— применение гидроусилителя с клапаном второго варианта позволило снизить его массу приблизительно на 35 кг по срав нению с массой серийного гидроусилителя автобуса ЗИЛ-127.
Конструкция клапана первого варианта используется в руле вом управлении автомобиля ЗИЛ-130, а конструкция клапана второго варианта — в других автомобилях ЗИЛ.
При проектировании легкового автомобиля ЗИЛ-111 завод отказался от применения конструкции гидроусилителя, располо женного отдельно от рулевого механизма. Причинами этого яви лись компоновочные трудности и уменьшение надежности конст рукции из-за нижнего расположения шлангов и цилиндра гидро усилителя. На этот автомобиль устанавливался рулевой меха низм с гидроусилителем, объединенным с ним в одном картере (рис. 71).
Рулевой механизм снабжен винтом 13 с гайкой 3 на цирку лирующих шариках и рейкой 2, зацепляющейся с зубчатым сек тором вала 18 сошки. Рейка одновременно служит и поршнем гидроусилителя. Передаточное число рулевого механизма равно 17,5 вместо 20,5 у ранее выпускавшегося рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-110.
Клапан 4 гидроусилителя расположен сбоку картера 1 руле вого механизма. Золотник 5 клапана управления перемещается рычагом 9, нижний конец которого охватывает среднее кольцо двойного упорного подшипника 10 винта 13. Подшипник может перемещаться в осевом направлении; он центрируется пружина ми 14 и 15 и пружиной 8 клапана управления.
Наличие реактивной камеры 7 в клапане управления обеспе чивает «чувство дороги». Клапан б поддерживает в реактивной камере давление не более 17 кгс/см2, соответственно ограничи вается и максимальное усилие на рулевом колесе.
Таким образом, к моменту начала проектирования рулевого управления автомобиля ЗИЛ-130 завод располагал определен ным опытом проектирования, изготовления и эксплуатации гид роусилителей нескольких типов, в том числе и рулевого меха низма автомобиля ЗИЛ-111. Первоначально для новых грузовых автомобилей было запроектировано рулевое управление с глобо идальным червяком без усилителя, унифицированное с рулевым управлением автомобилей ЗИЛ-164 и ЗИЛ-157. Клапан управ ления гидроусилителя был встроен в продольную рулевую тягу, а рабочий цилиндр располагался с правой стороны автомобиля, параллельно его оси. Конструкция этих узлов (рис. 69, б и 70) обеспечивала: возможность выпуска части автомобилей, работа ющих в более легких условиях, без гидроусилителя; значитель ную, хотя и не полную унификацию деталей нового и старого рулевых механизмов, в частности деталей, подверженных быст рому износу: червяка, ролика вала сошки и др.
Однако определение контингента автомобилей ЗИЛ-130, ко торые могли бы выпускаться без гидроусилителя рулевого управ-