Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
Работа художников в экспериментальном цехе и позднее на заводе проходила в основном следующим образом. По эскизу мастер выду вал несколько образцов, причем художник находился тут же, рядом, корректировал и улучшал свой эскиз, насколько позволял сам мате риал. Затем отбирались лучшие, наиболее выразительные образцы, и уже с них снимали форму для серийного или массового произ водства.
Это был совершенно правильный, творческий метод работы. Н е смотря на то что Мухиной и ее товарищами в те годы созданы мно гие разнообразные по формам изделия, в них видна единая принци пиально важная линия. Они возникали на основе реалистического метода художественного мышления, порожденного знанием богатей ших возможностей и особенностей материала, использованием глубо ких традиций, сложившихся в творчестве и навыках народных масте- ров-стеклодувов.
Все эти черты новаторства и традиционности, народности и клас сичности, красоты и «стеклянной технологичности» прекрасно и ор ганично соединены в лучших вещах В. И. Мухиной. Ее ваза для цве тов с филигранной нитью выполнена в венецианских традициях, но вместе с тем она отличается свежестью формы. Ваза походит на рас крытый колокольчик. Теплый охристый цвет стекла оттеняется тон ким рисунком филигранной (венецианской) нити.
В вазе «Лотос» лаконичная и простая форма в сочетании с глубо ким прозрачным цветом стекла создает тонкий и чистый облик вещи. Здесь художница шла от наблюдений над живой природой. Этот об разец чрезвычайно удобен и прост в исполнении, и поэтому он полу чил большое распространение на многих заводах в последующие годы и повторялся с неизменным успехом в ряде интересных вариантов.
Одной из замечательных вещей Мухиной является |
ваза «Репка». |
Ее оригинальная форма действительно напоминает |
разросшуюся |
репку. Вообще в работе над образом произведения, особенно в пос левоенные годы, В. И. Мухина нередко обращалась к естественным формам природы, в частности к растительному миру. У вазы «Репка» крепкая, здоровая, широкая форма, свойственная славянским сосудам. Она может изготовляться из стекол разных цветов, но сама Вера Игна тьевна предпочитала для нее сильные, чистые и яркие тона.
Огромное значение Мухина придавала выявлению специфики ма териала. Непосредственно в цехе, учась у мастеров, она познавала суть каждого технологического приема и стремилась сообразовать свои творческие замыслы с накопленными традициями и опытом ста рых стеклодувов. Выступая в феврале 1952 года в Академии художеств
СССР, Мухина рассказывала о своем творческом методе и определяла его в следующих словах: «Делалось то, что хочет стекло и что хочет художник, и это рождает форму».
3 А л м а з н а я г р а н ь |
33 |
Мухина создает ряд декоративных вещей, утилитарная сторона ко торых как бы уходит на второй план, и вещь служит только для кра соты, воспринимается как эстетическая ценность. В этом отношении Мухина предвосхитила те искания художников стекла, которые про явились значительно позднее, в конце 1960-х годов. Прекрасное изде лие, строгое и простое по форме, нарядное и изысканное по цвету, безупречное в выявлении природы стекла и техники его обработки, входило в быт как красивая вещь, как демонстрация таланта худож ника и возможностей материала. Стекло становилось произведением искусства. Такова и известная ваза «Астра», входившая в «Кремлев ский сервиз» как специальное настольное украшение, а в 1940 — 1941 годах выпускавшаяся и отдельно экспериментальным цехом. Ваза напоминает распустившийся цветок. Чаша вазы глубоко прорезана, расчленена гранями-лепестками, постепенно утолщающимися, как бы наливающимися сверкающим прозрачным хрусталем. По каждому лепестку проходит острая долевая грань. Она придает чеканность, за конченность форме, подчеркивая ее превосходную конструктивность.
Искусствовед Н. Т. Яглова справедливо пишет, что в вазе «Астра» и некоторых других произведениях Мухиной «алмазная грань орга нично и оправданно связана с формой, она помогает раскрытию образного начала произведения. Глубокие грани в изделиях В. И. Му хиной словно вырезаны стекой скульптора. Они становятся необхо димой деталью в пластике формы; их движение, ритм, игра бликов, вспыхивающих то здесь, то там, зажигают в инертной массе мате
риала скрытую жизнь». |
вазы коричневато-жемчужный, |
прозрачный, |
|
Цвет |
стекла этой |
||
с теплым |
золотистым |
оттенком. Такой цвет называют |
«дымчатым». |
В тонком слое дымчатое стекло почти бесцветно, а в более плотных слоях приобретает сгущенный, теплый и переливчатый оттенок.
