Файл: Восстановительный ремонт шин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заделка несквозных повреждений. Повреждения покровных ре­ зин, а также повреждения, затрагивающие менее 25% слоев каркаса, ремонтируют без усиления резинокордным пластырем. При заделке таких повреждений всю поверхность вырезки обкладывают тонким слоем (0,7—0,9 мм) прослоенной резиновой смеси, обеспечивая плотную прикатку ее к стенкам выреза. Затем продолжают запол­ нение вырезанного участка послойным наложением прослоенной резиновой смеси, соблюдая изложенные выше правила наложения материалов. Совершенно аналогично производят заполнение рези­ новой смесью участков вырезки несквозных повреждений, затра­ гивающих (более 25% слоев каркаса) и требующих применения пластыря. При ремонте таких наружных повреждений пластырь непосредственно не соприкасается с резиновой смесью, заполня­ ющей полость вырезки, поэтому принципиально безразлично, про­ изводят ли наложение пластыря до или после заполнения поврежде­ ния резиновой смесью. Однако в связи с тем, что, как упоминалось выше, по технологическим соображениям целесообразно сначала произвести все операции со стороны внутренней поверхности по­ крышек, обычно при ремонте несквозных наружных повреждений пластырь накладывают до заполнения полости повреждения резино­ вой смесью. При ремонте же внутренних несквозных повреждений эти операции производят в обратной последовательности.

Заделка сквозных повреждений. При применении механизирован­ ной заделки повреждений литьем резиновой смеси под давлением все повреждения должны быть подготовлены вырезкой наружным конусом. При заделке повреждений вручную они могут быть под­ готовлены вырезкой наружным, внутренним или встречным конусом.

Способ подготовки сквозного повреждения определяет последо­ вательность операций по его заделке. В случае подготовки поврежде­ ния вырезкой наружным конусом заполнение полости вырезки рези­ новой смесью может производиться только после наложения пла­ стыря. Наличие пластыря способствует обеспечению плотного за­ полнения полости повреждения смесью. При заделке повреждений, подготовленных вырезкой внутренним конусом, последовательность операций — обратная. В таком случае плотность заполнения по­ лости вырезки смеси достигается за счет того, что покрышка устана­ вливается на жесткой опоре. При заделке повреждений, подгото­ вленных вырезкой встречным конусом, заполняют резиновой смесью часть полости, вырезанную внутренним конусом, затем наклады­ вают пластырь и после этого заполняют резиновой смесью наружную часть полости.

Во всех случаях, приступая к заполнению резиновой смесью полости сквозного повреждения, прежде всего обкладывают стенки выреза тонким слоем (0,7—0,9 мм) прослоечной резиновой смеси. При этом используют обычно ленты прослоечной резиновой смеси шириной 20—40 мм. Прикатку таких лент к стенкам полости по­ вреждения, подготовленного вырезкой внутренним конусом, начи­ нают от наиболее узкой части конуса (т. е. от наружной поверх­ ности покрышки).

228


При заполнении повреждений, подготовленных вырезкой наруж­ ным конусом, длина применяемых для обкладки полос резиновой смеси должна обеспечить перекрытие обеих противолежащих стенок полости повреждения и ее «дна», образуемого предварительно на­ ложенным пластырем. В этом случае прикатку обкладочной полосы начинают со стороны наиболее широкой части конуса (т. е. со сто­

роны наружной

поверхности покрышки), постепенно прикатывая

ее по всей длине стенки, затем

прикатывают

обкладочную полосу

к пластырю

и

переходят к прикатке полосы по противолежащей

стенке. После

обкладки всей

поверхности

полости повреждения

производят ее заполнение послойным наложением прослоечной резиновой смеси при соблюдении изложенных выше общих правил наложения материалов.

При ремонте сквозных или несквозных повреждений каркаса с применением резинокордных пластырей важно обеспечить центровку пластыря при его наложении. Центр пластыря обязательно должен совпадать с центром ремонтируемого повреждения. Несоблюдение этого правила ведет к ослаблению отремонтированного участка и преждевременному выходу восстановленных шин из эксплуатации. Не менее важен, конечно, правильный выбор вида, слойности и раз­ меров пластырей.

