Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
«уничтожена» светом, и в стеклянной скульптуре зрители увидят только материал, не ощущая изображения и темы.
Согласиться или опровергнуть эти мнения можно было только экс периментальным путем. Первыми опытами по изготовлению стеклян ной скульптуры руководил профессор В. В. Варгин. В 1941 году были изготовлены из бесцветного стекла скульптура «Голова красноармей ца» по модели скульптора Н. Е. Данько и бюст А. С. Пушкина по мо дели скульптора И. П. Витали.
Особо хочется сказать о работе в этой области В. И. Мухиной. Позже она писала о своих первых опытах: «Я помню, были поиски хоть какой-то небольшой вещи, с которой можно было бы начать. Н а чали с портретов. Первое, что было сделано, — это портрет Качалова. Этот портрет у меня был сделан для бронзы, а не для стекла». То, что модель была сделана для бронзы, предопределило неудачу первой вещи. Сильная, выразительная, немного резкая лепка красивого лица ученого противоречила мягкости и округлости стеклянных форм. Од нако отливка портрета дала возможность усовершенствовать техноло гию изготовления литых стеклянных скульптур, и в этом значение первых опытов. Когда новая технология была освоена, приступили к решению художественной задачи. Она была не легкой и решалась упорным и вдохновенным трудом. Венцом работ Мухиной в этой об ласти является стеклянный «Торс».
Подлинно реалистический подход к скульптуре, требующий необ ходимой меры условности и творческого изменения действительности, знание технических и художественных особенностей и возможностей материала, неутомимые искания и вдохновенное новаторство — всем этим характеризуется работа Мухиной в новой, неизведанной области стеклянной скульптуры. В. И. Мухина была первым советским скульп тором, хоздававшим модели для исполнения в стекле.
В стеклянной скульптуре кроме Мухиной в разные годы пробовали
свои |
силы многие |
художники — |
Е. |
И. |
Батанова, |
Б. И. Воробьев, |
И. С. |
Ефимов, Б. |
Е. Каплянский, |
Б. |
Ф. |
Лоринцев, |
А. Л. Малахин, |
Л. Н. Сморгон, |
Н. Г. Эйсмонт. Наиболее удачными были анималисти |
|
ческие вещи А. Э. Сыловой. |
Ее скульптуры «Медведь», «Выдра» и |
|
«Пума» вошли |
в коллекцию |
изделий завода, демонстрировавшихся |
в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе.
Работы Мухиной, Воробьева, Сыловой и некоторых других скуль пторов в стекле показали, что при правильном творческом методе не следует опасаться способности прозрачного стекла «разрушить» объ емный образ. Оказалось, что как раз прозрачность стекла, позволяю щая видеть не только обращенную к зрителю, но и «заднюю» сторону скульптуры, создает неподражаемо полное зрительное ощущение объ емности, монолитности, полноты вещи, то есть того, чего не дает ни какой другой, непрозрачный материал.
3 9
** $
Успехи работы творческого коллектива, возглавляемого В. И. Мухи ной, наглядно показали новые возможности художественного стекла.
Характерными чертами направления, разработанного Мухиной и ее товарищами, были широкое применение гладкого цветного и бесцвет ного стекла, не изрезанного мелкой алмазной гранью; максимальное использование цвета; декорировка стекла не механической обработкой, а только цветом. Форму и цвет Мухина считала основными художе ственными компонентами изделий из стекла. Это был глубоко совре менный подход к предметам декоративно-прикладного искусства, рас считанный на их массовое производство.
В работах Мухиной и ее коллег была поддержана, осмыслена и про должена инициатива отдельных мастеров и художников, пытавшихся преодолеть «стандартность» рисунков и композиционных приемов, связанных с алмазным гранением. Раньше гранение осуществлялось простым накладыванием на форму отвлеченных декоративных рисун ков и насечек. Теперь его стали рассматривать как художественное средство для целесообразного подчеркивания и оттенения особенно стей формы. Гораздо шире, чем прежде, начали пользоваться крупной огранкой, позволяющей получать большие гладкие блестящие плоско сти стекла.
Одной из характерных особенностей ленинградской школы совет ского художественного стеклоделия является ее неутомимый творче ский дух, основанный на тесном содружестве художников, ученыхтехнологов и мастеров.
«НЕ Д А Д И М ПО ГАСН УТЬ П ЛАМ ЕН И »
Ъойна прервала с таким успехом начатую деятельность экспери ментального цеха.
Н о и в годину самых суровых испытаний все понимали и ве рили — работа прекращена временно. Потому что значение деятельно сти экспериментального цеха в истории советского стеклоделия трудно переоценить. Ведь было не просто восстановлено производство хру стальных рюмок или графинов. Смысл событий, происшедших на Л е нинградской зеркальной фабрике в конце 1940 — начале 1941 года, значительно глубже. Было восстановлено национальное художествен ное достояние, причем в совершенно ином социальном плане. Новое художественное стекло производилось отныне не для царского двора, не для богатых особняков — оно рождалось как часть новой, социали стической художественной культуры советского народа.
И это понимали партийная организация города, актив фабрики, ее руководство, ее рабочие. Поэтому перед всем коллективом с первых дней войны была поставлена задача — сберечь те ростки художествен ного стекла, которые появились в 1940—1941 годах, сохранить экспе риментальный цех, образцы работ Мухиной, Успенского, Тырсы,
41
Вертузаева, Порохова. Сберечь, чтобы потом, после победы, возродить и продолжить начатое.
