92. Типы водосливов кабин
Для изготовления водослива кабины автомобиля ЗРІЛ-ІЗО необходимы штампы высокого качества и их точная наладка, но сборка его проста и гарантируется надежное уплотнение свароч ного шва без применения паст.
Форма водослива, имеющая отбортованный книзу фланец на участке задней прямой крыши, обеспечивает стекание грунта после «окунания» кабины.
Наружная панель передка в сборе. Материал — сталь 08 толщиной 0,9 мм, габаритные размеры 589 X 1819 X 842 мм, мас са 7,8 кг. Панель образует проем ветрового окна кабины, в кото рый входит и нижняя часть, когда-то называвшаяся «торпедо». Для уменьшения отходов металла при штамповке принят свар ной вариант панели. Она сваривается из четырех элементов: нижней панели, боковых стоек и верхнего козырька. При этом достигается высокая точность сопряжения деталей (до 1,5 мм по
контуру проема и до 2 мм по поверхности прилегания фланца),
что гарантирует надежное уплотнение стекла в проеме. Панель задка. Материал — сталь 08Ю толщиной 0,9 мм, га
баритные размеры 1970 X 1341 X 150 мм, масса 16,6 кг. Деталь сделана цельной, охватывающей всю кабину по высоте и по ши рине, от одного проема двери до другого.
Фланец, соединяющий панель с панелью крыши, имеет прос тую отбортовку, прилегающую к ней по плоскости. Как видно из
|
Рис. |
127. |
Способы |
соедине |
|
ния панели задка |
|
с |
карка |
|
|
|
|
сом: |
|
|
|
|
а — |
соединение |
с |
|
крышей |
|
(верхний фланец); и — соеди |
|
нение с проемом двери в поясе |
|
(боковой фланец); о — соеди |
|
нение |
с |
панелью |
пола |
(ниж |
|
ний фланец); / — кабина Дай |
ЗИЛ-157; 3, 6 и 7 — кабина |
монд |
Т; |
2, |
8 |
п I |
I |
— |
кабина |
Форд Кельн; 4 — кабина Шевроле; 5, |
10 и 13 — |
каби |
на ЗИЛ-130; 9 |
— кабина Додж; 12 — кабина Форд |
F730 |
|
|
|
рис. 127, фланец задней панели позволяет регулировать ширину проема двери независимо от наличия отклонений в передних стойках и производить точечную сварку сбоку. Возможность ре гулировки проема двери по ширине является преимуществом конструкции.
Панели двери. |
Наружная панель двери. Материал — сталь 08 |
толщиной 0,9 мм, |
габаритные |
размеры 804 X 1366 мм, масса |
6,4 кг. |
|
Материал — сталь 08 толщиной |
Внутренняя панель двери. |
1,0 мм, габаритные размеры 804 X 1366 мм, масса 6,5 кг. Наружная и внутренняя панели корпуса двери (рис. 128, а)
соединены между собой по верхней и боковым наружным кром кам путем забортовкн фланцев и последующей точечной сварки, а по нижней кромке сваркой без забортовки.
Наличие дренажных отверстий во внутренней панели обеспе чивает сток воды, что устраняет причину обычного для данного места очага коррозии.
Оконный проем двери выполнен с разбортовкой фланца про ема внутрь двери.
Острые углы верхнего переднего контура двери образованы гибкой двух перпендикулярно расположенных кромок.
Неточности, допускаемые при гибке, компенсируются косы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ми фасками в углах наружной панели |
(рис. 128,6). |
|
|
Наружные |
(правая |
и левая) |
стойки |
передка. |
Материал — |
сталь 08 толщиной 1 мм, габаритные размеры 130 X 500 мм, мас |
са 0,387 кг. Деталь образует |
|
|
|
|
|
|
|
вертикальную |
часть проема |
|
|
|
|
|
|
|
ветрового окна кабины. |
Се |
|
|
|
|
|
|
|
чение |
передней части двер |
|
|
|
|
|
|
|
ного проема и стойки обла |
|
|
|
|
|
|
|
дает |
достаточной |
жестко |
|
|
|
|
|
|
|
стью, |
так |
как |
испытывает |
|
|
|
|
|
|
|
большое напряжение. |
пе |
|
|
|
|
|
|
|
Внутренняя |
панель |
|
|
|
|
|
|
|
редка. Материал — сталь 08 |
|
Рис. 128. Элементы корпуса двери: |
толщиной |
0,9 мм, |
габарит |
а |
ные размеры |
1680 X 845 X |
— низ двери; б — верхний угол |
двери; / — |
внутренняя |
панель; 2 — дренажный |
канал; |
X 520 мм, масса 7,0 кг. Пре |
|
3 — наружная |
панель; 4 |
— косая |
фаска |
дусмотрены |
два |
варианта |
|
|
|
из четырех |
деталей |
панели: цельноштампованная и составная |
аналогично наружной панели передка кабины. |
|
|
габа |
Панель пола. |
Материал — сталь 08 толщиной 1,5 мм, |
ритные размеры |
1799 X 1114 мм, масса 25,00 кг. Панель с трех |
сторон имеет |
фасонные борта, |
|
а в передней части — обрезную |
кромку. В поперечном сечении панель представляет собой арку; в задней части панели в месте установки сидений приподнята горизонтальная площадка, усиленная ребрами.
