Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«уничтожена» светом, и в стеклянной скульптуре зрители увидят только материал, не ощущая изображения и темы.

Согласиться или опровергнуть эти мнения можно было только экс­ периментальным путем. Первыми опытами по изготовлению стеклян­ ной скульптуры руководил профессор В. В. Варгин. В 1941 году были изготовлены из бесцветного стекла скульптура «Голова красноармей­ ца» по модели скульптора Н. Е. Данько и бюст А. С. Пушкина по мо­ дели скульптора И. П. Витали.

Особо хочется сказать о работе в этой области В. И. Мухиной. Позже она писала о своих первых опытах: «Я помню, были поиски хоть какой-то небольшой вещи, с которой можно было бы начать. Н а­ чали с портретов. Первое, что было сделано, — это портрет Качалова. Этот портрет у меня был сделан для бронзы, а не для стекла». То, что модель была сделана для бронзы, предопределило неудачу первой вещи. Сильная, выразительная, немного резкая лепка красивого лица ученого противоречила мягкости и округлости стеклянных форм. Од­ нако отливка портрета дала возможность усовершенствовать техноло­ гию изготовления литых стеклянных скульптур, и в этом значение первых опытов. Когда новая технология была освоена, приступили к решению художественной задачи. Она была не легкой и решалась упорным и вдохновенным трудом. Венцом работ Мухиной в этой об­ ласти является стеклянный «Торс».

Подлинно реалистический подход к скульптуре, требующий необ­ ходимой меры условности и творческого изменения действительности, знание технических и художественных особенностей и возможностей материала, неутомимые искания и вдохновенное новаторство — всем этим характеризуется работа Мухиной в новой, неизведанной области стеклянной скульптуры. В. И. Мухина была первым советским скульп­ тором, хоздававшим модели для исполнения в стекле.

В стеклянной скульптуре кроме Мухиной в разные годы пробовали

свои

силы многие

художники —

Е.

И.

Батанова,

Б. И. Воробьев,

И. С.

Ефимов, Б.

Е. Каплянский,

Б.

Ф.

Лоринцев,

А. Л. Малахин,

Л. Н. Сморгон,

Н. Г. Эйсмонт. Наиболее удачными были анималисти­

ческие вещи А. Э. Сыловой.

Ее скульптуры «Медведь», «Выдра» и

«Пума» вошли

в коллекцию

изделий завода, демонстрировавшихся

в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе.

Работы Мухиной, Воробьева, Сыловой и некоторых других скуль­ пторов в стекле показали, что при правильном творческом методе не следует опасаться способности прозрачного стекла «разрушить» объ­ емный образ. Оказалось, что как раз прозрачность стекла, позволяю­ щая видеть не только обращенную к зрителю, но и «заднюю» сторону скульптуры, создает неподражаемо полное зрительное ощущение объ­ емности, монолитности, полноты вещи, то есть того, чего не дает ни­ какой другой, непрозрачный материал.

3 9



** $

Успехи работы творческого коллектива, возглавляемого В. И. Мухи­ ной, наглядно показали новые возможности художественного стекла.

Характерными чертами направления, разработанного Мухиной и ее товарищами, были широкое применение гладкого цветного и бесцвет­ ного стекла, не изрезанного мелкой алмазной гранью; максимальное использование цвета; декорировка стекла не механической обработкой, а только цветом. Форму и цвет Мухина считала основными художе­ ственными компонентами изделий из стекла. Это был глубоко совре­ менный подход к предметам декоративно-прикладного искусства, рас­ считанный на их массовое производство.

В работах Мухиной и ее коллег была поддержана, осмыслена и про­ должена инициатива отдельных мастеров и художников, пытавшихся преодолеть «стандартность» рисунков и композиционных приемов, связанных с алмазным гранением. Раньше гранение осуществлялось простым накладыванием на форму отвлеченных декоративных рисун­ ков и насечек. Теперь его стали рассматривать как художественное средство для целесообразного подчеркивания и оттенения особенно­ стей формы. Гораздо шире, чем прежде, начали пользоваться крупной огранкой, позволяющей получать большие гладкие блестящие плоско­ сти стекла.

Одной из характерных особенностей ленинградской школы совет­ ского художественного стеклоделия является ее неутомимый творче­ ский дух, основанный на тесном содружестве художников, ученыхтехнологов и мастеров.

«НЕ Д А Д И М ПО ГАСН УТЬ П ЛАМ ЕН И »

Ъойна прервала с таким успехом начатую деятельность экспери­ ментального цеха.

Н о и в годину самых суровых испытаний все понимали и ве­ рили — работа прекращена временно. Потому что значение деятельно­ сти экспериментального цеха в истории советского стеклоделия трудно переоценить. Ведь было не просто восстановлено производство хру­ стальных рюмок или графинов. Смысл событий, происшедших на Л е­ нинградской зеркальной фабрике в конце 1940 — начале 1941 года, значительно глубже. Было восстановлено национальное художествен­ ное достояние, причем в совершенно ином социальном плане. Новое художественное стекло производилось отныне не для царского двора, не для богатых особняков — оно рождалось как часть новой, социали­ стической художественной культуры советского народа.

И это понимали партийная организация города, актив фабрики, ее руководство, ее рабочие. Поэтому перед всем коллективом с первых дней войны была поставлена задача — сберечь те ростки художествен­ ного стекла, которые появились в 1940—1941 годах, сохранить экспе­ риментальный цех, образцы работ Мухиной, Успенского, Тырсы,

41


Вертузаева, Порохова. Сберечь, чтобы потом, после победы, возродить и продолжить начатое.

