организма ускорений, значение которых равно приблизительно 0,5g (где g — ускорение свободного падения). Расчет в данном случае ориентирован на низкочастотные колебания, поэтому с до статочной точностью можно принять, что амплитуда колебаний подрессоренных частей равна амплитуде относительных переме щении в подвеске.
Критическую амплитуду колебаний .ѵ1ф можно принять и в ка честве наиболее вероятного предела возможных амплитуд коле баний подрессоренных частей. Тогда по д'кр можно найти ско рость колебаний, при которой должны включаться в работу раз
грузочные клапаны амортизатора (л'Іф = х];рым ~ 40 -ь 45 см/с). При уточнении характеристики амортизаторов автомобиля ЗИЛ-164 применительно к автомобилю ЗИЛ-130 на первом эта пе не ставилась задача существенного изменения характеристи ки клапанов. Это было связано с тем, что силу сопротивления сжатию нельзя было увеличивать, так как пружина модернизи рованного клапана сжатия имела минимально допустимый запас усталостной прочности ( — 1 ,3) при регулировке по верхнему
пределу, оговоренному в ТУ. В то же время возможное по со ображениям прочности увеличение силы сопротивления при от даче в этом случае привело бы к чрезмерной несимметричности характеристики. Поэтому дальнейший расчет характеристики сводится к определению коэффициента сопротивления амортиза тора на дроссельном режиме при отдаче.
Известно, что при одинаковой площади проходных сечений дроссельных отверстий соответствующим выбором их формы можно обеспечить как линейную, так и квадратичную характе ристики сопротивления амортизатора на начальном участке (в диапазоне эксплуатационных температур, исключая зимние) •. Использование рабочих жидкостей с малой вязкостью обуслов ливает в большинстве случаев сопротивление дроссельных отвер стий, пропорциональное квадрату скорости течения жидкости 1.2
Очевидно, что амортизатор с реальной квадратичной харак теристикой сопротивления должен быть эквивалентен по энерго емкости амортизатору с принятой для расчета теоретической ли нейной характеристикой сопротивления при некоторых условиях, которые рассматриваются ниже (рис. 55).
Энергию, рассеиваемую амортизаторами с линейной и квадра тичной характеристиками сопротивления, можно оценить в пер вом приближении по площади под характеристикой, т. е. под линиями 1 и 2, в пределах от 0 до критической скорости оп кр =
= х'крсо Равенство этих площадей, т. е. заштрихованных площа док 0.4 и АВС между линиями 1 и 2, возможно при определен
1 См. сноску на стр. 145.
2 Зависимость Ра = k2v п — квадратичная характеристика сопротивления амортизатора.