Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Переход на производство граненых изделий сложной конфигура­ ции требовал внедрения химической полировки. Над полирующими составами работали сотрудники заводской научно-исследовательской лаборатории Л. К. Нагродская, Е. С. Ш кольникова и М. М. Скорня­ ков. Изделия опускали в ванну с плавиковой и серной кислотой, съедавшей поверхностный, матовый после гранения, слой стекла. Рабо­ чие в специальных перчатках, беря в каждую руку по пять рюмок или бокалов, опускали их в ванну с кислотой, а затем в ванну с проточной водой. Это был однообразный и вредный из-за паров кислоты труд. Внедрение химической полировки сразу же заставило думать о ее механизации. Инженер Я. М. Лепянский сконструировал специальные корзины и ручной привод для опускания их с изделиями в кислоту. Были установлены также плексигласовые щиты для предохранения рабочих от кислотных паров.

В 1956 году на заводе организовали небольшой участок обработки изделий с помощью пескоструйных аппаратов взамен распространен­ ного с начала XX века метода глубокого травления плавиковой кис­ лотой. Первый пескоструйный аппарат сконструировал инженер П. Ф. Михайлов. Сейчас этот аппарат уже устарел, и по эскизу ху­ дожника Ю. М. Бякова конструктор Е. А. Гусев спроектировал новый, более удобный для работы аппарат.

Пескоструйную обработку художники завода используют довольно широко. Она позволяет добиться разнообразных оттенков изображе­ ния — от легкой матовости до глубокого рельефа. Нередко песко­ струйный метод применяется в сочетании с гравировкой. Особенно часто этим пользуются при изготовлении сувениров с силуэтными изображениями архитектурных памятников.

Интересным новшеством явилась разработанная инженерами за­ вода установка для декорирования изделий с помощью ультразвука, экспонировавшаяся на ВДНХ в 1961 году.

Ультразвуком можно наносить на изделия достаточно точно не­ большие изображения сложной конфигурации. При изготовлении хрустального сервиза для атомного ледокола «Ленин» способом уль­ тразвука на каждый предмет сервиза была нанесена эмблема атомо­ хода. Ультразвуковой гравировкой выполнен и барельефный портрет Владимира Ильича Ленина на вазе художницы Лейды Ю рген. Порт­ ретные изображения с помощью ультразвука переносятся с исключи­ тельной точностью и приобретают красивую, органичную для стекла поверхность, бархатистость которой зависит от степени измельченности гранул абразивного порошка.

Но вместе с тем эта техника имеет и ряд существенных ограни­ чений — она применяется пока для нанесения лишь сравнительно не­ больших изображений только на плоской поверхности и на неболь­ ших изделиях.

60


Большое практическое применение в техническом стекле нашел разработанный кандидатом технических наук Е. В. Гурковским метод получения через трафарет точного изображения в фоточувствительном стекле. Он же исследовал рецептуру состава абразивных кругов высокого качества для алмазного гранения. Эти круги сейчас широко используются в стекольной промышленности, а также на предприя­ тиях точного машиностроения.

Небольшая ш 1учно-исследовательская лаборатория многие годы была почти единственным квалифицированным центром по разработке новых методов производства и декорирования сортового стекла и хрусталя. Возглавляли ее деятельность главный инженер А. А. Кирьенен, заведующий лабораторией С. Н. Даьыдов и кандидат техниче­ ских наук Е. В. Гурковский. Лаборатория помогла Ленинградскому и другим заводам организовать производство на научной основе. По ее примеру позже, в 1960-х годах, подобные лаборатории были со­ зданы и на других заводах, что несомненно способствовало усовер­ шенствованию производства сортового стекла в нашей стране.

* * *

Но, конечно, становление производства ленинградского хрусталя осуществлялось не только силами художников и инженеров лабора­ тории. Весь завод был фактически лабораторией художественного стекла, и судьба научного и художественного коллектива неотделима от судьбы всего завода.

К середине 1950-х годов в развитии самого предприятия намети­ лись значительные трудности. Дело в том, что на заводе все время шло параллельное совершенствование производства хрусталя и зеркал. На зеркальном участке трудились наиболее квалифицирован­ ные кадровые рабочие. Многие из них начинали свою трудовую дея­ тельность еще в 1930-е годы на бывшей зеркальной фабрике. Это бригадир фацетчиков первоклассный мастер Г. 3. Гулый, в бригаде которого работали коммунисты М. Ф. Зверева и В. С. Иванов, а также А. Н. Красавин, проработавший на фабрике все трудные военные годы. Бригада выполняла нормы на 200 — 250 процентов и была одной из лучших на заводе. В зеркальном цехе больше всего внедрялось рационализаторских предложений, это был образцовый цех на

заводе.

Но к середине 1950-х годов, когда завод увеличил выпуск изделий из хрусталя, многопрофильность производства стала препятствием его дальнейшего совершенствования.

Нужно было выбирать: хрусталь или зеркала. В 1955 году все зер ­ кальное производство было прекращено и перебазировано в Вышний Волочок на зеркальную фабрику.

6 2


Какой же была продукция предприятия этих лет? Из бесцветного и накладного стекла выпускались графины, стаканы, бокалы, фужеры, вазы, флаконы для пульверизаторов.

Но будущее завода уже вырисовывалось довольно ясно: он брал курс на производство хрусталя и создание из него вещей высокой эстетической ценности.

