Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Работа художников в экспериментальном цехе и позднее на заводе проходила в основном следующим образом. По эскизу мастер выду­ вал несколько образцов, причем художник находился тут же, рядом, корректировал и улучшал свой эскиз, насколько позволял сам мате­ риал. Затем отбирались лучшие, наиболее выразительные образцы, и уже с них снимали форму для серийного или массового произ­ водства.

Это был совершенно правильный, творческий метод работы. Н е­ смотря на то что Мухиной и ее товарищами в те годы созданы мно­ гие разнообразные по формам изделия, в них видна единая принци­ пиально важная линия. Они возникали на основе реалистического метода художественного мышления, порожденного знанием богатей­ ших возможностей и особенностей материала, использованием глубо­ ких традиций, сложившихся в творчестве и навыках народных масте- ров-стеклодувов.

Все эти черты новаторства и традиционности, народности и клас­ сичности, красоты и «стеклянной технологичности» прекрасно и ор­ ганично соединены в лучших вещах В. И. Мухиной. Ее ваза для цве­ тов с филигранной нитью выполнена в венецианских традициях, но вместе с тем она отличается свежестью формы. Ваза походит на рас­ крытый колокольчик. Теплый охристый цвет стекла оттеняется тон­ ким рисунком филигранной (венецианской) нити.

В вазе «Лотос» лаконичная и простая форма в сочетании с глубо­ ким прозрачным цветом стекла создает тонкий и чистый облик вещи. Здесь художница шла от наблюдений над живой природой. Этот об­ разец чрезвычайно удобен и прост в исполнении, и поэтому он полу­ чил большое распространение на многих заводах в последующие годы и повторялся с неизменным успехом в ряде интересных вариантов.

Одной из замечательных вещей Мухиной является

ваза «Репка».

Ее оригинальная форма действительно напоминает

разросшуюся

репку. Вообще в работе над образом произведения, особенно в пос­ левоенные годы, В. И. Мухина нередко обращалась к естественным формам природы, в частности к растительному миру. У вазы «Репка» крепкая, здоровая, широкая форма, свойственная славянским сосудам. Она может изготовляться из стекол разных цветов, но сама Вера Игна­ тьевна предпочитала для нее сильные, чистые и яркие тона.

Огромное значение Мухина придавала выявлению специфики ма­ териала. Непосредственно в цехе, учась у мастеров, она познавала суть каждого технологического приема и стремилась сообразовать свои творческие замыслы с накопленными традициями и опытом ста­ рых стеклодувов. Выступая в феврале 1952 года в Академии художеств

СССР, Мухина рассказывала о своем творческом методе и определяла его в следующих словах: «Делалось то, что хочет стекло и что хочет художник, и это рождает форму».

3 А л м а з н а я г р а н ь

33


Мухина создает ряд декоративных вещей, утилитарная сторона ко­ торых как бы уходит на второй план, и вещь служит только для кра­ соты, воспринимается как эстетическая ценность. В этом отношении Мухина предвосхитила те искания художников стекла, которые про­ явились значительно позднее, в конце 1960-х годов. Прекрасное изде­ лие, строгое и простое по форме, нарядное и изысканное по цвету, безупречное в выявлении природы стекла и техники его обработки, входило в быт как красивая вещь, как демонстрация таланта худож­ ника и возможностей материала. Стекло становилось произведением искусства. Такова и известная ваза «Астра», входившая в «Кремлев­ ский сервиз» как специальное настольное украшение, а в 1940 — 1941 годах выпускавшаяся и отдельно экспериментальным цехом. Ваза напоминает распустившийся цветок. Чаша вазы глубоко прорезана, расчленена гранями-лепестками, постепенно утолщающимися, как бы наливающимися сверкающим прозрачным хрусталем. По каждому лепестку проходит острая долевая грань. Она придает чеканность, за­ конченность форме, подчеркивая ее превосходную конструктивность.

Искусствовед Н. Т. Яглова справедливо пишет, что в вазе «Астра» и некоторых других произведениях Мухиной «алмазная грань орга­ нично и оправданно связана с формой, она помогает раскрытию образного начала произведения. Глубокие грани в изделиях В. И. Му­ хиной словно вырезаны стекой скульптора. Они становятся необхо­ димой деталью в пластике формы; их движение, ритм, игра бликов, вспыхивающих то здесь, то там, зажигают в инертной массе мате­

риала скрытую жизнь».

