Файл: Восстановительный ремонт шин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г Л А В А VI

Подготовка шин к наложению нового протектора

Поступающие на шиноремонтные предприятия шины предвари­ тельно отбирают в автохозяйствах и на приемно-обменных пунктах, «определяя пригодность к восстановительному ремонту в соответ­ ствии с действующими техническими условиями. Однако в большин­ стве случаев ни в автохозяйствах, ни на приемно-обменных пунктах нет необходимых условий (ни по технической оснащенности, ни по квалификации работающих) для достаточно объективной оценки состояния изношенных шин. Поэтому при таком первичном отборе могут быть допущены ошибки и остаться необнаруженными некото­ рые дефекты, препятствующие восстановлению. В связи с этим при поступлении на завод шины снова подвергают тщательному осмотру и только на основании его результатов решают вопрос о приеме на восстановление.

Прием шин в восстановительный ремонт

Прием шин — первая операция технологического процесса вос­ становительного ремонта. Ее назначение — определение пригодности шин к восстановительному ремонту, группы и способа восстановле­ ния. Правильная оценка технического состояния шины, запаса работоспособности ее каркаса и, соответственно, правильное опре­ деление целесообразности проведения восстановительного ремонта является непременным условием экономически эффективного, на­ дежного и безопасного использования восстановленной шины в даль­ нейшем. При восстановлении шин, предназначенных для высоко­ скоростных транспортных средств, например, авиационных шин, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, операции приема шин в ремонт придается особенно важное значение.

Высокие требования предъявляются к профессиональной квали­ фикации работников, осуществляющих прием шин в ремонт. Они должны знать устройство и конструктивные особенности всех типов шин, подлежащих восстановлению, условия и особенности работы шин в эксплуатации, виды, способы, оборудование и технологию восстановления, должны уметь выявлять видимые и скрытые по­ вреждения шины, определять ее ремонтопригодность с учетом общего состояния, числа предыдущих ремонтов и восстановлений протек­ тора.

При приеме шин, поступивших на шиноремонтное предприятие, используют специальные станки, позволяющие произвести осмотр

152

любого участка наружной и внутренней поверхности гаин, а также простейшие инструменты для определения глубины и размеров повреждений каркаса и покровных резин. Некоторые виды шин подвергают дефектоскопии, применяя специальную аппаратуру.

Осмотр шин

Тщательный осмотр поступивших на восстановление шин можно произвести на станке (инд. 176-03) для осмотра покрышек, пока­ занном на рис. VI.1. Станок состоит из станины, механизмов враще­ ния покрышки, разведения бортов и выгибания каркаса, загрузоч­ ного и разгрузочного устройств. Станина 1 представляет собой свар­ ную раму, на которой смонтированы механизмы станка, зеркало 2,. служащее для удобства осмотра внутренней поверхности шины,, и четыре стойки с направляющими роликами 3, удерживающими осматриваемую покрышку в вертикальном положении. Расстояние

Рис. VI.1. Станок для осмотра шин (инд. 176-03):

1 — стан и н а ; 2 — зе р к а л о

д л я

осм отра в н у т р ен н ей

п о в ер х н о ст и ш ины ; з — стой к и

с н а п р а ­

вл яю щ и м и

р о л и к а м и ;

4

ш ту р в а л д л я р егу л и р о в к и р а сст о я н и я м е ж д у н ап р авл я ю щ и м и

р ол и к ам и ; 5

— ры чаг за гр у зо ч н о го устр ой ств а ; в

п н евм оп одъ ем н и к ; 7

— ры чаг к у л ач к ов ой

муфты р ед у к т о р а ; 8 — в ед у щ и й оп орн ы й р ол и к ;

9

— к а р ет к а в ед у щ его

р ол и к а ; 10

— ры чаг

р а зг р у зо ч н о г о устр ой ств а ;

11

— п н ев м о ц и л и н д р

п р и в о д а ры чагов

д л я

р а зв ед ен и я

бортов ;

12 — п н ев м оц и л и и др оп о р н о го

стола ; 13 — ры чаги

с к он и ч еск и м и

р ол и к ам и д л я р а зв ед е н и я

бортов

п ок ры ш ек ;

11 — к ар етк а в ед ом ого р о л и к а ; 15 — ведом ы й оп орн ы й р ол и к .