Но сохранить — это значит продолжить работу на фабрике, закон сервировав временно те участки, которые связаны с производством сугубо мирной продукции. Ленинграду помогала вся страна. Беспре рывно шли машины с медикаментами, с продовольствием по Дороге жизни. На фабрике удалось сравнительно безболезненно провести консервацию экспериментального цеха и перестроиться на выпуск продукции для военных нужд.
В первые же дни войны многие рабочие ушли на фронт. 22 июня был мобилизован Александр Григорьевич Заводчиков, работавший в столярном цехе, готовивший оправу для зеркал и формы для выдува ния стекла. Ушел на фронт Александр Павлович Скворцов, слесарь механических мастерских. Потом — фацетчик Виктор Степанович Ива нов. А за ними — еще десятки и десятки других. Число рабочих сокра тилось в 7 раз. Ушедших мужчин заменили женщины и подростки.
В конце 1941 года была погашена основная стекловаренная печь экспериментального цеха. Но фабрика продолжала работать. В годы блокады варили стекло для военных нужд: выдували ламповые стекла, ампулы для лекарств, цилиндры для специальных жидкостей, стекло для фонарей «летучая мышь».
Оставшиеся на фабрике женщины и подростки были переведены на казарменное положение и жили здесь же. Общежитие было во вто ром этаже, над бывшим цехом серебрения зеркал.
Отработав полторы, а то и две смены, дежурили на крышах, пред отвращали пожары, рыли оборонительные сооружения. Но тяжелее всего было с топливом. Ведь печь нельзя загасить ни на минуту: только когда в ней бушует огонь — фабрика живет. Чтобы сократить расход топлива, на фабричной трубе поставили специальный «сузитель». З и мой в снежную метель ходили за несколько километров заготовлять торф и дрова, тащили на себе остатки деревянных заборов, обломки ящиков.
«Не дадим погаснуть пламени» — эта фраза приобрела для всех особый смысл: пламя означало жизнь, тепло, работу, помощь фронту. По-прежнему составлял смеси шихты заведовавший в это время стек ловарением Александр Николаевич Даувальтер. А засыпщиком шихты и стекловаром стал паренек Александр Красавин. Он незадолго до войны приехал в Ленинград из деревни Великий Двор Тихвинского района, поселился у родственников и определился учеником фацетчика на зеркальную фабрику. Вдумчивый и старательный крестьянский мальчик работал аккуратно и делал большие успехи.
Выдувать ампулы пришла на фабрику четырнадцатилетняя девочка Лидия Яковлева. Она встала рядом с сестрой и матерью; в пятнадцать лет получила первую премию за хорошую работу.
42
Вместе с ними вчерашние выдувальщицы ампул восстанавливали фабрику. Работать в первые послевоенные годы было нелегко. Сказы валась изношенность оборудования, работавшего почти без ремонта. Не хватало специалистов. Ш тат фабрики к 1946 году составлял всего 130 человек. Переход на мирные рельсы давался с трудом — создавать серьезные, интересные вещи без специалистов было невозможно. В это время на фабрику пришел новый директор Василий Федорович Соро кин. Он понимал, что мало мобилизовать все внутренние резервы, не обходимы коренные изменения, чтобы наладить работу по производ ству художественных изделий. А экспериментальный цех пока продол жал оставаться в законсервированном состоянии.
Администрация фабрики неоднократно обращалась в Главстекло с предложениями расконсервировать экспериментальный цех и нала дить производство художественного стекла. В одном из таких писем говорилось: «Ленинградская зеркальная фабрика должна стать постоян но действующим центром, где будут собраны опытные научные, техни ческие и художественные силы с целью изыскания и производства новых видов сортовых и художественных изделий и усовершенство вания их декоративной обработки». Экспериментальная работа в те годы не прекратилась благодаря энтузиазму многих рабочих.
Энтузиазм этот получил поддержку партийной организации ф аб рики, во главе которой в то время был Федор Степанович Родин. Ро дин — человек удивительной технической одаренности и интересной судьбы. Он служил на Северном флоте, был начальником судоремонт ных мастерских. Там, на флоте, сделал он свое первое крупное изобре тение — создал специальное устройство, позволяющее оперативно ликвидировать надводные и даже подводные повреждения катеров. За участие в спасении судов Северного флота Родин был награжден орденом Отечественной войны II степени и медалью «За боевые заслуги».
Федор Степанович работает на фабрике с 1 марта 1947 года. Сей час, спустя четверть века, можно с уверенностью сказать, что на ны нешнем Ленинградском заводе художественного стекла нет ни одного цеха, ни одного участка, где не было бы внедрено какое-нибудь ра ционализаторское предложение Родина. Большей частью эти приспо собления достаточно просты, поражают оригинальностью выдумки и одновременно несложностью выполнения. Иногда просто диву даешь ся — как это люди раньше до этого не додумались? Но часто эта про стота кажущаяся, потому что на самом деле она утверждалась в борьбе с применявшимися годами способами и методами.
Родин умел воодушевить коллектив. Все видели, что его слова все гда подтверждаются делом: где-то появился поворотный круг, и изде лия не нужно стало переносить руками, в другом месте поставлен транспортер, придумана коляска, изготовлен механизм для автомати-
44