Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение табл. 56

 

Материал

 

 

 

 

 

 

Чисто­

Деталь

 

Основные параметры

 

та по­

и термообработка

 

 

верх­

 

 

 

 

 

 

 

 

ности

Верхний правый

Сталь 40Х,

Наибольший диаметр

конического

Ѵ7

(левый) рычаг

ГОСТ 4543—61,

хвостовика в заделке 41,25

мм

 

поворотного

НВ 241—285

 

 

 

 

 

 

 

кулака1

 

 

 

 

 

 

 

 

Рулевая попе­

Сталь 20,

Диаметр п толщина стенок бесшов­

речная тяга

ГОСТ 1050—60

ной холоднотянутой трубы 35x5 мм

 

Правая (левая)

Сталь 45,

Диаметр отверстия

под

вкладыши

Ѵ5

головка попе­

ГОСТ 1050—60

головки 48+0’ 1 мм

 

 

 

 

речной тяги

 

 

 

 

 

 

 

 

Верхний вкла­

Сталь 15Х,

Наружный

диаметр 48_0

j мм

Ѵ6

дыш головки2 ГОСТ 4543—61,

Диаметр сферической

поверхности

Ѵ6

 

цементация

 

на глубинV

47 + U.25

 

 

 

 

 

 

 

0,8—1,2 мм;

° ' + 0 , ÜS

 

 

 

 

 

 

 

HRC 56—62

 

 

 

 

 

 

 

Нижний

Сталь 15Х,

Наружный

диаметр

47,7_0 І7 мм

 

вкладыш

ГОСТ 4543—61.

Диаметр сферической

поверхности

Ѵ6

головки

нитроцемеита-

 

цня на глубину

^'+o.os

мм

 

 

 

 

 

 

0,3—0,5 мм;

 

 

 

 

 

 

 

 

HRC 56-62

 

 

 

 

 

 

 

Пружина голов­

Сталь 65Г,

Сила

пружины в рабочем

положе­

ки поперечной

ГОСТ 1051—59

нии 50 кгс

 

 

 

 

 

тяги

Сталь 12ХНЗА,

 

 

 

 

 

 

 

Шаровой

Диаметр сферы 37_0 , мм

Ѵ6

палец

ГОСТ 4543—61,

 

цементация

Наибольший

диаметр

конического

Ѵ6

 

на глубину

хвостовика в заделке 25,75

мм

 

 

1,0—1,4 мм;

 

 

 

 

 

 

 

 

HRC 56—62

 

 

 

 

 

 

 

Продольная

Сталь 20,

Диаметр и толщина стенок бесшов­

 

тяга

ГОСТ 1050—60

ной холоднотянутой трубы 35x6 мм

рулевого

 

Диаметр отверстия

под вкладыши

механизма

 

37.37+0,17 мм

 

 

 

 

Сталь 20,

 

 

 

 

 

 

 

Вкладыш

Наружный

диаметр

37,37~ц'з^ мм

Ѵ4

продольной

ГОСТ 1050—60,

Диаметр сферической

поверхности

Ѵ6

тяги2

цементация

 

на глубину

37+0 , 17 мм

 

 

 

 

 

 

0,8—1,2 мм;

 

 

 

 

 

 

 

 

HRC 56—62

 

 

 

 

 

 

 

Пружина про- I

Сталь 65Г,

Сила

пружины в рабочем

моложе-1

дольной тяги 1ГОСТ 1051—59

нин 300 кгс

 

 

 

1

 

1 При проверке на краску конических поверхностен рычагов и отверстий поворотного кулака пятно контакта должно быть не менее 75% всей поверхности.

2 Поверхность вкладышей подвергается антифрикционному фосфатнрованню с после­ дующей пропиткой твердой смазкой.

162


структивных параметров автомобиля и его узлов. В связи с боль­ шим количеством факторов, влияющих на нагруженность узлов и деталей, оценка их эксплуатационной долговечности в процес­ се конструкторско-экспериментальных работ является весьма сложной задачей.

