовал варку в производствен­ ных условиях золотого и селеновых рубинов. Опыты с селеновыми рубинами, которые были очень трудны для получения накладных и вообще выдувных изделий, проводились вместе с инженером В. Ф. Люлюкиной. До сегодняшнего дня выработка изделий из селеновых руби­ нов основывается на рекомендациях, полученных в результате иссле­ дований В. Ф. Люлюкиной и А. Н. Даувальтера.

Первая в Советском Союзе удачная варка в производственных условиях авантюринового стекла с равномерным распределением по массе материала мельчайших золотистых кристалликов меди была осу­ ществлена благодаря настойчивым научным поискам В. Ф. Люлю­ киной. Вера Федоровна Люлюкина (Мальцева) занималась также вос­ становлением одного из сложнейших видов декорирования стекла — филигранной, или венецианской, нити. Только Б. А. Еремин, унасле­ довавший это искусство от М. С. Вертузаева, умел выдувать изделия с тонкими цветными дротами. Но техника изготовления самих дротов со сложными переплетениями нити внутри них во многом была утра­ чена. В результате совместной работы Люлюкиной и Еремина, при участии художницы Е. И. Батановой (Алексеевой) удалось восстано­ вить эту красивейшую и чисто стеклянную технику.

Среди тем, связанных с декорированием стекла, очень перспектив­ ным не только для самого Ленинградского завода, но и для других предприятий сортовой посуды было усовершенствование методов украшения изделий иризирующими пленками. Инженер М. М. Скорня­ ков разработал способы иризации изделий четыреххлористым титаном. В дальнейшем на других заводах технология люстровых красок была выработана с учетом возможностей пленочных покрытии.

С 1948 года возобновилась работа над стеклянной скульптурой. Ее проводил инженер К. Г. Федоров под непосредственным руководством и при участии Н. Н. Качалова. Федоров предложил особые гипсо-асбо- глиняные формы, предварительно нагреваемые и загружаемые горячим стеклом. Другой способ, разработанный кафедрой стекла Ленинград­ ского технологического института, заключался в загрузке форм холод­ ным стеклом. Моллирование производилось на заводе и тем и другим способом, но лучшее качество отливки было при «горячем» способе.

Инженер Федоров добился успеха в моллировании скульптур до­ вольно сложной конфигурации. Ему удалось отлить в стекле, напри­ мер, «Девушку с коромыслом» из Гурьевского фарфорового сервиза, скульптуру «Артист Корень в роли Меркуцио» В. И. Мухиной. Однако

58