Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
ный водитель может видеть опасную ситуации, но не быть в состоянии ее осмыслить. Невнимательность — одна из важнейших причин при нятия неправильных решений (реакций), которые приводят к дорожнотранспортным происшествиям. То, что обычно называют невниматель
ностью, на самом деле есть внимание, направленное не на те предметы,
которые должны интересовать водителя (дорога и окружающая обста новка), а на нечто другое (забота о чем-то, воспоминание о минувшей ссоре). Водитель, находясь на своем рабочем месте,- должен полностью отвлечься от других забот и воспоминаний, сосредоточив все свое вни мание на предстоящей поездке.
Управление автомобилем представляет собой комплекс различных действий. Поэтому водитель должен обладать распределенным внима
нием, позволяющим одновременно воспринимать несколько сигналов
и совершать несколько рабочих операций.
Имеется понятие «напряжение внимания», характеризующееся отношением общей загруженности психики к той части внимания, ко торая необходима для выполнения данной работы. Но даже одна и та
же работа — управление автомобилем — требует разного напряжения внимания. Например, при управлении автомобилем на загородной доро ге напряжение внимания составляет 35,1%, а в городе — 58,9% от общей загруженности психики. Поэтому водитель, все время ездивший по дорогам с небольшим движением, по прибытии в город должен быть особенно внимательным.
Для водителя очень важна степень подвижности внимания. От того,
как водитель способен переключать внимание с одного объекта на дру гой, выделять из совокупности явлений наиболее существенные, пер
воочередные, зависит во многом безопасность движения.
Если управление автомобилем осуществляется в однообразной
обстановке длительное время, внимание быстро ’ослабевает.
Поэтому при движении по прямолинейным участкам дорог с ас фальтобетонным покрытием большой протяженности огромное зна чение имеет постоянство внимания.
Постоянство внимания имеет прямую связь с ритмом работы .и ус талостью. В утренние часы оно слабее, к 10—И ч дня усиливается,
в послеобеденное время опять ослабевает, к концу рабочего дня
опять усиливается. Ночью внимание значительно слабее, чем днем. Зрение дает водителю 95% информации как об условиях движения,
так и об автомобиле. В светочувствительной сетчатке человеческого ■ глаза имеются два типа клеток: колбочки и палочки. Колбочки рабо- . тают при хорошем освещении, их задача воспринимать форму и цвет предметов. Колбочки располагаются в основном в средней части дна
глаза, а к периферии их число уменьшается. В сумерках при освещен ности 0,01 лк (яркий лунный свет) работу колбочек заменяют палоч ки. Палочки не различают цвета. Они находятся на периферии глазно го дна, отсутствуя в его центральной части (в зоне шириной приблизи тельно в 10%). Поэтому в темноте предметы видны лучше, если на них смотреть не прямо, а под углом 10—15°; отражение предметов в этом
случае попадает на более чувствительную часть сетчатки. Наступление темноты требует от глаз большого напряжения.
301
C наступлением темноты включается уличное освещение, в котором часто бывают очень яркие световые пятна (уличные фонари, световые рекламы п пр.), ослепляющие водителя. Человеческий глаз обладает исключительно большой приспособленностью, но для полного приспо собления к новым условиям освещенности необходимо определенное время. При входе иЗ темного помещения в ярко освещенную комнату на приспособляемость глаза к новым условиям требуется 5 сек, а при входе со света в темноту иногда даже 3 мин,, Подсчитайте, как далеко пройдет автомобиль по дороге за это время при скорости 60 км/ч, и
тогда будет ясно, какую опасность создает ослепление водителя фара ми встречного автомобиля. Статистические данные показывают, что в Японии, например, по причине ослепления водителей встречного транспорта за 1969 г, произошло около 16 000 дорожно-транспортных
происшествий. .
Предотвращение ослепления водителей встречных автомобилей
обеспечивается не только своевременным переключением света фар,
но и правильной их регулировкой.
Отклонение светового потока вверх и влево только на 1,5—2,0°
увеличивает опасность ослепления в 2—3 раза.
Приспособление глазной сетчатки к различным степеням светового раздражения называется адаптацией. Ослепление водителей
светом фар встречного . автомобиля можно уменьшить - установкой в кабине зеленой лампочки, свет которой должен быть направлен на верхнюю часть лобового стекла.
Оценка расстояний, скоростей движения и восприятия времени.
Большую роль при управлении автомобилем играет восприятие времени и р а с с т о я н и я, на которое могут переместиться все участники движения за данный отрезок времени, так кац это пред- ‘
ставленпе дает водителю информацию о выполнении тех или иных
действий по предотвращению наездов и столкновений за определенный промежуток времени и отрезок расстояния.
