Файл: Мясников, В. А. Программное управление оборудованием.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 2 |
Эффективность некоторых систем автоматизации проектирования |
||||||
Назначение системы |
Эффекта вность |
|
Стра на |
|||
Эскизиое |
проеkti фова иие |
Сокращение сроков в 10 раз |
|
|||
самолета |
|
|
|
|
|
|
Разработка конструкции са |
Сокращение сроков в 4 раза, |
|
||||
молета |
|
|
стоимости в 5 раз |
|
|
|
Проектирование |
военных |
14-кратная окупаемость всей |
|
|||
судов |
|
|
системы |
|
|
|
Проектирование |
торговых |
Экономия 25 000 долл, |
со |
США |
||
|
||||||
судов |
|
|
кращение |
строительства |
на |
|
|
|
|
28 дней |
|
|
|
Проектирование геометриче |
Резкое |
сокращение сроков |
|
|||
ского образа автомобиля с вы |
освоение новых моделей |
|
|
|||
дачей программ для станков |
|
|
|
|
||
с программным управлением |
|
|
|
|
||
Проектирование |
трубопро |
Резкое |
снижение трудоемко |
Англия |
||
водов |
|
|
сти чертежных работ (98% чер |
|
||
|
|
|
тежей получаются автоматиче |
|
||
|
|
|
ски) |
|
|
|
ванна достигается существенный экономический эффект благодаря ускорению реализации конструкций в металле, поскольку на основе конструктивной информации, находящейся в ЭВМ, непо средственно может быть получена управляющая программа для чертежных и гравировальных автоматов, фрезерных и токарных станков с программным управлением, газорезательных машин и т. п.
Автоматизация технологической подготовки производства
Вэтой области можно выделить следующие направления.
1.Подготовка управляющих программ для станков и другого оборудования с программным управлением.
2.Разработка маршрутной технологии обработки деталей ма шин и механизмов.
3.Проектирование оснастки и специнструментов.
4.Проектирование цехов и заводов.
Подготовка программ для станков с программным управлением является наиболее важным направлением, так как это решает проблему нехватки рабочей силы.
73
Системы по автоматизации выбора форм кузовов автомобилей,
обвода кораблей, фюзеляжей |
самолетов практически строятся |
как интегрированные системы |
автоматизации проектирования |
и изготовления. Так, в Норвегии система проектирования обводов кораблей автоматически выдает программы управления для газо резательных и трубогибочных машин с числовым программным управлением.
В США на некоторых автомобильных заводах результаты кор ректировки формы кузова, проводимой с помощью ЭВМ, пере даются непосредственно на станок для изготовления вытяжных штампов. Основой для корректировки является гипсовая модель, сформированная конструктором и обмеренная на измерительной машине с числовым программным управлением.
Структура систем автоматизации технологической подготовки производства должна соответствовать его серийности и специа лизации. Наиболее важны в этом отношении два следующих типа производства.
1. Индивидуальное производство п мелкосерийное производ ство. Во многих случаях они являются самостоятельными (окон чательными), например изготовление специализированного тех нологического оборудования. Во всех остальных случаях это — необходимая стадия, с которой начинается освоение изделий новой техники любой серийности. Всякое изделие изготовляется пер воначально в виде опытных образцов и мелких серий. Экономия средств и особенно сроков прохождения изделий в индивидуаль ном и мелкосерийном производстве решающим образом сказы вается на ускорении темпов технического прогресса.
2. Специализированное централизованное производство одно типных изделий с индивидуальными свойствами. Сюда относятся:
а) производство технологической оснастки — штампов, при способлений, специнструмента, комплектных наладок к станкам и пр.;
б) производство специализированных модификаций комплек тующих изделий массового применения — подшипников, муфт, зубчатых колес, унифицированных узлов привода и пр.
