Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
проводить систематически, замену прокладок и сальников — при необходимости. Зацепление шестерен проверяют по расположению отпечатка нанесенного слоя краски. Если отпечаток краски распо лагается не менее чем на две трети длины зуба, то зацепление считается нормальным. Боковой зазор между зубьями проверяют по толщине свинцовой пластины, которая обкатывается шестер нями.
Г Л А В А 4
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
§ 1. НАЗНАЧЕНИЕ ХОДОВОЙ ЧАСТИ ДОРОЖНЫХ МАШИН
Ходовая часть дорожной машины предназначена для преобразо вания вращательного движения колес (коленчатого вала двига теля) в поступательное движение машины и несет на себе все аг регаты и кузов. Она является опорой остова машины, восприни мающей полностью ее вес.
Ходовая часть колесных дорожных машин состоит из остова, мостов (осей), подвески и колес.
Ходовая часть гусеничных дорожных машин состоит из остова, гусеничного движителя и подвески.
§ 2. ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ ХОДОВОЙ ЧАСТИ
Остов машины. Остов машины является основанием для креп ления всех агрегатов, механизмов, кузова. У большинства дорож ных машин роль остова выполняет рама.
Так, основная рама автогрейдера Д-395 состоит из двух частей: передней и задней. Передняя часть выполнена из стальной трубы и приваренной к ней впереди литой головки. Эта труба служит также ресивером для сжатого воздуха. К головке прикреплены шарнирно: тяговая рама, передний ведущий мост, кирковщик и механизм управления кирковщиком. К трубе рамы приварены кронштейны для крепления механизмов подъема и выноса отвала, механизмов рулевого управления, карданных и промежуточных валов переднего моста и карданных валиков механизмов управле ния. Задняя часть рамы выполнена из двух продольных лонжеро нов, связанных между собой впереди трубой, а сзади балкой. На задней балке, где приварены кронштейны для крепления балан сирной подвески и блока трансмиссии, на лонжеронах устанавли вается двигатель. Кронштейны на лонжеронах служат для крепле ния кабины и других агрегатов.
Основная рама опирается на три ведущие оои. Трехточечная подвеска обеспечивает прилегание всех колес к поверхности грунта и при неровностях обеспечивает плавные изменения положения ножа и кирковщика.
63
Роль остова гусеничных дорожных машин выполняет также рама, состоящая из двух продольных балок, соединенных попереч ными брусьями. Для повышения прочности и жесткости балки рамы обычно изготавливаются коробчатого сечения. Элементы рамы соединяются или заклепками, пли с помощью сварки. У дорожных машин на базе тракторов Т-100, Т-40 остов образуется корпусами силовой передачи, соединенными с балками полурамы, на которой
крепится двигатель.
Передние и задние мосты. Передние мосты в зависимости от назначения выполняются управляемыми или комбинированными.
Рис. 37. Передний мост автогрейдера Д-395:
/ — балка; 2 и |
3 — конические шестерни: •/ — втулка; |
5 |
н 6 — регулировочные |
прокладки; |
|||||||
7 _ |
кронштейн; |
8 и 9 — регулировочные прокладки; |
10 и |
// — пальцы; /2 — бортовой |
редук |
||||||
тор; |
13 — фланец; |
/-/ — полуось; |
15 и |
17 — карданные |
|
вилки; |
16 — промежуточное |
звено; |
|||
18 — вал-шестерня; |
19 — шестерня; |
20 — шпилька; |
21 — штуцер; |
22 — крышка; |
23 — ролико |
||||||
|
|
|
подшипник; |
24 — уплотнение; |
25 — палец |
|
|
Передний управляемый мост служит для поворота машины и восприятия части ее массы, приходящейся на передние управля емые колеса.
Передний комбинированный мост обеспечивает одновременно поворот машины и передачу тягового усилия на колеса, повышая ее проходимость.
Передний мост автогрейдера Д-395 является ведущим и управ ляемым (рис. 37).
Литой корпус переднего моста имеет на концах приваренные литые головки. Оси отверстий для крепления поворотных корпу сов бортовых редукторов 12 наклонены под углом 9° к вертикаль ным осям. В середине балки вдоль продольной оси машины на корпусе переднего моста закреплены два пальца, расположенные на одной оси, на которых передний мост поворачивается относи тельно основной рамы в попёречной плоскости.