Общепринятые расчеты деталей на прочность с учетом веса, приходящегося на переднюю ось, и максимальных нагрузок при торможении, заносе и динамическом ударе, а также максималь­ ного момента, развиваемого рулевым механизмом, не могут быть исчерпывающими, так как в них не принимаются во вни­ мание нагрузки, вызывающие усталостные поломки и определя­ ющие долговечность деталей. Проведение указанных расчетов и наличие статистических данных по аналогичным деталям авто­ мобилей, надежность которых проверена опытом эксплуатации, позволили лишь ориентировочно выбрать необходимые размеры деталей автомобиля ЗИЛ-130. При такой оценке прочности не учитывались конструктивные особенности узлов и автомобиля в целом, а также особенности их эксплуатации, так как сравни­ вались отечественные и зарубежные грузовые автомобили раз­ личной конструкции с разными техническими характеристи­ ками.

Статистические данные, характеризующие прочность деталей различных автомобилей, приведены в табл. 57 и на рис. 64, на графиках которого по оси абсцисс отложен основной расчетный прочностной параметр детали, а по оси ординат — соответствую­ щая нагрузка Р на переднюю ось. В качестве основных расчет­ ных прочностных параметров деталей выбраны следующие мо­ менты сопротивления сечений изгибу: W\ — средней части балки передней оси относительно горизонтальной оси, W2— шейки цапфы поворотного кулака под внутренний подшипник ступицы переднего колеса, Ц73 — шкворня поворотного кулака, Ц74 — наи­

большего диаметра рычага поворотного кулака в заделке.

При определении моментов сопротивления изгибу сечения ба­ лок передних осей полки двутаврового сечения, имеющие штамповочные уклоны до 1 0 °, заменялись равновеликими по

площади и длине прямоугольниками. При этом положения цент­ ров тяжести, принятых при расчете полок, относительно центра тяжести всего сечения сохранялись истинными.

Прочностные параметры деталей зарубежных автомобилей, приведенные на рис. 64 и в табл. 57, определены по результатам замеров и каталожным данным, а деталей отечественных авто­ мобилей — по чертежам 1965 г.

Расчетные силы, действующие на детали передней оси и ру­ левого привода, определялись по методике, предложенной акад. Е. А. Чудаковым !.1

 

1 Чудаков Е. А. Расчет автомобиля. М., Машгиз, 1947.

1 1*

1СЗ


ч

s

VC

о

s

о

н

ш

cd

X

2

Я

Я

ч

га

cd о.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

из и

 

О со __,

 

 

СО Ю

 

X

 

 

er)

| ° §

X V? I й

 

^

 

0 0

 

 

 

со

 

 

 

IIN

 

Xco< 4

 

 

со со га<

'

 

 

 

I

 

O ra*

 

 

 

СО Ю

 

5

•§• if

 

^

Ю

 

 

 

Ч О

 

 

 

л

 

 

Д$

га -zyr

2 Iн

 

 

S H ®"

 

4 h W

a

t *-*

UOoUCQ

 

( j U

^

 

gOCQ

g £ -

 

« O t ;

 

 

О a?

 

u O

i :

г

^ і

 

о "1

 

 

 

 

 

 

 

u

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^

00 о

 

 

 

 

H to

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

CO

 

CO

 

 

Х" I с

О VO 1

 

 

 

 

 

I

 

 

 

 

 

CO

 

 

Ю

I

 

CO

 

 

О СО*

io oNo

 

 

,

4>

*d* О

 

I

 

 

<Nга*

^ S g

 

 

 

 

Ю

 

I

 

 

 

Юt

2 к

 

 

 

*

5

о со

 

 

J3 га* ЮL

S o -

-Q

 

 

cd

 

 

 

Н* CQ

 

 

 

 

 

•_,p

 

 

2

I Ь С

cd

 

 

 

Л Ь а з E-

 

 

 

° ° о У С

Ч

 

 

 

u

U

 

s

 

 

 

 

н

u

§

^

 

 

 

U n ^

-ч* о

 

S

 

 

 

 

 

 

ОС5

и

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

U с о

см

Іо ^со СОсо *^г

■° - , ^ WСО

Ч О

cd I н "

£ iu cq '-'coos:

UcD^

Xvs

о o-vpij 2та со in

.nO^cn

ч о

i h ”

u § o ?

