Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А - А

Рис. 84. Тормоз заднего колеса:

/ — тормозной барабан; 2 — тормозная колодка; 3 — щиток тормоза; 4 — гайка; 5 — ось колодки; б — суппорт; 7 — от­

тяжная пружина;

5 —

опора разжимного кулака; 9 — разжимной кулак; 10 — ступица

колеса;

// — ролик; 12 — регули­

ровочный рычаг;

13

— кронштейн тормозной камеры; 14 — тормозная камера; 15

опора

ролика

■s

Xк

ОЬ 2С

§£

X

іа

■vj ß»X

I'*

о.

ч

Эч

иZ

W

3 О

Кs C\ft» s*o

аз• оft»

I<“

* I T1 §£ n

s*

“ Hсло

-• о ■о н

оо

I ё 2

S'* 2

ч

!

а

Г

 

О

~ о “О

* 2

£

•О с

Ja

о "ö

s

§“ ч

f t

С»

О

я

ю

 

3

ы

о

= ■§ ^ н В to

ft» X

4 s'

5 Я

5 S

оWо

с»я

*• ч-

_ 5

і;,

Ч I

о *

U

йо

Ю о

а ч

ж?

о X

ы ь

У/

Г' '

еѵ .

W /t

К

!

Ь


но служит крышкой подшипника вторичного вала коробки пере­ дач. На концах колодок, соприкасающихся с разжимным кула­ ком 13, винтами закреплены стальные сухари 12. Пружины 5 и 11 прижимают колодки к разжимному кулаку 13 и оси 6.

На шлицевом конце вала разжимного кулака 13 имеется ре­

гулировочный рычаг 15, который тягой 16

с вилкой

соединен

Рис. 86. Стояночный тормоз:

 

н 10

— колодки;

2

— барабан:

3

кронштейн

тормоза; 4

сальник кронштей­

на; 5 — малая оттяжная пружина; 6 — ось колодок; 7 — гайка крепления фланца; 8 — фланец вторичного вала коробки передач: 9 — болт; // — большая оттяжная пружина;

12

сухарь колодки;

13

— разжимном ку­

лак;

N — щит;

15

регулировочным

рычаг;

16

тяга привода;

// —

зубчатый

сектор;

18

стопорная

защелка;

19 — тяга

стопор­

ной защелки; 20 — рычаг привода стояночно­ го тормоза; 21 — рукоятка рычага; 22 —• ко­ робка передач

с нижним концом рычага 20 привода стояночного тормоза, уста­ новленного на картере коробки передач. Барабан '2 стояночного тормоза с фланцем 8 сидит на шлицевом конце вторичного вала коробки передач и закреплен на нем гайкой 7. К барабану кре­ пится передний шарнир карданного вала.

Для предохранения тормоза от попадания в него масла из коробки передач на кронштейне 3 установлен резиновый сальник 4, а на фланце 8 — маслоотражательное кольцо. Штампованный из тонкой листовой стали щит 14, прикрепленный к кронштейну 3, защищает тормоз от попадания в него грязи.

Схема пневматического тормозного привода автомобиля ЗИЛ-130 приведена на рис. 87. Компрессор 1, установленный на

217


о = =

f:2 Z2 о 5 n

* o ” c.

<u_ z. u: У3°^с

E _ s = ~

JT 5 О £

чo JS » *t

C.1 c? O»n -fl

b

cJ * о 4

двигателе и приводимый в действие клиновидным ремнем от ко­ ленчатого вала двигателя, накачивает сжатый воздух в юздушные ресиверы 6. Давление сжатого воздуха в диапазоне 6,0— 7,7 кгс/см2 ограничивается регулятором 2 давления, установлен­

ным непосредственно на компрессоре. Предохранительный кла­

пан 7 предотвращает повышение

давления сжатого воздуха

в системе более 1 0 кгс/см2.

кран 10 соединен с помощью

Комбинированный тормозной

тяг и передаточного рычага с педалью 9 тормоза. При нажатии на педаль тормозной кран подает сжатый воздух из ресиверов в тормозные камеры 12, приводящие в действие колесные тор­ мозные механизмы.

К соединительной головке 14, установленной на автомобилетягаче, может быть присоединена соединительная головка (ти­ па Б по ГОСТу 4365—67) пневматической тормозной системы прицепа пли полуприцепа. При приведении в действие тормозной системы автомобиля-тягача приводятся в действие также тор­ моза прицепа. Интенсивность действия тормозов автомобиля или автопоезда находится в прямой зависимости от величины усилия, приложенного к педали тормоза, и регулируется тормоз­ ным краном.

