Файл: Восстановительный ремонт шин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
157
I — к аби н а оп ератора ; 2 — эк ­ ран ; з — м ех а н и зм у ста н о в к и
и в р ащ ен и я покры ш ки ; 4 — захваты ; 5 — бл ок -тр ан сф ор м а ­ тор с рен тген ов ск ой трубк ой ; в — ш татив.
Рис. VI.4. Установка для рентгеноскопии шин:
Многолетняя практика применения визуальных методов контроля технического состояния шин с использованием простейшего оборудо­ вания и инструментов показывает доста­ точную их надежность для выявления большинства дефектов и повреяздений шин. Однако в последнее время в связи с повышением требований к надежности и безопасности использования высоко­ скоростных восстановленных шин, осо­ бенно в авиации, получили распростране­ ние специальные методы неразрушающего контроля технического состояния шин.
Рентгеноскопия. Для контроля техни­ ческого состояния бортовых колец произ­ водят рентгеноскопию всех авиационных шин, поступающих на восстановление. Для этих целей обычно используют рент­ геновские аппараты типа РУД-100-40.
На рис. VI.4 показана установка для рентгеноскопии покрышек, состоящая из рентгеновского аппарата, механизма пе­ ремещения шины и защитной кабины опе­ ратора с пультом управления. Покрышку с помощью подъемного механизма поме­ щают между рентгеновской трубкой и экраном. При просвечивании покрышки рентгеновскими лучами различные ее эле­ менты, различающиеся по плотности и
Г а б а р и т ы с т а н к а , мм
д л и н а .............................................................................................. 2940 ширина .......................................................................................... 2550 вы сота............................................................................................. 3075 Масса, кг ................................................................................................2173
Покрышку, подлежащую осмотру, электротельфером устанавли­ вают на станок. Штурвалом 3 сближают стойки 5 направляющих роликов таким образом, чтобы последние были плотно прижаты к боковинам покрышки. Высоту расположения роликов регули­ руют в соответствии с размером осматриваемой покрышки. Затем во внутреннюю полость вводят роликовые захваты рычагов механизма разведения бортов. Включением гидропривода разводят борта по­ крышки до положения, удобного для осмотра ее внутренней поверх­ ности. Затем включают привод вращения покрышки и производят осмотр. При обнаружении поврежденного участка вращение по­ крышки прекращают и определяют размеры повреждения.
Рекомендуется проведение пневмоскопии крупногабаритных шин, особенно в надбортовой зоне, где часто наблюдаются отслоения покровной резины.
Дефектоскопия шин с применением специальной аппаратуры

толщине, дают на экране теневое изображение. Проволока бортовых колец, наименее проницаемая для рентгеновских лучей, изображается четкими темными полосами. Вращая шину, осматри­ вают бортовые кольца по всей окружности. Рентгеновские снимки характерных дефектов бортовых колец показаны на рис. VI.5. Рентгеноскопия позволяет также выявлять в шине посторонние включения, не обнаруженные при внешнем осмотре.

Большой интерес для дальнейшего совершенствования способов выявления внутренних дефектов представляет рентгенофлюороскопия, с помощью которой можно получать изображение структуры шины. Резина изображается на экране в виде очень слабой тени,

Рис. VI.5. Рентгеновские снимки характерных дефектов бортовых колец:

а — неплотное прилегание последнего витка проволоки у стыка;

б — просвет между витками; деформация бортового кольца.

кордная ткань — как чередующиеся светлые и темные полосы, а посторонние включения — как более темные пятна. По их оттенку можно с достаточной точностью оценить степень плотности предмета, различать стекло, металл и другие материалы. Трещины, поврежде­ ния корда и расслоения обнаруживают по светлым участкам экрана. Повреждения каркаса, вызванные эксплуатацией шины с повышен­ ным или пониженным давлением, дают на экране мозаичное изобра­ жение. Для увеличения яркости изображения применяется электрон­ ный усилитель, повышающий яркость в 1000 раз.

Ультразвуковая дефектоскопия. Описанный выше способ пневмо­ скопии позволяет выявлять лишь сравнительно крупные расслое­ ния — более 50—70 мм. При определении пригодности к восстанов­ лению авиационных шин, особенно шин реактивных самолетов, тре­ буется выявлять и более мелкие дефекты — до 10 мм. Для этого применяют ультиазвуковые дефектоскопы различных типов.

158

Работа дефектоскопа основана на прямолинейном распростране­ нии ультразвуковых колебаний от их источника к приемнику в одно­ родной среде или в разных средах с близкими акустическими свой­ ствами. Ультразвук (частота колебаний 100 и более кГц, длина волны порядка 1 мм) в отличие от обычного звука, «огибающего» препят­ ствие, отражается от него и дает своеобразную его «звуковую тень» (рис. VI.6). Ультразвуковая дефектоскопия шин осуществляется в жидкой среде, хорошо смачивающей покрышку с наружной и вну­ тренней сторон и по своим акустическим свойствам близкой к свой­ ствам резины. Без такой среды ультразвук отражался бы от поверх­ ности покрышки, не попадая в приемник. В качестве смачивающей жидкости применяют 10%-ный

водный

раствор

пропилового

 

 

 

 

спирта.

