Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Б. А. Смирнов — художник исключительно широкого диапазона. Он работает и как дизайнер, и как режиссер и оформитель выставок, и как художник книги. 'Гу же широту творческих возможностей прояв­ ляет он и в стекле. Нельзя назвать какую-либо одну манеру, которой он был бы особенно предан. С одинаковой виртуозностью владеет он

игутными приемами, основанными на свободном выдувании и лепке,

иалмазной гранью, и матовой гравировкой. В дореволюционном рус­ ском стеклоделии, где основной фигурой были не художники, а ма­ стера, они подразделялись на выдувальщиков, алмазчиков, граверов. Но вот иногда появлялся какой-нибудь удивительно талантливый саморо­ док, истинный мастер-виртуоз, который с одинаковым необъяснимым природным искусством владел всеми приемами. Его обычно называли в народе «настоящий» или «круглый» мастер. Б. А. Смирнов именно такой «настоящий», но только не мастер, а художник, которому под­

властны все декоративные приемы и способы обработки стекла. Его графины «Волнистый», «Соколик», ваза «Татьянка», декорированная

цветной нитью и выдержавшая миллионные тиражи,

приборы для

вина «Крепыш» и «Кубик» широко вошли в массовое

производство

в 1950-х годах. Особенно привлекателен приземистый прибор для вина на подносе. Графин и стопочки-стаканчики обработаны каждый восемью крупными гранями. Вряд ли можно удачнее и ярче выразить впечатление от этого прибора, назвав его иначе, чем это сделал автор, — «Крепыш».

Художник часто обращается к народным традициям и фольклорным мотивам, и это помогло ему создать целый ряд оригинальных работ. Свежо и неожиданно просто даны Смирновым образцы гутной работы, в частности его графин для воды «Барыня».

Автор выполнил этот сосуд в прозрачном стекле, используя прием свободного прилепа черных ручек — «рук» барыни и черной «оборки» ее платья. Эти детали создают контраст стекол и подчеркивают деко­ ративность сосуда. Ваза для цветов «Танцующая пара» целиком по­ строена на приемах гутной техники и сделана в традициях народных потешных игрушек.

С легкостью, как бы играючи, переходит художник от одного изде­ лия, приема, образа к другому, казалось бы совершенно противополож­ ному.

Графин «Барыня» выполнен в гутной технике; светло-зеленое блюдо с большой рыбой — в технике алмазной грани; на вазе «Петух» подцвеченное стекло как бы воспроизводит манеру раскраски лубоч­ ных картинок, а на вазе «Джаз» в смелой, почти плакатной манере изображены музыканты.

В последние годы художник обращается не только к традициям русского искусства, но и к примерам творчества советских художни­ ков старшего поколения, к тем находкам, которые у них были. Иногда

66


он просто «цитирует» эти произведения, используя характерный для современного искусства прием коллажа, иногда развивает заложенные другими художниками принципы применительно к требованиям сего­ дняшнего искусства. 'Гак, в своем витраже «Искусство принадлежит народу» Б. А. Смирнов воспроизвел на хрустальном цилиндре портрет В. И. Ленина, сделанный в свое время Н. И. Альтманом.

В работах Б. А. Смирнова есть немало спорного, ибо он открывает новые пути, и не всем они сразу представляются верными. Двадцать с лишним лет идет он в авангарде советского художественного стекло­ делия. Никогда не изменяет Смирнову острое чувство современности. Это большой и смелый художник, обладающий огромным опытом и неисчерпаемой фантазией.

Более двадцати лет работает на заводе заслуженный художник РСФСР Екатерина Васильевна Яновская. Здесь она сделала первые свои самостоятельные работы в 1949 году, а вскоре возглавила худо­ жественную лабораторию завода.

В начале 1950-х годов перед художниками завода стояла задача освоения новых технологических приемов, разрабатываемых научноисследовательской лабораторией, и создания образцов изделий не только для Ленинградского завода, но и для всех заводов сортовой посуды. Главному художнику предстояло в трудных условиях станов­ ления сплотить коллектив художников, создать для него возможности творческой работы, широкого экспериментирования. Трудностей было немало.

Одно из замечательных качеств Е. В. Яновской — внимательное от­ ношение к подбору кадров художников. В середине 1950-х годов на Ленинградском заводе художественного стекла полагалось по ш тат­ ному расписанию всего четыре художника. Настойчиво доказывает Яновская необходимость расширения художественной лаборатории, безошибочно подбирает художников талантливых, работоспособных, умелых.

Она привлекает к работе на заводе преподавателя Таллинского ху­ дожественного института Лейду Юрген, затем — Хелле Пыльд. Обе прекрасно владеют материалом, великолепно умеют гравировать, обучают искусству гравировки мастеров завода. Ю рген и Пыльд под­ держали и развили уже угасающую на заводе линию тонкой матовой гравировки по бесцветному хрусталю.

Еще через несколько лет Екатерина Васильевна обратила внимание на способного дипломанта училища имени Мухиной Адольфа О стро­ умова, затем привлекает к работе «графика» в стекле А. А. Аствацатурьяна и прекрасного рисовальщика Ю. М. Бякова. Требовательность и вместе с тем бережливое отношение Е. В. Яновской к индивидуаль­ ности каждого художника способствовали созданию на заводе коллек­ тива сильного, творческого, разностороннего.