Полуоси 14 полностью разгруженного типа снабжены вилками
64
15, являющимися элементами карданной передачи к ведущим ше стерням 19 бортовых редукторов.
Конструкция карданных сочленений исключает динамические удары и неравномерное вращение ведущих и ведомых валов. Про межуточные звенья в карданных сочленениях обеспечивают разные угловые скорости вращения ведущих и ведомых частей. Поворот ные редукторы соединены между собой поперечной тягой меха низма рулевого управления.
1, 3, |
28 |
и 29 — регулировочные прокладки; |
2 |
и 33 — конические шестерни; |
4 — втулка; |
5 — |
||||
корпус главно!! передачи; 6, 14, 19, 23, 31 |
и |
34 — манжеты; 7 — полуось; |
8 — поршень; |
9 — |
||||||
диск; |
10 — стакан; |
// — тормозные |
диски; |
12 — ступица; 13 — бортовой редуктор; |
15 — ше |
|||||
стерня; |
16 — вал |
зубчатого |
колеса; |
/7 — шариковые подшипники; 18 — шпилька; |
20 — зуб |
|||||
чатое |
колесо; 21 — стакан; |
22 — штуцер; 2 |
4 — крышка; 25 — тормозной цилиндр; |
26 — шаро |
вой палец; 27 — кронштейн; 30 — войлочное кольцо; 32 — фланец
Оси поворота бортовых редукторов наклонены вперед на 5° к вертикали. В поперечной плоскости оси поворота бортовых ре дукторов наклонены наружу на 8°, благодаря чему достигается необходимый развал колес, значительно облегчающий устойчи вость движения машины на больших скоростях. Левый поворот ный корпус бортового редуктора в верхней части имеет прилив с отверстием для крепления рычага механизма управления поворо том колес.
Привод на передние колеса может отключаться из кабины во дителя с помощью зубчатой муфты в переднем редукторе.
Задние мосты обычно являются ведущими. Они служат для восприятия части массы дорожной машины, приходящейся на ведущие колеса, и для передачи от колес на раму толкающих усилий. Задний мост представляет собой пустотелую балку, яв ляющуюся кожухом, в котором размещены главная передача, дифференциал и полуоси.
Задний мост (рис. 38) автогрейдера Д-395 представляет собой стальную литую балку, к фланцам которой крепятся .бортовые
3— 75 |
65 |
редукторы. Основными частями заднего моста являются корпус, две конические шестерни 2 и 33, две полуоси 7 и два бортовых
редуктора 13.
Конические шестерни монтируются в отдельном корпусе глав ной передачи, который вставляется в основной корпус. Такая кон струкция обеспечивает хороший доступ для регулирования кони ческих шестерен. Окно в корпусе позволяет легко наблюдать и регулировать зацепление конических шестерен в эксплуатацион ных условиях без демонтажа мостов.
Полуоси 7 полностью разгруженного типа соединяют главную
передачу |
с бортовыми |
редукторами, |
для крепления |
которых |
на |
корпусе |
заднего моста |
имеется кронштейн. Кроме того, на |
кор |
||
пусах мостов имеются |
кронштейны в |
виде шаровых |
пальцев 26 |
для крепления реактивных штанг и балансиров.
Все бортовые редукторы одинаковы и отличаются только флан цами. Бортовой редуктор представляет собой цилиндрическую пе редачу с внутренним зацеплением. Малая ведущая шестерня 15 каждого бортового редуктора соединена специальной муфтой с соответствующей полуосью. Ведомое зубчатое колесо 20 с внут ренними зубьями закреплено на валу 16, который снабжен флан цем Для крепления пневмоколес.
В каждом бортовом редукторе смонтирован тормоз с пневма тическим управлением, который воздействует на полуось. Тормоз состоит из цилиндра 25, поршня 8, четырех дисков с наклеенными асбобакелитовыми накладками и трех дисков без накладок. Под воздействием поршня диски сжимаются и трением удерживают ве домые диски и ведущую ступицу 12 от вращения. Воздух в пневмо цилиндры тормозов подводится через тормозной кран, управляе мый нижней педалью, которая находится в кабине с правой сто роны от водителя.