Вместо

спирта

можно

 

 

 

 

использовать

и другие поверх­

 

 

 

 

ностно-активные

вещества,

на­

 

 

 

 

пример некаль, кальцинирован­

 

 

 

 

ную

соду.

 

представлена

 

 

 

 

На

рис. VI.7

 

 

 

 

принципиальная

схема

уста­

 

 

 

 

новки

для ультразвуковой де­

 

 

 

 

фектоскопии

шин,

а

на

 

 

 

 

рис. V I.8 — внешний вид дефек­

 

 

 

 

тоскопа ДШК-1 конструкции

 

 

 

 

НИКТИШП и

в н и и н к .

 

Рис.

ѴІ.6.

Принцип обнаружения по­

Дефектоскоп состоит из гене­

ратора

ультразвуковых

колеба­

вреждений методом ультразвуковой де­

ний;

излучателя

этих

колеба­

 

 

фектоскопии:

1 — источник ультразвука;

2 — жидкая сре­

ний, помещаемого во внутрен­

да; 3

— проверяемый участок каркаса; 4

нюю

полость

покрышки;

42

 

дефект;

5 — приемник

ультразвука.

приемников ультразвука, распо­

 

профиля шины в одной пло­

лагаемых вокруг

всего наружного

скости

с излучателем; системы индикаторных ламп

и многоточеч­

ного

регистрирующего

прибора,

соединенных через

электронные

усилители с каждым приемником ультразвука. Кроме электроаку­ стической части дефектоскоп имеет ванну со звукоизолированными стенками и специальными держателями для установки в рабочее по­ ложение излучателя и приемников ультразвуковых колебаний, насос и фильтр для наполнения ванны смачивающей жидкостью и удале­ ния ее из покрышки по окончании дефектоскопии, механизм уста­ новки покрышки в рабочее положение и вращения ее в ванне.

Ультразвуковая дефектоскопия покрышек на установке ДШК-1 осуществляется следующим образом. Покрышку одним бортом устанавливают на четырех раздвижных захватах вращающегося патрона (перемещение захватов осуществляется с помощью пневмо­ цилиндра и системы рычагов). Затем патрон вместе с покрышкой пневмоприводом опускают в ванну на определенную глубину, рег­ ламентируемую расстоянием между поверхностью покрышки и при­ емниками ультразвука. Во внутреннюю полость покрышки вводят

159


/

Рис. VI.7. Схема устройства ультразвукового

дефектоскопа:

т ,7 ,/ лЬ^ І10лЧаст0тный reHePaT°Pj 2 — покрышка; 3 — излучатель

ультразвука; 4 поием-

ники высокочастотных колебании; 5 — ванна с контактной жидкостью; в — миллиамперметпы с индикаторными лампами; 7 — дефект в покрышке. *

Рис. VI.8. Ультразвуковой дефектоскоп ДШК-1:

1 — шкаф с генератором ультразвука, электронными усилителями индикаторами; г - ванна; в - патрок; 4 _ механвдм вращ ш ия’ опускания и подъема патрона; 5 — рама; в — пульт упрРавдания!

излучатель и фиксируют его в заданном положении. Включают питание генератора ультразвуковых колебаний и привод вращения покрышки. По показаниям индикаторных ламп проверяют степень смачивания поверхности покрышки яшдкостью в ванне (для облегче­ ния смачивания рекомендуется производить дефектоскопию покры­ шек непосредственно после их мойки). По достижении полного смачи­ вания поверхности покрышки начинают процесс собственно дефек­ тоскопии. Включают регистрирующий прибор и в течение 1 мин производят один полный оборот покрышки в ванне. При наличии в покрышке расслоений, губчатости, пористости, посторонних вклю­ чений по показаниям индикаторных ламп и диаграмме самописца определяют расположение и размер дефектов. В случае настройки аппарата на высокую чувствительность им улавливаются даже очень

Рис. VI.9. Срезы покрышек с дефектами, выявленными на ультразвуковом дефектоскопе (раковины в области стыка протек­ тора с брекером):

а — поперечный срез покрышки; б — срез в плоскости стыка.

небольшие ослабления ультразвуковых колебаний, вызываемые мел­ кими дефектами размерами 2—3 мм. При грубой настройке аппара­ том определяются лишь более крупные дефекты размерами свыше 10—20 мм. С увеличением чувствительности прибора возможны «ложные» показания, вызываемые не внутренними дефектами шины, а другими причинами, например неполным смачиванием небольших участков поверхности, особенно в области порезов, трещин. Необхо­ димые в этом случае дополнительный наружный осмотр покрышки и повторная ее дефектоскопия снижают производительность. По­ этому на. практике дефектоскопию проводят при средней чувствитель­ ности аппарата. По окончании дефектоскопии излучатель извлекают из покрышки; патрон с покрышкой поднимают. Оставшуюся в по­ крышке жидкость откачивают и через фильтр возвращают в ванну. На рис. VI.9 показаны контрольные срезы участков покрышек с дефектами, выявленными на установке.