Эта ваза исполнялась также в прозрачном хрустале и в рубиновом стекле. В вазе «Астра» скульптор дал чудесный образ небывалого стеклянного цветка. Практически применить эту вазу для цветов по
чти невозможно — из-за вырезов ваза |
вмещает очень мало воды, и |
цветы в ней рассыпаются. Н о изделие |
представляет собой яркое де |
коративное произведение и дорого нам именно своей красотой, а не иными качествами.
Очень хороши бокалы и вазы для цветов, где Мухина использо вала излюбленный ею прием декорирования стекла не механической обработкой, а только цветом, который она считала одним из основ
ных художественных компонентов изделий из стекла. |
использовать |
|||
Кроме «чистого», сплошного цвета |
она стремилась |
|||
и такие декоративные |
приемы обработки стекла, где |
цвет, |
рисунок |
|
или фактура не могут |
быть совершенно |
точно определены |
художни |
ком, а образуют в процессе производства бесчисленное количество
34
декоративных вариантов. Таковы декоративный бокал с заливом из опалового стекла, кубок на трех ножках с красным заливом, бокал с «морозом».
Было у В. И. Мухиной также свое отношение и к форме. В ее произведениях («Астра», «Колокольчик», «Лотос», «Репка») пере осмысленный и творчески переработанный образ цветка или плода воспринимается не буквально, а лишь ассоциативно. Цветок не вос производится — он служит лишь толчком для творческой фантазии и создания новой оригинальной художественной ценности.
У В. И. Мухиной можно учиться изумительному мастерству сочета ния традиций и новаторства. Свободное творческое освоение класси ческого наследия, глубокая связь с народными традициями, живое общение с мастерами определили большой успех работ Мухиной. Проявление изумительной чуткости и гибкости в овладении специ фикой материала, стремление проникнуть в его скрытые свойства, взять все лучшее, что дает природа материала, не насилуя и не иска жая ее, — характерные черты работы Мухиной и руководимого ею коллектива.
Опыт работы В. И. Мухиной в стеклоделии учит многому. По своей глубине он является тем образцом творческого подхода, которому следует подражать.
Несмотря на общность приемов и задач, работы художников экспе риментального цеха (Мухиной, Успенского, Тырсы) имеют существен ные различия, определявшиеся индивидуальными чертами дарования каждого из них.
И все же в первую очередь хочется сказать об этом общем. То, что было создано в 1940—1941 годах, вошло в золотой фонд советского декоративного искусства и определило стилистические поиски в этой области' на много лет вперед.
19 мая 1962 года в Ленинграде, в залах Елагина дворца, открылась выставка произведений художников Ленинградского завода художе ственного стекла из собрания музея завода, где было показано много работ Мухиной и ее товарищей.
Вещи 1940—1941 годов производили необычайно сильное впечатле ние и поражали прежде всего своими масштабами. Кубки, вазы, кув шины — в их крупных формах угадывались величие и горделивая про стота. Вещи создавались как предметы общественного интерьера. Это было характерно для многих произведений художников эксперимен
тального цеха. В этом коллективе особенно |
плодотворно |
работал |
А. А. Успенский. |
в 1892 году |
в П етер |
Алексей Александрович Успенский родился |
бурге. Он учился в Центральном училище технического рисования. Начиная с 1919 года Успенский сотрудничал в различных издатель ствах. Это был прекрасный педагог, первой заповедью которого было
35
Вспоминая об А. А. Успенском, погибшем во время блокады Ленин града, В. И. Мухина говорила, что это «была колоссальная потеря для советского стеклоделия. Это был не талант, а талантище. Это был график, но, как ни странно, никогда не делавший рисунков на стекле. Его интересовало стекло как материал... Это был виртуоз в смысле выдувания форм. Он всегда ориентировался на природу стекла, и это его заслуга».
