Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ный водитель может видеть опасную ситуации, но не быть в состоянии ее осмыслить. Невнимательность — одна из важнейших причин при­ нятия неправильных решений (реакций), которые приводят к дорожнотранспортным происшествиям. То, что обычно называют невниматель­

ностью, на самом деле есть внимание, направленное не на те предметы,

которые должны интересовать водителя (дорога и окружающая обста­ новка), а на нечто другое (забота о чем-то, воспоминание о минувшей ссоре). Водитель, находясь на своем рабочем месте,- должен полностью отвлечься от других забот и воспоминаний, сосредоточив все свое вни­ мание на предстоящей поездке.

Управление автомобилем представляет собой комплекс различных действий. Поэтому водитель должен обладать распределенным внима­

нием, позволяющим одновременно воспринимать несколько сигналов

и совершать несколько рабочих операций.

Имеется понятие «напряжение внимания», характеризующееся отношением общей загруженности психики к той части внимания, ко­ торая необходима для выполнения данной работы. Но даже одна и та

же работа — управление автомобилем — требует разного напряжения внимания. Например, при управлении автомобилем на загородной доро­ ге напряжение внимания составляет 35,1%, а в городе — 58,9% от общей загруженности психики. Поэтому водитель, все время ездивший по дорогам с небольшим движением, по прибытии в город должен быть особенно внимательным.

Для водителя очень важна степень подвижности внимания. От того,

как водитель способен переключать внимание с одного объекта на дру­ гой, выделять из совокупности явлений наиболее существенные, пер­

воочередные, зависит во многом безопасность движения.

Если управление автомобилем осуществляется в однообразной

обстановке длительное время, внимание быстро ’ослабевает.

Поэтому при движении по прямолинейным участкам дорог с ас­ фальтобетонным покрытием большой протяженности огромное зна­ чение имеет постоянство внимания.

Постоянство внимания имеет прямую связь с ритмом работы .и ус­ талостью. В утренние часы оно слабее, к 10—И ч дня усиливается,

в послеобеденное время опять ослабевает, к концу рабочего дня

опять усиливается. Ночью внимание значительно слабее, чем днем. Зрение дает водителю 95% информации как об условиях движения,

так и об автомобиле. В светочувствительной сетчатке человеческого ■ глаза имеются два типа клеток: колбочки и палочки. Колбочки рабо- . тают при хорошем освещении, их задача воспринимать форму и цвет предметов. Колбочки располагаются в основном в средней части дна

глаза, а к периферии их число уменьшается. В сумерках при освещен­ ности 0,01 лк (яркий лунный свет) работу колбочек заменяют палоч­ ки. Палочки не различают цвета. Они находятся на периферии глазно­ го дна, отсутствуя в его центральной части (в зоне шириной приблизи­ тельно в 10%). Поэтому в темноте предметы видны лучше, если на них смотреть не прямо, а под углом 10—15°; отражение предметов в этом

случае попадает на более чувствительную часть сетчатки. Наступление темноты требует от глаз большого напряжения.

301


C наступлением темноты включается уличное освещение, в котором часто бывают очень яркие световые пятна (уличные фонари, световые рекламы п пр.), ослепляющие водителя. Человеческий глаз обладает исключительно большой приспособленностью, но для полного приспо­ собления к новым условиям освещенности необходимо определенное время. При входе иЗ темного помещения в ярко освещенную комнату на приспособляемость глаза к новым условиям требуется 5 сек, а при входе со света в темноту иногда даже 3 мин,, Подсчитайте, как далеко пройдет автомобиль по дороге за это время при скорости 60 км/ч, и

тогда будет ясно, какую опасность создает ослепление водителя фара­ ми встречного автомобиля. Статистические данные показывают, что в Японии, например, по причине ослепления водителей встречного транспорта за 1969 г, произошло около 16 000 дорожно-транспортных

происшествий. .

Предотвращение ослепления водителей встречных автомобилей

обеспечивается не только своевременным переключением света фар,

но и правильной их регулировкой.

Отклонение светового потока вверх и влево только на 1,5—2,0°

увеличивает опасность ослепления в 2—3 раза.

Приспособление глазной сетчатки к различным степеням светового раздражения называется адаптацией. Ослепление водителей

светом фар встречного . автомобиля можно уменьшить - установкой в кабине зеленой лампочки, свет которой должен быть направлен на верхнюю часть лобового стекла.

Оценка расстояний, скоростей движения и восприятия времени.

Большую роль при управлении автомобилем играет восприятие времени и р а с с т о я н и я, на которое могут переместиться все участники движения за данный отрезок времени, так кац это пред- ‘

ставленпе дает водителю информацию о выполнении тех или иных

действий по предотвращению наездов и столкновений за определенный промежуток времени и отрезок расстояния.

