Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
Б. А. Смирнов — художник исключительно широкого диапазона. Он работает и как дизайнер, и как режиссер и оформитель выставок, и как художник книги. 'Гу же широту творческих возможностей прояв ляет он и в стекле. Нельзя назвать какую-либо одну манеру, которой он был бы особенно предан. С одинаковой виртуозностью владеет он
игутными приемами, основанными на свободном выдувании и лепке,
иалмазной гранью, и матовой гравировкой. В дореволюционном рус ском стеклоделии, где основной фигурой были не художники, а ма стера, они подразделялись на выдувальщиков, алмазчиков, граверов. Но вот иногда появлялся какой-нибудь удивительно талантливый саморо док, истинный мастер-виртуоз, который с одинаковым необъяснимым природным искусством владел всеми приемами. Его обычно называли в народе «настоящий» или «круглый» мастер. Б. А. Смирнов именно такой «настоящий», но только не мастер, а художник, которому под
властны все декоративные приемы и способы обработки стекла. Его графины «Волнистый», «Соколик», ваза «Татьянка», декорированная
цветной нитью и выдержавшая миллионные тиражи, |
приборы для |
вина «Крепыш» и «Кубик» широко вошли в массовое |
производство |
в 1950-х годах. Особенно привлекателен приземистый прибор для вина на подносе. Графин и стопочки-стаканчики обработаны каждый восемью крупными гранями. Вряд ли можно удачнее и ярче выразить впечатление от этого прибора, назвав его иначе, чем это сделал автор, — «Крепыш».
Художник часто обращается к народным традициям и фольклорным мотивам, и это помогло ему создать целый ряд оригинальных работ. Свежо и неожиданно просто даны Смирновым образцы гутной работы, в частности его графин для воды «Барыня».
Автор выполнил этот сосуд в прозрачном стекле, используя прием свободного прилепа черных ручек — «рук» барыни и черной «оборки» ее платья. Эти детали создают контраст стекол и подчеркивают деко ративность сосуда. Ваза для цветов «Танцующая пара» целиком по строена на приемах гутной техники и сделана в традициях народных потешных игрушек.
С легкостью, как бы играючи, переходит художник от одного изде лия, приема, образа к другому, казалось бы совершенно противополож ному.
Графин «Барыня» выполнен в гутной технике; светло-зеленое блюдо с большой рыбой — в технике алмазной грани; на вазе «Петух» подцвеченное стекло как бы воспроизводит манеру раскраски лубоч ных картинок, а на вазе «Джаз» в смелой, почти плакатной манере изображены музыканты.
В последние годы художник обращается не только к традициям русского искусства, но и к примерам творчества советских художни ков старшего поколения, к тем находкам, которые у них были. Иногда
66
он просто «цитирует» эти произведения, используя характерный для современного искусства прием коллажа, иногда развивает заложенные другими художниками принципы применительно к требованиям сего дняшнего искусства. 'Гак, в своем витраже «Искусство принадлежит народу» Б. А. Смирнов воспроизвел на хрустальном цилиндре портрет В. И. Ленина, сделанный в свое время Н. И. Альтманом.
В работах Б. А. Смирнова есть немало спорного, ибо он открывает новые пути, и не всем они сразу представляются верными. Двадцать с лишним лет идет он в авангарде советского художественного стекло делия. Никогда не изменяет Смирнову острое чувство современности. Это большой и смелый художник, обладающий огромным опытом и неисчерпаемой фантазией.
Более двадцати лет работает на заводе заслуженный художник РСФСР Екатерина Васильевна Яновская. Здесь она сделала первые свои самостоятельные работы в 1949 году, а вскоре возглавила худо жественную лабораторию завода.
В начале 1950-х годов перед художниками завода стояла задача освоения новых технологических приемов, разрабатываемых научноисследовательской лабораторией, и создания образцов изделий не только для Ленинградского завода, но и для всех заводов сортовой посуды. Главному художнику предстояло в трудных условиях станов ления сплотить коллектив художников, создать для него возможности творческой работы, широкого экспериментирования. Трудностей было немало.
Одно из замечательных качеств Е. В. Яновской — внимательное от ношение к подбору кадров художников. В середине 1950-х годов на Ленинградском заводе художественного стекла полагалось по ш тат ному расписанию всего четыре художника. Настойчиво доказывает Яновская необходимость расширения художественной лаборатории, безошибочно подбирает художников талантливых, работоспособных, умелых.
Она привлекает к работе на заводе преподавателя Таллинского ху дожественного института Лейду Юрген, затем — Хелле Пыльд. Обе прекрасно владеют материалом, великолепно умеют гравировать, обучают искусству гравировки мастеров завода. Ю рген и Пыльд под держали и развили уже угасающую на заводе линию тонкой матовой гравировки по бесцветному хрусталю.
Еще через несколько лет Екатерина Васильевна обратила внимание на способного дипломанта училища имени Мухиной Адольфа О стро умова, затем привлекает к работе «графика» в стекле А. А. Аствацатурьяна и прекрасного рисовальщика Ю. М. Бякова. Требовательность и вместе с тем бережливое отношение Е. В. Яновской к индивидуаль ности каждого художника способствовали созданию на заводе коллек тива сильного, творческого, разностороннего.