Общая глубина пола получена предварительной вытяжкой примерно на 100 мм с последующей отгибкой бортов. Для неко торых моделей автомобилей отдельные неиспользуемые отвер стия закрываются заглушками, что позволило применить единую кабину для большого числа модификаций автомобиля ЗИЛ-130.
Унификация кабин
Сокращение номенклатуры изделий при одновременном уве личении программы их производства создает условия для при менения высокопроизводительного оборудования и автоматиза ции, при этом значительно упрощается работа по планированию и учету. Все это экономически выгодно.
Как правило, оригинальные для отдельных модификаций де тали и узлы устанавливают на окончательной стадии сборки
и отделки кабин. Исключение представляют собой две детали кабины, так как они контактируют с шасси: панель пока кабины и панель щита передка. Эти детали отличаются количеством и расположением отверстий, необходимых для прохода рычагов, шлангов, педалей, проводов и т. п. и различных для разных мо дификаций автомобилей. Однако эти две детали в значительной степени унифицированы путем введения специальных заглушек для неиспользуемых отверстий и расположением большинства неодинаковых отверстий в съемных деталях. Это позволяет при выполнении наиболее сложных и трудоемких работ — штампов
ки деталей и сборки кабин |
изготовлять один тип кабины для |
всего семейства автомобилей ЗИЛ-130. |
узлов кабины приведены |
Результаты работ по |
унификации |
в табл.93. |
|
|
|
|
|
|
93. Унификация узлов и деталей кабины |
|
№ |
Количество |
А'г |
|
Количество |
группы |
Название группы |
разновид |
группы |
Название группы |
разновид |
|
|
ностей |
|
|
ностей |
50 |
Кабина в сборе |
17 |
|
56 |
Задок кабины |
2 |
51 |
Пол кабины |
6 |
|
57 |
Крыша кабины |
3 |
53 |
Передок кабины |
5 |
|
84 |
Оперение автомо- |
4 |
54 |
Боковина |
1 |
|
|
биля |
|
Инженер-кузовщик должен своевременно предъявлять требо |
вания |
к агрегатам, которые |
в той или иной степени связаны |
с проектированием кузова. Для примера можно рассмотреть рас положение рычагов управления в различных модификациях се мейства автомобилей ЗИЛ-130. Положение рычагов коробки передач, стояночного тормоза, переключения раздаточной короб ки, управления приводом лебедки и др. в разных модифика циях семейства автомобилей ЗИЛ-130 различно.
Если своевременно не обратить внимание на их расположе ние в пределах люка пола кабины, возникнут затруднения при унификации кабин по отверстиям панелей пола. Поэтому при рассмотрении компоновки шасси различных модификаций не обходимо предусмотреть такое расположение рычагов, чтобы они во всех положениях на уровне пола (в плане) вписывались в определенный габарит, допускаемый конструкцией пола каби ны. При этом следут учитывать возможность демонтажа крыш ки коробки передач. Тогда любые комбинации рычагов могут применяться во всех модификациях при сохранении в производ стве унифицированной (по этому признаку) кабины.
Крышка люка пола для каждой модификации (рис. 129, а — г) своя, но ввиду того, что она не представляет собой сложной штамповки и имеет во всех вариантах одинаковые габаритные размеры и места крепления, это многообразие крышек не вызы
вает осложнений при производстве одновременно нескольких модификаций кабин.
Крышка люка коробки передач — один из примеров того, как кузовщик организует унификацию при проектировании шас си автомобиля. Этот пример может быть распространен на дру гие элементы кабины и, в частности, на панели щита передка;
Рис. 129. Крышки люка над коробкой передач различных автомобилей:
а — ЗИЛ-130; б — ЗИЛ-ІЗОС; в — ЗИЛ-131; г — газобаллонной модификации
все тяги, провода и трубки, проходящие через этот щит, следует также объединить для введения сменных люков в различных модификациях.
Панель щита передка (материал — сталь 08Ю толщиной 1,5 мм, габаритные размеры 1655 X 760 мм масса 20,1 кг) боль ше других подвергается изменениям в связи с созданием моди фикаций. Максимальная унификация достигается путем введе ния заглушек неиспользуемых отверстий.
94. Заглушки неиспользуемых отверстий
|
№ |
Диаметр |
|
закрывае |
Эскиз |
за глушки |
мого |
|
|
отверстия |
|
|
в мм |
|
130-6103693 |
20,5 |
130-6101045 20,5
0 2 8 |
130-5101849 |
20,5 |
, |
ггt-1- |
|
с5_
|
Г ..
|
|
|
130-5301999 |
7 |
Материал
Сталь 35 толщиной 0,5 мм оцинкованная
Полиэтилен,
МРТУ 6-0,5-900—63
Резина 4859, твердость по Шорѵ 50-70'
Полиэтилен
низкой
плотности П2070-Л-Т-Ф
0 2 4 130-5101849 17 То же (отвер стие с лыской)