Файл: Мясников, В. А. Программное управление оборудованием.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 2

Эффективность некоторых систем автоматизации проектирования

Назначение системы

Эффекта вность

 

Стра на

Эскизиое

проеkti фова иие

Сокращение сроков в 10 раз

 

самолета

 

 

 

 

 

 

Разработка конструкции са­

Сокращение сроков в 4 раза,

 

молета

 

 

стоимости в 5 раз

 

 

Проектирование

военных

14-кратная окупаемость всей

 

судов

 

 

системы

 

 

 

Проектирование

торговых

Экономия 25 000 долл,

со­

США

 

судов

 

 

кращение

строительства

на

 

 

 

 

28 дней

 

 

 

Проектирование геометриче­

Резкое

сокращение сроков

 

ского образа автомобиля с вы­

освоение новых моделей

 

 

дачей программ для станков

 

 

 

 

с программным управлением

 

 

 

 

Проектирование

трубопро­

Резкое

снижение трудоемко­

Англия

водов

 

 

сти чертежных работ (98% чер­

 

 

 

 

тежей получаются автоматиче­

 

 

 

 

ски)

 

 

 

ванна достигается существенный экономический эффект благодаря ускорению реализации конструкций в металле, поскольку на основе конструктивной информации, находящейся в ЭВМ, непо­ средственно может быть получена управляющая программа для чертежных и гравировальных автоматов, фрезерных и токарных станков с программным управлением, газорезательных машин и т. п.

Автоматизация технологической подготовки производства

Вэтой области можно выделить следующие направления.

1.Подготовка управляющих программ для станков и другого оборудования с программным управлением.

2.Разработка маршрутной технологии обработки деталей ма­ шин и механизмов.

3.Проектирование оснастки и специнструментов.

4.Проектирование цехов и заводов.

Подготовка программ для станков с программным управлением является наиболее важным направлением, так как это решает проблему нехватки рабочей силы.

73


Системы по автоматизации выбора форм кузовов автомобилей,

обвода кораблей, фюзеляжей

самолетов практически строятся

как интегрированные системы

автоматизации проектирования

и изготовления. Так, в Норвегии система проектирования обводов кораблей автоматически выдает программы управления для газо­ резательных и трубогибочных машин с числовым программным управлением.

В США на некоторых автомобильных заводах результаты кор­ ректировки формы кузова, проводимой с помощью ЭВМ, пере­ даются непосредственно на станок для изготовления вытяжных штампов. Основой для корректировки является гипсовая модель, сформированная конструктором и обмеренная на измерительной машине с числовым программным управлением.

Структура систем автоматизации технологической подготовки производства должна соответствовать его серийности и специа­ лизации. Наиболее важны в этом отношении два следующих типа производства.

1. Индивидуальное производство п мелкосерийное производ­ ство. Во многих случаях они являются самостоятельными (окон­ чательными), например изготовление специализированного тех­ нологического оборудования. Во всех остальных случаях это — необходимая стадия, с которой начинается освоение изделий новой техники любой серийности. Всякое изделие изготовляется пер­ воначально в виде опытных образцов и мелких серий. Экономия средств и особенно сроков прохождения изделий в индивидуаль­ ном и мелкосерийном производстве решающим образом сказы­ вается на ускорении темпов технического прогресса.

2. Специализированное централизованное производство одно­ типных изделий с индивидуальными свойствами. Сюда относятся:

а) производство технологической оснастки — штампов, при­ способлений, специнструмента, комплектных наладок к станкам и пр.;

б) производство специализированных модификаций комплек­ тующих изделий массового применения — подшипников, муфт, зубчатых колес, унифицированных узлов привода и пр.