CO

<

u

 

 

 

 

 

 

 

 

 

|C5g

 

CO

 

 

CO

 

 

 

[_ чО

 

о 'т а ^

 

X

I

 

 

 

 

0s- Ч®

 

о

CO

 

 

 

 

 

 

 

 

I

 

Tj*Tf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ю

 

 

 

1

° о

■ 0 ^ 5

 

ja ^

 

 

 

S h "

 

CdH

 

 

 

Я

г

- ^

 

 

 

 

gigz^

Hucq

 

'

OCQ

 

 

 

U O S ;

 

u O i ;

 

 

 

CU

 

 

 

 

 

Я -©Х-9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с- о-® '

 

 

 

 

 

 

 

 

 

й>Оі* 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f—I

л га*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ О

"

 

 

 

Ю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

00

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

f>\

 

 

СО Ю

 

 

 

 

CO Ю

 

о 05

 

 

 

 

x r S

 

Ю

_

О I

X

I

00 .

 

 

ra*

ю

°I

■*

ra* o

о

СО*>

ш

 

 

 

I

СЧ

_ vo

га*

га*

 

О)

 

 

A c

S

CQ

ч 2

А3 и?

Я"

 

 

 

4 ’

<M ^

cd

 

ч

 

о

 

 

 

H

H U<

ТО

«

 

 

 

О

с»

0

U u

Е- Н

сц

X

 

 

 

0 5 ;

*

 

О

° ё

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С—,

 

 

 

ю

Ю

 

 

 

 

00

Ю

о

ю

о

со

>“?

0 й?

ю CO

f2 со

о

о

о

о

04 С4

ю ю

- S

Ч І

СОСО

СОСО

c o t:

s * r

< <

.< <

CO

£=>

 

 

s

S

 

 

 

 

CO

CO

 

 

 

 

Л !-

4 0 s :

га

f**'.® ѵлэ

О О - ^ ^ ч

к ° 04 - К * *г 5J ’ 'O f

°а я

CL чс

q o '

и

Щ

4’ -

^U _ o

га !< f—'.е О O'-

я _

упрочняютсякулакиэтивремянастояідеезакалкой при нагреве т. в

кулакаповторногоцапфыГалтельавтомобиля Ford Т850 накатана. независимуюимеетС98303QMCАвтомобиль под: еску.

^ c o

 

2

_ о м

 

5j= -oq

 

CL

 

 

Я V® X®

 

и. О ' O'-

 

и О Ю

 

^ о

- :

 

О ~

 

0.0

 

 

ß

2. 3.

 

ось,

 

164


Р.кгс

25W2I CM3 2

4

6

8 Ц,см3

Ниже приводятся данные автомобиля самосвала ЗИЛ-ММЗ-555, принятые при расчете (положение передних ко­ лес соответствует прямолинейному движению):

Полная масса автомобиля в снаряженном состоянии в кг

9295

Нагрузка на переднюю ось в к г с .......................................

 

 

 

 

2840

Масса переднего колеса со ступицей и тормозным

бара­

 

баном в к г ......................................................................................

 

 

 

 

 

150

Коэффициент перераспределения веса при торможении

1,6

Коэффициент сцепления колеса с дорогой........................

 

 

0,7

Усилие на рулевом колесе в к г с ...........................................

 

 

 

 

40

Давление, создаваемое насосом гидроусилителя, в кгс/см2

70

К. п. д. рулевого механизма...................................................

 

 

 

 

0,65

Для окончательного выбора конструктивных параметров де­

талей передней оси и рулевого привода были проведены экспе­

риментально-исследовательские работы по выявлению влияния

эксплуатационных факторов и конструктивных особенностей на

их нагруженность при эксплуатации автомобилей

в различных

дорожных условиях. Целью исследования нагруженное™ дета­

лей передней осп было также получение исходных данных для

последующей оценки эксплуатационной долговечности деталей

путем проведения стендовых программных испытаний на уста­

лость.