67
Самый конец 40-х годов и начало 50-х были периодом наиболее ярко выраженных в творчестве художницы тенденций, тяготеющих к русскому народному искусству.
Яновскую привлекают сочность и красочность народного искусства. |
||
Интерпретируя эти традиции, она создает яркий многоцветный прибор |
||
«Матрешка» и кувшин |
«Петушок», выполненные в гутной |
технике, |
а также напоминающий |
крутящийся вихрем волчок графин |
из стекла |
звонкого зеленого цвета.
В авторских работах Яновской 1960-х годов мы видим как бы новое осмысление материала. Появляется стремление выявить прозрачность хрусталя, подчеркнуть ее чистыми шлифованными плоскостями, дать более тонкую цветовую гамму. Так рождаются ваза «Подкова» и штоф «Цветной», винный комплект «Аэлита», основанный на сочетании нежных цветов и лаконичной огранки. В золотистом блюде «Ж ук» и вазе «Голубь» дымчатого стекла декоративность материала играет не меньшую роль, чем изображение.
Выделяются своим оптимистическим декоративным строем парные блюда «Он» и «Она», крупные декоративные кубки «Лев» и «Сокол» с алмазной гранью. Звучный золотистый цвет соединился со сверкаю щим блеском хрусталя в острой, стремительной композиции «Маяк».
Одним из художников, чье творчество определяет лицо массовых изделий завода в последнее десятилетие, является Адольф Михайлович Остроумов. Его творческая биография началась в 1960 году. Для моло дого художника этот год был насыщен событиями: он возвратился из Чехословакии, где проходил преддипломную стажировку, отлично за щитил дипломную работу в ЛВХПУ, получил свою первую награду на Всесоюзной выставке дипломных работ студентов — диплом I степе ни и был принят на Ленинградский завод художественного стекла.
Первые его вещи на заводе были выполнены в гладком стекле и от личались от работ других художников своей напряженностью и какойто подчеркнутой строгостью. Формы предметов, как правило, четко конструктивные, причем часто неожиданные членения сосудов нахо дятся на первый взгляд совсем не там, где им полагается быть по при вычным канонам. В ранних вещах художника декор лишь сопутствует и помогает наиболее полному звучанию формы. Иногда это дости гается строгими линиями рисунка, в большинстве же случаев только цветом.
Трудно было уложить работы Остроумова начала 1960-х годов в рамки обычных представлений. Они были новы и знаменовали собой новый подход к вещи.
Позже Остроумов становится художником хрусталя, достигает пре восходного мастерства в создании граненых вещей. Твердо и четко о б рабатывает он материал, придавая ему почти архитектурные формы. Они становятся более крепкими, стенки сосудов утолщаются, худож
68
ник добивается предельной выразительности контура, силуэта вещи. Наиболее характерны для этого периода его творчества вазы «Аме тист», «Кристалл», «Фонарик».
Со второй половины 60-х годов А. М. Остроумова, как и многих других, увлекла проблема введения сюжета и изображения в стекло. Он начал разрабатывать ее сразу же в сочетании с цветом и рельефом. На стеклянную или хрустальную вазу наносилось цветное пятно, а за тем оно обрабатывалось гранением. Этот прием использован в вазах «Роза» и «Солнце». Он очень органичен для стекла и дает большой художественный эффект. Талант художника в этих вещах проявляется в совсем ином плане — прежний лаконизм уступает место ярко выра женной эмоциональности.
Внекоторых своих вещах, например в вазе «Дерево», Остроумов так же сдержан, как и в ранних своих работах. Логическое компози ционное взаимодействие форм и рисунка, спокойный, дымчато-зеленый цвет ножки — все рассчитано на то, чтобы овладеть вниманием зрителя не сразу, а постепенно. Изображенное на вазе могучее дерево, усеян ное плодами, задумано как символ жизни, и это придает произведению глубокую содержательность.
Впоследние годы Адольф Остроумов почти целиком сосредото
чился на работе с бесцветным хрусталем. Наиболее полно раскрыть драгоценную сущность и беспредельную красоту этого великолепного материала помогает алмазная грань. Найти же нечто новое и сугубо индивидуальное в рисунках алмазной грани, имеющей вековые тради ции, нелегко. Именно эта задача привлекла Остроумова. Он ищет собственные выразительные средства в четкости точных геометриче ских линий орнамента, в сочетании глубоких энергичных граней с нежной и тонкой матовостью, в контрастах искрящегося безудерж ного блеска граней с гладкой поверхностью, в усилении мажорного звучания хрусталя ярким цветовым пятном. Хрусталь «раскрывается» в руках художника и звучит то чисто и нежно, то торжественно и на пряженно.
В гранении хрусталя Остроумов достиг значительных успехов. Ве ликолепна его декоративная ваза «Жемчужина». Крупные острые грани смело и безошибочно разрезают хрусталь, свет рассыпается тысячей огоньков, и ваза загорается перламутровым блеском, напоми ная огромную драгоценную жемчужину.
И, наконец, художник закономерно приходит к созданию чисто декоративных композиций, таких, как «Ю питер». Это не утилитарные вещи, а пластические украшения интерьера, чеканные свободные формы, демонстрирующие красоту материала и виртуозность его об
работки.
В иной манере работает Акнуний Арсенович Аствацатурьян. Если многими вещами Остроумова хочется только любоваться, как драгоцен
69