Известно, что опытный водитель довольно точно определяет ско­ рость движения автомобиля, не глядя на спидометр. Однако после про­ должительного движения с большой скоростью он недооценивает

своевременного снижения скорости. При въезде в город с загородной

магистрали многие водители не могут сразу перейти на более низкую

скорость, соответствующую условиям движения в городе. Поэтому не случайно количество дорожно-транспортных происшествий на

окраинах больших городов превышает по количеству дорожно-тран­

спортные происшествия на дорогах городов с большей интенсивностью

движения.

В профессии водителя чрезвычайно важным считают также чув­ ство пространства. Водитель должен хорошо оценивать расстояние предметов друг от друга. Способность оценивать расстоя­ ние позволяет правильно определять ширину проезжей части дороги,

совершать обгон, выбирать безопасную дистанцию между автомобиля­ ми и т. д. Чувство пространства в большой степени зависит от опыта

водителя. Начинающий водитель принимает узкий проезд или ворота за еще более узкие и начинает сомневаться, проедет ли его автомобиль

302


через них или нет. То же случается и со многими опытными водителя­ ми, когда они переходят с управления легковым автомобилем на уп­

равление автобуса или грузового автомобиля. Иной раз может пройти даже две недели, прежде чем водитель вновь овладеет чувством про­

странства.

Величина поля зрения и точность восприятия. Нормальный ос­

тротой зрения, равной единице, считается способность видеть две точ­ ки, разделенные промежутком в одну угловую минуту. В каждый дан­ ный момент человек видит определенную зону пространства, называе­

мую полем зрения. В фиксированном положении глаза площадь наи­ более острого зрения заключена в конусе с углом 3°. Зрение впЪлне достаточно внутри конуса в 5—6°. Конус ясного видения — 10°. Зрение удовлетворительно в пределах 20°.

В вертикальной плоскости угол острого зрения составляет только

1∕2—'2∕3 угла в горизонтальной плоскости.

Как показывают исследования, опознание букв дорожных указате­ лей быстро уменьшается по мере увеличения угла между оптической осью глаза и направлением на букву. Если при угле до 5—8° 98% во­ дителей правильно различают буквы, то при угле около 16° — толь­ ко 66%.

В нормальных условиях человек способен различать объекты при помощи периферийного зрения, но предметы, выходящие за пределы 10°, могут быть видимы без ясных деталей или цвета. Угол эффектив­ ной периферийной видимости составляет около IOO0 при неподвижном положении человека, при движении этот угол заметно уменьшается и при скорости движения, например, 90 км/ч он равен 40°. Периферий­ ное зрение точно воспринимает движение. Благодаря этому можно за­ метить движущийся предмет на большом расстоянии, не различая, ка­ кой предмет движется. Это имеет большое значение, так как поз­

воляет водителю своевременно обратить внимание на движущийся предмет.

Скорость перемещения взора и направление взора при управлении

автомобилем. Как уже упоминалось, четкое видение находится в пре­ делах угла зрения 10—12° и постепенно снижается при увеличении это­ го угла. Вследствие этих особенностей зрения водитель должен на­ правлять свой взор так, чтобы в каждый данный момент наиболее отчет­

ливо видеть объекты на полосе движения. При небольшой скорости движения взор следует направлять ближе, т. е. под большим углом

к дороге, а при большей скорости движения — дальше вперед. При

большой скорости движения препятствие должно быть замечено как можно раньше, чтобы было достаточно времени Для принятия мер по обеспечению безопасности движения. Однако опасность может воз­

никнуть сзади или сбоку.

Находящиеся справа и слева предметы водитель видит при дви­ жении периферийным зрением, и, получив не вполне четкое представ­ ление о движущемся предмете, он должен перевести взор, чтобы этот

предмет попал в зону четкого зрения,■

Такая необходимость возникает в различных условиях движения,

например при подъезде к перекрестку.

803


Очень важно учитывать, что, хотя перемещение взора кажется мгновенным, оно занимает определенное время.

Ниже приведены данные, характеризующие время в секундах, за­

трачиваемое водителем при ориентировке на перекрестке:

Сдвиг глаз влево .

.................................................... ■ .

0,15—0,23

Фиксация глаз на левой стороне............................

0,10—0,30

Перевод глаз вправо...................................................................

 

0,15—0,33

Фиксация глаз на правой стороне......................................

0,10—0,30

Время полного осмотра

объекта................................................

0,50—1,56

Эти величины учитывают только время обозрения, не включая вре­ мя реакции. По имеющимся экспериментальным данным, в условиях, когда водителю требуется осмотреть перекресток с плохой обзор­

ностью, оценить объекты на нем, их положение и направление дви­ жения, а затем принять то или иное решение (например, можно или нельзя переехать перекресток), время на оценку и принятие решения может достигать 2,5 сек.