 

 

 

 

 

 

Такая оценка осуществлялась, как правило, для наиболее тя­

желых условий эксплуатации:

движения

полностью груженого

автомобиля по булыжному шоссе. Исследование нагруженное™

детален проводилось при этом с помощью специальных класси­

фикаторов, которые осуществляют

статистическую

 

обработку

процесса нагружения исследуемой детали автоматически непо­

средственно при движении автомобиля. Нагрузки регистрирова­

лись на участках дорог протяженностью до 1 0 0 км и выше.

Полученные распределения

амплитуд

нагрузок

использова­

лись для составления программного режима стендовых испыта­

ний, имитирующих эксплуатационные режимы нагружения. Для

этого непрерывное распределение нагрузок разбивалось на сту­

пени, которые объединялись в один программный блок, эквива­

лентный определенному пробегу в километрах. Эксплуатацион­

ная долговечность по результатам таких

испытаний

 

определя­

лась умножением числа программных блоков до разрушения на

эквивалент одного блока '.

 

 

 

 

 

 

Помимо программных проводились и обычные испытания на

усталость. Полученные при этих испытаниях кривые усталости

деталей использовались для оценки

эффективности

различных1

1 Трофимов О. Ф., Аксенов Л. М. Разработка методики стендовых испы­ таний на эксплуатационную прочность с применением программирующих ис­ пытательных машин. — В кн.: Важнейшие научно-исследовательские и опытноконструкторские работы в автомобильной промышленности. 1967 г., М., 1968 (НИИНавтоиром).

166


мероприятий по повышению их долговечности, а также совмест­ но с результатами измерений нагруженности — для ориентиро­ вочной расчетной оценки эксплуатационной долговечности. Кро­ ме того, проверялась надежность деталей и узлов в различных условиях эксплуатации и проводился ряд других лабораторно дорожных испытаний.

В конечном итоге эти работы позволили обоснованно вы­ брать размеры и конструкцию деталей и узлов.

Балка передней оси

На первых опытных образцах автомобилей ЗИЛ-130 была установлена балка передней оси, размеры которой впоследствии были изменены, так как после проведения дорожных испытаний автомобилей, имевших нагрузку на переднюю ось 2450 кгс, в бал­ ке были обнаружены остаточные деформации как от кручения, так и от изгиба.

При усилении балки среднее сечение выбирали таким обра­ зом, чтобы расчетные напряжения были ниже аналогичных на­ пряжений в балке автомобиля-самосвала ЗИЛ-ММЗ-585 (шасси ЗИЛ-164АГ), так как скорость движения новых автомобилей, а следовательно, и динамические нагрузки на него возросли по сравнению с нагрузками на автомобили ЗИЛ-164А. Испытания показали, что усиленная балка обладает достаточными прочно­ стью и надежностью при эксплуатации автомобиля в различных дорожных условиях.

Расчетные параметры и напряжения в среднем сечении балки передней оси приведены в табл. 58.

58. Расчетные параметры и напряжения в балке передней оси

 

 

 

 

Балка передней оси автомобилей

 

 

Пара метры

ЗПЛ-ММЗ-585

ЗИЛ-130,

ЗИЛ-1 30,

 

 

 

 

до

после

 

 

 

 

 

усиления

усиления

Расчетная нагрузка на переднюю ось в кгс

2500

2450

2840

Момент

сопротивления

изгибу в см3 от­

 

 

 

носительно

осп:

 

58,0

56,5

75,5

горизонтальной .......................................

 

вертикальной ...........................................

 

27,4

26,5

35,4

Напряжение

изгиба от веса, приходяще­

 

 

 

гося на переднюю ось, в кгс/см2:

 

 

 

в покое п

при равномерном движении

910

950

835

при торможении.......................................

от силы сцепле­

1550

1600

1400

Напряжение

изгиба

 

 

 

ния колес с дорогой при торможении в

' 2440

2540

 

кгс/см2 ..............................................................

 

 

 

2230

1 6 7