между направляющими роликами регулируется в зависимости от ширины профиля покрышки с помощью штурвалов 4. Механизм вращения покрышки состоит из электропривода, ведущего 8 и ведо­ мого 15 опорных роликов, на которые она устанавливается при осмотре. Привод механизма вращения включает электродвигатель, соединенный фрикционной муфтой с редуктором, и две цепные пере­ дачи, которые по отдельности подключаются к редуктору кулачко­ вой муфтой поворотом рычага 7. Одна цепная передача служит

153



для привода ведущего опорного ролика, вторая — для привода винтовых пар, с помощью которых при переходе с одного размера шин на другой сближаются или разводятся несущие каретки 9 и 14

•опорных роликов. Каретки перемещаются по направляющим, разме­ щенным в верхней части станины.

Механизм разведения бортов и выгибания каркаса состоит из двух пневмоцилиндров и двух рычагов 13, каждый из которых имеет по два конических ролика, вращающихся в подшипниках. Один из пневмоцилиндров 11 служит для разведения бортов шины. На штоке его поршня укреплена каретка, связанная с рычагами. Опускаясь, каретка сводит рычаги 13, обеспечивая ввод роликов в полость покрышки, а затем разводит рычаги в стороны. При этом кониче­ ские ролики рычагов разводят борта шины, не препятствуя ее вра­ щению. При обратном ходе поршня каретка сводит рычаги, подни­ мает и вновь разводит, высвобождая покрышку.

Второй пневмоцилиндр 12 механизма служит для подъема опор­ ного стола, расположенного между каретками опорных роликов. Опорный стол, поднимаясь, выгибает каркас шины. При выполне­ нии этой операции привод вращения покрышки выключен.

Загрузочное устройство состоит из пневмоподъемника 6 и ры­ чага, поворотом которого покрышка перекатывается на опорные ролики. Устройство для выгрузки шин со станка после их осмотра состоит из пневмоцилиндра, при перемещении штока которого осу­ ществляется поворот рычага 10, укрепленного на оси. Рычаг распо­ ложен между опорными роликами. При его повороте покрышка сбрасывается со станка.

Техническая характ ерист ика станка для осмотра

покрышек

Размеры покрышек, осматриваемых на станке . . .

 

От 5,20—13

Производительность станка, ш и н /ч

 

до 320-508

 

30—50

Частота вращения ведущего ролика, об/мин . . .

 

19

Величина разведения бортов, м м ...............................

.

250—350

Максимальное усилие разведения бортов, кгс . .

700

Расстояние между опорными роликами, мм

460

минимальное....................................................

максимальное ..............................................................

 

1000

Диаметры пневмоцилиндров, мм

250

механизма разведения бортов ......................

подъема опорного стола .......................................

.

140

загрузочного и разгрузочного устройств . .

100

Давление воздуха в сети, кгс/см2 ...........................

 

6

Мощность электродвигателя. к В т ......................

 

0,8

Габариты, мм

4540

Длина....................................................................

ш ирина.................................................................

1275

высота .........................................................................

 

1920

Масса, к г .............................................................................

1218 (с меха­

 

низмом загруз­

 

ки и огражде­

 

 

нием)

Порядок осмотра. Осмотр шин на станке производят следующим образом. Установив покрышку на опорные ролики, разведя ее борта

154


1 — р у к о я тк а ;
з — и гла;
2 — пн евм одрель ;
4 — м аном етр.
Рис. VI.2. Пневмодефектоскоп струкции НИИШИНМАШ:

и включив привод вращения, осматривают наружную, а затем вну­ треннюю поверхности. При осмотре протектора и боковин выявляют трещины, порезы и другие наружные или сквозные механические повреждения шины. Удаляют посторонние включения: гвозди, осколки, мелкие камни и т. п. Определяют размеры наружных

IIсквозных повреждений, с помощью щупа измеряют их глубину. Для уточнения размеров повреждения каркаса или брекера

рекомендуется в области поврежденного участка срезать ножом слой покровной резины. Разрывы, проколы, излом каркаса и дру­ гие его повреждения легко обнаруживают при внимательном осмотре внутренней поверхности шины.

Одновременно выявляют де­ фекты герметизирующего слоя бескамерных шин (трещины, пу­ зыри и т. п.). Определяют техни­ ческое состояние бортов шин, выявляют повреждения борто­ вых колец, разрушения или отслоения бортовой ленты.

