ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
Г Л А В А VI
Подготовка шин к наложению нового протектора
Поступающие на шиноремонтные предприятия шины предвари тельно отбирают в автохозяйствах и на приемно-обменных пунктах, «определяя пригодность к восстановительному ремонту в соответ ствии с действующими техническими условиями. Однако в большин стве случаев ни в автохозяйствах, ни на приемно-обменных пунктах нет необходимых условий (ни по технической оснащенности, ни по квалификации работающих) для достаточно объективной оценки состояния изношенных шин. Поэтому при таком первичном отборе могут быть допущены ошибки и остаться необнаруженными некото рые дефекты, препятствующие восстановлению. В связи с этим при поступлении на завод шины снова подвергают тщательному осмотру и только на основании его результатов решают вопрос о приеме на восстановление.
Прием шин в восстановительный ремонт
Прием шин — первая операция технологического процесса вос становительного ремонта. Ее назначение — определение пригодности шин к восстановительному ремонту, группы и способа восстановле ния. Правильная оценка технического состояния шины, запаса работоспособности ее каркаса и, соответственно, правильное опре деление целесообразности проведения восстановительного ремонта является непременным условием экономически эффективного, на дежного и безопасного использования восстановленной шины в даль нейшем. При восстановлении шин, предназначенных для высоко скоростных транспортных средств, например, авиационных шин, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, операции приема шин в ремонт придается особенно важное значение.
Высокие требования предъявляются к профессиональной квали фикации работников, осуществляющих прием шин в ремонт. Они должны знать устройство и конструктивные особенности всех типов шин, подлежащих восстановлению, условия и особенности работы шин в эксплуатации, виды, способы, оборудование и технологию восстановления, должны уметь выявлять видимые и скрытые по вреждения шины, определять ее ремонтопригодность с учетом общего состояния, числа предыдущих ремонтов и восстановлений протек тора.
При приеме шин, поступивших на шиноремонтное предприятие, используют специальные станки, позволяющие произвести осмотр
152
любого участка наружной и внутренней поверхности гаин, а также простейшие инструменты для определения глубины и размеров повреждений каркаса и покровных резин. Некоторые виды шин подвергают дефектоскопии, применяя специальную аппаратуру.
Осмотр шин
Тщательный осмотр поступивших на восстановление шин можно произвести на станке (инд. 176-03) для осмотра покрышек, пока занном на рис. VI.1. Станок состоит из станины, механизмов враще ния покрышки, разведения бортов и выгибания каркаса, загрузоч ного и разгрузочного устройств. Станина 1 представляет собой свар ную раму, на которой смонтированы механизмы станка, зеркало 2,. служащее для удобства осмотра внутренней поверхности шины,, и четыре стойки с направляющими роликами 3, удерживающими осматриваемую покрышку в вертикальном положении. Расстояние
Рис. VI.1. Станок для осмотра шин (инд. 176-03):
1 — стан и н а ; 2 — зе р к а л о |
д л я |
осм отра в н у т р ен н ей |
п о в ер х н о ст и ш ины ; з — стой к и |
с н а п р а |
|||||
вл яю щ и м и |
р о л и к а м и ; |
4 — |
ш ту р в а л д л я р егу л и р о в к и р а сст о я н и я м е ж д у н ап р авл я ю щ и м и |
||||||
р ол и к ам и ; 5 |
— ры чаг за гр у зо ч н о го устр ой ств а ; в |
— |
п н евм оп одъ ем н и к ; 7 |
— ры чаг к у л ач к ов ой |
|||||
муфты р ед у к т о р а ; 8 — в ед у щ и й оп орн ы й р ол и к ; |
9 |
— к а р ет к а в ед у щ его |
р ол и к а ; 10 |
— ры чаг |
|||||
р а зг р у зо ч н о г о устр ой ств а ; |
11 |
— п н ев м о ц и л и н д р |
п р и в о д а ры чагов |
д л я |
р а зв ед ен и я |
бортов ; |
|||
12 — п н ев м оц и л и и др оп о р н о го |
стола ; 13 — ры чаги |
с к он и ч еск и м и |
р ол и к ам и д л я р а зв ед е н и я |
||||||
бортов |
п ок ры ш ек ; |
11 — к ар етк а в ед ом ого р о л и к а ; 15 — ведом ы й оп орн ы й р ол и к . |
между направляющими роликами регулируется в зависимости от ширины профиля покрышки с помощью штурвалов 4. Механизм вращения покрышки состоит из электропривода, ведущего 8 и ведо мого 15 опорных роликов, на которые она устанавливается при осмотре. Привод механизма вращения включает электродвигатель, соединенный фрикционной муфтой с редуктором, и две цепные пере дачи, которые по отдельности подключаются к редуктору кулачко вой муфтой поворотом рычага 7. Одна цепная передача служит
153
для привода ведущего опорного ролика, вторая — для привода винтовых пар, с помощью которых при переходе с одного размера шин на другой сближаются или разводятся несущие каретки 9 и 14
•опорных роликов. Каретки перемещаются по направляющим, разме щенным в верхней части станины.