Но сохранить — это значит продолжить работу на фабрике, закон­ сервировав временно те участки, которые связаны с производством сугубо мирной продукции. Ленинграду помогала вся страна. Беспре­ рывно шли машины с медикаментами, с продовольствием по Дороге жизни. На фабрике удалось сравнительно безболезненно провести консервацию экспериментального цеха и перестроиться на выпуск продукции для военных нужд.

В первые же дни войны многие рабочие ушли на фронт. 22 июня был мобилизован Александр Григорьевич Заводчиков, работавший в столярном цехе, готовивший оправу для зеркал и формы для выдува­ ния стекла. Ушел на фронт Александр Павлович Скворцов, слесарь механических мастерских. Потом — фацетчик Виктор Степанович Ива­ нов. А за ними — еще десятки и десятки других. Число рабочих сокра­ тилось в 7 раз. Ушедших мужчин заменили женщины и подростки.

В конце 1941 года была погашена основная стекловаренная печь экспериментального цеха. Но фабрика продолжала работать. В годы блокады варили стекло для военных нужд: выдували ламповые стекла, ампулы для лекарств, цилиндры для специальных жидкостей, стекло для фонарей «летучая мышь».

Оставшиеся на фабрике женщины и подростки были переведены на казарменное положение и жили здесь же. Общежитие было во вто­ ром этаже, над бывшим цехом серебрения зеркал.

Отработав полторы, а то и две смены, дежурили на крышах, пред­ отвращали пожары, рыли оборонительные сооружения. Но тяжелее всего было с топливом. Ведь печь нельзя загасить ни на минуту: только когда в ней бушует огонь — фабрика живет. Чтобы сократить расход топлива, на фабричной трубе поставили специальный «сузитель». З и ­ мой в снежную метель ходили за несколько километров заготовлять торф и дрова, тащили на себе остатки деревянных заборов, обломки ящиков.

«Не дадим погаснуть пламени» — эта фраза приобрела для всех особый смысл: пламя означало жизнь, тепло, работу, помощь фронту. По-прежнему составлял смеси шихты заведовавший в это время стек­ ловарением Александр Николаевич Даувальтер. А засыпщиком шихты и стекловаром стал паренек Александр Красавин. Он незадолго до войны приехал в Ленинград из деревни Великий Двор Тихвинского района, поселился у родственников и определился учеником фацетчика на зеркальную фабрику. Вдумчивый и старательный крестьянский мальчик работал аккуратно и делал большие успехи.

Выдувать ампулы пришла на фабрику четырнадцатилетняя девочка Лидия Яковлева. Она встала рядом с сестрой и матерью; в пятнадцать лет получила первую премию за хорошую работу.

42


Вместе с ними вчерашние выдувальщицы ампул восстанавливали фабрику. Работать в первые послевоенные годы было нелегко. Сказы­ валась изношенность оборудования, работавшего почти без ремонта. Не хватало специалистов. Ш тат фабрики к 1946 году составлял всего 130 человек. Переход на мирные рельсы давался с трудом — создавать серьезные, интересные вещи без специалистов было невозможно. В это время на фабрику пришел новый директор Василий Федорович Соро­ кин. Он понимал, что мало мобилизовать все внутренние резервы, не­ обходимы коренные изменения, чтобы наладить работу по производ­ ству художественных изделий. А экспериментальный цех пока продол­ жал оставаться в законсервированном состоянии.

Администрация фабрики неоднократно обращалась в Главстекло с предложениями расконсервировать экспериментальный цех и нала­ дить производство художественного стекла. В одном из таких писем говорилось: «Ленинградская зеркальная фабрика должна стать постоян­ но действующим центром, где будут собраны опытные научные, техни­ ческие и художественные силы с целью изыскания и производства новых видов сортовых и художественных изделий и усовершенство­ вания их декоративной обработки». Экспериментальная работа в те годы не прекратилась благодаря энтузиазму многих рабочих.

Энтузиазм этот получил поддержку партийной организации ф аб­ рики, во главе которой в то время был Федор Степанович Родин. Ро­ дин — человек удивительной технической одаренности и интересной судьбы. Он служил на Северном флоте, был начальником судоремонт­ ных мастерских. Там, на флоте, сделал он свое первое крупное изобре­ тение — создал специальное устройство, позволяющее оперативно ликвидировать надводные и даже подводные повреждения катеров. За участие в спасении судов Северного флота Родин был награжден орденом Отечественной войны II степени и медалью «За боевые заслуги».

Федор Степанович работает на фабрике с 1 марта 1947 года. Сей­ час, спустя четверть века, можно с уверенностью сказать, что на ны­ нешнем Ленинградском заводе художественного стекла нет ни одного цеха, ни одного участка, где не было бы внедрено какое-нибудь ра­ ционализаторское предложение Родина. Большей частью эти приспо­ собления достаточно просты, поражают оригинальностью выдумки и одновременно несложностью выполнения. Иногда просто диву даешь­ ся — как это люди раньше до этого не додумались? Но часто эта про­ стота кажущаяся, потому что на самом деле она утверждалась в борьбе с применявшимися годами способами и методами.

Родин умел воодушевить коллектив. Все видели, что его слова все­ гда подтверждаются делом: где-то появился поворотный круг, и изде­ лия не нужно стало переносить руками, в другом месте поставлен транспортер, придумана коляска, изготовлен механизм для автомати-

44