Известно, что опытный водитель довольно точно определяет ско рость движения автомобиля, не глядя на спидометр. Однако после про должительного движения с большой скоростью он недооценивает
своевременного снижения скорости. При въезде в город с загородной
магистрали многие водители не могут сразу перейти на более низкую
скорость, соответствующую условиям движения в городе. Поэтому не случайно количество дорожно-транспортных происшествий на
окраинах больших городов превышает по количеству дорожно-тран
спортные происшествия на дорогах городов с большей интенсивностью
движения.
В профессии водителя чрезвычайно важным считают также чув ство пространства. Водитель должен хорошо оценивать расстояние предметов друг от друга. Способность оценивать расстоя ние позволяет правильно определять ширину проезжей части дороги,
совершать обгон, выбирать безопасную дистанцию между автомобиля ми и т. д. Чувство пространства в большой степени зависит от опыта
водителя. Начинающий водитель принимает узкий проезд или ворота за еще более узкие и начинает сомневаться, проедет ли его автомобиль
302
через них или нет. То же случается и со многими опытными водителя ми, когда они переходят с управления легковым автомобилем на уп
равление автобуса или грузового автомобиля. Иной раз может пройти даже две недели, прежде чем водитель вновь овладеет чувством про
странства.
Величина поля зрения и точность восприятия. Нормальный ос
тротой зрения, равной единице, считается способность видеть две точ ки, разделенные промежутком в одну угловую минуту. В каждый дан ный момент человек видит определенную зону пространства, называе
мую полем зрения. В фиксированном положении глаза площадь наи более острого зрения заключена в конусе с углом 3°. Зрение впЪлне достаточно внутри конуса в 5—6°. Конус ясного видения — 10°. Зрение удовлетворительно в пределах 20°.
В вертикальной плоскости угол острого зрения составляет только
1∕2—'2∕3 угла в горизонтальной плоскости.
Как показывают исследования, опознание букв дорожных указате лей быстро уменьшается по мере увеличения угла между оптической осью глаза и направлением на букву. Если при угле до 5—8° 98% во дителей правильно различают буквы, то при угле около 16° — толь ко 66%.
В нормальных условиях человек способен различать объекты при помощи периферийного зрения, но предметы, выходящие за пределы 10°, могут быть видимы без ясных деталей или цвета. Угол эффектив ной периферийной видимости составляет около IOO0 при неподвижном положении человека, при движении этот угол заметно уменьшается и при скорости движения, например, 90 км/ч он равен 40°. Периферий ное зрение точно воспринимает движение. Благодаря этому можно за метить движущийся предмет на большом расстоянии, не различая, ка кой предмет движется. Это имеет большое значение, так как поз
воляет водителю своевременно обратить внимание на движущийся предмет.
Скорость перемещения взора и направление взора при управлении
автомобилем. Как уже упоминалось, четкое видение находится в пре делах угла зрения 10—12° и постепенно снижается при увеличении это го угла. Вследствие этих особенностей зрения водитель должен на правлять свой взор так, чтобы в каждый данный момент наиболее отчет
ливо видеть объекты на полосе движения. При небольшой скорости движения взор следует направлять ближе, т. е. под большим углом
к дороге, а при большей скорости движения — дальше вперед. При
большой скорости движения препятствие должно быть замечено как можно раньше, чтобы было достаточно времени Для принятия мер по обеспечению безопасности движения. Однако опасность может воз
никнуть сзади или сбоку.
Находящиеся справа и слева предметы водитель видит при дви жении периферийным зрением, и, получив не вполне четкое представ ление о движущемся предмете, он должен перевести взор, чтобы этот
предмет попал в зону четкого зрения,■
Такая необходимость возникает в различных условиях движения,
например при подъезде к перекрестку.
803
Очень важно учитывать, что, хотя перемещение взора кажется мгновенным, оно занимает определенное время.
Ниже приведены данные, характеризующие время в секундах, за
трачиваемое водителем при ориентировке на перекрестке:
Сдвиг глаз влево . |
.................................................... ■ . |
0,15—0,23 |
Фиксация глаз на левой стороне............................ |
0,10—0,30 |
|
Перевод глаз вправо................................................................... |
|
0,15—0,33 |
Фиксация глаз на правой стороне...................................... |
0,10—0,30 |
|
Время полного осмотра |
объекта................................................ |
0,50—1,56 |
Эти величины учитывают только время обозрения, не включая вре мя реакции. По имеющимся экспериментальным данным, в условиях, когда водителю требуется осмотреть перекресток с плохой обзор
ностью, оценить объекты на нем, их положение и направление дви жения, а затем принять то или иное решение (например, можно или нельзя переехать перекресток), время на оценку и принятие решения может достигать 2,5 сек.