А пока хрусталь шел преимущественно на мелкие изделия. Завод выпускал до 50 фасонов ваз для цветов и только 20 из них хрусталь­ ных. Ассортимент ежегодно обновлялся всего на 3 — 5 процентов. Не хватало производственных площадей. Завод расположен на неболь­ шой территории, но и она, застраиваемая когда-то без единого плана, использовалась нерационально. Все производство раньше было приспо­ соблено для изготовления зеркал, и перестроиться было не так-то легко.

Кроме того, существовали и другие причины технологического ха­ рактера, затруднявшие работу завода. Стекло и хрусталь варились в разных горшках одной и той же печи. А разные материалы требуют оазличных режимов варки. Как ни велико мастерство технологов и стекловаров — брак все равно был неизбежен.

Это были трудные для завода дни. Торговые организации начали возвращать не-пользующуюся спросом продукцию.

Немало было совещаний с технологами, с работниками научно-ис­ следовательской лаборатории, художниками. Вывод был только один — без дальнейшей специализации, перевода завода исключительно на хрусталь дальнейшее развитие и совершенствование предприятия не­ возможно.

В 1964 году в Москве на заседании представителей Министерства промышленности строительных материалов, Министерства финансов и М инистерства торговли было принято решение о специализации Ле­ нинградского завода художественного стекла исключительно на про­ изводстве изделий из хрусталя. Стеклянную посуду полностью исклю­ чили из плана завода, и на 1965 год была утверждена новая программа.

Уже в 1965 году новые изделия составили около 30 процентов об­ щего объема производства, а в следующем — 65 процентов. К 1968 году, когда завод перешел на новую систему планирования и экономиче­ ского стимулирования, четыре пятых производства составляли новые изделия, а к началу 1970-х годов обновилась вся заводская продукция.

Завод стал полностью соответствовать своему назначению — вы­ пускать художественные произведения, несущие в наш быт высокий эстетический вкус, красоту и радость.


ТВОРЦЫ КРАСО ТЫ

J ) о второй половине 1950-х и в 1960-х годах происходило станов­ ление ленинградской школы художественного стекла, основы которой были заложены В. И. Мухиной и ее коллегами. В слож­ ном процессе развития какие-то направления творчества, подсказанные

исканиями Мухиной, разрабатывались дальше, какие-то корректирова­ лись. Чем же характеризуются стилистические изменения в художе­ ственном стекле Ленинградского завода, происшедшие примерно за полтора десятилетия — от середины 1950-х и до начала 1970-х годов7 Творчество художников завода в те годы отражало общее направ­ ление в декоративном искусстве. Тесно связанное с материальной культурой народа, оно чутко улавливало изменения, происходившие в обществе. Среди разнообразных отраслей декоративно-прикладного искусства художественное стекло, начиная с 1950-х—1960-х годов, за­ нимает одно из ведущих мест. В эти же годы значительно выросли и окрепли художественные лаборатории не только Ленинградского, но и Гусевского, Красномайского, Неманского и других заводов художе­ ственного стекла. Сюда пришло много талантливой молодежи. В этой области художественного творчества стилистические изменения прояв-

64

лялись особенно ощутимо, ярко и зачастую раньше, чем в произведе­ ниях из фарфора, дерева, металла.

Почти все ленинградские художники шли вначале по пути упрощ е­ ния форм и одновременно по пути отказа от привычной «мальцевской» грани, представляющей довольно жесткие комбинации из стан­ дартных элементов — камней, розеток, кустов, звезд, пальцев. Очище­ ние формы и переосмысление декора сопровождались более активным и целенаправленным использованием цвета.

Так продолжалось примерно до середины 1960-х годов, когда вновь наметился поворот к более развитым и расчлененным формам и неко­ торому обогащению декора, но теперь уже не из элементов номерного гранения, а нового, более целостного, часто более изобразительного или ассоциативного декора, органически связанного только с данным произведением.

Общая тенденция, следовательно, шла от пышности и некоторой вычурности к простоте, а от простоты — снова к усложненности, но усложненности не чисто поверхностного, декоративного плана, а к большей содержательности вещи в целом, рассматриваемой теперь как своего рода пластическое произведение.

Среди частных направлений этого общего развития можно отметить изобразительный декор, прошедший через творчество почти всех ху­ дожников 1960-х годов, тематический декор на подарочных и сувенир­ ных изделиях и создание чисто декоративных форм, предназначенных для украшения интерьера.

Изменения, о которых мы только что говорили, по-разному прояви­ лись в творчестве ленинградских художников по стеклу. Старейший и опытнейший среди них — Борис Александрович Смирнов, ныне заслу­ женный художник РСФСР. Отличительная черта творчества Смирно­ ва — постоянный поиск сочетания в облике предмета изобразительного начала с высокой культурой формы и декора.

Б. А. Смирнов всегда и везде, где только позволяет архитектоника предмета, стремится использовать оптические свойства стекла — его прозрачность, способность передавать изображение так, как это невоз­ можно ни в каком другом материале. Рисунок то виден через толщу стекла, то его изображение на задней стенке сосуда совмещается с и зо ­ бражением на передней, при этом образуется особая глубина, пространственность этих изображений. Наконец, рисунок видится так, как будто бы он передвигается, оживает, если мы берем изделие в руки и начинаем поворачивать его, меняя угол зрения или направление осве­ щения стеклянного произведения.

Сейчас подобными приемами все шире пользуются ученики и по­ следователи Бориса Александровича. Но сам Смирнов довел эти при­ емы до совершенства, используя их как один из основных принципов своего творчества.

5 А л м а з н а я г р а н ь

65