Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

художественного и технического руководства, а также старых масте­ ров по ручному формованию и огранке стеклянных изделий.

Авторы писали также, что в первую очередь необходимо «передать Ленинградскую зеркальную фабрику в ведение М инистерства про­ мышленности строительных материалов».

Это поставило бы фабрику в лучшие условия снабжения сырьем и материалами. Но по ряду причин это предложение сразу не было поддержано.

Однако В. И. Мухина и Н. Н. Качалов не отступали от своих за­ мыслов. На фабрике уже были выпущены первые партии не только зеркал и банок, но и мелких художественных изделий — рюмок, фуже­ ров. Пробовали варить хрусталь. Исподволь обучали и готовили выдувальщиков, алмазников.

30 ноября 1947 года профессор Н. Н. Качалов снова обратился к министру легкой промышленности, предлагая передать Ленинград­ скую фабрику в ведение Министерства промышленности строительных материалов.

После письма Н. Н. Качалова Совет Министров СССР в январе 1948 года принял решение о восстановлении производства художе­ ственного стекла на Ленинградской зеркальной фабрике. Возобновля­ лась деятельность научно-исследовательской лаборатории художествен­ ного стекла и экспериментального цеха Ленинградской зеркальной фабрики МЛП РСФСР как производственной базы для изготовления уникальных художественных образцов изделий из стекла для других заводов и выпуска серийных художественных и архитектурных изде­ лий различного назначения.

Было выделено 500 тысяч рублей для экспериментальных работ. Расширились штаты фабрики. Были привлечены к работе опытные ма­ стера — племянник М. С. Вертузаева, прошедший у него выучку, Б. А. Еремин, алмазчики И. Н. Медведев, П. М. Михайлов, И. А. Цы ­ ганков, травильщик Н. М. Ж елезняков, гравер И. Н. Степанов.

Общее руководство художественной направленностью фабрики продолжала осуществлять В. И. Мухина.

Нынешний завод художественного стекла был буквально ее дети­ щем, она отдала много сил и энергии его созданию, определению его художественного профиля. Вспоминая об этой стороне ее деятельно­ сти, Н. Н. Качалов писал: «Мне кажется, что та большая организую­ щая и объединяющая роль, которую играла в коллективе завода худо­ жественного стекла Вера Игнатьевна, объясняется не только ее огром­ ным художественным авторитетом, но и душевными качествами ее, как человека простого в обхождении, сердечного и в высшей степени

скромного».

Мы уже говорили об отличительных чертах собственного творче­ ства В. И. Мухиной, о ее позициях в искусстве, о гражданственности

46


ее творчества, о высоком чувстве долга и ответственности, которыми она обладала.

Ленинское положение о том, что искусство принадлежит народу, являлось для Веры Игнатьевны программой художественной деятель­ ности. Всю свою жизнь она стремилась создавать искусство, которое было бы понятно народу и любимо им. Отсюда ее постоянная забота о повышении эстетического уровня советских людей, о воспитании их художественного вкуса, о приобщении к искусству более широких слоев народа. А наиболее массовое искусство — декоративно-приклад­ ное, и именно поэтому В. И. Мухина отдавала ему столько времени и сил.

* * *

Итак, был восстановлен не только экспериментальный цех, по­ строенный еще в 1940 году, но и вся фабрика ориентирована на вы­ пуск прежде всего художественного стекла.

В печах экспериментального цеха, ставшего вскоре основным, веду­ щим подразделением фабрики, вновь бушевало пламя.

ЛАБО РАТО РИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО Х РУСТАЛЯ

• /

/

ачался

новый этап производства хрусталя. Но теперь уже не

/

1

в небольшом цехе, а на специализированном предприятии по

 

М~

выработке художественного стекла. Фактически история са­

мостоятельного

предприятия художественного стекла

и начинается

с

этого

времени — января 1948 года. Постепенно завод

освободился

от производства зеркал, а затем и от выпуска рядовой сортовой по­ суды. Теперь это стало единственное в стране предприятие, специали­ зирующееся исключительно на выпуске художественной продукции, во многом определяющей направление современного советского худо­ жественного стекла.

Первый этап изменения профиля предприятия длился около семи лет, причем более половины этого срока художественное руководство производством осуществляла В. И. Мухина.

** *

Всвязи с изменением профиля предприятия коллектив должен был решать много нелегких проблем. Ведь предприятие унаследовало строения и частично оборудование Деминской зеркальной фабрики,

48


построенной еще в начале века. Кроме того, технология производства зеркал, хотя и близка к обработке художественного стекла, но все же имеет существенные отличия. Для выделки же художественного стекла и хрусталя был приспособлен бывший экспериментальный цех.

Второй серьезной проблемой стало возрождение деятельности ху­ дожественной лаборатории, ибо без нее было невозможно начать вы­ пуск той продукции, на которую теперь было ориентировано пред­ приятие.