вазы коричневато-жемчужный,

прозрачный,

Цвет

стекла этой

с теплым

золотистым

оттенком. Такой цвет называют

«дымчатым».

В тонком слое дымчатое стекло почти бесцветно, а в более плотных слоях приобретает сгущенный, теплый и переливчатый оттенок.

Эта ваза исполнялась также в прозрачном хрустале и в рубиновом стекле. В вазе «Астра» скульптор дал чудесный образ небывалого стеклянного цветка. Практически применить эту вазу для цветов по­

чти невозможно — из-за вырезов ваза

вмещает очень мало воды, и

цветы в ней рассыпаются. Н о изделие

представляет собой яркое де­

коративное произведение и дорого нам именно своей красотой, а не иными качествами.

Очень хороши бокалы и вазы для цветов, где Мухина использо­ вала излюбленный ею прием декорирования стекла не механической обработкой, а только цветом, который она считала одним из основ­

ных художественных компонентов изделий из стекла.

использовать

Кроме «чистого», сплошного цвета

она стремилась

и такие декоративные

приемы обработки стекла, где

цвет,

рисунок

или фактура не могут

быть совершенно

точно определены

художни­

ком, а образуют в процессе производства бесчисленное количество

34


декоративных вариантов. Таковы декоративный бокал с заливом из опалового стекла, кубок на трех ножках с красным заливом, бокал с «морозом».

Было у В. И. Мухиной также свое отношение и к форме. В ее произведениях («Астра», «Колокольчик», «Лотос», «Репка») пере­ осмысленный и творчески переработанный образ цветка или плода воспринимается не буквально, а лишь ассоциативно. Цветок не вос­ производится — он служит лишь толчком для творческой фантазии и создания новой оригинальной художественной ценности.

У В. И. Мухиной можно учиться изумительному мастерству сочета­ ния традиций и новаторства. Свободное творческое освоение класси­ ческого наследия, глубокая связь с народными традициями, живое общение с мастерами определили большой успех работ Мухиной. Проявление изумительной чуткости и гибкости в овладении специ­ фикой материала, стремление проникнуть в его скрытые свойства, взять все лучшее, что дает природа материала, не насилуя и не иска­ жая ее, — характерные черты работы Мухиной и руководимого ею коллектива.

Опыт работы В. И. Мухиной в стеклоделии учит многому. По своей глубине он является тем образцом творческого подхода, которому следует подражать.

Несмотря на общность приемов и задач, работы художников экспе­ риментального цеха (Мухиной, Успенского, Тырсы) имеют существен­ ные различия, определявшиеся индивидуальными чертами дарования каждого из них.

И все же в первую очередь хочется сказать об этом общем. То, что было создано в 1940—1941 годах, вошло в золотой фонд советского декоративного искусства и определило стилистические поиски в этой области' на много лет вперед.

19 мая 1962 года в Ленинграде, в залах Елагина дворца, открылась выставка произведений художников Ленинградского завода художе­ ственного стекла из собрания музея завода, где было показано много работ Мухиной и ее товарищей.

Вещи 1940—1941 годов производили необычайно сильное впечатле­ ние и поражали прежде всего своими масштабами. Кубки, вазы, кув­ шины — в их крупных формах угадывались величие и горделивая про­ стота. Вещи создавались как предметы общественного интерьера. Это было характерно для многих произведений художников эксперимен­

тального цеха. В этом коллективе особенно

плодотворно

работал

А. А. Успенский.

в 1892 году

в П етер­

Алексей Александрович Успенский родился

бурге. Он учился в Центральном училище технического рисования. Начиная с 1919 года Успенский сотрудничал в различных издатель­ ствах. Это был прекрасный педагог, первой заповедью которого было

35


Вспоминая об А. А. Успенском, погибшем во время блокады Ленин­ града, В. И. Мухина говорила, что это «была колоссальная потеря для советского стеклоделия. Это был не талант, а талантище. Это был график, но, как ни странно, никогда не делавший рисунков на стекле. Его интересовало стекло как материал... Это был виртуоз в смысле выдувания форм. Он всегда ориентировался на природу стекла, и это его заслуга».

