Поворотный кулак
Учитывая имеющиеся запасы прочности цапфы поворотного кулака автомобиля ЗИЛ-164А, ее размеры для автомобиля ЗИЛ-130 оставили такими же, кроме диаметра резьбового хво стовика, который был несколько увеличен. Расчетные напряже ния от изгибающих моментов в сечении у галтели шейки внут реннего подшипника достигают следующих значений в кгс/см2:
От веса, приходящегося на переднюю ось |
168 |
При торможении автомобиля........................ |
270 |
При заносе автомобиля................................... |
4900 |
Усталостная прочность данных цапф поворотного кулака ха рактеризуется кривой усталости 1 (рис. 65). Предел выносливо
го, кгс/ммг
|
Рис. |
65. Кривые усталости цапфы поворотного кулака |
|
автомобиля ЗИЛ-130 (стп -—амплитуда изгибающих |
|
|
напряжении): |
|
|
1 — галтель без накатки; 2 — галтель с накаткой |
сти |
цапфы |
при симметричном цикле нагружения о_і = |
= ± |
10,5 кгс/мм2. Опыт эксплуатации автомобилей показал, что |
цапфы с такими характеристиками усталостной прочности име ют достаточную эксплуатационную долговечность. Однако в свя зи с тем, что поворотные кулаки автомобиля ЗИЛ-130 после до полнительной механической обработки используются также на автобусах ЛиАЗ и ЛАЗ, где на них действуют более высокие нагрузки, чем на автомобиле ЗИЛ-130, долговечность цапфы кулака была повышена путем накатки галтели. Кривая 2 уста лости характеризует поворотные кулаки с накаткой галтели цапфы. Применение накатки галтели повысило долговечность цапфы более чем в 1 0 раз, а предел выносливости ее а-\ =
— ± 16,8 кгс/мм2 Для оценки прочности проушин поворотных кулаков были
проведены стендовые программные испытания их вместе с рыча гами. Эти испытания показали, что усталостная прочность про ушин не меньше усталостной прочности усиленных рычагов (см. ниже).
Шкворневой узел передней оси
Шкворневой узел передней оси автомобиля ЗИЛ-130 имеет такие же размеры, как и узел автомобиля ЗИЛ-164А, и полно стью унифицирован для двухосных грузовых автомобилей ЗИЛ.
Расчетные напряжения в деталях шкворневого узла приве дены в табл. 59.
5Э. Расчетные напряжения в деталях шкворневого узла
|
|
|
Напряжения |
в кгс/см2 |
|
|
Нагрузка |
і Ізгпба |
Среза |
Смятия |
См ятня |
|
в опорном |
|
|
D |
в |
во втулке |
подшип |
|
|
шкворне |
шкворне |
шкворня |
нике |
От |
веса, приходящегося |
на перед |
80 |
45,7 |
63,5 |
нюю ось в покое ................................... |
735 |
От сил, возникающих при тормо |
485 |
280 |
106 |
жении |
автомобиля ............................... |
4500 |
Опыт эксплуатации показал, что данный шкворневой узел при установке его на автомобиль ЗИЛ-130 обладает достаточной долговечностью.
Рычаги поворотного кулака
С целью использования поворотных кулаков ЗИЛ-130 на гру зовых автомобилях ЗИЛ-164А первоначально на новых автомо билях устанавливали рычаги, у которых размеры посадочного конуса были такие же, как и у рычагов автомобиля ЗИЛ-164А. Однако при дорожных испытаниях и эксплуатации в особо тя желых дорожных условиях в отдельных случаях рычаги лома лись.
Исследование нагруженное™ рулевого привода показало, что гидроусилитель рулевого механизма и высокие скорости движе ния автомобиля ЗИЛ-130 создают значительные нагрузки на де тали привода при эксплуатации. Поэтому у рычагов поворотного кулака был увеличен диаметр сечения заделки. Кривые устало сти рычагов до и после усиления при испытании их в симметрич ном цикле' нагружения приведены на рис. 6 6 . Увеличение диа
метра конусной части в сечении заделки с 35 до 41 мм привело к повышению предела выносливости приблизительно в 1,4 раза. Расчет по накопленному усталостному повреждению с учетом по лученных кривых усталости и распределения эксплуатационных нагрузок, пересчитанного на 1 0 0 тыс. км пробега (рис. 6 6 ), пока
зал, что долговечность усиленных рычагов возросла более чем в 6 раз. Это было подтверждено последующими программными
испытаниями рычагов обоих размеров, результаты которых по казали также, что эксплуатационная долговечность усиленных поворотных рычагов достаточна. Разрушения их в эксплуатации не отмечались.