Кувшин из серебристо-голубого стекла в виде капли является одним из характерных образцов Успенского. Как и в других его вещах, здесь использован прием свободного выдувания. Так же сделаны им длинные вазы из опалового и бледно-сиреневого стекла и множество разнооб разных кувшинов. Иногда в их простой цельной форме можно увидеть неожиданные сочетания — узкое горлышко кувшина перехватывается яркими цветными полосками, подчеркивающими конструктивную осо бенность формы, придающими ей особое изящество и элегантность. Высокие вытянутые вазы нередко украшены венецианской нитью или более толстыми цветными полосками (дротами). Мухина говорила об Успенском: «Из его рук выходили вещи не орнаментированные, но они были прекрасны, форма была замечательна».
Были созданы Успенским и орнаментированные вещи. Очень кра сива ваза для фруктов с изображением быков, данных в трактовке, характерной для античного искусства. Этот античный фриз, обрам ляющий вазу, был выполнен П. А. Пороховым.
Оригинальный и лаконичный рисунок «Бегуны» на одной из ваз показывает совершенно новый подход к алмазной грани. Это один из первых опытов «рисования» абразивным кругом с использованием оптического эффекта прозрачности стекла. Впоследствии, в 1950-х — 1960-х годах, этот очень декоративный и органичный для стекла прием нашелширокое применение.
Произведения А. А. Успенского с первого взгляда не поражают смелостью форм, но они рождают глубокое чувство удовлетворения гармоничностью и утонченностью цветовых оттенков. Его вещи как бы выражают наше представление о красоте стекла.
Вместе с Успенским в экспериментальном цехе работал художник Николай Андреевич Тырса. Им создано не так уж много изделий, тем не менее и Н. А. Тырса сказал свое слово в художественном стекле. Он отошел от традиционной формы капли, характерной для многих вещей Успенского.
Н. А. Тырса гораздо реже использовал прием свободного выдува ния и обычно заранее точно проектировал свои вещи и готовил формы. Но, ограничивая свои изделия заранее созданной формой, Тырса от нюдь не терял драгоценного чувства материала, присущего работам всего этого маленького коллектива. Его работы также очень пластичны и «стеклянны». Их широкое массовое тиражирование служит лучшим
3 7
доказательством хорошего понимания художником природы материала. Наиболее яркий пример особенностей творчества Н. А. Тырсы — винный прибор из звучного желтого стекла. Оригинальна его форма — утолщение верхней части графина, повторенное как основной мотив на тонких стаканах, создало необычную плавную форму, очень удоб ную в обиходе. Винный сервиз Тырсы — пример художественного р е шения простого обыденного изделия, предназначенного для массового
потребителя.
Этот графин и стаканы Тырса запроектировал в различных вариан тах цвета и размера. Кроме звучного желтого художник использовал опаловые и молочные цвета, а также бесцветное стекло с техникой «мороз». Он, как и Мухина, считал, что стекло не следует обильно орнаментировать механическим способом, а лучше декорировать его только цветом и типично «стеклянными» приемами — этими специфи ческими особенностями самой техники стеклоделия.
Художник Н. А. Тырса погиб в Ленинграде в годы Великой Отече ственной войны.
* * *
Работа коллектива художников, возглавляемого В. И. Мухиной, оказала сильнейшее влияние на весь коллектив рабочих и техников экспериментального цеха. Ее приезды на завод были событием для всех.
Михаил Сергеевич Вертузаев сделал в это время немало самостоя тельных вещей, причем не в духе «кунстштюков» старых мастеров, ко торыми иногда поражали заехавших на завод посетителей, а настоя щих произведений художественного стекла, предназначенных для быта. Он много работал над восстановлением приема выделки изделий с венецианской нитью. Этим способом выполнены его кувшин и вин ный набор.
Инженер И. К. Матвеев также создал образный «кувшин с носи ком», получивший название «Утенок». Помогал ему в этом М. С. Вер тузаев. Пробовали свои силы и другие работники цеха, а также неко торые ленинградские художники и архитекторы. А у самой Мухиной среди многих идей была одна, заветная.
Речь шла о создании скульптуры из прозрачного литого стекла. Опыты по изготовлению объемных (прессованных) произведений из стекла с матовой поверхностью проводились еще на Императорском стеклянном заводе. Однако при этом пропадало одно из существенных художественных свойств стекла — прозрачность. Относительно про зрачной стеклянной скульптуры высказывались мнения, что она не сможет выявить из-за просвечивания стекла ощущения объемности, нарушит пластику вещи, а блестящая поверхность, отражая падающие лучи света, исказит форму. Предполагалось, что форма может быть
38