Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

проходит меньший путь; при этом сателлит 6, поворачиваясь во­ круг оси 5, замедлит вращение, шестерни 3 и ускорит вращение шестерни 7.

Наличие дифференциала в силовой передаче в отдельных слу­ чаях оказывает отрицательное влияние на проходимость машины. Например, при движении машины одно ведущее колесо переме­ щается по твердому грунту, а другое — по мягкому (песок). Тогда колесо, находящееся на мягком грунте, буксует, а колесо, распо-

Рис. 34. Дифференциал и механизм его блокировки:

а — дифференциал:

/ и 8 — полуоси;

2 — корпус; 3

и

7 — ше­

стерни; 4 — ведомая

шестерня;

5 —- ось;

6 — сателлит;

б — меха­

низм блокировки: / — корпус;

2 и

6 — кулачки; 3 — вилка; 4 —

кулачковая

муфта:

5 — полуось

 

 

ложенное на твердом грунте,

из-за

наличия дифференциала оста­

навливается, и машина перемещаться

не сможет.

Поэтому в от­

дельных случаях необходимо выключать дифференциал. Для этой цели предусмотрены специальные устройства, выключающие диф­

ференциал,— механизмы блокировки.

Механизм

блокировки

(рис. 34, б) состоит из кулачковой муфты 4

с кулачками 6, распо­

ложенной на шлицах полуоси 5, вилки

3 и

привода

управления

вилкой. При нажиме на педаль или повороте рычага, расположен­ ных в кабине, тяга поворачивает вилку 3, которая перемещает муфту 4 по шлицам полуоси 5 до сцепления кулачков 6 муфты с кулачками 2 на корпусе 1 дифференциала, после чего действие дифференциала прекращается. Механизм блокировки выключается с помощью оттяжной пружины.

Конечная (бортовая) передача предназначена для увеличения крутящего момента, передаваемого от главной передачи к веду­ щим полуосям, и повышения дорожного просвета. Конечная пере­ дача у колесных дорожных машин расположена за дифференциа­ лом, а у дорожных машин на базе гусеничных тракторов— за механизмом поворота.

57


Конечные передачи подразделяются на одинарные — с одной парой шестерен и двойные — с двумя парами шестерен.

Одинарные передачи применяются на большинстве дорожных машин на колесной и гусеничной базе. Одинарная передача (рис. 35, я) состоит из двух цилиндрических шестерен 1 и 2 посто­ янного зацепления. В этих передачах крутящий момент передается от ведущей цилиндрической шестерни 2 к ведомой 1.

Рис. 35. Схемы конечных передач:

а — одинарная: / — ведомая

шестерня;

2 — ведущая

шестерня;

б — дооП-

ная: / — ведомая шестерня;

2 п 3 — промежуточные

шестерни;

4 — веду­

щая

шестерня;

5 — вал

 

 

Двойные передачи применяются на дорожных машинах на базе трактора Т-100М. Они (рис. 35,6) состоят из двух пар цилиндриче­ ских шестерен. В этих передачах крутящий момент передается от зедущей шестерни 4 к промежуточным шестерням 2 и 3, установ­

ленным на одном валу 5,

а от шестерни 2 на ведомую ше­

стерню 1.

'

Полуоси предназначены для передачи крутящего момента от дифференциала к ведущим колесам. При движении машины полу­ оси, кроме крутящего момента, могут воспринимать изгибающие моменты от сил, действующих на колесо (тяговой, тормозной и боковых сил при повороте). Полуось в зависимости от конструкции внешней опоры (тип подшипника, место его расположения) может быть в различной степени напружена изгибающим моментом. В соответствии с этим полуоси делятся на разгруженные, полуразгруженные и на три четверти разгруженные. На дорожных маши­

нах применяются разгруженные

и-

полуразгруженные полу­

оси.

 

 

Разгруженная полуось (рис. 36,

а)

внешним концом с помощью

фланца 4 соединена со ступицей 3 колеса, которая установлена на кожухе 2 полуоси на двух подшипниках 5. Подшипники 5 располо­ жены симметрично относительно средней плоскости колеса, по­ этому они воспринимают все изгибающие моменты и передают их

58


на картер ведущего моста. Полуось воспринимает только крутя­ щий момент.

Полуразгруженная полуось 1 (рис. 36, б) внешним концом опи­ рается непосредственно на подшипник 5, установленный- в кожу­ хе 2 полуоси и расположенный на определенном расстоянии от средней плоскости колеса. В процессе работы машины полураз-

Рис. 36. Типы полуосей:

а — разгруженная полуось: 6 — полуразгруженная

полуось:

/

**

полуось: 2 — кожух; 3 —-ступица колеса; 4 — фланец

полуоси;

5

подшипники'

 

 

 

груженная полуось, кроме крутящего момента, воспринимает все усилия, передаваемые от ведущего колеса. В этом случае ступица колеса жестко укрепленана конце полуоси. Такого типа полуоси применяются в основном на дорожных машинах на базе колесных тракторов.

§3. НЕИСПРАВНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АГРЕГАТОВ СИЛОВОЙ ПЕРЕДАЧИ. ПРИЧИНЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ И СПОСОБЫ

ИХ УСТРАНЕНИЯ

Сцепление. Основными неисправностями сцепления, являются неполное включение (пробуксовка) и неполное выключение сцеп­ ления при. нажатии на-педаль, .