После наложения пластыря его края по всему периметру пере­ крывают ленточкой прослоечной резиновой смеси шириной 15— 20 мм. Ленточку тщательно прикатывают.

Выбор пластырей. При восстановительном ремонте шин диаго­ нального построения обычно применяют стандартные крестообраз­ ные пластыри. Как показали специальные исследования, применение пластырей ромбовидной или других конструкций менее эффективно.

До недавнего времени считалось, что число слоев в применяемом пластыре обязательно должно соответствовать числу поврежденных слоев каркаса. Однако последние исследования показали, что при­ менение при восстановлении многослойных шин пластырей с числом слоев примерно на 25% меньшим количества поврежденных слоев каркаса позволяет повысить их послеремонтную долговечность. Это объясняется уменьшением дисбаланса и снижением темпера­ туры в зоне ремонта вследствие улучшения условий теплоотвода при уменьшении толщины пластыря. В связи с этим при определении слойности применяемых пластырей следует руководствоваться сле­ дующим правилом: при ремонте покрышек с двух-, четырехили шестислойным каркасом применяют пластыри с числом слоев, соот­ ветствующим числу поврежденных слоев каркаса; при ремонте покрышек с каркасом большей слойности применяют пластыри с числом слоев, составляющим 70—80% от числа поврежденных слоев каркаса. Наиболее эффективным оказывается применение таких пластырей пониженной слойности в сочетании с внутренним пластырем (см. ниже).

Размеры применяемых пластырей определяются размерами ре­ монтируемых повреждений. Обычно в практике шиноремонтных пред­ приятий используются пластыри (различной слойности), рассчитанные

229


на повреждения размером 50 мм и 100 мм (табл. V II.1), под­ готовленные к ремонту вырезкой наружным конусом. Такие пла­ стыри применяют для ремонта повреждений размером соответственно до 50 мм и 50—100 мм. Те же пластыри можно использовать для повреждений, подготовленных вырезкой внутренним или встречным конусом, но размер повреждения при этом исчисляется не по ма­ лому, как обычно, а по большому основанию конуса, т. е. по пер­ вому (со стороны внутренней поверхности) поврежденному слою каркаса.

Т а б л и ц а V II.1 Размер и слойность применяемых пластырей

взависимости от числа поврежденных слоев каркаса

иразмера повреждения

(для шин массовых размеров диагонального построения)

Размер

Число

Число

Размер

Размер

повреждения

поврежденных

слоев корда

пластыря, мм

отшерохованного

каркаса, мм

слоев каркаса

в пластыре

 

 

участка, мм

50

 

2

2

160 X 160

190 X 190

50*

3 - 4

4

200 X 200

230 X 230

50

*

3 - 4

2

160 X 160

190 X 190

100

3—4

4

300

X 300

330

X 330

100

 

3 - 4

2

260

X 260

290

X 290

50*

5 - 6

6

230

X 230

260

X 260

50

 

5 - 6

4

200

X 200

320

X 320

100*

5—6

6

320

X 320

350

X 350

100

 

5 - 6

4

300

X 300

330

X 330

50

 

7 - 8

6

230

X 230

260

X 260

100

 

7 - 8

6

320

X 320

350

X 350

50

 

9 -1 0

8

260

X 260

290

X 290

100

 

9—10

8

340 X 340

370

X 370

50

 

11—12

8

260

X 260

290

X 290

100

 

11—12

8

340

X 340

370

X 370

50

 

13-14

10

290

X 290

320

X 320

100

 

13-14

10

360

X 360

390

X 390

50

 

Более 14

12

320

X 320

350

X 350

100

 

Более 14

12

380

X 380

410 X 410

П р и м е ч а н и я . 1. Строки, отмеченные

знаком*, относятся только к покрышкам

с 4 —6-слойным каркасом.

2-слойным

каркасом повреждения одного

2. При ремонте легковых автопокрышек с

слоя корда приравниваются к повреждениям

двух слоев

корда

у 4-слойных покрышек.

3. Данные для автопокрышек с числом поврежденных

слоев

каркаса более іо приве­

дены с учетом использования при их ремонте 2-слойных внутренних пластырей.

