ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
При ремонте повреждений каркаса покрышек шин большегрузных автомобилей используют пластыри, число слоев в которых соответ ствует 75—80% числа поврежденных слоев каркаса. Пластыри для ремонта покрышек шин ведущих колес тракторов обычно имеют столько же слоев, сколько повреждено слоев каркаса.
При заделке повреждений каркаса сельскохозяйственных по крышек, а также при ремонте несквозных и мелких (до 50 мм) сквоз ных повреждений покрышек шин большегрузных автомобилей обычно применяют вулканизованные пластыри. Для заделки сквозных по вреждений размером более 50 мм при восстановлении многослойных шин большегрузных автомобилей используют так называемые ком бинированные пластыри, состоящие из вулканизованной и невулка низованной части. Вулканизованная часть включает обычно около 2 / з общего числа слоев пластыря (начиная с первого слоя), а невул канизованная — остальные. Размеры слоев определяются обычным способом.
В процессе подготовки к использованию вулканизованную часть пластыря шерохуют, промазывают клеем и обкладывают прослоен ной резиновой смесью с обеих сторон. При заделке повреждения сна чала накладывают вулканизованную часть пластыря, а затем на нее — невулканизованную.
Использование комбинированного пластыря позволяет обеспе чить хорошую опрессовку и высокую прочность связи пластыря с каркасом за счет невулканизованной части пластыря и в то же время не вызывает необходимости значительного увеличения продолжи тельности вулканизации, обычно неизбежного при применении невулканизованных материалов. Кроме того, жесткая вулканизованная часть пластыря предотвращает вдавливание его в зону ремонта в на чальный период вулканизации восстанавливаемых шин, особенно шин с крупными сквозными повреждениями.
Особенности заделки повреждений шин типа Р. При восстановле нии покрышек типа Р (с меридиональным расположением нитей корда в каркасе) для промазки поврежденных участков металлокорда брекера применяют клей, изготовленный из прослоенной резиновой смеси, предназначенной для их ремонта.
Для частичного восстановления 1—2 разрушенных слоев текстиль ного брекерного пояса применяют заготовки обрезиненного кордабрекера, длина, ширина и угол закроя которых должны соответство вать размерам удаленного при подготовке к ремонту участка брекер ного пояса. Заготовки полос корда-брекера накладывают на повре ждение встык к оставшимся неразрушенным нитям ремонтируемого слоя брекера. Направление нитей корда вновь накладываемых по лос должно совпадать с направлением нитей ремонтируемого слоя. Перед наложением на покрышки кромки брекерных полос обклады вают (изолируют) по ширине и длине прослоечной резиной толщиной 0,9 мм и шириной около 15 мм. Прикатку невулканизованных слоев корда во всех случаях необходимо производить в направлении нитей, чтобы не происходило их разрежения.
При ремонте повреждений каркаса покрышек типа Р всех видов
2 3 8
применяют специальные радиальные пластыри квадратной или пря моугольной формы (см. рис. III.12). Число слоев корда в таких пла стырях может быть как четным, так и нечетным и должно соответст вовать числу поврежденных слоев каркаса. Направление нитей корда во всех слоях пластыря одинаково и при наложении на ремонтируе мый участок должно совпадать с направлением нитей корда каркаса покрышки. Как и при ремонте шин диагонального построения, ра диальные пластыри перед использованием обкладывают прослоенной резиновой смесью.
Размеры слоев радиальных пластырей определяют, исходя из того, что первый слой должен перекрывать повреждение на 25 мм с каждой стороны, а последующие слои должны перекрывать преды дущие на 20 мм с каждой стороны. Наиболее часто применяют пла стыри с размерами первого слоя 100 X 100 и 130 X 100 мм. Такие пластыри используют, соответственно, для повреждений размером до 50 X 50 мм и для повреждений размером до 50 X 75 мм. Порядок и техника выполнения операций по заделке повреждений покрышек типа Р в остальном не отличаются от общепринятых.