Для индивидуального и мелкосерийного производства — под­ готовительной стадии к крупному производству — характерны процессы отработки рабочей документации, которые связаны с из­ готовлением опытных образцов и опытно-промышленных партий, их испытаниями и последующей корректировкой чертежей. При­ менение ЭВМ и моделирующих систем вычислительной техники позволяет путем создания макетов изделия производить отработку рабочих чертежей, не прибегая к изготовлению опытных образцов в металле, и направлять на технологическую подготовку и в про­ изводительные службы предприятия откорректированную доку­ ментацию.

В процессе подготовки серийного и массового производства конструкторские работы уже практически не выполняются. Почти

74


весь объем подготовки производства приходится на технологи­ ческие разработки. Их масштабы от проектирования технологии и оснастки для комплекта оборудования, имеющегося иа предприя­ тии, до проектирования и изготовления нового специального оборудования самого высокого уровня (вплоть до создания ком­ плексных специализированных производств и заводов) находятся в прямой зависимости от серийности подготавливаемого произ­ водства .

13. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ С ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАШИНОЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В прошедшее десятилетие стала реальностью визуальная связь между ЭВМ и пользователем. В настоящее время широкое применение нашли вычислительные системы, использующие гра­ фические средства общения (дисплей) или им подобные принципы. Концепция визуального взаимодействия исследователя с ЭВМ особенно большую пользу принесла развитию авиации и косми­ ческих кораблей. В качестве примера рассмотрим использование дисплея в фирме «Convair» (США) при разработке систем меха­ низации крыла или систем закрылков [22].

Проектирование закрылков представляет собой относительно долгий и дорогой процесс. Модели крыльев конструируются и затем испытываются в двумерных испытательных секциях аэро­ динамической трубы. По данным США, для получения информа­ ции, характеризующей заданную геометрию закрылка, траТятся десятки тысяч долларов и примерно полгода уходит на конструи­ рование моделей, их испытание и обработку результатов.

Внедрение дисплея сократило стоимость и сроки, связанные с проектированием и развитием систем механизации крыла. Оператор сам становится конструктором и изменяет геометрию профиля на своем индикаторе с помощью светового пера. ЭВМ рассчитывает распределение давлений около отдельного профиля крыла, интегрирует давления, чтобы получить действующие силы и моменты. Результаты демонстрируются на экране осцил­ лографа совместно с распределением давлений для каждого про­ филя. Оператор рассматривает полученные значения подъемной силы и лобового сопротивления и исследует распределение давле­ ний, особенно в области их максимальных значений. Затем опе­ ратор имеет возможность изменить зазор между профилями, ве­ личину их перекрытия, отклонения или контуры. В результате геометрических манипуляций может получиться другой набор аэродинамических данных. Оператор сравнивает новые данные с предыдущими. Это дает ему возможность сделать выводы о влия­ нии геометрических изменений на подъемную силу, лобовое со­ противление, моменты тангажа и распределение давлений. После нескольких циклов оператор может достичь требуемых характе­ ристик подъемной силы и лобового сопротивления.

75


Дисплеи не может полностью заменить классическую аэро­ динамическую трубу. Однако ом может исключить из плана аэро­ динамических испытании неоптнмальные конфигурации и, сле­ довательно, привести к значнтелы-ioii экономии средств и времени испытании.

На протяжении многих лет в вычислительной технике стре­ мились осуществить непосредственную связь между ЭВМ и поль­ зователем. Уже имеются работы в области голосовой связи. Однако лишь идеи, основанные на использовании визуальных средств или графических способов связи, нашли применение в технике. Хотя ЭВМ первого поколения и их математическое обеспечение могут быть использованы в решении рассматриваемой проблемы, однако автономность их выхода, отсутствие тесной связи с поль­

 

 

 

зователем делают

их

малопри­

сЯ'

 

 

годными: нужно готовить вход­

 

 

ные данные,

ждать,

анализи­

\

 

 

ровать

полученный

результат,

 

 

 

готовить

 

новый набор входных

 

 

 

данных

и повторять цикл. При

Рис. 18. Система механизации крыла

наличии

 

большой

ЭВМ время

цикла

(промежуток

времени

самолета:

 

между выходами) может варьи­

/ — подкрылок;

2 — руль; 3 — дпухсск-

роваться

от трех

часов до не­

торныЛ закрылок

 

от загрузки

устройства,

 

скольких

дней

в

зависимости

формы выходной

информации и ее при­

годности для

анализа. Непосредственная связь с ЭВМ уменьшает

время цикла до минут,

причем

не только

экономятся затраты

труда и сжимается график проектирования, но экономится и время вычислений.