На автомобилях ЗИЛ-130 установлен поршневой двухцилин­ дровый непрямоточный воздушный компрессор (рис. 8 8 ) одно­

ступенчатого сжатия. Поршни компрессора алюминиевые,

сплавающими поршневыми пальцами. От осевого перемещения

вбобышках поршня пальцы фиксируются стопорными кольцами.

Блок цилиндров 6 компрессора и головка 10 блока охлажда­ ются жидкостью из системы охлаждения двигателя. Воздух из воздухоочистителя двигателя поступает в цилиндры компрессора через стальные пластинчатые впускные клапаны 19. Сжатый поршнями воздух вытесняется в пневматическую систему через расположенные в головке блока пластинчатые нагнетательные клапаны 13.

При достижении в пневматической системе давления воздуха 7,3—7,7 кгс/см2 регулятор давления подает ' сжатый воздух по

каналу 23 в блоке цилиндров компрессора под плунжеры 24 раз­

грузочного устройства, которые,

поднимаясь,

открывают одно­

временно оба впускных клапана

19 цилиндров

компрессора.

В этом случае при вращении коленчатого

вала

компрессора

поршни не подают воздух в систему, а перекачивают его из од­ ного цилиндра в другой.

Когда давление воздуха в пневматической системе снизится до 6,0—6,4 кгс/см2, регулятор давления выпускает воздух из-под плунжеров 24 в атмосферу, они под действием пружины 21 опу­ скаются, впускные клапаны садятся на седла и компрессор снова начинает нагнетать воздух в пневматическую систему.

Регулятор (рис. 89) работает следующим образом. При до­ стижении верхнего предела давления воздух, преодолевая сопро-

219


2 2 0


тивленне пружины 2, поднимает впускной клапан 13 п прижи­ мает выпускной клапан 14 к его седлу. По зазору между клапа­ ном 13 и корпусом сжатый воздух поступает в канал разгрузоч­ ного устройства компрессора. Когда давление в системе упадет до нижнего предела, пружина 2, воздействуя на шток 5, возвра­ щает клапаны 13 и 14 на прежние места. Поступление воздуха из системы в разгрузочное устройство компрессора прекращает­ ся, и воздух из этого устройства выпус­ кается в атмосферу.

Регулятор давления, который рас­ положен на блоке цилиндров ком­ прессора, трубопроводами соединяется е воздушным ресивером. Для увеличе­ ния надежности и предотвращения за­ грязнения клапанов регулятор имеет фильтры 7 и 8 для очистки воздуха, ус­ тановленные на входе и на выходе.

Для предохранения пневматической системы от чрезмерного повышения давления в случае выхода из строя ав­ томатического регулятора давления

Рис. 89. Регулятор давления:

/ — кожух; 2 — пружина регулятора; 3 — упорныП шарик; 4 — регулировочный колпак; 5 — шток кла­ пана; 6 — седло выпускного клапана; 7 — фильтр; -8 — металлокерамический фильтр; 9 — уплотнитель­

ное

кольцо; 10

— корпус; 11 — пробка

фильтра;

12

пружина

клапана;

13 — впускной клапан; 14 —

выпускной клапан;

15

регулировочные

прокладки;

 

 

16

— контргайка

 

или разгрузочного устройства компрессора на одном из ресиверов установлен предохранительный клапан (рис. 90).

На автомобили-тягачи, предназначенные для работы в соста­ ве автопоезда с прицепами или полуприцепами, устанавливается комбинированный тормозной кран (рис. 91). Этот кран состоит из двух секций, объединенных общим приводом. Одна секция управляет тормозами автомобиля-тягача, другая — тормозами прицепа или полуприцепа.

Комбинированный тормозной кран работает следующим об­ разом.

В расторможенном положении конический резиновый впуск­ ной клапан 15 секции, управляющей тормозами прицепа, открыт под действием пружины 5 и седла 10, и сжатый воздух из реси­ веров проходит в магистраль прицепа (стрелка А). Давление по­ ступающего воздуха регулируется натяжением пружины 5. При достижении давления 4,8—5,3 кгс/см2, воздействующего на сле­ дящую диафрагму 9, пружина 5 сжимается и впускной клапан

221