Вал зубчатого колеса бортового редуктора имеет осев.ое отвер стие для подачи воздуха в шину колеса при его вращении. Под качка шин колес может осуществляться на ходу из кабины води теля.
Каждый задний мост крепится к двум балансирам с помощью шарового и цилиндрического пальцев. Такое крепление обеспечи вает легкую установку и-их взаимозаменяемость. Шаровые пальцы находятся с одной стороны машины, а цилиндрические — с другой.
Задние мосты дорожных машин на базе трактора представ ляют собой коробчатую чугунную отливку, в которой размещены коническая и бортовая передачи, дифференциал и полуоси.
Кроме остова и мостов в ходовую часть гусеничных дорожных машин входит гусеничный движитель, который служит для приве дения машины в движение и восприятия на себя ее массы.
Движитель (рис. 39) состоит из ведущего |
колеса (звездочки) |
|
5, гусеничной цепи 4, направляющего колеса 2 |
с натяжным уст |
|
ройством, опорных 3 и поддерживающих 1 катков. |
||
Ведущее колесо |
предназначено для перематывания гусеничной |
|
ленты. Оно состоит |
из ступицы и зубчатого венца. |
66
Гусеничная цепь служит для преобразования вращательного движения ведущих колес в поступательное движение трактора. Она представляет собой замкнутую металлическую цепь, состоя щую из звеньев-траков, шарнирно соединенных между собой с по мощью пальцев. Гусеничная цепь охватывает ведущее 5 и направ ляющее 2 колеса, опорные 3 и поддерживающие 1 катки. Внешняя поверхность гусеничной цепи имеет почвозацепы (шпоры), которые создают необходимое сцепление цепи с грунтом. Внутренняя по верхность цепи образует металлический рельсовый путь.
Рис. 39. Схема гусеничного движителя:
1 — поддерживающий каток; 2 — направляющее колесо; 3 — опор ный каток; 4 — гусеничная цепь; 5 — ведущая звездочка
Направляющее колесо и натяжное устройство предназначены для направления движения гусеничной цепи, ее натяжения и амор тизации гусеничного движителя. Натяжные устройства приме няются как кривошипного, так и ползункового типа.
Натяжное устройство с кривошипом обеспечивает перемеще ние направляющего колеса по дуге круга. Такое устройство приме няется на тракторах с эластичной подвеской (ДТ-75, Т-74).
Натяжное устройство с ползунами обеспечивает поступатель ное перемещение направляющего колеса. Оно применяется на тракторах с полужесткой подвеской (Т-100, Т-4).
Натяжное устройство с помощью пружин создает напряжение в гусеничной цепи и обеспечивает амортизацию натяжного колеса, смягчая удары при наезде трактора на препятствия.
Опорные катки служат для передачи массы машины на гусе ничную цепь и через нее на грунт и для направления ее по гусе нице.
Опорные катки работают в тяжелых условиях, поэтому они должны обладать высокой износоустойчивостью, достаточной проч ностью и иметь хорошую защиту подшипников от воды и грязи.
Опорные катки на тракторах применяются как литыми, так и штампованными, с ребордами и без них. Оси катков выполняются неподвижными и вращающимися вместе с катком.
3* |
67 |
Опорный каток дорожной машины на базе тракторов ДТ-75, Т-74 состоит из двух роликов 1 (рис. 40, а), закрепленных с по мощью шпонок и гаек на оои 8. Ось 8 вращается в двух кониче ских роликовых подшипниках 12, внешние обоймы которых уста новлены в отверстиях балансира 13. Подшипники 12 уплотнены торцовыми сальниками. Каждый сальник состоит из двух притер тых колец: неподвижного 7 и вращающегося 5. Кольцо 7 запрессо вано в корпусе 4 и удерживается от вращения резиновым коль цом 6. Кольца 7 и 5 прижаты друг к другу пружиной 2, которая помещена в резиновом чехле 3. К роликам катка приварены штам пованные колпаки 15, которые вместе с корпусом 4 образуют ла биринт.
Регулировка зазора в подшипнике 12 между корпусом 4 и ба лансиром 13 осуществляется прокладками 14. Подшипники 12 сма зываются жидким маслом, которое поступает к ним через каналы 9 и 10. Горизонтальный канал 10 в оси 8 закрыт пробкой 11.
