Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характеристика работы гидроусилителя приведена на рис. 77, а основных деталей рулевого механизма — в табл. 61.

Крутящий момент на балу сошки

Рис. 77. Характеристика гидроусилителя ЗИЛ-130:

---------- — поворот направо; — — — — — поворот налево; / — крутящий момент на рулевом колесе; 2 — дав­

ление в гидроусилителе

Карданный вал и рулевая колонка

Первоначально карданный вал (рис. 78, а) рулевого управ­ ления имел два шарнира с бронзо-графитовыми втулками 2, ко­ торые удерживались в вилках 1, 8 и 12 закаленными крышками

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1011

12

Рис. 78. Карданный вал рулевого управления автомобиля ЗИЛ-130:

а — со втулками; б — с игольчатыми подшипниками; / — вилка; 2 — втулка крестовины; 3 — стопорное кольцо; 4 — пресс-масленка; 5 — крышка втулки крестовины; 6 — уплотнительное кольцо; 7 — крестовина; 8 — вилка шлицевого стержня; 9 — резиновое кольцо; 10 — войлочное кольцо; И — гай­ ка крепления уплотнения; 12 — вилка со шлицевой втулкой; 13 — замочная

шайба; 14 — игольчатый подшипник

191


5 и стопорными кольцами 3. В качестве уплотнения шарниров использовались резиновые кольца 6. Смазка шарниров произво­ дилась через пресс-масленку 4.

Опыт эксплуатации показал, что желательно увеличить дол­ говечность этих шарниров, поэтому с 1969 г. карданные валы снабжаются шарнирами, имеющими обычные игольчатые под­ шипники 14 (рнс. 78, б), запирающиеся подковообразными за­ мочными шайбами 13. Шарниры заполняются на заводе посто­ янным запасом смазки 158 (МРТУ 12Н 139—64).

Втулка шлицевого соединения карданных валов обоих вари­ антов подвергается улучшению, а стержень — закалке при на­ греве т. в. ч. Последний еще фосфатируется, и покрытие пропи­ тывается дисульфидом молибдена. Вилки карданного вала клиньями крепятся к винту рулевого механизма и валу рулевой колонки.

Рулевая колонка (рис. 79) жестко крепится нижней частью к полу кабины, а верхней — к переднему щиту.

Вал 7 вращается в шарикоподшипниках 4 и 8 со штампован­ ными кольцами. Осевой зазор в шарикоподшипниках регулиру­ ют гайкой 1, которая стопорится шайбой 2.

192

Насос гидроусилителя

Насос гидроусилителя с бачком (рис. 80) установлен на дви­ гателе и приводится в действие клиновидным ремнем от шкива на переднем конце коленчатого вала. Шкив 3 насоса крепится на

А-А

21

20

ВозВрат из системы

ПодВод

Всистему

Рис. 80. Насос гидроусилите­

ля

рулевого управления

ав­

 

томобиля ЗИЛ-130:

 

а

и

б

— калиброванные

от­

верстия

соответственно крыш­

ки

и

перепускного

клапана;

1

уплотнительные

кольца;

2 — конусная втулка; 3

шкив; 4

корпус насоса;

5 — передний

подшипник; 6

сальник; 7 — вал насоса; 8 — задний подшипник; 9 — ста­ тор; 10 — ротор; 11 — распре­

делительный диск; 12 — крыш­ ка насоса; 13 — перепускной клапан насоса; 14 — регули­ ровочные прокладки; 15 — сед­ ло предохранительного клапа­

на; 16 — предохранительный клапан; 17 — коллектор; 1 8 — бачок; }9 ... заливочный фильтр; 20 — сапун; 21 — крышка бачка; 22 — лопасть; 23 — сетчатый фильтр; 24 — перепускной

клапан фильтра

валу 7 разрезной конусной втулкой 2, шпонкой и гайкой. Ротор 10 насоса, свободно сидящий на шлицах вала 7, имеет десять пазов, в которых перемещаются лопасти 22.

Рабочая поверхность статора 9, прикрепленного к корпусу 4 насоса, имеет овальную форму, которая обеспечивает два цикла всасывания и нагнетания за один оборот вала. Распределитель-

13 Зак. 1071

193


ный диск 11, расположенный в полости крышки 12 насоса, при­ жимается к статору пружиной перепускного клапана 13 и дав­ лением масла, которое поступает в полость крышки из зон нагне­ тания через два окна в диске. В зоны всасывания масло подается с обеих сторон ротора через два окна в торце корпуса, а также через два углубления в распределительном диске, соединенные с окнами при помощи шести сквозных отверстий в статоре.

