Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
проходит меньший путь; при этом сателлит 6, поворачиваясь во круг оси 5, замедлит вращение, шестерни 3 и ускорит вращение шестерни 7.
Наличие дифференциала в силовой передаче в отдельных слу чаях оказывает отрицательное влияние на проходимость машины. Например, при движении машины одно ведущее колесо переме щается по твердому грунту, а другое — по мягкому (песок). Тогда колесо, находящееся на мягком грунте, буксует, а колесо, распо-
Рис. 34. Дифференциал и механизм его блокировки:
а — дифференциал: |
/ и 8 — полуоси; |
2 — корпус; 3 |
и |
7 — ше |
|||
стерни; 4 — ведомая |
шестерня; |
5 —- ось; |
6 — сателлит; |
б — меха |
|||
низм блокировки: / — корпус; |
2 и |
6 — кулачки; 3 — вилка; 4 — |
|||||
кулачковая |
муфта: |
5 — полуось |
|
|
|||
ложенное на твердом грунте, |
из-за |
наличия дифференциала оста |
|||||
навливается, и машина перемещаться |
не сможет. |
Поэтому в от |
дельных случаях необходимо выключать дифференциал. Для этой цели предусмотрены специальные устройства, выключающие диф
ференциал,— механизмы блокировки. |
Механизм |
блокировки |
|
(рис. 34, б) состоит из кулачковой муфты 4 |
с кулачками 6, распо |
||
ложенной на шлицах полуоси 5, вилки |
3 и |
привода |
управления |
вилкой. При нажиме на педаль или повороте рычага, расположен ных в кабине, тяга поворачивает вилку 3, которая перемещает муфту 4 по шлицам полуоси 5 до сцепления кулачков 6 муфты с кулачками 2 на корпусе 1 дифференциала, после чего действие дифференциала прекращается. Механизм блокировки выключается с помощью оттяжной пружины.
Конечная (бортовая) передача предназначена для увеличения крутящего момента, передаваемого от главной передачи к веду щим полуосям, и повышения дорожного просвета. Конечная пере дача у колесных дорожных машин расположена за дифференциа лом, а у дорожных машин на базе гусеничных тракторов— за механизмом поворота.
57
Конечные передачи подразделяются на одинарные — с одной парой шестерен и двойные — с двумя парами шестерен.
Одинарные передачи применяются на большинстве дорожных машин на колесной и гусеничной базе. Одинарная передача (рис. 35, я) состоит из двух цилиндрических шестерен 1 и 2 посто янного зацепления. В этих передачах крутящий момент передается от ведущей цилиндрической шестерни 2 к ведомой 1.
Рис. 35. Схемы конечных передач:
а — одинарная: / — ведомая |
шестерня; |
2 — ведущая |
шестерня; |
б — дооП- |
ная: / — ведомая шестерня; |
2 п 3 — промежуточные |
шестерни; |
4 — веду |
|
щая |
шестерня; |
5 — вал |
|
|
Двойные передачи применяются на дорожных машинах на базе трактора Т-100М. Они (рис. 35,6) состоят из двух пар цилиндриче ских шестерен. В этих передачах крутящий момент передается от зедущей шестерни 4 к промежуточным шестерням 2 и 3, установ
ленным на одном валу 5, |
а от шестерни 2 на ведомую ше |
стерню 1. |
' |
Полуоси предназначены для передачи крутящего момента от дифференциала к ведущим колесам. При движении машины полу оси, кроме крутящего момента, могут воспринимать изгибающие моменты от сил, действующих на колесо (тяговой, тормозной и боковых сил при повороте). Полуось в зависимости от конструкции внешней опоры (тип подшипника, место его расположения) может быть в различной степени напружена изгибающим моментом. В соответствии с этим полуоси делятся на разгруженные, полуразгруженные и на три четверти разгруженные. На дорожных маши
нах применяются разгруженные |
и- |
полуразгруженные полу |
оси. |
|
|
Разгруженная полуось (рис. 36, |
а) |
внешним концом с помощью |
фланца 4 соединена со ступицей 3 колеса, которая установлена на кожухе 2 полуоси на двух подшипниках 5. Подшипники 5 располо жены симметрично относительно средней плоскости колеса, по этому они воспринимают все изгибающие моменты и передают их
58
на картер ведущего моста. Полуось воспринимает только крутя щий момент.
Полуразгруженная полуось 1 (рис. 36, б) внешним концом опи рается непосредственно на подшипник 5, установленный- в кожу хе 2 полуоси и расположенный на определенном расстоянии от средней плоскости колеса. В процессе работы машины полураз-
Рис. 36. Типы полуосей:
а — разгруженная полуось: 6 — полуразгруженная |
полуось: |
/ |
** |
полуось: 2 — кожух; 3 —-ступица колеса; 4 — фланец |
полуоси; |
5 |
— |
подшипники' |
|
|
|
груженная полуось, кроме крутящего момента, воспринимает все усилия, передаваемые от ведущего колеса. В этом случае ступица колеса жестко укрепленана конце полуоси. Такого типа полуоси применяются в основном на дорожных машинах на базе колесных тракторов.
