Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

92. Типы водосливов кабин

Для изготовления водослива кабины автомобиля ЗРІЛ-ІЗО необходимы штампы высокого качества и их точная наладка, но сборка его проста и гарантируется надежное уплотнение свароч­ ного шва без применения паст.

Форма водослива, имеющая отбортованный книзу фланец на участке задней прямой крыши, обеспечивает стекание грунта после «окунания» кабины.

Наружная панель передка в сборе. Материал — сталь 08 толщиной 0,9 мм, габаритные размеры 589 X 1819 X 842 мм, мас­ са 7,8 кг. Панель образует проем ветрового окна кабины, в кото­ рый входит и нижняя часть, когда-то называвшаяся «торпедо». Для уменьшения отходов металла при штамповке принят свар­ ной вариант панели. Она сваривается из четырех элементов: нижней панели, боковых стоек и верхнего козырька. При этом достигается высокая точность сопряжения деталей (до 1,5 мм по

21 Зак. 1071

321

контуру проема и до 2 мм по поверхности прилегания фланца),

что гарантирует надежное уплотнение стекла в проеме. Панель задка. Материал — сталь 08Ю толщиной 0,9 мм, га­

баритные размеры 1970 X 1341 X 150 мм, масса 16,6 кг. Деталь сделана цельной, охватывающей всю кабину по высоте и по ши­ рине, от одного проема двери до другого.

Фланец, соединяющий панель с панелью крыши, имеет прос­ тую отбортовку, прилегающую к ней по плоскости. Как видно из

 

Рис.

127.

Способы

соедине­

 

ния панели задка

 

с

карка­

 

 

 

 

сом:

 

 

 

 

а

соединение

с

 

крышей

 

(верхний фланец); и — соеди­

 

нение с проемом двери в поясе

 

(боковой фланец); о — соеди­

 

нение

с

панелью

пола

(ниж­

 

ний фланец); / — кабина Дай­

ЗИЛ-157; 3, 6 и 7 — кабина

монд

Т;

2,

8

п I

I

кабина

Форд Кельн; 4 — кабина Шевроле; 5,

10 и 13 —

каби­

на ЗИЛ-130; 9

— кабина Додж; 12 — кабина Форд

F730

 

 

 

рис. 127, фланец задней панели позволяет регулировать ширину проема двери независимо от наличия отклонений в передних стойках и производить точечную сварку сбоку. Возможность ре­ гулировки проема двери по ширине является преимуществом конструкции.

Панели двери.

Наружная панель двери. Материал — сталь 08

толщиной 0,9 мм,

габаритные

размеры 804 X 1366 мм, масса

6,4 кг.

 

Материал — сталь 08 толщиной

Внутренняя панель двери.

1,0 мм, габаритные размеры 804 X 1366 мм, масса 6,5 кг. Наружная и внутренняя панели корпуса двери (рис. 128, а)

соединены между собой по верхней и боковым наружным кром­ кам путем забортовкн фланцев и последующей точечной сварки, а по нижней кромке сваркой без забортовки.

3 2 2


Наличие дренажных отверстий во внутренней панели обеспе­ чивает сток воды, что устраняет причину обычного для данного места очага коррозии.

Оконный проем двери выполнен с разбортовкой фланца про­ ема внутрь двери.

Острые углы верхнего переднего контура двери образованы гибкой двух перпендикулярно расположенных кромок.

Неточности, допускаемые при гибке, компенсируются косы­

ми фасками в углах наружной панели

(рис. 128,6).

 

 

Наружные

(правая

и левая)

стойки

передка.

Материал —

сталь 08 толщиной 1 мм, габаритные размеры 130 X 500 мм, мас­

са 0,387 кг. Деталь образует

 

 

 

 

 

 

 

вертикальную

часть проема

 

 

 

 

 

 

 

ветрового окна кабины.

Се­

 

 

 

 

 

 

 

чение

передней части двер­

 

 

 

 

 

 

 

ного проема и стойки обла­

 

 

 

 

 

 

 

дает

достаточной

жестко­

 

 

 

 

 

 

 

стью,

так

как

испытывает

 

 

 

 

 

 

 

большое напряжение.

пе­

 

 

 

 

 

 

 

Внутренняя

панель

 

 

 

 

 

 

 

редка. Материал — сталь 08

 

Рис. 128. Элементы корпуса двери:

толщиной

0,9 мм,

габарит­

а

ные размеры

1680 X 845 X

— низ двери; б — верхний угол

двери; / —

внутренняя

панель; 2 — дренажный

канал;

X 520 мм, масса 7,0 кг. Пре­

 

3 — наружная

панель; 4

— косая

фаска

дусмотрены

два

варианта

 

 

 

из четырех

деталей

панели: цельноштампованная и составная

аналогично наружной панели передка кабины.

 

 

габа­

Панель пола.

Материал — сталь 08 толщиной 1,5 мм,

ритные размеры

1799 X 1114 мм, масса 25,00 кг. Панель с трех

сторон имеет

фасонные борта,

 

а в передней части — обрезную

кромку. В поперечном сечении панель представляет собой арку; в задней части панели в месте установки сидений приподнята горизонтальная площадка, усиленная ребрами.