Поддерживающие катки служат для уменьшения провисания гусеничной цепи и ее бокового раскачивания при движении ма шины.
Поддерживающий каток дорожной машины на базе тракторов ДТ-75, Т-74 состоит из кронштейна 12 (рис. 40,6), в который за прессована ось И, и ролика 9. Кронштейн 12 присоединен к фланцу 13 рамы машины болтами 1. Ролик вращается на оси 11 на двух
подшипниках 8 и 10. Роликовый |
подшипник |
10 фиксируется на |
оси 11 стопорным кольцом 4, а |
шариковый |
подшипник 8 — гай |
кой 5. |
|
|
Подшипник 10 имеет торцовое 3 и лабиринтное 2 уплотнения, конструкция которых одинакова с уплотнениями опорных катков. Подшипник 8 закрыт крышкой 7, в которой имеется отверстие, за крываемое пробкой 6. Через отверстие в крышке 7 масло зали вается для смазки подшипников катков.
Принцип действия гусеничного движителя следующий: при ра боте машины ведущее колесо (звездочка) вращается и своими зубьями зацепляется за цевки гусеничной цепи, заставляя ее пере матываться и расстилаться по ходу движения машины на грунт, создавая рельсовый путь, по которому катятся опорные катки.
Подвеска дорожных машин. Подвеска дорожных машин на колесной базе служит для упругого соединения остова с мостами, гашения его колебаний и обеспечения плавного хода машины.
Подвеска дорожных машин на базе гусеничных тракторов слу жит для соединения остова с гусеничным движителем, передачи массы машины на опорные катки и обеспечения .плавного хода ма шины.
В качестве упругого элемента применяются листовые рессоры (рессорная подвеска), винтовые пружины (пружинная подвеска), упругие валы (торсионная подвеска), рычаги и балансиры (балан сирная подвеска).
В качестве примера рассмотрим конструкцию балансирной под вески задних мостов автогрейдера Д-395,
68
6
Рис. 40. Опорный и поддерживающий катки трактора ДТ-75:
а —опорный |
каток: |
/ |
— ролики; г — пружина; 3 — резиновый чехол; |
4 — корпус; 5, б и 7 — |
кольца; 8 — |
ось; 9 |
и |
/0 — каналы; 11 — пробка; 12 — конические |
роликовые подшипники; |
13 — отверстия балансира; 14 — прокладки; 15 — штампованные колпаки; б — поддерживаю
щий каток; 1 — болт; 2 — лабиринтное уплотнение; |
3 — торцовое уплотнение; 4 — стопорное |
|
кольцо; 5 — гайка; 6 — пробка; 7 — крышка; |
8 и |
10 — подшипники; 9 — ролнк; И — ось; |
12 — кронштейн; |
13 — фланец |
69
Балансирная подвеска задних мостов (рис. 41) состоит из двух балансиров /, сваренных из листов, с шаровыми опорами, в кото рые входят шары задних мостов. Оба балансира связаны между собой общей осью 6, которая находится в четырех бронзовых втул ках. В колено оси балансиров вварен лист 5 для защиты от по-
Рис. 41. Балансирная подвеска задних мостов автогрей дера Д-395:
/ — балансир; 2 — кронштейн; 3 — фиксатор; 4 — штанга; 5 —
защитный лист; 6 — ось |
балансира; |
7 — упор; 8 — шаровая |
опора; 9 |
реактивная |
штанга |
вреждения раздаточного редуктора. Для удержания оси баланси ров от поворота установлена штанга 4. Балансиры имеют по два упора 7, которыми упираются в основную раму автогрейдера при качании балансиров вокруг оси.
Для удержания задних мостов в нужном положении установ лены две реактивные штанги 9 с шаровыми соединениями. Один конец штанги соединяется с мостом, а другой с рамой автогрей дера. Подвеска балансиров крепится к стойкам рамы кронштей нами. Для фиксации подвески задних мостов имеются фиксаторы 3. Балансирная подвеска задних мостов позволяет автогрейдеру приспосабливаться к неровностям поверхности и обеспечивает по вышение качества планировочных работ,
70