Для индивидуального и мелкосерийного производства — под готовительной стадии к крупному производству — характерны процессы отработки рабочей документации, которые связаны с из готовлением опытных образцов и опытно-промышленных партий, их испытаниями и последующей корректировкой чертежей. При менение ЭВМ и моделирующих систем вычислительной техники позволяет путем создания макетов изделия производить отработку рабочих чертежей, не прибегая к изготовлению опытных образцов в металле, и направлять на технологическую подготовку и в про изводительные службы предприятия откорректированную доку ментацию.
В процессе подготовки серийного и массового производства конструкторские работы уже практически не выполняются. Почти
74
весь объем подготовки производства приходится на технологи ческие разработки. Их масштабы от проектирования технологии и оснастки для комплекта оборудования, имеющегося иа предприя тии, до проектирования и изготовления нового специального оборудования самого высокого уровня (вплоть до создания ком плексных специализированных производств и заводов) находятся в прямой зависимости от серийности подготавливаемого произ водства .
13. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ С ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАШИНОЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В прошедшее десятилетие стала реальностью визуальная связь между ЭВМ и пользователем. В настоящее время широкое применение нашли вычислительные системы, использующие гра фические средства общения (дисплей) или им подобные принципы. Концепция визуального взаимодействия исследователя с ЭВМ особенно большую пользу принесла развитию авиации и косми ческих кораблей. В качестве примера рассмотрим использование дисплея в фирме «Convair» (США) при разработке систем меха низации крыла или систем закрылков [22].
Проектирование закрылков представляет собой относительно долгий и дорогой процесс. Модели крыльев конструируются и затем испытываются в двумерных испытательных секциях аэро динамической трубы. По данным США, для получения информа ции, характеризующей заданную геометрию закрылка, траТятся десятки тысяч долларов и примерно полгода уходит на конструи рование моделей, их испытание и обработку результатов.
Внедрение дисплея сократило стоимость и сроки, связанные с проектированием и развитием систем механизации крыла. Оператор сам становится конструктором и изменяет геометрию профиля на своем индикаторе с помощью светового пера. ЭВМ рассчитывает распределение давлений около отдельного профиля крыла, интегрирует давления, чтобы получить действующие силы и моменты. Результаты демонстрируются на экране осцил лографа совместно с распределением давлений для каждого про филя. Оператор рассматривает полученные значения подъемной силы и лобового сопротивления и исследует распределение давле ний, особенно в области их максимальных значений. Затем опе ратор имеет возможность изменить зазор между профилями, ве личину их перекрытия, отклонения или контуры. В результате геометрических манипуляций может получиться другой набор аэродинамических данных. Оператор сравнивает новые данные с предыдущими. Это дает ему возможность сделать выводы о влия нии геометрических изменений на подъемную силу, лобовое со противление, моменты тангажа и распределение давлений. После нескольких циклов оператор может достичь требуемых характе ристик подъемной силы и лобового сопротивления.
75
Дисплеи не может полностью заменить классическую аэро динамическую трубу. Однако ом может исключить из плана аэро динамических испытании неоптнмальные конфигурации и, сле довательно, привести к значнтелы-ioii экономии средств и времени испытании.
На протяжении многих лет в вычислительной технике стре мились осуществить непосредственную связь между ЭВМ и поль зователем. Уже имеются работы в области голосовой связи. Однако лишь идеи, основанные на использовании визуальных средств или графических способов связи, нашли применение в технике. Хотя ЭВМ первого поколения и их математическое обеспечение могут быть использованы в решении рассматриваемой проблемы, однако автономность их выхода, отсутствие тесной связи с поль
|
|
|
зователем делают |
их |
малопри |
||||
сЯ' |
|
|
годными: нужно готовить вход |
||||||
|
|
ные данные, |
ждать, |
анализи |
|||||
\ |
|
|
ровать |
полученный |
результат, |
||||
|
|
|
готовить |
|
новый набор входных |
||||
|
|
|
данных |
и повторять цикл. При |
|||||
Рис. 18. Система механизации крыла |
наличии |
|
большой |
ЭВМ время |
|||||
цикла |
(промежуток |
времени |
|||||||
самолета: |
|
между выходами) может варьи |
|||||||
/ — подкрылок; |
2 — руль; 3 — дпухсск- |
||||||||
роваться |
от трех |
часов до не |
|||||||
торныЛ закрылок |
|
||||||||
от загрузки |
устройства, |
|
скольких |
дней |
в |
зависимости |
|||
формы выходной |
информации и ее при |
||||||||
годности для |
анализа. Непосредственная связь с ЭВМ уменьшает |
||||||||
время цикла до минут, |
причем |
не только |
экономятся затраты |
труда и сжимается график проектирования, но экономится и время вычислений.