При осмотре шин типа Р особое внимание уделяют опре­ делению технического состоя­ ния брекера, борта и надбор­ товой зоны, где возможны скры­ тые дефекты, в том числе от­ слоение покровной резины, рас­ слоение каркаса, обнаружение которых является наиболее сложной задачей.

Расслоение обнаруживают во время вращения покрышки на осмотровом станке по измене­ нию характера деформации кар­

каса в области расслоений (из-за уменьшения его жесткости на этом участке). Рекомендуется производить также обстукивание птиньт по­ лым стержнем. При этом расслоения можно обнаружить по из­ менению звука.

Пневмоскопия. Более точно выявить расслоенные участки кар­ каса и брекера можно методом пневмоскопии. Проверку брекера методом пневмоскопии производят на участках, где предполагают наличие расслоений. В обязательном порядке методом пневмоскопии проверяют надбортовую зону всех шин типа Р и авиационных. Для этой цели используют укрепленную в рукоятке полую иглу, к которой по гибкому шлангу подается сжатый воздух под давле­ нием 3—4 кгс/см2. Воздух должен быть очищен от влаги и масла.

Иглу вводят в каркас покрышки на расстоянии 30—40 мм от пятки борта в 6—8 точках, постепенно прокалывая все слои корда. На участке расслоения сжатый воздух, выходящий из иглы, обра­ зует вздутие. Если полость расслоения сообщается с атмосферой

155


(в результате прокола или другого механического повреждения), то во время пневмоскопии манометр, укрепляемый на рукоятке пневмо­

скопа, показывает падение давления сжатого воздуха.

На рис. VI.2 показан пневмодефектоскоп конструкции НИИШИНМАШ, в котором используется игла, вращающаяся с по­ мощью пневмопривода, что облегчает ввод ее в покрышку. Привод

иглы может быть и электрическим.

Осмотр крупногабаритных шин. Техническое состояние крупно­ габаритных шин проверяют на универсальном станке (инд. 821-01), предназначенном как для их осмотра, так и для ремонта сопутству­ ющих повреждений каркаса (рис. VI.3). Станок состоит из меха­ низма вращения покрышки, имеющего два горизонтальных враща-

Рис. VI.3. Станок для осмотра, вырезки и шероховки местных повреждений крупногабаритных шин (инд. 821-01):

1 — 'стан и н а ;

2 — ш ер охов ал ь н ы й

и н ­

стр ум ен т д л я о б р а б о т к и в н у т р ен н ей

п о ­

в ер х н о ст и

покры ш ек ;

3

ш тур вал ;

4 — ры чаги

 

р а зв ед е н и я

бортов ;

5

ст о й к а ;

6 — эл ек тр од в и гател и м ех а н и з ­

мов

в н утр ен н ей

ш ер охов к и ;

 

7

н а ­

п р ав л я ю щ и е р ол и к и ; S — п у л ь т у п р а в ­

л е н и я

п р и в одам и м ехан и зм ов

в р ащ е­

н и я

п ок р ы ш к и ,

р а зв ед е н и я

ее бортов

и

н а р у ж н о й

ш ер охов к и ;

9

— эл ек ­

тр одви гател ь

м ехан и зм а

н а р у ж н о й

ш е­

рохов к и ;

10

м ногозвен ны й

к р о н ­

 

ш тейн;

11

опорны й р о л и к .

 

ющихся опорных ролика 11 с электроприводом и два боковых напра­ вляющих ролика 7, удерживающих покрышку в вертикальном положении; механизма разведения бортов и выгибания каркаса покрышки, имеющего два сменных рычага 4 с роликовыми захватами

иподъемный стол с гидроприводом; механизма наружной обработки поврежденных участков, состоящего из многозвенного кронштейна 10

испециальной фрезы с электроприводом 9; механизма внутренней

шероховки, состоящего из электродвигателей

6 с

гибкими валами

и шероховальным инструментом 2.

 

 

Техническая характ ерист ика станка для осмотра

и ремонта крупногабарит ных шин

 

Максимальное усилие при разведении бортов,

к г с .................

9000

Скорость вращения покрышки, м/с ..............................................

 

0,25

Скорость подъема стола, м /м и н ..................................................

 

0,8

Мощность электродвигателей, кВт

 

 

привода вращения роликов .......................................................

 

1,7

механизма разведения бортов ...................................................

 

10

механизма наружной шероховки...............................................

 

2,8

механизма внутренней ш ероховки...........................................

 

1,0

156