рессор) требуется меньшее изменение к2, чем k\, для сохранения оптимального коэффициента апериодичности фм Существенно и то, что в случае увеличения массы М пр-и квадратичной характе ристике сопротивления рост амплитуд колебании, необходимый для рассеивания накопленной энергии, меньше, чем в случае ли нейной характеристики.
Дальнейший расчет характеристики амортизатора модели 164 для автомобиля ЗИЛ-130 упрощается благодаря использованию известного коэффициента сопротивления сжатию. Последний, как упоминалось выше, решено было сохранить без изменения из-за отсутствия резервов для усиления пружины клапана сжатия.
Средний коэффициент сопротивления сжатию определяли с помощью гидравлического расчета и сопоставляли с результа тами динамометрических испытаний амортизаторов. Расчет осно
вывается на уравнении Бернулли и найденных опытным |
путем |
коэффициентах расхода ц = 0,7 -ь 0,8 для щелевидных |
дрос |
сельных отверстий. Большая величина ц принимается в том слу чае, когда учитывают утечки жидкости через зазор' между на правляющей и штоком и другие неплотности. Коэффициент со
противления |
сжатию |
(в |
кгс • с2 /м2) |
|
|
|
|
|
|
и |
Т’а |
РФ- ^ шт |
|
|
|
|
|
|
Кѵг---------— -------------- » |
|
|
|
|
|
|
|
у2 |
2-9,81ц2 |
|
|
где |
р — плотность амортизаторной жидкости в кг/м3; |
|
|
|
|
|
|
|
f |
(/др — сум- |
|
ер— коэффициент дросселирования; ф = —^ |
|
|
|
|
|
|
|
'ДР |
|
|
марная площадь проходного сечения дроссельных от |
|
верстий |
в |
м2) ; |
жидкости — площадь штока |
|
Ршт — площадь |
вытеснителя |
|
амортизатора |
в м2; |
|
|
|
|
9,81 — переводной коэффициент в кг • м/(кгс • с2) . |
|
Для ускорения подобных расчетов используют специальную |
номограмму, |
с помощью |
которой устанавливают однозначную |
связь между |
гидравлической характеристикой |
(зависимость пе |
репада давлений Ар от количества жидкости |
Wuu |
вытесняемой |
штоком) и внешней характеристикой: зависимостью силы сопро тивления сжатию Рао от скорости перемещения поршня оп. На рис. 57 показано перестроение гидравлических характеристик для /др = 0,008 -г- 0,016 см2, соответствующих размерам по чертежам клапана сжатия амортизатора автомобиля ЗИЛ-164. Штр-иховые линии характеризуют допускаемые по чертежу пределы измене ния Ар и Рас на дроссельном режиме. . Перестроение на номо грамме показано стрелками: от точек аь а2 и а3 на линии ОА через точки bі, b2 и Ь3 на гидравлической характеристике (для средней величины /др = 0 , 0 1 2 см2) и точки с,, с2 и с3 на линии 071'
к точкам d\, d2 и d3, по которым строят внешнюю характеристику в координатах Рас — ѵп. С помощью линий ОА и ОА' устанавли
вают связь между Яас = Fnnkp и = Ршт'о-п (Fшт = 2 см2) .
Штрих-пунктирные линии в координатах Рас — On соответствуют характеристикам амортизатора на клапанном режиме (по ТУ).
Согласно расчетам и кривым на рис. 57 пределы изменения коэффициентов сопротивления сжатию имеют следующие зна чения: для одного амортизатора k2c = 0 , 1 0 -г- 0 , 0 2 кгс-с2 /см2идля двух амортизаторов k2c = 0,20 ч- 0,04 кгс-с2 /см2.
Рис. 57. Характеристика сопротивления сжатию амортиза тора ЗИЛ-164 для автомобиля ЗИЛ-130:
ТУ и |
---------- — средине величины |
по |
допустимым отклонениям |
чертеж ей;---------------пределы |
технологических |
вариаций пло |
щадей |
дроссельных отверстий и |
соответствующие |
нм характери |
стики |
сопротивления; заштрихованы |
поля возможных характе |
|
ристик |
|
|
Учитывав уменьшение сопротивления при нагреве и вследст вие износа направляющей штока, для расчета берут меньшую величину k2c = 0,04 кгс-с/см2.