При необходимости ремонта повреждений каркаса размером бо­ лее 100 мм применяют пластыри, размеры слоев которых опреде­ ляют в зависимости от размера повреждения по следующим форму­ лам:

5 = I+ 30 + 20 (и — 1)

(1)

£“ 2г - ( т - * ) 20іг

<2>

где В и L — соответственно ширина и длина слоя пластыря, мм; п — порядко­ вый номер данной пары слоев (первой считается пара слоев с наименьшими раз-

230


морами); I — размер повреждения (для повреждений, подготовленных вырезкой наружным конусом — по малому основанию конуса, для повреждений, подгото­ вленных вырезкой внутренним или встречным конусом—по большому основанию конуса); мм; N — общее число слоев корда в пластыре.

Пластыри, размеры слоев которых рассчитаны по данным формулам, обеспечивают необходимую степень перекрытия поврежденного участка каркаса.

Для ремонта повреждений по боковине, особенно вблизи борта, целесообразно пользоваться пластырями, в которых сторона, обра­ щенная к борту срезана по дуге. Такие пластыри называют «бортовиками». На рис. VII.5 показан общий вид «бортовика» и схема распо­ ложения слоев в нем. Слойность «бортовиков» выбирают в зависи­ мости от числа поврежденных слоев каркаса так же, как слойность обычных крестообразных пластырей.

При изготовлении «бортовиков»

 

из обрезиненного

корда

закраивают

 

заготовки

в виде прямоугольных по­

 

лос, размеры которых определяют так

 

же, как размеры слоев обычных кре­

 

стообразных

пластырей.

Заготовки

 

одинаковых размеров дублируют по­

 

парно

таким

образом,

чтобы нити

 

перекрещивались под прямым углом.

 

Затем

срезают по

дуге два соседних

 

угла, образованных сдублированны­

 

ми заготовками креста с таким рас­

 

четом,

чтобы линия среза проходила

Рис. VII.5. Схема расположения

через

среднюю

точку

края обеих

заготовок

(рис. VII.5).

Радиус дуги

слоев бортовика.

среза

для

наибольшей по размерам

 

пары слоев пластыря принимают равным половине посадочного диаметра ремонтируемой покрышки. Для каждой предыдущей пары слоев радиус дуги среза увеличивают на 10 мм. Как и обычные пластыри, «бортовики» могут применяться либо вулканизован­ ными, либо невулканизованными. Подготовка «бортовиков» к нало­ жению (включая обкладку прослоечной резиновой смеси) не отли­ чается от подготовки обычных пластырей.

Механизированная заделка повреждений каркаса. Наиболее пер­ спективным способом заделки повреждений является способ меха­ низированного заполнения полости повреждения резиновой смесью путем литья ее под давлением. Простейшая установка для осуще­ ствления этого способа состоит из шприц-машины с диаметром чер­ вяка 63 или 90 мм и подъемно-прижимного стола, на котором в го­

ризонтальном положении размещается ремонтируемая

покрышка.

В автопокрышку вставляют соответствующего размера

дорн, центр

которого совмещают с центром повреждения. На головку шприцмашины надевают специальную насадку, соответствующую размеру

автопокрышки. Автопокрышку

поднимают на

подъемном столе

с таким расчетом, чтобы центр

повреждения

и центр насадки

231


совпали и прижимают к насадке при помощи прижимного приспосо­ бления стола. Давление резиновой смеси при литье 65—75 кгс/см2, температура резиновой смеси 60—70 °С.

Этот способ заделки пригоден только для повреждений, подго­ товленных вырезкой наружным конусом. Перед заполнением по­ лости повреждения резиновой смесью со стороны внутренней по­ верхности накладывается пластырь нужного размера и слойности. После заполнения полости повреждения резиновой смесью избыток ее срезают. Существенным преимуществом данного способа заделки повреждений является то, что заполнение полости повреждения происходит при сравнительно высоком давлении, способствующем

Рис. VII.6. Агрегат для заполнения резиновой смесью местных повреждений

(инд. 781.001):

1 — рама; 2 — каретка; з — стойка; 4 — дорн; 5 — гильза-корпус; 6 — червячная передача; 7 — несущая каретка; 8 — поддерживающий ролик; 9 — насадка.