Дисплей непосредственно связывает пользователя и быстро действующую ЭВА1 с помощью визуальных или графических средств, каковыми являются электронно-лучевая трубка и свето вое перо.
Основные пути использования дисплея в фирме «Convair» следующие: конструирование и анализ работы подвески шасси, анализ систем контроля, управление положением центра тяжести, расходом и запасами топлива, структурный анализ больших систем, проектирование систем механизации крыла.
Программа проектирования системы для увеличения подъем ной силы крыла была выполнена весной 1970 г. и потребовала затраты 300 чел.-ч. Эта программа имеет специфическую ориента цию на разработку самолетных предкрылков, закрылков и при способлений для увеличения подъемной силы.
Использование подвижных частей крыла весьма существенно для получения хороших летных данных самолета (рис. 18). Они позволяют летательному аппарату взлетать и садиться более бе зопасно, с более низкими скоростями и на меньших посадочных полосах. При проектировании следует иметь в виду, что окончи
те
Тельные характеристики системы Сильно зависят от конструкции подвижных частей крыла самолета, зазоров между подвижными частями, величины их перекрытий, величины отклонения и формы. Обычно па разработку таких устройств уходит год или годы и требуются большие затраты труда и средств. Сначала изготов ляются и испытываются в двумерной аэродинамической трубе модели (рис. 19). Затем по определенной системе производится варьирование зазоров, перекрытий и отклонений подвижных частей, чтобы найти конфигурацию, обеспечивающую максималь ную величину подъемной силы. После этого вновь ведется проек тирование профилей закрылка п крыла, вновь строятся и испыты ваются в трубе модели. Ука занный процесс совершенство вания системы механизации крыла может длиться годами и стоить сотни и тысячи долла ров.
Дисплей не может в точно сти воспроизвести или заменить испытательный процесс с ис пользованием моделей и труб. Это происходит главным обра зом из-за упрощений в аэро динамической модели, заложен ной в ЭВМ, которые приводят к ошибкам в окончательном ре зультате. Однако использова ние дисплея позволяет найти
иеоптимальные конфигурации на ранней стадии процесса проек тирования и исключить их из дорогого и требующего боль ших затрат времени процесса испытаний в аэродинамической трубе. Кроме того, оно может дать определенные ответы о на грузках на закрылки в их рабочем состоянии и на переходных ре жимах.
Спецификация для программы проектирования систем меха низации крыла была сформулирована после прохождения трех стадий в стандартном процессе развития этих систем: проектиро вание модели, испытания в трубе и анализ результатов. Спроекти рованная модель представлялась на экране катодно-лучевой трубки. Оператор должен был передать в вычислительное устрой ство набор координат рассматриваемой системы. Затем он мог изменять конфигурацию или конструировать свою модель путем перемещения и вращения закрылков и предкрылков и измене ния их контуров. После этого требовалось передать управление главной ЭВМ для вычисления зависимостей, аналогичных полу чаемым в аэродинамической трубе, чтобы рассчитать подъемную силу, лобовое сопротивление, моменты, действующие на эле менты крыла и подвижных частей. Результаты работы оператор
77