§3. НЕИСПРАВНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АГРЕГАТОВ СИЛОВОЙ ПЕРЕДАЧИ. ПРИЧИНЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ И СПОСОБЫ
ИХ УСТРАНЕНИЯ
Сцепление. Основными неисправностями сцепления, являются неполное включение (пробуксовка) и неполное выключение сцеп ления при. нажатии на-педаль, .
Неполное .включение ецепления обнаруживается при .движения машины, которая при исправном двигателе плохо преодолевает
59
подъем, медленно разгоняется, не создает определенного тягового усилия при нагрузках.
Причины неполного включения сцепления: недостаточный сво бодный ход педали сцепления, замасливание дисков, износ фрик ционных накладок ведомых дисков и ослабление или поломка на жимных пружин.
Признаками неполного выключения сцепления являются труд ность переключения шестерен коробки передач и наличие шума при переключении передач.
Причины неполного выключения сцепления: большой свободный ход педали, загрязнение или деформация (коробление из-за пере грева) ведомых дисков, неправильная установка рычагов выклю чения сцепления.
Указанные неисправности устраняются в процессе эксплуатации машин. Замасливание дисков устраняется промыванием их керо сином или бензином. Пробуксовывание дисков из-за их износа или ослабления нажимных пружин устраняется регулированием сцеп ления, а в сцеплениях с пружинным нажимным механизмом — пу тем замены фрикционных накладок ведомого диска п ослабленных пружин.
Неисправности сцепления можно предупредить, если своевре менно проводить техническое обслуживание и устранять возникаю щие неполадки.
Уход за сцеплением состоит в периодической проверке и регу
лировке свободного хода педали, |
проверке |
креплений |
болтовых |
соединений и смазке подшипников |
и вилки |
включения |
сцепления |
в строгом соответствии с картой смазки машины. |
основных |
||
Коробка передач и раздаточная коробка. |
К числу |
неисправностей коробки передач и раздаточной коробки относятся: повышенный шум шестерен, произвольное выключение шестерен, затрудненное переключение шестерен и повышенный нагрев коро бок.
Причинами повышенного шума шестерен в коробках могут быть износ зубьев шестерен, подшипников, неправильная регули ровка сцепления, недостаточное количество масла в картерах в ре зультате подтекания его через прокладки и сальники.
Причины произвольного выключения шестерен: ослабление пру жин фиксаторов, износ зубьев шестерен с торца (2— 3 мм), пол зунов и шлицев ступиц.
Причины затрудненного переключения шестерен: перекос ше стерен (вследствие износа подшипников), неисправности ползунов и вилок.
Причины перегрева коробок: повышенный или недостаточный уровень масла в картере и заедание подшипников.
Основные неисправности устраняются в основном путем замены шестерен, валов, подшипников, сальников и прокладок.
В процессе эксплуатации указанные неисправности можно пре дупредить путем своевременного проведения технического обслу живания и устранения неполадок.
60
Уход за коробками заключается в постоянной проверке и под держании необходимого уровня масла в картерах, смене масла и промывке картеров, проверке креплений и состояния зубьев шесте рен, фиксаторов и деталей блокировочного механизма и смазке подшипников валов. Масло проверяется по щупу или контрольному отверстию и доливается до нормального уровня, а меняется по графику согласно инструкции завода-изготовнтеля, а также в слу чае резкого ухудшения его качества. Слив масла из картера произ водят сразу после остановки машины, чтобы не осели механиче ские примеси, а затем промывают картер дизельным топливом или керосином. Следует систематически следить за подтеканием масла, за состоянием всех креплений, а при необходимости производить их подтяжку и замену прокладок и сальников.
Карданная передача. Основными неисправностями карданной передачи являются износ крестовин, шлицевых соединений и под шипников. Признаки износа: вибрация карданной передачи, стук при трогании машины.
Причинами износа могут быть недостаточная их смазка и ос лабление креплений.
Устраняются неисправности путем замены крестовин и подшип ников или карданных валов.
Техническое обслуживание карданной передачи состоит в проверке креплений болтовых соединений, смазке подшипников и шлицевых соединений и очистке деталей от грязи. Необходимо си стематически проверять крепление фланцев карданных валов и кронштейна промежуточной опоры и при необходимости произво дить подтяжку креплений.
Периодически |
(руководствуясь правилами технического ухода |
и картой смазки) |
следует смазывать подшипники и шлицевые со |
единения.
Главная и конечная передачи, дифференциал. К числу их ос новных неисправностей относятся повышенный шум шестерен и перегрев картеров.
Причинами повышенного шума шестерен могут быть износ зубьев и подшипников, недостаточное количество масла в картерах, неправильная регулировка зацепления конических шестерен.^Причины перегрева картеров: повышенный или недостаточный уровень масла и заедание подшипников.
Устраняются недостатки путем замены шестерен, подшипников, прокладок и сальников и правильной регулировки зацепления ше стерен.
Уход за главной и конечной передачами, дифференциалом со стоит в проверке и поддержании необходимого уровня масла в картерах, в периодической промывке картеров и замене масла, про верке креплений, проверке и регулировании правильности зацеп ления и величины бокового зазора между зубьями конических-ше стерен. Масло в картеры доливают по уровню до контрольного от верстия, а замену производят после промывки картеров согласно инструкции завода-изготовителя. Подтяжку креплений необходимо
61