Механизм разведения бортов и выгибания каркаса состоит из двух пневмоцилиндров и двух рычагов 13, каждый из которых имеет по два конических ролика, вращающихся в подшипниках. Один из пневмоцилиндров 11 служит для разведения бортов шины. На штоке его поршня укреплена каретка, связанная с рычагами. Опускаясь, каретка сводит рычаги 13, обеспечивая ввод роликов в полость покрышки, а затем разводит рычаги в стороны. При этом кониче ские ролики рычагов разводят борта шины, не препятствуя ее вра щению. При обратном ходе поршня каретка сводит рычаги, подни мает и вновь разводит, высвобождая покрышку.
Второй пневмоцилиндр 12 механизма служит для подъема опор ного стола, расположенного между каретками опорных роликов. Опорный стол, поднимаясь, выгибает каркас шины. При выполне нии этой операции привод вращения покрышки выключен.
Загрузочное устройство состоит из пневмоподъемника 6 и ры чага, поворотом которого покрышка перекатывается на опорные ролики. Устройство для выгрузки шин со станка после их осмотра состоит из пневмоцилиндра, при перемещении штока которого осу ществляется поворот рычага 10, укрепленного на оси. Рычаг распо ложен между опорными роликами. При его повороте покрышка сбрасывается со станка.
Техническая характ ерист ика станка для осмотра |
покрышек |
|
Размеры покрышек, осматриваемых на станке . . . |
|
От 5,20—13 |
Производительность станка, ш и н /ч |
|
до 320-508 |
|
30—50 |
|
Частота вращения ведущего ролика, об/мин . . . |
|
19 |
Величина разведения бортов, м м ............................... |
. |
250—350 |
Максимальное усилие разведения бортов, кгс . . |
700 |
|
Расстояние между опорными роликами, мм |
460 |
|
минимальное.................................................... |
||
максимальное .............................................................. |
|
1000 |
Диаметры пневмоцилиндров, мм |
250 |
|
механизма разведения бортов ...................... |
||
подъема опорного стола ....................................... |
. |
140 |
загрузочного и разгрузочного устройств . . |
100 |
|
Давление воздуха в сети, кгс/см2 ........................... |
|
6 |
Мощность электродвигателя. к В т ...................... |
|
0,8 |
Габариты, мм |
4540 |
|
Длина.................................................................... |
||
ш ирина................................................................. |
1275 |
|
высота ......................................................................... |
|
1920 |
Масса, к г ............................................................................. |
1218 (с меха |
|
|
низмом загруз |
|
|
ки и огражде |
|
|
|
нием) |
Порядок осмотра. Осмотр шин на станке производят следующим образом. Установив покрышку на опорные ролики, разведя ее борта
154
и включив привод вращения, осматривают наружную, а затем вну треннюю поверхности. При осмотре протектора и боковин выявляют трещины, порезы и другие наружные или сквозные механические повреждения шины. Удаляют посторонние включения: гвозди, осколки, мелкие камни и т. п. Определяют размеры наружных
IIсквозных повреждений, с помощью щупа измеряют их глубину. Для уточнения размеров повреждения каркаса или брекера
рекомендуется в области поврежденного участка срезать ножом слой покровной резины. Разрывы, проколы, излом каркаса и дру гие его повреждения легко обнаруживают при внимательном осмотре внутренней поверхности шины.
Одновременно выявляют де фекты герметизирующего слоя бескамерных шин (трещины, пу зыри и т. п.). Определяют техни ческое состояние бортов шин, выявляют повреждения борто вых колец, разрушения или отслоения бортовой ленты.
При осмотре шин типа Р особое внимание уделяют опре делению технического состоя ния брекера, борта и надбор товой зоны, где возможны скры тые дефекты, в том числе от слоение покровной резины, рас слоение каркаса, обнаружение которых является наиболее сложной задачей.