Ленинградское отделение Союза художников рекомендовало привлечь к работе на фабрике художников Б. А. Смирнова и Э. М. Криммера. Затем сюда пришли график А. Л. Каплан, возглавив­ ший с декабря 1949 года художественную лабораторию, художницы Е. Е. Махалова, Е. В. Яновская и Е. И. Алексеева (Батанова), архитек­

тор

Н. Г. Эйсмонт. К работе

была также привлечена

художница

К.

И. Даниэль-Бек. В течение

1951 — 1953 годов штат

лаборатории

пополнился выпускниками Ленинградского высшего художественно­ промышленного училища Л. Д. Смирновой и Ю. А. Мунтяном.

Был организован художественный совет, в который входили народ­ ный художник СССР В. И. Мухина, академики И. В. Гребенщиков и И. А. Орбели, члены-корреспонденты Академии архитектуры СССР

Е. А. Левинсон и А. А. Оль, профессора Н. Н. Качалов и В. В. Варгин, С. В. Васильковский, председатель Ленинградского отделения Союза художников Я. С. Николаев, научные сотрудники Эрмитажа и Рус­ ского музея Т. Н. Кречетова, Б. А. Шелковников, Б. Н. Эмме и другие специалисты.

Возобновились занятия художников по изучению отечественного и зарубежного стекла в музеях Ленинграда. Было положено начало организации музея завода. По инициативе Мухиной художники и ма­ стера стали заниматься рисунком и живописью. По вечерам одна из комнат художественной лаборатории превращалась в студию, ма­ стера и художники работали с натурой, слушали беседы специали- стов-искусствоведов по истории прикладного искусства. Новый хрусталь воссоздавался на основе тщательного изучения традиций и постоянного совершенствования мастерства.

В мае 1951 года лаборатория совместно с Ленинградскими отделе­ ниями Союза художников и Союза архитекторов провела открытый конкурс на проекты прессованных изделий из стекла. Важно было привлечь новые художественные силы для обновления ассортимента.

Очень серьезной была проблема кадров. По инициативе партийной организации установили связь с художественно-ремесленным учили­ щем № 24, где готовили камнерезов и алмазчиков.

Училище давало своим воспитанникам не только профессиональ­ ную квалификацию. Большое внимание здесь уделялось воспитанию общей художественной культуры.

4 А л м а з н а я г р ан ь

49



В первый год становления завода, когда группа подростков из учи­ лища пришла сюда на практику, их привлек не только интереснейший материал — стекло, но и та особая творческая обстановка, которая царила среди людей.

Спустя несколько лет бывшие учащиеся художественного училища стали лучшими мастерами завода. Это Н. А. Савин, В. М. Горбунов, В. И. Фефелин, Л. А. Провоторова, Т. В. Шалотина, Р. П. Антоненко, В. Ф. Никитина, Е. А. Рубан, Н. М. Дорышева. Многие из них продол­ жали свое образование и добились больших успехов. В. М. Горбунов сейчас техник-технолог цеха обработки, В. Ф. Никитина — техниктехнолог научно-исследовательской лаборатории, Е. А. Рубан — инже­ нер отдела главного механика. Был в этой группе ребят, впервые познакомившихся в 1948 году с тем, как варят и обрабатывают стекло, к Владимир Ванчугов. Он закончил училище в 1949 году, получил специальность алмазчика и стал работать самостоятельно. Совершен­

ствовал свое мастерство молодой алмазчик

под наблюдением одного

из старейших мастеров завода Ивана Николаевича Медведева.

Вскоре имя Владимира Ванчугова все

чаще стало упоминаться

в числе передовых. В 1952 году ему вручили Почетную грамоту завода и перевел.и в экспериментальную бригаду. Он пробует свои силы и в создании самостоятельных новых рисунков алмазной грани. Наибо­ лее удачным был декор на вазе «Дачная», которая, начиная с 1953 года, несколько лет была в массовом производстве.

По почину комсомола в цехах создавали группы учеников, органи­ зовали практику воспитанников художественно-ремесленного учи­ лища. В 1946 году четырнадцатилетним мальчиком пришел на фабрику Миша Кудрявцев. Оставшемуся без родных подростку фабрика в труд­ ные послевоенные годы была не только местом работы, но и домом. С Мишей занимался один из лучших мастеров Н. В. Гайдук. Миша стал превосходным мастером-алмазчиком. Позже, в 1960-х годах, ему было присвоено звание «мастер-художник», а выполненная Михаилом Александровичем Кудрявцевым чаша «Ажурная» получила золотую ме­ даль на Лейпцигской ярмарке 1968 года.

Почти каждый из мастеров старшего поколения — Н. В. Гайдук, М. Г. Баранов, И. Н. Медведев, Б. А. Еремин — воспитывал в те годы молодую смену, готовую решать большие и ответственные задачи, ко­ торые встали перед фабрикой в дальнейшем.

* * *

Постепенно экспериментальная часть и художественная лаборато­ рия были еще более расширены, а сама фабрика распоряжением Со­

вета Министров

СССР от 11 февраля 1949 года была переименована

г.

Ленинградский

завод художественного стекла и сортовой посуды.

С

этого времени

предприятие превратилось во всесоюзную экспери­

51