Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(летом и зимой, в осенне-весеннюю распутицу), в различных кли­ матических условиях и при многократном преодолении бродов.

На рис. 60 приведены результаты сравнительных динамомет­ рических испытаний амортизаторов автомобилей ЗИЛ-164 и ЗИЛ-130 при рабочих температурах. Помимо указанных конст­ руктивных изменений амортизаторов и особенно узла уплотне­ ния, большое значение в повышении их качества имело примене-

Ра,кгс

Рис. 60. Характеристики со­ противления амортизаторов ЗИЛ-164 и ЗИЛ-130 и их из­ менения при нагреве:

1 и 2 — амортизаторы ЗПЛ-164

соответственно

при

ч*

1 в

*

80 -і-

90° С

и /

=

15

20° С;

3

и

 

4

амортизаторы

ЗИЛ-130

соответственно

при

t

« 80

90° С

и /

=>

15-г20е С

О

10

20

J0

40

SO

SO

ѵ„, см/с

ние новой всесезонной амортизаторной жидкости АЖ-12Т (МРТУ № 38-1-165—65). Эта жидкость по вязкости при положительных температурах практически не отличается от ранее применявше­ гося веретенного масла АУ (ГОСТ 1642—50), но при отрицатель­ ных температурах вязкость жидкости АЖ-12Т в 5 раз меньше вязкости масла АУ. Новая жидкость отличается также более вы­ сокой прочностью масляной пленки и соответственно лучшими противоизносными свойствами, а также большей стойкостью про­ тив окисления и меньшей склонностью к образованию пены и осадка.


Глава ^///.ПЕРЕДНЯЯ ОСЬ И РУЛЕВОЕ! ПРИВОД

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Передняя ось автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 61) нердзрезная с рулевой трапецией, расположенной сзади оси, имеет поворот­ ные кулаки вильчатого типа, шкворни, застопоренные в проуши­ нах балки, опорные подшипники скольжения и рычаги, закреп­ ленные в кулаках с помощью конического соединения.

Такие передние оси просты в изготовлении, надежны при экс­ плуатации и поэтому широко применяются на автомобилях с рес­ сорной зависимой подвеской.

Конструкция передней оси и подвески обеспечивают:

Угол развала колес......................................................

1°*

Поперечный наклон ш кворня...................................

8°*

Продольный наклон шкворня...................................

2° 30'**

Плечо

обкатки (расстояние между точками пе­

 

ресечения

осп шкворня и осп колеса с грунтом

 

при отсутствии продольного наклона шкворня п

36*

статическом радиусе качения колеса 490 мм) в мм

Осевой зазор шкворневого соединения в мм, не

0,25

б о л е е ..............................................................................

 

Схождение передних колес в м м ......................

2 —5

Наибольший угол поворота внутреннего коле­

са:

вправо

34°

 

 

в л е в о .................................................................

36°

*

Номинальное значение.

весом 5 тс при нагрузке

*•

Для автомобиля ЗИ Л -130 с грузом

па переднюю ось 2575 кгс.

Приведенные выше параметры, за исключением осевого зазо­ ра шкворневого соединения, схождения и наибольших углов по­ ворота колес, нерегулируемые.

У поперечной рулевой тяги шарниры нерегулируемые само­ поджимные, а у продольной рулевой тяги тоже самоподвижные, но регулируемые. Угол качания шарового пальца поперечной тя­ ги составляет ±14°, а угол качания шарового пальца продоль­ ной тяги (вдоль тяги) ±18°.

Компоновка передней подвески и рулевого привода обуслов­ ливает соответствие кинематики подвески и продольной рулевой

159


тяги. На рис. 62 и 63 изображены зависимости, характеризующие кинематику рулевого привода.

Краткая характеристика основных деталей передней оси и рулевого привода приведена в табл. 56.

Рис. 62. Соотношение

Рис.

63.

Соотношение

между углами поворо­

между углами поворо­

та наружного а и

та

левого

управ­

внутреннего ß управ­

ляемого

колеса

у

н

ляемых колес автомо­

рулевого

колеса

0

биля ЗИЛ-130

 

автомобиля

 

 

 

ЗИЛ-130:

 

 

 

/ — при повороте впра­

 

во; 2

при повороте

 

 

влево

 

 

РАСЧЕТ И ДОВОДКА ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ

Исходные данные

Детали передней оси и рулевого привода в эксплуатации на­ ходятся под воздействием нестационарных переменных нагру­ зок, которые зависят как от условий эксплуатации, так и от кон-

J60



56.Краткая характеристика основных деталей передней оси

ирулевого привода автомобиля ЗИЛ-130

Деталь

Материал

Основные параметры

и термообработка

Чисто­ та по­ верх­ ности

Передняя

ось

Правый (левый) поворотный кулак

Втулка

поворотного

кулака

Шкворень

Сталь 45, Габаритные размеры двутаврового ГОСТ 1050—60, сечения в средней части балки (высо­ НВ 241—285 та X ширина Xтолщина полокXтолщи­

на шейки) 90x70x17x12 мм Межшкворневое расстояние по точ­

кам пересечения оси шкворня с осью цапфы поворотного кулака 1595 мм

Диаметр отверстия под шкворень 3 8 + 0 .°зэ мм

93

Высота

шкворневой

 

проушины

Q f)ß мм

 

 

 

 

 

 

 

Сталь 40Х,

Диаметры

в мм:

 

 

 

 

 

ГОСТ 4543—61,

малой шейки

цапфы 40“ ®;®27

НВ 241—285

большой шейки цапфы 55“ д[ ®з2

 

 

отверстия

под

втулки

кулака

 

41+ ° ,05

 

 

 

 

 

 

 

отверстия

под

детали

опорного

 

подшипника

67+0,2

 

 

ОЛOBянистый

Наружный

 

диаметр

41

| J2 1 мм

томпак

Внутренний

диаметр

(после

обра­

ботки) 38^о : ? 2 5 мм

 

 

 

 

Сталь 18ХГТ,

Диаметр 38_0. оI 7

мм

 

 

 

ГОСТ 4543—61,

 

 

 

 

 

 

 

 

цементация

 

 

 

 

 

 

 

 

на глубину

 

 

 

 

 

 

 

 

1,0—1,4 мм,

 

 

 

 

 

 

 

 

HRC 56—62

 

 

 

 

 

 

 

 

Ѵ6

Ѵ5

Ѵ7

Ѵ7

Ѵ6

Ѵ6

Ѵ7

Ѵ7

Шайба

Графитизиро-

Высота 5 _ 0

де мм

 

Ѵ7

опорного

ванная бронза,

 

 

 

 

подшипника

HRC 32—52

Наружный

диаметр 67+0,12

мм

Ѵ6

 

(разброс твер­

 

 

 

 

 

дости одной

 

 

 

 

 

детали

не

 

 

 

 

 

более

10

 

 

 

 

 

единиц)

 

 

 

 

Кольцо

Сталь 35,

Высота 11,5_о 07 мм

 

Ѵ7

опорного

ГОСТ 1050—60,

Наружный диаметр 67“ ®'2

мм

ѵ з

подшипника

нитроцемента­

 

ция на глубину

 

 

 

 

 

0,3—0,5 мм;

 

 

 

 

HRC 56, не менее

11 Зак. 1071

161