Кувшин из серебристо-голубого стекла в виде капли является одним из характерных образцов Успенского. Как и в других его вещах, здесь использован прием свободного выдувания. Так же сделаны им длинные вазы из опалового и бледно-сиреневого стекла и множество разнооб­ разных кувшинов. Иногда в их простой цельной форме можно увидеть неожиданные сочетания — узкое горлышко кувшина перехватывается яркими цветными полосками, подчеркивающими конструктивную осо­ бенность формы, придающими ей особое изящество и элегантность. Высокие вытянутые вазы нередко украшены венецианской нитью или более толстыми цветными полосками (дротами). Мухина говорила об Успенском: «Из его рук выходили вещи не орнаментированные, но они были прекрасны, форма была замечательна».

Были созданы Успенским и орнаментированные вещи. Очень кра­ сива ваза для фруктов с изображением быков, данных в трактовке, характерной для античного искусства. Этот античный фриз, обрам­ ляющий вазу, был выполнен П. А. Пороховым.

Оригинальный и лаконичный рисунок «Бегуны» на одной из ваз показывает совершенно новый подход к алмазной грани. Это один из первых опытов «рисования» абразивным кругом с использованием оптического эффекта прозрачности стекла. Впоследствии, в 1950-х — 1960-х годах, этот очень декоративный и органичный для стекла прием нашелширокое применение.

Произведения А. А. Успенского с первого взгляда не поражают смелостью форм, но они рождают глубокое чувство удовлетворения гармоничностью и утонченностью цветовых оттенков. Его вещи как бы выражают наше представление о красоте стекла.

Вместе с Успенским в экспериментальном цехе работал художник Николай Андреевич Тырса. Им создано не так уж много изделий, тем не менее и Н. А. Тырса сказал свое слово в художественном стекле. Он отошел от традиционной формы капли, характерной для многих вещей Успенского.

Н. А. Тырса гораздо реже использовал прием свободного выдува­ ния и обычно заранее точно проектировал свои вещи и готовил формы. Но, ограничивая свои изделия заранее созданной формой, Тырса от­ нюдь не терял драгоценного чувства материала, присущего работам всего этого маленького коллектива. Его работы также очень пластичны и «стеклянны». Их широкое массовое тиражирование служит лучшим

3 7


доказательством хорошего понимания художником природы материала. Наиболее яркий пример особенностей творчества Н. А. Тырсы — винный прибор из звучного желтого стекла. Оригинальна его форма — утолщение верхней части графина, повторенное как основной мотив на тонких стаканах, создало необычную плавную форму, очень удоб­ ную в обиходе. Винный сервиз Тырсы — пример художественного р е ­ шения простого обыденного изделия, предназначенного для массового

потребителя.

Этот графин и стаканы Тырса запроектировал в различных вариан­ тах цвета и размера. Кроме звучного желтого художник использовал опаловые и молочные цвета, а также бесцветное стекло с техникой «мороз». Он, как и Мухина, считал, что стекло не следует обильно орнаментировать механическим способом, а лучше декорировать его только цветом и типично «стеклянными» приемами — этими специфи­ ческими особенностями самой техники стеклоделия.

Художник Н. А. Тырса погиб в Ленинграде в годы Великой Отече­ ственной войны.

* * *

Работа коллектива художников, возглавляемого В. И. Мухиной, оказала сильнейшее влияние на весь коллектив рабочих и техников экспериментального цеха. Ее приезды на завод были событием для всех.

Михаил Сергеевич Вертузаев сделал в это время немало самостоя­ тельных вещей, причем не в духе «кунстштюков» старых мастеров, ко­ торыми иногда поражали заехавших на завод посетителей, а настоя­ щих произведений художественного стекла, предназначенных для быта. Он много работал над восстановлением приема выделки изделий с венецианской нитью. Этим способом выполнены его кувшин и вин­ ный набор.

Инженер И. К. Матвеев также создал образный «кувшин с носи­ ком», получивший название «Утенок». Помогал ему в этом М. С. Вер­ тузаев. Пробовали свои силы и другие работники цеха, а также неко­ торые ленинградские художники и архитекторы. А у самой Мухиной среди многих идей была одна, заветная.

Речь шла о создании скульптуры из прозрачного литого стекла. Опыты по изготовлению объемных (прессованных) произведений из стекла с матовой поверхностью проводились еще на Императорском стеклянном заводе. Однако при этом пропадало одно из существенных художественных свойств стекла — прозрачность. Относительно про­ зрачной стеклянной скульптуры высказывались мнения, что она не сможет выявить из-за просвечивания стекла ощущения объемности, нарушит пластику вещи, а блестящая поверхность, отражая падающие лучи света, исказит форму. Предполагалось, что форма может быть

38