Другие способы дефектоскопии шин. Известна дефектоскопия с применением интенсивного обогрева шин с помощью инфракрасных лучей. Каркас поступающей на восстановление шины практически

11 Заказ 682

161


всегда содержит некоторое количество влаги. Поэтому при бы­ стром нагреве покрышки до температуры выше 100 °С интен­ сивное образование пара (занимающего в сотни раз больший объем, чем вода) вызывает в области расслоений вздутия на внутренней или наружной поверхности покрышки. Это позволяет легко отбра­ ковать непригодные для восстановления шины. Дефектоскопию шин описанным способом целесообразно совмещать с сушкой поверх­ ности шины после ее мойки. Недостаток этого способа — боль­ шая энергоемкость и невозможность выявления расслоений в зоне сквозных повреждений, например проколов.

Представляет также интерес способ виброскопии, основанный на том же принципе обнаружения расслоений, что и обычное обсту­ кивание шины, т. е. по изменению тембра и силы звука, но позволя­ ющий производить дефектоскопию более надежно и производительно.

Рис. VI.10. Установка для обнаружения расслоений в покрышках методом голографии (а) и голограмма рас­ слоенного участка (б) (дефекты показаны стрелками).

Виброскоп состоит из датчика высокочастотных механических коле­ баний, перемещаемого по поверхности шины, приемных, усилива­ ющих и сигнальных приборов, показывающих изменение звука при прохождении расслоенного участка.

В последнее время в США, Австрии и других странах проводятся работы по применению лазера для дефектоскопии шин. С помощью лазера можно получать голограммы, дающие трехмерное изображе­ ние внутренней структуры наблюдаемого объекта (рис. VI.10). Голограммы показывают распределение материалов в шине, остаточ­ ные напряжения, включения воздуха и другие дефекты.

Пригодность шин к восстановлению контролируют не только при приеме их в ремонт, но и на последующих стадиях технологи­ ческого процесса. В частности, во время шероховки протектора, обработки повреждений каркаса, после вулканизации восстанавли­ ваемых шин могут быть выявлены не обнаруженные ранее скрытые внутренние дефекты шин. Контроль технического. состояния шин производится по существу в течение всего процесса их восстановле­ ния. Однако наиболее ответственным является контроль при приеме

162

шин в ремонт, так как отбраковка шин из-за плохого технического состояния на последующих операциях повышает непроизводительные затраты, что может заметно снизить рентабельность работы шино­ ремонтного предприятия, особенно при восстановлении материало- и трудоемких крупногабаритных шин.

Принятые для восстановления шины маркируют с указанием группы и способа восстановительного ремонта. При необезличенном восстановлении в состав маркировки включают номер заказа. Мар­ кируют шины обычно краской по боковине или в области борта с таким расчетом, чтобы маркировка сохранялась при выполнении следующих технологических операций до вулканизации.

Шины, принятые и замаркированные, направляют на мойку или в склад ремфонда — сухое помещение, оборудованное стеллажами. Хранят шины в вертикальном положении. Не допускается хранение шин в штабелях. Стеллажи с шинами не должны находиться ближе 1 м от отопительных приборов. Шины должны быть защищены от солнечных лучей. Не разрешается хранение шин совместно с горю­ чими, смазочными материалами и химикатами (кислотами, щело­ чами и др.).

Мойка покрышек

Одно из основных условий качественного восстановления шин — чистота поверхности ремонтируемых участков и шиноремонтных материалов. Для выполнения этого условия необходима чистота рабочих мест, оборудования, инструмента, чистота всех производ­ ственных помещений шиноремонтного предприятия, наконец, одежды и рук рабочего. В целях выполнения этих требований в отечествен­ ной практике восстановительного ремонта шин принята как обяза­ тельная операция мойки всех восстанавливаемых шин.

Мойку шин производят в специальных моечных машинах теплой водой, поступающей под высоким давлением, с помощью враща­ ющихся капроновых или резиновых щеток. На рис. VI.11 показана машина, предназначенная для мойки легковых и грузовых автомо­ бильных шин массовых размеров (до 320—508 включительно), а также авиационных и малогабаритных сельскохозяйственных шин. Моечная машина (инд. 800-02) состоит из загрузочного 10 и разгру­ зочного 3 устройств, насосной станции и моечной камеры 1, в кото­ рой размещены механизм вращения покрышки, вращающиеся щетки для мойки ее наружной поверхности, механизм мойки внутренней поверхности и форсунки, подающие воду.

При использовании этой машины покрышку помещают в загрузоч­ ное устройство, где ее удерживают в вертикальном положении двумя направляющими опорами 9, расстояние между которыми регули­ руется штурвалом 11 в зависимости от ширины профиля. Включив пневмопривод загрузочного устройства, покрышку подают в моеч­ ную камеру на опорные ролики. Один из них (ведущий), связанный с электроприводом, сообщает вращение покрышке и через цепную

И *

163