Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
Переход на производство граненых изделий сложной конфигура ции требовал внедрения химической полировки. Над полирующими составами работали сотрудники заводской научно-исследовательской лаборатории Л. К. Нагродская, Е. С. Ш кольникова и М. М. Скорня ков. Изделия опускали в ванну с плавиковой и серной кислотой, съедавшей поверхностный, матовый после гранения, слой стекла. Рабо чие в специальных перчатках, беря в каждую руку по пять рюмок или бокалов, опускали их в ванну с кислотой, а затем в ванну с проточной водой. Это был однообразный и вредный из-за паров кислоты труд. Внедрение химической полировки сразу же заставило думать о ее механизации. Инженер Я. М. Лепянский сконструировал специальные корзины и ручной привод для опускания их с изделиями в кислоту. Были установлены также плексигласовые щиты для предохранения рабочих от кислотных паров.
В 1956 году на заводе организовали небольшой участок обработки изделий с помощью пескоструйных аппаратов взамен распространен ного с начала XX века метода глубокого травления плавиковой кис лотой. Первый пескоструйный аппарат сконструировал инженер П. Ф. Михайлов. Сейчас этот аппарат уже устарел, и по эскизу ху дожника Ю. М. Бякова конструктор Е. А. Гусев спроектировал новый, более удобный для работы аппарат.
Пескоструйную обработку художники завода используют довольно широко. Она позволяет добиться разнообразных оттенков изображе ния — от легкой матовости до глубокого рельефа. Нередко песко струйный метод применяется в сочетании с гравировкой. Особенно часто этим пользуются при изготовлении сувениров с силуэтными изображениями архитектурных памятников.
Интересным новшеством явилась разработанная инженерами за вода установка для декорирования изделий с помощью ультразвука, экспонировавшаяся на ВДНХ в 1961 году.
Ультразвуком можно наносить на изделия достаточно точно не большие изображения сложной конфигурации. При изготовлении хрустального сервиза для атомного ледокола «Ленин» способом уль тразвука на каждый предмет сервиза была нанесена эмблема атомо хода. Ультразвуковой гравировкой выполнен и барельефный портрет Владимира Ильича Ленина на вазе художницы Лейды Ю рген. Порт ретные изображения с помощью ультразвука переносятся с исключи тельной точностью и приобретают красивую, органичную для стекла поверхность, бархатистость которой зависит от степени измельченности гранул абразивного порошка.
Но вместе с тем эта техника имеет и ряд существенных ограни чений — она применяется пока для нанесения лишь сравнительно не больших изображений только на плоской поверхности и на неболь ших изделиях.
60
Большое практическое применение в техническом стекле нашел разработанный кандидатом технических наук Е. В. Гурковским метод получения через трафарет точного изображения в фоточувствительном стекле. Он же исследовал рецептуру состава абразивных кругов высокого качества для алмазного гранения. Эти круги сейчас широко используются в стекольной промышленности, а также на предприя тиях точного машиностроения.
Небольшая ш 1учно-исследовательская лаборатория многие годы была почти единственным квалифицированным центром по разработке новых методов производства и декорирования сортового стекла и хрусталя. Возглавляли ее деятельность главный инженер А. А. Кирьенен, заведующий лабораторией С. Н. Даьыдов и кандидат техниче ских наук Е. В. Гурковский. Лаборатория помогла Ленинградскому и другим заводам организовать производство на научной основе. По ее примеру позже, в 1960-х годах, подобные лаборатории были со зданы и на других заводах, что несомненно способствовало усовер шенствованию производства сортового стекла в нашей стране.
* * *
Но, конечно, становление производства ленинградского хрусталя осуществлялось не только силами художников и инженеров лабора тории. Весь завод был фактически лабораторией художественного стекла, и судьба научного и художественного коллектива неотделима от судьбы всего завода.
К середине 1950-х годов в развитии самого предприятия намети лись значительные трудности. Дело в том, что на заводе все время шло параллельное совершенствование производства хрусталя и зеркал. На зеркальном участке трудились наиболее квалифицирован ные кадровые рабочие. Многие из них начинали свою трудовую дея тельность еще в 1930-е годы на бывшей зеркальной фабрике. Это бригадир фацетчиков первоклассный мастер Г. 3. Гулый, в бригаде которого работали коммунисты М. Ф. Зверева и В. С. Иванов, а также А. Н. Красавин, проработавший на фабрике все трудные военные годы. Бригада выполняла нормы на 200 — 250 процентов и была одной из лучших на заводе. В зеркальном цехе больше всего внедрялось рационализаторских предложений, это был образцовый цех на
заводе.
Но к середине 1950-х годов, когда завод увеличил выпуск изделий из хрусталя, многопрофильность производства стала препятствием его дальнейшего совершенствования.
Нужно было выбирать: хрусталь или зеркала. В 1955 году все зер кальное производство было прекращено и перебазировано в Вышний Волочок на зеркальную фабрику.
6 2
Какой же была продукция предприятия этих лет? Из бесцветного и накладного стекла выпускались графины, стаканы, бокалы, фужеры, вазы, флаконы для пульверизаторов.
Но будущее завода уже вырисовывалось довольно ясно: он брал курс на производство хрусталя и создание из него вещей высокой эстетической ценности.