Мв. кгс-п
Рис. 66. Кривые усталости поворотных рычагов и распределение на грузок, действующих на них в эксплуатации (А'іа — амплитуда изги бающих моментов):
/ — кривая усталости рычагов до усиления; 2 — кривая усталости рычагов после усиления; 3 — распределение эксплуатационных нагрузок при пробеге автомобиля 100 тыс. км по булыжному шоссе со скоростью 10 км/ч
Расчетные напряжения в поворотных рычагах от действия максимального расчетного момента на валу сошки приведены
втабл. 60.
60.Расчетные напряжения в рычагах поворотного кулака
Рычаг поворотного |
Наибольший диаметр |
! Іапряженпе |
Напряжение |
кулака |
рычага в сечении |
изгиба |
кручения |
|
заделки в мм |
в кге см3 |
в кгс'см2 |
До усиления: |
35,25 |
7150 |
250 |
н и ж н и й ............................... |
верхний ............................... |
35,25 |
6300 |
326 |
После усиления: |
41,25 |
4350 |
0 |
н и ж н и й ............................... |
верхний ............................... |
41,25 |
4000 |
204 |
Поперечная рулевая тяга
Опыт эксплуатации шарниров поперечных рулевых тяг с экс центричными боковыми вкладышами, применявшихся на ранее выпускавшихся автомобилях ЗИЛ, показал, что в шарнирах та кой конструкции часто ломаются пружины и быстро появляется повышенный зазор. Поэтому для автомобиля ЗИЛ-130 был раз-
работам шарнир, обладающий значительно большей надеж ностью.
В связи с тем что шаровой палец, устанавливавшийся в шар ниры старой конструкции, обладает достаточной усталостной и статической прочностью, он был применен на автомобиле ЗИЛ-130. Предел выносливости этого шарового пальца в сред нем в 1,5 раза выше, чем у остальных деталей рулевого привода автомобиля ЗИЛ-130. Благодаря использованию единого шаро вого пальца удалось обеспечить взаимозаменяемость шарниров новой и старой конструкций.
Ниже приведены результаты расчета деталей поперечной ру левой тяги при действии максимального расчетного момента на валу сошки:
Напряжения шарового пальца в сечепнп наибольшего диа |
|
метра в заделке в кгс/см2: |
|
3100 |
и з г и б а ................................................................................. |
|
|
с р е з а ..................................................................................... |
|
|
|
285 |
Напряжение смятия в шарнире поперечном тяги в кгс/см2 |
400 |
Напряжение сжатия в поперечной тяге в кгс/см2 . . . . |
315 |
Запас продольной |
устойчивости |
поперечной тяги . . . . |
3,24 |
П р и ме ч а и и е. |
При расчете |
на смятие |
учитывалась только |
поверхность трения верхнего вкладыша, воспринимающего |
в ос |
новном нагрузки в шарнире. |
|
|
|
Продольная рулевая |
тяга |
|
Благодаря возможности применения по условиям прочности на автомобилях ЗИЛ-130 шарового пальца автомобиля ЗИЛ-164 были унифицированы шарниры продольных тяг этих автомоби лей. Однако дорожные испытания и опыт эксплуатации, в пер вую очередь автомобилей-самосвалов ЗИЛ-ММЗ-555, показали, что долговечность шарниров с вкладышами старой конструкции недостаточна из-за интенсивного износа поверхностей трения. Кроме того, было установлено, что изогнутая по компоновочным соображениям продольная тяга подрезает тело хвостовика шаро вого пальца кромками окон.
Для повышения долговечности шарниров продольной тяги была несколько изменена ее конструкция. Увеличена поверхность трения шарниров новых тяг путем увеличения угла охвата шаро вого пальца вкладышами (рис. 67), что обеспечило:
— значительное снижение интенсивности износа шаровых пальцев и вкладышей (по результатам сравнительных эксплуата ционных испытаний тяг, проведенных на автомобилях-самосва
лах |
ЗИЛ-ММЗ-555 в тяжелых дорожных условиях, в 3,5— |
3,8 |
раза); |
|
— коренное изменение характера износа сферических поверх |
ностей пальцев, при котором исключалась ступенчатая выработ ка по границам контакта с вкладышами, приводившая иногда в эксплуатации к заклиниванию шарнира;