Коэффициент сопротивления при отдаче k2o на дроссельном
режиме определяют из формулы: |
|
|
k2= |
k-- или k2o = 2k2— k2c. |
|
На основании данных табл. 54 для груженого автомобиля не |
обходим |
k2 = 0,215 кгс • с2 /см2, отсюда для двух |
амортизаторов |
k2o =2-0,215 — 0,04 = |
0,4 кгс-с2 /см2 и для одного |
амортизатора |
k2o = 0 , 2 |
кгс • с2 /см2 |
|
|
Суммарную площадь дроссельных отверстий клапана отдачи определяют либо с помощью упомянутой выше номограммы, либо по формуле, которая получается из уравнения Бернулли:
/д р — Fп ] / —
І-і V 2-9,81*2
где Fn — площадь поршня, равная разности площади рабочего цилиндра диаметром 40 мм и площади штока диамет ром 16 мм.
Рис. 58. Характеристика сопротивления отдаче амортизатора ЗИЛ-164 для автомобиля ЗИЛ-130:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ — |
характеристика |
на дроссельном режиме, требуемая по рас |
|
чету |
(с |
учетом нагрева амортизатора при работе); 2 — |
характе |
|
ристика |
«холодного» |
амортизатора |
(при t — 15 — 20° С); |
3 |
— пре |
|
|
|
дельные характеристики на клапанном режиме |
|
|
|
|
На рис. 58 показано построение характеристики сопротивле |
ния отдаче и нахождение величины /др по номограмме, |
анало |
гичной приведенной на |
рис. 57. |
Вспомогательные линии |
ОА и |
ОА' соответствуют Fn = |
10 см2. |
Линию ОА строят по формуле |
Рао — ApFn, |
а линию ОА' — по формуле |
Wn = |
vnFn. |
Вначале |
строят характеристику |
сопротивления для |
kz0 = |
|
0 , 2 |
кгс • с2 /см2 |
(линия /). Затем, учитывая, что в трущихся парах нет уплотне ний и возможно снижение сопротивления при нагреве до 30%, выше линии 1 проводят линию 2 таким образом, чтобы соответ ствующие ей силы сопротивления были в 1,5 раза больше требуе мых по расчету (для фм = 0,25). Ход построения показан стрел
ками. От произвольных точек е на характеристике «холодного» амортизатора проводят вертикальные и горизонтальные линии до пересечения с прямыми ОА и ОА' (точки q и Іі) и далее до пере сечения в точках / в поле гидравлических характеристик. В ре зультате получаем кривую, соответствующую /др = 0,05 см2.
Дроссельные щели клапана отдачи образуются между сед лом 1 клапана (см. рис. 52) и формирующим диском 3 в пазах дроссельного диска 2. Число пазов
где а — ширина паза, равная 4 мм;
b — толщина дроссельного диска, равная 0 , 2 мм.
ИСПЫТАНИЕ И ДОВОДКА АМОРТИЗАТОРОВ
Испытания установленных на автомобиле ЗИЛ-130 аморти заторов ЗИЛ-164 с разными дроссельными дисками клапана от дачи показали, что плавность хода автомобиля при движении по шоссе категории II ощутимо повышается при увеличении проход ных сечении до 0,048 см2 по сравнению с [яр = 0,012 см2. Вме
сте с тем при длительной работе амортизаторов модели ЗИЛ-164 в эксплуатации неоднократно отмечались поломки тонкого дрос сельного диска 4 (см. рис. 52), трещины в формирующем диске и значительный наклеп седла клапана. Все это свидетельствовало о слишком частой работе клапана даже в самых обычных дорож ных условиях. Естественно было ожидать, что увеличение при ходных сечений дроссельных отверстий повысит не только плав ность хода автомобиля, но и надежность клапана отдачи аморти затора. Это полностью подтвердилось в дальнейшем при испы таниях автомобилей ЗИЛ-130 в самых разнообразных дорожных условиях, в том числе и на дороге с разбитым булыжным по крытием.