Корпус и распределительный диск отлиты из высококачест­ венного серого чугуна, содержащего 0,25—0,40% Сг п 0,10— 0,25% Ni, и имеют твердость НВ 201—241. Микроструктура это­ го чугуна представляет собой пластинчатый перлит с равномер­ но распределенными средними и мелкими пластинами графита

Рис. 81. Характеристика насоса гидроусилителя:

1 — подача при давлении 55 кгс/см?; 2 — подача при давлении 5 кгс/см2

прямой или завихренной формы. Содержание феррита не бо­ лее 5%.

Пазы ротора соединены под лопастями через соответствую­ щие каналы и отверстия с полостью крышки 12 насоса. Благо­ даря этому давление масла на лопасти, прижимаемые к статору центробежной силой, действует в том же направлении, что и эта сила. С указанной полостью сообщается также разгрузочная ка­ навка на торце корпуса, предотвращающая его задир при рабо­ те в тяжелых условиях. Из полости крышки 12 масло поступает в систему гидроусилителя через калиброванное отверстие а.

Перепускной клапан 13, ограничивающий количество масла, поступающего в систему, открывается благодаря разности дав­ лений до и после калиброванного отверстия а, равной приблизи­ тельно 1,5 кгс/см2 Эта разность давлений возникает при часто­ те вращения вала насоса около 750 об/мин, что соответствует подаче насоса около 1 2 л/мин.

В перепускном клапане 13 помещен шариковый предохрани­

тельный клапан 16, который открывается при

давлении 65—

70 кгс/см2 и соединяет с полостью слива полость

под перепуск­

ным клапаном. При этом последний также открывается, посколь-

194


Ь ° = “

CD

 

0 0

 

CD

 

и = Xр

 

 

 

Шs

Ш жаI о

[ >

[

>

[

>

 

гГ

L_ CJ

 

 

• m

 

 

 

 

 

 

 

 

c

o

s nEJ

 

 

 

--Г

 

X

55 (=

 

 

 

3

 

£■ E

з

 

 

 

 

 

S

Л

 

 

к

 

 

 

CLCJ

 

4

 

 

 

О о

 

 

О)

 

 

 

fr- ч

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

с*

 

 

4

 

a.

 

 

О.СОГ»

5

 

 

оÖ 3а

о

 

<y(N-

<DО -

>>

 

— О О

 

. ы О о

 

н

- . с

о

 

О О о

fr- —

оi f

аеі.

 

 

 

s S

S

 

 

 

О - СМ

та

 

 

 

 

 

fr-

СМ

 

 

 

°

s

О)

 

и

 

 

 

с

4

S

*

о

 

 

 

ГГ

О

та

Е

а

 

с (

Е

 

о

 

 

cd

 

 

 

 

 

о

 

U

 

О

 

't*

 

I

 

см

 

 

U

К

 

cd

 

a

 

н

:= I

cd

 

^ О

CM

57см

U Q5

CD

 

г-.

 

со

 

 

D>

t>

 

D>

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

с

 

 

=1

 

 

 

 

О

 

 

 

 

С

 

 

Е

 

 

 

 

 

ä>

 

 

 

 

 

а

 

Э

-

 

 

 

 

с-

t^C-l '

 

 

eufr­

 

 

z

- % I

§

с

о О С

 

о

с[+ Icf«

 

о

 

=

 

 

см

а

 

■ 1 г: со

 

 

£

Ч

~

LO

 

 

=5 ТО_ Р.

 

 

0 а а О

 

 

ПЯ ^СУ

 

Ь

^

= >

 

 

—Sю Е

 

N

 

0

 

 

1СМ!

É

 

 

со — о

=

 

 

s

'

!

 

 

■ » « й

О

 

 

и

О

«

С

 

 

и

=

=

fr-

а

 

 

\о ь

тат

а

 

- >1 Й

J2

«а

 

Г ]

С-

Ч

Ч Ч

 

О та

 

Ь

та

О.

и

a

 

ix.

о

 

Ог а

СО

ee

fr­

ч §

 

 

О с

ч

*

5

С

та

та

та

^

 

 

Е-

fr“

 

 

 

и

5 о

:5

§

 

 

 

э = 1

ш

D 0 Й

О Е> >

<м со <М о

о о

a

та

с

о

к

ч

а— а

3 3 3

О та &

о*та з*

tr»s

« 9

 

I

 

“O'

 

I0 0

 

Ю тГ LO

 

и

 

 

 

 

о

= " М

 

L_ о

-

 

 

>» fr-

 

 

 

 

о

а

 

 

 

Ч

о

 

 

 

CL О .

U

 

 

О)

Е

 

 

es

о

 

 

X

 

 

 

 

Dl

=г §

 

 

та

 

 

fr“

 

fr“ 5 8

иS Ч

1 4

1 3 "

195