67


Самый конец 40-х годов и начало 50-х были периодом наиболее ярко выраженных в творчестве художницы тенденций, тяготеющих к русскому народному искусству.

Яновскую привлекают сочность и красочность народного искусства.

Интерпретируя эти традиции, она создает яркий многоцветный прибор

«Матрешка» и кувшин

«Петушок», выполненные в гутной

технике,

а также напоминающий

крутящийся вихрем волчок графин

из стекла

звонкого зеленого цвета.

В авторских работах Яновской 1960-х годов мы видим как бы новое осмысление материала. Появляется стремление выявить прозрачность хрусталя, подчеркнуть ее чистыми шлифованными плоскостями, дать более тонкую цветовую гамму. Так рождаются ваза «Подкова» и штоф «Цветной», винный комплект «Аэлита», основанный на сочетании нежных цветов и лаконичной огранки. В золотистом блюде «Ж ук» и вазе «Голубь» дымчатого стекла декоративность материала играет не меньшую роль, чем изображение.

Выделяются своим оптимистическим декоративным строем парные блюда «Он» и «Она», крупные декоративные кубки «Лев» и «Сокол» с алмазной гранью. Звучный золотистый цвет соединился со сверкаю­ щим блеском хрусталя в острой, стремительной композиции «Маяк».

Одним из художников, чье творчество определяет лицо массовых изделий завода в последнее десятилетие, является Адольф Михайлович Остроумов. Его творческая биография началась в 1960 году. Для моло­ дого художника этот год был насыщен событиями: он возвратился из Чехословакии, где проходил преддипломную стажировку, отлично за­ щитил дипломную работу в ЛВХПУ, получил свою первую награду на Всесоюзной выставке дипломных работ студентов — диплом I степе­ ни и был принят на Ленинградский завод художественного стекла.

Первые его вещи на заводе были выполнены в гладком стекле и от­ личались от работ других художников своей напряженностью и какойто подчеркнутой строгостью. Формы предметов, как правило, четко конструктивные, причем часто неожиданные членения сосудов нахо­ дятся на первый взгляд совсем не там, где им полагается быть по при­ вычным канонам. В ранних вещах художника декор лишь сопутствует и помогает наиболее полному звучанию формы. Иногда это дости­ гается строгими линиями рисунка, в большинстве же случаев только цветом.

Трудно было уложить работы Остроумова начала 1960-х годов в рамки обычных представлений. Они были новы и знаменовали собой новый подход к вещи.

Позже Остроумов становится художником хрусталя, достигает пре­ восходного мастерства в создании граненых вещей. Твердо и четко о б ­ рабатывает он материал, придавая ему почти архитектурные формы. Они становятся более крепкими, стенки сосудов утолщаются, худож­

68


ник добивается предельной выразительности контура, силуэта вещи. Наиболее характерны для этого периода его творчества вазы «Аме­ тист», «Кристалл», «Фонарик».

Со второй половины 60-х годов А. М. Остроумова, как и многих других, увлекла проблема введения сюжета и изображения в стекло. Он начал разрабатывать ее сразу же в сочетании с цветом и рельефом. На стеклянную или хрустальную вазу наносилось цветное пятно, а за­ тем оно обрабатывалось гранением. Этот прием использован в вазах «Роза» и «Солнце». Он очень органичен для стекла и дает большой художественный эффект. Талант художника в этих вещах проявляется в совсем ином плане — прежний лаконизм уступает место ярко выра­ женной эмоциональности.

Внекоторых своих вещах, например в вазе «Дерево», Остроумов так же сдержан, как и в ранних своих работах. Логическое компози­ ционное взаимодействие форм и рисунка, спокойный, дымчато-зеленый цвет ножки — все рассчитано на то, чтобы овладеть вниманием зрителя не сразу, а постепенно. Изображенное на вазе могучее дерево, усеян­ ное плодами, задумано как символ жизни, и это придает произведению глубокую содержательность.

Впоследние годы Адольф Остроумов почти целиком сосредото­

чился на работе с бесцветным хрусталем. Наиболее полно раскрыть драгоценную сущность и беспредельную красоту этого великолепного материала помогает алмазная грань. Найти же нечто новое и сугубо индивидуальное в рисунках алмазной грани, имеющей вековые тради­ ции, нелегко. Именно эта задача привлекла Остроумова. Он ищет собственные выразительные средства в четкости точных геометриче­ ских линий орнамента, в сочетании глубоких энергичных граней с нежной и тонкой матовостью, в контрастах искрящегося безудерж­ ного блеска граней с гладкой поверхностью, в усилении мажорного звучания хрусталя ярким цветовым пятном. Хрусталь «раскрывается» в руках художника и звучит то чисто и нежно, то торжественно и на­ пряженно.

В гранении хрусталя Остроумов достиг значительных успехов. Ве­ ликолепна его декоративная ваза «Жемчужина». Крупные острые грани смело и безошибочно разрезают хрусталь, свет рассыпается тысячей огоньков, и ваза загорается перламутровым блеском, напоми­ ная огромную драгоценную жемчужину.

И, наконец, художник закономерно приходит к созданию чисто декоративных композиций, таких, как «Ю питер». Это не утилитарные вещи, а пластические украшения интерьера, чеканные свободные формы, демонстрирующие красоту материала и виртуозность его об­

работки.

В иной манере работает Акнуний Арсенович Аствацатурьян. Если многими вещами Остроумова хочется только любоваться, как драгоцен­

69