Во время этих испытаний, а также при испытаниях амортиза тора автомобиля ЗИЛ-164 на первых опытных образцах новых автомобилей ЗИЛ выявилась недостаточная надежность узлов уплотнения и перепускного клапана, а также необходимость по вышения стабильности характеристики амортизатора при нагреве и целесообразность увеличения его сопротивления при сжатии примерно в 2 раза. Для выполнения новых требований было ре шено усилить конструкцию амортизаторов и ввести в них ряд из менений. Усовершенствования касались в основном узла уплот нения штока, неметаллических уплотнений трущихся пар и кла пана сжатия — усиление его благодаря унификации с клапаном отдачи амортизаторов меньших размеров (диаметр, рабочего ци линдра 30 мм).
Рис. 59. Конструкции усиленных амортизаторов автомо биля ЗИЛ-130:
а — основной вариант; б — переходной вариант; 1 — верхняя монтажная проушина; 2 — шток; 3 — грязезащитная манжета; 4 — гайка резервуара; 5 — разделительная шайба; 6 — саль ник; 7 — обойма сальников; 5 — многокромочная манжета штока; 9 — тарелка поджимной пружины; 10 — поджимная
пружина; 11 — направляющая штока; |
12 — предохранительное |
кольцо; 13 — рабочий |
цилиндр; 14 — |
поршень с клапанами; |
15 — уплотнительное кольцо поршня; |
16 — резервуар; 17 — |
узел клапана сжатия; |
18 — нижняя |
монтажная проушина |
На рис. 59 показаны новые амортизаторы автомобиля ЗИЛ-130:
—основной вариант с уплотнительным кольцом 15 поршня и
спредохранительным кольцом 12 в направляющей, которая за щищает миогокромочную манжету 8 штока от гидродинамиче
ского действия струи жидкости, проходящей через зазорпо што ку и несущей продукты износа и другие абразивные частицы;
—переходный вариант без уплотнительного кольца поршня и без предохранительного кольца в направляющей, внедренный в производство в 1968 г.
55. Показатели долговечности амортизаторов автомобилей ЗИЛ при испытании на стенде (до появления течи масла по сальнику)
Амортизаторы и их конструктивные особенности |
Число |
Суммарный |
циклов |
путь трения |
|
|
|
|
|
|
в тыс. |
в тыс. м |
ЗИЛ-164, |
до |
модернизации |
узла |
уплотнения — |
500 |
110* |
образец |
1958 г...................................................................... |
|
|
|
ЗИ Л -164, до модернизации узла уплотнения, но с |
1500 |
330 |
колечком в |
направляющей — опытный |
образец . . . |
ЗИЛ-164, с модернизированным узлом уплотнения |
|
|
(литая обойма, усиленная резьба, увеличенный натяг |
2000 |
440 |
сальника штока) — образец 1965 г.................................. |
|
ЗИЛ -130, с усиленным узлом уплотнения образца |
5000 |
1100 |
1962 г., но без увеличенного натяга сальника штока |
ЗИЛ-130, с усиленным узлом уплотнения образца |
|
|
1962 г. и с увеличенным натягом сальника штока — |
8000 |
1750 |
образец |
1966 г...................................................................... |
|
|
|
ЗИЛ-130, переходный вариант без уплотнения порш |
|
|
ня и без |
предохранительного |
кольца |
в направляю- |
3600 |
350** |
щей ........................................... |
|
|
■....................................... |
|
|
ЗИЛ-130, |
основной усиленный вариант с уплотне |
|
|
нием поршня и предохранительным кольцом в на- |
Более |
767** |
лравляющеи |
...................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
6000*** |
|
* Режим колебаний: частота колебаний п0 => 2 ,6 — 3 Гц, ход # = ПО мм. |
*• Двухчастотный режим колебаний: низкочастотный привод (сверху) |
п\ = 1,6 Гц, |
ход Я, «= 80 ч* 100 |
мм, высокочастотный привод (снизу) па= 8 ,8 8 |
Гц, ход # 2 «24-4-32 мм. |
*** Испытания были прекращены до появления течи сальников по производственнотехнологическим причинам.
Втабл. 55 приведены результаты испытаний амортизаторов
всравнимых стендовых условиях. Эти испытания показали, что долговечность усиленных амортизаторов автомобиля ЗИЛ-130 превышает соответствующие показатели амортизаторов автомо
биля ЗИЛ-164 не менее чем в 3 раза. Испытания в дорожных условиях проводились в основном на автомобиле ЗИЛ-131, что бы проверить конструкцию в наиболее тяжелых режимах рабо ты. Амортизатор надежно работал в любых погодных условиях