Дисплей непосредственно связывает пользователя и быстро­ действующую ЭВА1 с помощью визуальных или графических средств, каковыми являются электронно-лучевая трубка и свето­ вое перо.

Основные пути использования дисплея в фирме «Convair» следующие: конструирование и анализ работы подвески шасси, анализ систем контроля, управление положением центра тяжести, расходом и запасами топлива, структурный анализ больших систем, проектирование систем механизации крыла.

Программа проектирования системы для увеличения подъем­ ной силы крыла была выполнена весной 1970 г. и потребовала затраты 300 чел.-ч. Эта программа имеет специфическую ориента­ цию на разработку самолетных предкрылков, закрылков и при­ способлений для увеличения подъемной силы.

Использование подвижных частей крыла весьма существенно для получения хороших летных данных самолета (рис. 18). Они позволяют летательному аппарату взлетать и садиться более бе­ зопасно, с более низкими скоростями и на меньших посадочных полосах. При проектировании следует иметь в виду, что окончи­

те


Рис. 19. Рабочий цикл проектирова­ ния системы механизации крыла

Тельные характеристики системы Сильно зависят от конструкции подвижных частей крыла самолета, зазоров между подвижными частями, величины их перекрытий, величины отклонения и формы. Обычно па разработку таких устройств уходит год или годы и требуются большие затраты труда и средств. Сначала изготов­ ляются и испытываются в двумерной аэродинамической трубе модели (рис. 19). Затем по определенной системе производится варьирование зазоров, перекрытий и отклонений подвижных частей, чтобы найти конфигурацию, обеспечивающую максималь­ ную величину подъемной силы. После этого вновь ведется проек­ тирование профилей закрылка п крыла, вновь строятся и испыты­ ваются в трубе модели. Ука­ занный процесс совершенство­ вания системы механизации крыла может длиться годами и стоить сотни и тысячи долла­ ров.

Дисплей не может в точно­ сти воспроизвести или заменить испытательный процесс с ис­ пользованием моделей и труб. Это происходит главным обра­ зом из-за упрощений в аэро­ динамической модели, заложен­ ной в ЭВМ, которые приводят к ошибкам в окончательном ре­ зультате. Однако использова­ ние дисплея позволяет найти

иеоптимальные конфигурации на ранней стадии процесса проек­ тирования и исключить их из дорогого и требующего боль­ ших затрат времени процесса испытаний в аэродинамической трубе. Кроме того, оно может дать определенные ответы о на­ грузках на закрылки в их рабочем состоянии и на переходных ре­ жимах.

Спецификация для программы проектирования систем меха­ низации крыла была сформулирована после прохождения трех стадий в стандартном процессе развития этих систем: проектиро­ вание модели, испытания в трубе и анализ результатов. Спроекти­ рованная модель представлялась на экране катодно-лучевой трубки. Оператор должен был передать в вычислительное устрой­ ство набор координат рассматриваемой системы. Затем он мог изменять конфигурацию или конструировать свою модель путем перемещения и вращения закрылков и предкрылков и измене­ ния их контуров. После этого требовалось передать управление главной ЭВМ для вычисления зависимостей, аналогичных полу­ чаемым в аэродинамической трубе, чтобы рассчитать подъемную силу, лобовое сопротивление, моменты, действующие на эле­ менты крыла и подвижных частей. Результаты работы оператор

77