Расслоение обнаруживают во время вращения покрышки на осмотровом станке по измене нию характера деформации кар
каса в области расслоений (из-за уменьшения его жесткости на этом участке). Рекомендуется производить также обстукивание птиньт по лым стержнем. При этом расслоения можно обнаружить по из менению звука.
Пневмоскопия. Более точно выявить расслоенные участки кар каса и брекера можно методом пневмоскопии. Проверку брекера методом пневмоскопии производят на участках, где предполагают наличие расслоений. В обязательном порядке методом пневмоскопии проверяют надбортовую зону всех шин типа Р и авиационных. Для этой цели используют укрепленную в рукоятке полую иглу, к которой по гибкому шлангу подается сжатый воздух под давле нием 3—4 кгс/см2. Воздух должен быть очищен от влаги и масла.
Иглу вводят в каркас покрышки на расстоянии 30—40 мм от пятки борта в 6—8 точках, постепенно прокалывая все слои корда. На участке расслоения сжатый воздух, выходящий из иглы, обра зует вздутие. Если полость расслоения сообщается с атмосферой
155
(в результате прокола или другого механического повреждения), то во время пневмоскопии манометр, укрепляемый на рукоятке пневмо
скопа, показывает падение давления сжатого воздуха.
На рис. VI.2 показан пневмодефектоскоп конструкции НИИШИНМАШ, в котором используется игла, вращающаяся с по мощью пневмопривода, что облегчает ввод ее в покрышку. Привод
иглы может быть и электрическим.
Осмотр крупногабаритных шин. Техническое состояние крупно габаритных шин проверяют на универсальном станке (инд. 821-01), предназначенном как для их осмотра, так и для ремонта сопутству ющих повреждений каркаса (рис. VI.3). Станок состоит из меха низма вращения покрышки, имеющего два горизонтальных враща-
Рис. VI.3. Станок для осмотра, вырезки и шероховки местных повреждений крупногабаритных шин (инд. 821-01):
1 — 'стан и н а ; |
2 — ш ер охов ал ь н ы й |
и н |
|||||||
стр ум ен т д л я о б р а б о т к и в н у т р ен н ей |
п о |
||||||||
в ер х н о ст и |
покры ш ек ; |
3 — |
ш тур вал ; |
||||||
4 — ры чаги |
|
р а зв ед е н и я |
бортов ; |
5 — |
|||||
ст о й к а ; |
6 — эл ек тр од в и гател и м ех а н и з |
||||||||
мов |
в н утр ен н ей |
ш ер охов к и ; |
|
7 — |
н а |
||||
п р ав л я ю щ и е р ол и к и ; S — п у л ь т у п р а в |
|||||||||
л е н и я |
п р и в одам и м ехан и зм ов |
в р ащ е |
|||||||
н и я |
п ок р ы ш к и , |
р а зв ед е н и я |
ее бортов |
||||||
и |
н а р у ж н о й |
ш ер охов к и ; |
9 |
— эл ек |
|||||
тр одви гател ь |
м ехан и зм а |
н а р у ж н о й |
ш е |
||||||
рохов к и ; |
10 |
— |
м ногозвен ны й |
к р о н |
|||||
|
ш тейн; |
11 |
— |
опорны й р о л и к . |
|
ющихся опорных ролика 11 с электроприводом и два боковых напра вляющих ролика 7, удерживающих покрышку в вертикальном положении; механизма разведения бортов и выгибания каркаса покрышки, имеющего два сменных рычага 4 с роликовыми захватами
иподъемный стол с гидроприводом; механизма наружной обработки поврежденных участков, состоящего из многозвенного кронштейна 10
испециальной фрезы с электроприводом 9; механизма внутренней
шероховки, состоящего из электродвигателей |
6 с |
гибкими валами |
и шероховальным инструментом 2. |
|
|
Техническая характ ерист ика станка для осмотра |
||
и ремонта крупногабарит ных шин |
|
|
Максимальное усилие при разведении бортов, |
к г с ................. |
9000 |
Скорость вращения покрышки, м/с .............................................. |
|
0,25 |
Скорость подъема стола, м /м и н .................................................. |
|
0,8 |
Мощность электродвигателей, кВт |
|
|
привода вращения роликов ....................................................... |
|
1,7 |
механизма разведения бортов ................................................... |
|
10 |
механизма наружной шероховки............................................... |
|
2,8 |
механизма внутренней ш ероховки........................................... |
|
1,0 |
156