Время, которое затрачивает водитель па обзор обстановки через зеркало заднего вида с последующей ее оценкой и принятием реше­ ния, может приблизительно достигнуть 2 сек. Все эти данные о способ­ ностях нашего зрительного аппарата водитель должен знать для того,

чтобы правильно рассчитать свои возможности по предотвращению дорожно-транспортных происшествий.

Усталость, Выше было сказано, что управление автомобилем по до­ рогам в однообразной обстановке приводит к расслаблению внимания и появлению усталости. Проблема усталости чрезвычайно важна в про­ фессиональной работе водителя. При усталости водителя скорость

движения замедляется, реакция значительно увеличивается, внимание ослабевает.

Обстоятельствами, которые содействуют усталости, являются сле­

дующие: z

продолжительность управления автомобилем. Установлено, что между продолжительностью работы водителя и частотой несчастных

случаев существует прямая связь: слишком длительный рабочий день способствует появлению дорожно-транспортных происшествий. Уста­

новлено, что после нескольких часов работы появляются признаки усталости. Молодые по стажу водители устают раньше, так как они

больше затрачивают психического напряжения на управление автомо­ билем. Начиная с девятого часа работы водителя, количество совершен­ ных аварий увеличивается по сравнению с первыми восемью часами работы и значительно растет в последующие часы. Поэтому необхо­ димо, чтобы рабочий день водителя был ограничен максимально 10—

И ч-

ненормальный отдых водителя, предшествующий его рабочему дню.

Водитель должен спать не менее 8 ч перед выездом. Невыспавшийся во­

дитель устает уже на третьем часу работы и не может’в сложной обста­ новке предотвратить дорожно-транспортное происшествие;

работа в ночное, время. Водители засыпают во время управления автомобилем чаще между 24 и 6 ч, В это время ослабевают все функции

304


организма: температура тела падает, интенсивность обмена вещества

снижается, давление крови падает, дыхание становится поверхност­ ным;

плохая вентиляция кабины, плохое освещение дороги, неправиль­ ное питание водителя и другие факторы.

Когда водитель едет в однообразной обстановке, он находится под влиянием постоянного раздражения одних и тех же центров коры боль­ ших полушарий головного мозга, что вызывает в этих центрах торможе­ ние, которое распространяется и на другие участки мозга и может при­ вести к засыпанию. Такое состояние водителя называется дорож­

ным г и п и о з о м. Многие необъяснимые аварии на дорогах проис­

ходят по причине дорожного гипноза, которому водитель не смог про­ тивостоять напряжением воли.

Какие же имеются средства борьбы с усталостью и дорожным гип­

нозом при длительных рейсах?

Простейшее средство — хорошая вентиляция кабины, жевание сушеных фруктов, конфет, выпитая чашка натурального кофе или

стакан фруктового сока. Если вялость и сонливость очень сильны, то необходим активный отдых, для чего следует остановить автомобиль,

выйти на обочину дороги и сделать несколько физических упражнений (наклоны туловища вперед, назад и в стороны, приседание с одновре­

менным вытягиванием рук и др.). Если не помогает ни одно из средств, тогда необходим нормальный спокойный сон. Даже короткий 20-ми­ нутный сон облегчает дальнейшую работу водителя.

Усталость нельзя доводить до такой степени, когда ее нельзя пре­ одолеть перечисленными выше способами,

§ 92. ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОДИТЕЛЯ

Никто не сомневается в том, что алгоколь отрицательно действует иа работоспособность водителя.

Многочисленные проверки показали, что даже небольшие дозы ал­ коголя (например, 1—2 стакана пива) заметно ослабляют нормальную

деятельность водителя.

При содержании в крови l0° (промиле — около 150 г) выпитой

водки вероятность дорожно-транспортного происшествия увеличивает­

ся в 5—10 раз, при l,50° эта вероятность возрастает в 55 раз.

При приеме алкогольных напитков нарушается координация и согласованность движений, снижается точность глазомера при опре­

делении расстояний, внимание становится рассеянным,- появляется

неправильная оценка впечатлений, теряется ощущение времени.

Кроме того, у водителя появляется неосмотрительная «смелость», без­ рассудство и желание «риска».

Собранные кафедрой криминального права и процесса Тартуского государственного университета данные показывают, что из лиц, при­ влеченных к криминальной ответственности за нарушение правил бе­ зопасного движения автомобилей или других механизированных тран­ спортных средств и их технической эксплуатации, 40% совершили пре­

ступление в нетрезвом состоянии.

305