повышению прочности связи в зоне ремонта. При заделке поврежде­ ний литьем под давлением практически устраняется опасность образования воздушных пузырей в массиве наполнительной резины, сокращается продолжительность операции. Долговечность восста­ новленных автопокрышек, повреждения каркаса которых отремон­ тированы путем заполнения резиновой смесью литьем под давлением, на 5—10% выше, чем при применении обычных способов ремонта.

Промышленный агрегат (инд. 781.001) для заполнения резиной повреждений каркаса покрышек (рис. VII.6) состоит из шприцмашины и прижимно-натяжного устройства, монтируемых на общей сварной раме 1. Внутри рамы размещены две цилиндрические напра­ вляющие перемещения несущей каретки 7 прижимно-натяжного устройства. Поступательное перемещение прижимно-натяжного уст­ ройства обеспечивается пневмоцилиндром. На каретке 7 укреплена с помощью фланцев цилиндрическая литая гильза-корпус 5, несущая стойку 3 с дорном 4 и механизмом натяжения покрышки. Внутри

232

гильзы-корпуса 5 размещена червячная передача 6, приводимая, как показано на рисунке, от электродвигателя через цепную пере­ дачу и обеспечивающая поворот стойки 3 с дорном и покрышкой в нужное положение относительно головки шприц-машины. Основ­ ной частью механизма натяжения покрышек является каретка 2, перемещение которой обеспечивается пневмоприводом. С кареткой 2 шарнирно связан двуплечий рычаг, несущий поддерживающий ролик 8. На конце второго плеча имеется фиксатор, обеспечивающий (в зависимости от размера ремонтируемой покрышки) установку поддерживающего ролика 8 на определенном расстоянии от дорна 4. Последний состоит из корпуса, внутри которого размещены два вала, несущие рычаги разведения бортов покрышки, на концах которых во избежание повреждения бортов установлены свободно вращающиеся ролики. Привод рычагов осуществляется от пневмо­ цилиндра через трубчатый сектор и пару шестерен.

Фиксация прижимно-натяжного устройства в рабочем положении и необходимое усилие прижима покрытия к головке шприц-машины обеспечиваются клином, приводимым от пневмоцилиндра. При под­ ходе каретки 7 в крайнее положение клин выдвигается и заходит за прилив зуба, имеющегося в передней части фланца крепления гильзы-корпуса 5.

В описываемом агрегате используется стандартный червячный пресс 63-5. Профилирующая шайба, устанавливаемая в головке пресса, сферическим шарниром связана с насадкой 9, изогнутой по форме дорна. В верхней части корпуса головки пресса установлен электроконтактный манометр ЭКМ-2, обеспечивающий отключение привода пресса при достижении заданного давления.

Т е х н и ч е с к а я х а р а к т е р и с т и к а

а г р е г а т а и н д .

781 .001

д л я з а п о л н е н и я р е з и н о й п о в р е ж д е н и й к а р к а с а а в т о п о к р ы ш е к

Габариты обрабатываемых покрышек, мм

603—1164

диаметр наружный

.......................................

 

диаметр внутренний...........................................

 

 

327—510

ширина профиля..................................................

 

 

128—310

Производительность, повреждений/ч............................

 

 

30

Установленная

мощность

электродвигателей,

 

12,8

к В т .....................................................................................

 

 

кгс . .

 

Максимальное усилие прижимадорна,

6050

Максимально допустимое усилиена дорн, кгс

9000

Давление в пневмосистеме,

к г с / с м 2

...................

6

 

Угол поворота дорна относительно оси червяч­

 

45

ного пресса,

г р а д ..........................................................

 

 

 

 

 

 

диаметр,

ход, мм

Характеристика пневмоцилиндров

 

мм

 

 

250

400

прижима дорна ..................................................

 

 

несущей каретки ..............................................

 

 

125

600

механизма натяж ения.......................................

 

 

125

600

механизма разведения б о р т о в .......................

 

200

100

Габариты, мм

 

 

 

 

3810

д л и н а ............................................................................

 

 

 

 

ширина .........................................................................

 

 

 

 

2400

вы сота.............................................................................

 

 

 

 

1720

Масса, к г ............................................................................

 

 

 

 

5423

233