а продольная рулевая тяга соединена с корпусом 2 стакана ша рового пальца сошки. Таким образом, при повороте рабочий ци линдр гидроусилителя перемещается вместе с продольной руле вой тягой. Для установки этого гидроусилителя необходимо было применение усилительной рамки, прикрепленной к фермам осно вания автобуса, и направляющей, удерживающей гидроусилитель от выворачивания. В передней крышке цилиндра находятся пре дохранительный и аварийный клапаны, служащие для управле ния автобусом при неработающем иасосе. «Чувство дороги», т. е. определенная зависимость усилия на рулевом колесе от сопро тивления повороту колес, данным гидроусилителем не обеспечи вается.
Несмотря на то что описанная конструкция гидроусилителя успешно работала на автобусах ЗИЛ-127, она имела ряд недо статков: чрезмерная масса и сложность конструкции из-за необ ходимости применения усилительной рамки и направляющей.
Использование этой конструкции на грузовых автомобилях средней грузоподъемности, имеющих другую по сравнению с ав тобусной компоновку, невозможно из-за отсутствия места для размещения гидроусилителя и его направляющей.
Для уменьшения массы гидроусилителя была разработана конструкция с клапаном управления, встроенным в продольную рулевую тягу, и отдельным рабочим цилиндром. Основной труд ностью при создании этой конструкции было устранение авто колебаний колес, возникающих при использовании описанного выше простого клапана с центрирующей пружиной. Особенно сильно автоколебания проявлялись при воздействии рабочего ци линдра на правый поворотный кѵлак. Однако даже при присое динении цилиндра к левому поворотному кулаку, несмотря на значительное увеличение жесткости системы, полностью исклю чить автоколебания не удалось. Для полного устранения автоко лебаний были сконструированы два варианта встраиваемых в продольную рулевую тягу клапанов с реактивными элементами.
В первом варианте (рис. 69, а) золотник 1, соединенный с по
движным стаканом 4 шарового пальца 5 сошкн рулевого меха низма, устанавливается в среднее положение четырьмя пружина ми 7 и реактивными плунжерами 6. В корпусе 3 находится ава рийный клапан 2.
BQ втором варианте (рис. 69, б) центрирующие пружины от
сутствуют и- золотник 11 устанавливается в среднее положение чисто гидравлическим путем. Реактивные камеры 10 и 12, уплот ненные резиновыми кольцами 9 и 13 U-образного сечения, соеди нены небольшими отверстиями с проточками золотника, через которые подается масло к рабочим полостям цилиндра гидроуси лителя. Диаметры уплотняемых шеек золотника сделаны неоди наковыми, чтобы площади реактивных камер были пропорцио нальны площадям рабочего цилиндра гидроусилителя с учетом площади штока.