А пока хрусталь шел преимущественно на мелкие изделия. Завод выпускал до 50 фасонов ваз для цветов и только 20 из них хрусталь ных. Ассортимент ежегодно обновлялся всего на 3 — 5 процентов. Не хватало производственных площадей. Завод расположен на неболь шой территории, но и она, застраиваемая когда-то без единого плана, использовалась нерационально. Все производство раньше было приспо соблено для изготовления зеркал, и перестроиться было не так-то легко.
Кроме того, существовали и другие причины технологического ха рактера, затруднявшие работу завода. Стекло и хрусталь варились в разных горшках одной и той же печи. А разные материалы требуют оазличных режимов варки. Как ни велико мастерство технологов и стекловаров — брак все равно был неизбежен.
Это были трудные для завода дни. Торговые организации начали возвращать не-пользующуюся спросом продукцию.
Немало было совещаний с технологами, с работниками научно-ис следовательской лаборатории, художниками. Вывод был только один — без дальнейшей специализации, перевода завода исключительно на хрусталь дальнейшее развитие и совершенствование предприятия не возможно.
В 1964 году в Москве на заседании представителей Министерства промышленности строительных материалов, Министерства финансов и М инистерства торговли было принято решение о специализации Ле нинградского завода художественного стекла исключительно на про изводстве изделий из хрусталя. Стеклянную посуду полностью исклю чили из плана завода, и на 1965 год была утверждена новая программа.
Уже в 1965 году новые изделия составили около 30 процентов об щего объема производства, а в следующем — 65 процентов. К 1968 году, когда завод перешел на новую систему планирования и экономиче ского стимулирования, четыре пятых производства составляли новые изделия, а к началу 1970-х годов обновилась вся заводская продукция.
Завод стал полностью соответствовать своему назначению — вы пускать художественные произведения, несущие в наш быт высокий эстетический вкус, красоту и радость.
ТВОРЦЫ КРАСО ТЫ
J ) о второй половине 1950-х и в 1960-х годах происходило станов ление ленинградской школы художественного стекла, основы которой были заложены В. И. Мухиной и ее коллегами. В слож ном процессе развития какие-то направления творчества, подсказанные
исканиями Мухиной, разрабатывались дальше, какие-то корректирова лись. Чем же характеризуются стилистические изменения в художе ственном стекле Ленинградского завода, происшедшие примерно за полтора десятилетия — от середины 1950-х и до начала 1970-х годов7 Творчество художников завода в те годы отражало общее направ ление в декоративном искусстве. Тесно связанное с материальной культурой народа, оно чутко улавливало изменения, происходившие в обществе. Среди разнообразных отраслей декоративно-прикладного искусства художественное стекло, начиная с 1950-х—1960-х годов, за нимает одно из ведущих мест. В эти же годы значительно выросли и окрепли художественные лаборатории не только Ленинградского, но и Гусевского, Красномайского, Неманского и других заводов художе ственного стекла. Сюда пришло много талантливой молодежи. В этой области художественного творчества стилистические изменения прояв-
64
лялись особенно ощутимо, ярко и зачастую раньше, чем в произведе ниях из фарфора, дерева, металла.
Почти все ленинградские художники шли вначале по пути упрощ е ния форм и одновременно по пути отказа от привычной «мальцевской» грани, представляющей довольно жесткие комбинации из стан дартных элементов — камней, розеток, кустов, звезд, пальцев. Очище ние формы и переосмысление декора сопровождались более активным и целенаправленным использованием цвета.
Так продолжалось примерно до середины 1960-х годов, когда вновь наметился поворот к более развитым и расчлененным формам и неко торому обогащению декора, но теперь уже не из элементов номерного гранения, а нового, более целостного, часто более изобразительного или ассоциативного декора, органически связанного только с данным произведением.
Общая тенденция, следовательно, шла от пышности и некоторой вычурности к простоте, а от простоты — снова к усложненности, но усложненности не чисто поверхностного, декоративного плана, а к большей содержательности вещи в целом, рассматриваемой теперь как своего рода пластическое произведение.
Среди частных направлений этого общего развития можно отметить изобразительный декор, прошедший через творчество почти всех ху дожников 1960-х годов, тематический декор на подарочных и сувенир ных изделиях и создание чисто декоративных форм, предназначенных для украшения интерьера.
Изменения, о которых мы только что говорили, по-разному прояви лись в творчестве ленинградских художников по стеклу. Старейший и опытнейший среди них — Борис Александрович Смирнов, ныне заслу женный художник РСФСР. Отличительная черта творчества Смирно ва — постоянный поиск сочетания в облике предмета изобразительного начала с высокой культурой формы и декора.
Б. А. Смирнов всегда и везде, где только позволяет архитектоника предмета, стремится использовать оптические свойства стекла — его прозрачность, способность передавать изображение так, как это невоз можно ни в каком другом материале. Рисунок то виден через толщу стекла, то его изображение на задней стенке сосуда совмещается с и зо бражением на передней, при этом образуется особая глубина, пространственность этих изображений. Наконец, рисунок видится так, как будто бы он передвигается, оживает, если мы берем изделие в руки и начинаем поворачивать его, меняя угол зрения или направление осве щения стеклянного произведения.
Сейчас подобными приемами все шире пользуются ученики и по следователи Бориса Александровича. Но сам Смирнов довел эти при емы до совершенства, используя их как один из основных принципов своего творчества.
5 А л м а з н а я г р а н ь |
65 |