Неполное .включение ецепления обнаруживается при .движения машины, которая при исправном двигателе плохо преодолевает

59

подъем, медленно разгоняется, не создает определенного тягового усилия при нагрузках.

Причины неполного включения сцепления: недостаточный сво­ бодный ход педали сцепления, замасливание дисков, износ фрик­ ционных накладок ведомых дисков и ослабление или поломка на­ жимных пружин.

Признаками неполного выключения сцепления являются труд­ ность переключения шестерен коробки передач и наличие шума при переключении передач.

Причины неполного выключения сцепления: большой свободный ход педали, загрязнение или деформация (коробление из-за пере­ грева) ведомых дисков, неправильная установка рычагов выклю­ чения сцепления.

Указанные неисправности устраняются в процессе эксплуатации машин. Замасливание дисков устраняется промыванием их керо­ сином или бензином. Пробуксовывание дисков из-за их износа или ослабления нажимных пружин устраняется регулированием сцеп­ ления, а в сцеплениях с пружинным нажимным механизмом — пу­ тем замены фрикционных накладок ведомого диска п ослабленных пружин.

Неисправности сцепления можно предупредить, если своевре­ менно проводить техническое обслуживание и устранять возникаю­ щие неполадки.

Уход за сцеплением состоит в периодической проверке и регу­

лировке свободного хода педали,

проверке

креплений

болтовых

соединений и смазке подшипников

и вилки

включения

сцепления

в строгом соответствии с картой смазки машины.

основных

Коробка передач и раздаточная коробка.

К числу

неисправностей коробки передач и раздаточной коробки относятся: повышенный шум шестерен, произвольное выключение шестерен, затрудненное переключение шестерен и повышенный нагрев коро­ бок.

Причинами повышенного шума шестерен в коробках могут быть износ зубьев шестерен, подшипников, неправильная регули­ ровка сцепления, недостаточное количество масла в картерах в ре­ зультате подтекания его через прокладки и сальники.

Причины произвольного выключения шестерен: ослабление пру­ жин фиксаторов, износ зубьев шестерен с торца (2— 3 мм), пол­ зунов и шлицев ступиц.

Причины затрудненного переключения шестерен: перекос ше­ стерен (вследствие износа подшипников), неисправности ползунов и вилок.

Причины перегрева коробок: повышенный или недостаточный уровень масла в картере и заедание подшипников.

Основные неисправности устраняются в основном путем замены шестерен, валов, подшипников, сальников и прокладок.

В процессе эксплуатации указанные неисправности можно пре­ дупредить путем своевременного проведения технического обслу­ живания и устранения неполадок.

60



Уход за коробками заключается в постоянной проверке и под­ держании необходимого уровня масла в картерах, смене масла и промывке картеров, проверке креплений и состояния зубьев шесте­ рен, фиксаторов и деталей блокировочного механизма и смазке подшипников валов. Масло проверяется по щупу или контрольному отверстию и доливается до нормального уровня, а меняется по графику согласно инструкции завода-изготовнтеля, а также в слу­ чае резкого ухудшения его качества. Слив масла из картера произ­ водят сразу после остановки машины, чтобы не осели механиче­ ские примеси, а затем промывают картер дизельным топливом или керосином. Следует систематически следить за подтеканием масла, за состоянием всех креплений, а при необходимости производить их подтяжку и замену прокладок и сальников.

Карданная передача. Основными неисправностями карданной передачи являются износ крестовин, шлицевых соединений и под­ шипников. Признаки износа: вибрация карданной передачи, стук при трогании машины.

Причинами износа могут быть недостаточная их смазка и ос­ лабление креплений.

Устраняются неисправности путем замены крестовин и подшип­ ников или карданных валов.

Техническое обслуживание карданной передачи состоит в проверке креплений болтовых соединений, смазке подшипников и шлицевых соединений и очистке деталей от грязи. Необходимо си­ стематически проверять крепление фланцев карданных валов и кронштейна промежуточной опоры и при необходимости произво­ дить подтяжку креплений.

Периодически

(руководствуясь правилами технического ухода

и картой смазки)

следует смазывать подшипники и шлицевые со­

единения.

Главная и конечная передачи, дифференциал. К числу их ос­ новных неисправностей относятся повышенный шум шестерен и перегрев картеров.

Причинами повышенного шума шестерен могут быть износ зубьев и подшипников, недостаточное количество масла в картерах, неправильная регулировка зацепления конических шестерен.^Причины перегрева картеров: повышенный или недостаточный уровень масла и заедание подшипников.

Устраняются недостатки путем замены шестерен, подшипников, прокладок и сальников и правильной регулировки зацепления ше­ стерен.

Уход за главной и конечной передачами, дифференциалом со­ стоит в проверке и поддержании необходимого уровня масла в картерах, в периодической промывке картеров и замене масла, про­ верке креплений, проверке и регулировании правильности зацеп­ ления и величины бокового зазора между зубьями конических-ше­ стерен. Масло в картеры доливают по уровню до контрольного от­ верстия, а замену производят после промывки картеров согласно инструкции завода-изготовителя. Подтяжку креплений необходимо

61