Общая глубина пола получена предварительной вытяжкой примерно на 100 мм с последующей отгибкой бортов. Для неко­ торых моделей автомобилей отдельные неиспользуемые отвер­ стия закрываются заглушками, что позволило применить единую кабину для большого числа модификаций автомобиля ЗИЛ-130.

Унификация кабин

Сокращение номенклатуры изделий при одновременном уве­ личении программы их производства создает условия для при­ менения высокопроизводительного оборудования и автоматиза­ ции, при этом значительно упрощается работа по планированию и учету. Все это экономически выгодно.

Как правило, оригинальные для отдельных модификаций де­ тали и узлы устанавливают на окончательной стадии сборки

21*

323


и отделки кабин. Исключение представляют собой две детали кабины, так как они контактируют с шасси: панель пока кабины и панель щита передка. Эти детали отличаются количеством и расположением отверстий, необходимых для прохода рычагов, шлангов, педалей, проводов и т. п. и различных для разных мо­ дификаций автомобилей. Однако эти две детали в значительной степени унифицированы путем введения специальных заглушек для неиспользуемых отверстий и расположением большинства неодинаковых отверстий в съемных деталях. Это позволяет при выполнении наиболее сложных и трудоемких работ — штампов­

ки деталей и сборки кабин

изготовлять один тип кабины для

всего семейства автомобилей ЗИЛ-130.

узлов кабины приведены

Результаты работ по

унификации

в табл.93.

 

 

 

 

 

 

93. Унификация узлов и деталей кабины

 

Количество

А'г

 

Количество

группы

Название группы

разновид­

группы

Название группы

разновид­

 

 

ностей

 

 

ностей

50

Кабина в сборе

17

 

56

Задок кабины

2

51

Пол кабины

6

 

57

Крыша кабины

3

53

Передок кабины

5

 

84

Оперение автомо-

4

54

Боковина

1

 

 

биля

 

Инженер-кузовщик должен своевременно предъявлять требо­

вания

к агрегатам, которые

в той или иной степени связаны

с проектированием кузова. Для примера можно рассмотреть рас­ положение рычагов управления в различных модификациях се­ мейства автомобилей ЗИЛ-130. Положение рычагов коробки передач, стояночного тормоза, переключения раздаточной короб­ ки, управления приводом лебедки и др. в разных модифика­ циях семейства автомобилей ЗИЛ-130 различно.

Если своевременно не обратить внимание на их расположе­ ние в пределах люка пола кабины, возникнут затруднения при унификации кабин по отверстиям панелей пола. Поэтому при рассмотрении компоновки шасси различных модификаций не­ обходимо предусмотреть такое расположение рычагов, чтобы они во всех положениях на уровне пола (в плане) вписывались в определенный габарит, допускаемый конструкцией пола каби­ ны. При этом следут учитывать возможность демонтажа крыш­ ки коробки передач. Тогда любые комбинации рычагов могут применяться во всех модификациях при сохранении в производ­ стве унифицированной (по этому признаку) кабины.

Крышка люка пола для каждой модификации (рис. 129, а г) своя, но ввиду того, что она не представляет собой сложной штамповки и имеет во всех вариантах одинаковые габаритные размеры и места крепления, это многообразие крышек не вызы­

3 2 4


вает осложнений при производстве одновременно нескольких модификаций кабин.

Крышка люка коробки передач — один из примеров того, как кузовщик организует унификацию при проектировании шас­ си автомобиля. Этот пример может быть распространен на дру­ гие элементы кабины и, в частности, на панели щита передка;

Рис. 129. Крышки люка над коробкой передач различных автомобилей:

а — ЗИЛ-130; б — ЗИЛ-ІЗОС; в — ЗИЛ-131; г — газобаллонной модификации

все тяги, провода и трубки, проходящие через этот щит, следует также объединить для введения сменных люков в различных модификациях.

Панель щита передка (материал — сталь 08Ю толщиной 1,5 мм, габаритные размеры 1655 X 760 мм масса 20,1 кг) боль­ ше других подвергается изменениям в связи с созданием моди­ фикаций. Максимальная унификация достигается путем введе­ ния заглушек неиспользуемых отверстий.

3 2 5

94. Заглушки неиспользуемых отверстий

 

Диаметр

 

закрывае­

Эскиз

за глушки

мого

 

 

отверстия

 

 

в мм

 

130-6103693

20,5

130-6101045 20,5

0 2 8

130-5101849

20,5

,

ггt-1-

 

с5_

Г ..

 

 

130-5301999

7

Материал

Сталь 35 толщиной 0,5 мм оцинкованная

Полиэтилен,

МРТУ 6-0,5-900—63

Резина 4859, твердость по Шорѵ 50-70'

Полиэтилен

низкой

плотности П2070-Л-Т-Ф

0 2 4 130-5101849 17 То же (отвер­ стие с лыской)

326