Время, которое затрачивает водитель па обзор обстановки через зеркало заднего вида с последующей ее оценкой и принятием реше ния, может приблизительно достигнуть 2 сек. Все эти данные о способ ностях нашего зрительного аппарата водитель должен знать для того,
чтобы правильно рассчитать свои возможности по предотвращению дорожно-транспортных происшествий.
Усталость, Выше было сказано, что управление автомобилем по до рогам в однообразной обстановке приводит к расслаблению внимания и появлению усталости. Проблема усталости чрезвычайно важна в про фессиональной работе водителя. При усталости водителя скорость
движения замедляется, реакция значительно увеличивается, внимание ослабевает.
Обстоятельствами, которые содействуют усталости, являются сле
дующие: z
продолжительность управления автомобилем. Установлено, что между продолжительностью работы водителя и частотой несчастных
случаев существует прямая связь: слишком длительный рабочий день способствует появлению дорожно-транспортных происшествий. Уста
новлено, что после нескольких часов работы появляются признаки усталости. Молодые по стажу водители устают раньше, так как они
больше затрачивают психического напряжения на управление автомо билем. Начиная с девятого часа работы водителя, количество совершен ных аварий увеличивается по сравнению с первыми восемью часами работы и значительно растет в последующие часы. Поэтому необхо димо, чтобы рабочий день водителя был ограничен максимально 10—
И ч-
ненормальный отдых водителя, предшествующий его рабочему дню.
Водитель должен спать не менее 8 ч перед выездом. Невыспавшийся во
дитель устает уже на третьем часу работы и не может’в сложной обста новке предотвратить дорожно-транспортное происшествие;
работа в ночное, время. Водители засыпают во время управления автомобилем чаще между 24 и 6 ч, В это время ослабевают все функции
304
организма: температура тела падает, интенсивность обмена вещества
снижается, давление крови падает, дыхание становится поверхност ным;
плохая вентиляция кабины, плохое освещение дороги, неправиль ное питание водителя и другие факторы.
Когда водитель едет в однообразной обстановке, он находится под влиянием постоянного раздражения одних и тех же центров коры боль ших полушарий головного мозга, что вызывает в этих центрах торможе ние, которое распространяется и на другие участки мозга и может при вести к засыпанию. Такое состояние водителя называется дорож
ным г и п и о з о м. Многие необъяснимые аварии на дорогах проис
ходят по причине дорожного гипноза, которому водитель не смог про тивостоять напряжением воли.
Какие же имеются средства борьбы с усталостью и дорожным гип
нозом при длительных рейсах?
Простейшее средство — хорошая вентиляция кабины, жевание сушеных фруктов, конфет, выпитая чашка натурального кофе или
стакан фруктового сока. Если вялость и сонливость очень сильны, то необходим активный отдых, для чего следует остановить автомобиль,
выйти на обочину дороги и сделать несколько физических упражнений (наклоны туловища вперед, назад и в стороны, приседание с одновре
менным вытягиванием рук и др.). Если не помогает ни одно из средств, тогда необходим нормальный спокойный сон. Даже короткий 20-ми нутный сон облегчает дальнейшую работу водителя.
Усталость нельзя доводить до такой степени, когда ее нельзя пре одолеть перечисленными выше способами,
§ 92. ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОДИТЕЛЯ
Никто не сомневается в том, что алгоколь отрицательно действует иа работоспособность водителя.
Многочисленные проверки показали, что даже небольшие дозы ал коголя (например, 1—2 стакана пива) заметно ослабляют нормальную
деятельность водителя.
При содержании в крови l0° (промиле — около 150 г) выпитой
водки вероятность дорожно-транспортного происшествия увеличивает
ся в 5—10 раз, при l,50° эта вероятность возрастает в 55 раз.
При приеме алкогольных напитков нарушается координация и согласованность движений, снижается точность глазомера при опре
делении расстояний, внимание становится рассеянным,- появляется
неправильная оценка впечатлений, теряется ощущение времени.
Кроме того, у водителя появляется неосмотрительная «смелость», без рассудство и желание «риска».
Собранные кафедрой криминального права и процесса Тартуского государственного университета данные показывают, что из лиц, при влеченных к криминальной ответственности за нарушение правил бе зопасного движения автомобилей или других механизированных тран спортных средств и их технической эксплуатации, 40% совершили пре
ступление в нетрезвом состоянии.
305