Нанесение резинового клея
Прежде чем приступить к наложению нового протектора на под готовленную (отшерохованную) поверхность восстанавливаемой по крышки, необходимо нанести слой резинового клея. Во всех случаях
|
|
|
|
|
|
S |
|
|
|
|
|
|
|
45 |
|
Рис. VI1.10. |
Влияние толщины клеевой |
00 |
|||||
^5 |
|||||||
пленки |
на |
динамическую |
прочность |
||||
связи шиноремонтного |
материала с ре- |
jq |
|||||
зиной покрышки после |
их |
совулкани- |
25 |
||||
|
|
зации: |
|
|
|
||
1 — нанесение клея в лабораторных условиях: |
20 |
||||||
2 — нанесение |
клея в полупроизводственных |
J5 |
|||||
условиях |
(S — выносливость |
образцов |
при |
||||
испытании |
на |
многократное сжатие, |
мин; |
/£> |
|||
d — толщина клеевой пленки, мкм). |
|
5
а
Ю 20 |
30 |
00 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 d |
а |
|
|
|
|
|
|
|
восстановления шин с использованием горячей вулканизации опе рация нанесения клея производится прежде всего с целью обеспече ния необходимой прочности связи между наложенным протектором и отшерохованной поверхностью покрышки в процессе сборки. Как известно, невулканизованные резиновые смеси для придания им клейкости достаточно в большинстве случаев освежать бензином.
Вулканизованная, даже отшерохованная резина сама по себе имеет низкую адгезию к невулканизованной резиновой смеси. Клей заполняет все мельчайшие поры, трещины и бороздки шерохованной поверхности, куда не может затечь при прикатке и вулканизации
2 3 9
резиновая смесь, и обеспечивает прочное сцепление накладываемой резиновой смеси и отшерохованной поверхности еще до совулканизации. В готовом (свулканизованном) изделии клеевая пленка, как правило, не оказывает положительного влияния на прочность связи между старым и вновь наложенным протектором, а в некоторых слу чаях даже снижает ее. Поэтому часто предлагают отказаться от при менения клея при наложении нового протектора. Однако условия наложения материалов и транспортировки собранной шины не по зволяют это сделать.
Клеевая пленка, образующаяся на отшерохованной поверхности после нанесения клея, обязательно должна быть непрерывной и в то же время по возможности более тонкой. Как показывают результаты
исследований, максимальная |
прочность связи |
в |
свулканизованном |
|||||
|
|
изделии |
обеспечивается |
при |
||||
|
|
толщине клеевой |
пленки в пре |
|||||
|
|
делах 5—10 мкм. |
Даже неболь |
|||||
|
|
шое увеличение |
толщины |
кле |
||||
|
|
евой пленки |
резко |
снижает |
||||
|
|
прочность |
связи |
(рис. VII. 10). |
||||
|
|
При восстановлении шин спо |
||||||
|
|
собами холодной вулканизации |
||||||
|
|
клеевая |
пленка |
не |
только |
|||
|
|
обеспечивает |
конфекционную |
|||||
|
|
прочность, |
но является обычно |
|||||
|
|
составной частью |
самовулкани |
|||||
|
|
зующейся композиции, содер |
||||||
Рис. ѴІІ.11. Пульверизационная |
уста |
жащей ультраускоритель, обес |
||||||
печивающий |
образование |
мос- |
||||||
новка (модель 1106): |
|
тичных связей при низких тем |
||||||
1 — емкость для клея; 2 — кронштейн; з — |
||||||||
пературах. |
В этом случае тол |
|||||||
пульверизатор; 4 — привод. |
|
щина наносимой клеевой пленки и концентрация применяемого клея определяются требованиями рецептуры.
При восстановлении шин обычными способами применяют клей концентрации 1 : 10 — 1 : 14. Перед нанесением клея отшерохованную поверхность рекомендуется освежить бензином. Для нанесения клея используют специальные пульверизационные установки. При отсутствии таких установок клей наносят вручную (кистью). Уча сток, где производится нанесение клея, на шиноремонтном предприя тии является наиболее опасным в пожарном отношении и должен быть
ооорудован с соблюдением всех требований противопожарной техники. Нанесения клея путем распыления сжатым воздухом. Большин ство отечественных шиноремонтных предприятий оснащено пульверизационными установками ГАРО мод. 1106 (рис. VII.И ). Эти установки состоят из емкости для клея 1, снабженной манометром и механической мешалкой (или барботером), кронштейна 2 для под держания и вращения покрышки, пульверизатора 3, привода 4,
вентиляционного устройства в виде изогнутого короба с отверстиями для отсоса паров бензина.
240
Техническая характеристика установки ГАРО мод. 110G
Объем бака для клея, |
л ..................................................... |
20 |
|
Максимальное рабочеедавление в баке, кгс/см2 . . . |
3,5 |
||
Производительность установки для покрышек 260—20, |
|
||
ш т /ч .............................................................................................. |
|
|
30 |
Число роликов для вращения покрышек ......................... |
2 |
||
Размеры станка для вращения покрышки, мм |
|
||
д л и н а ..................................................................................... |
|
|
1000 |
ш и р и н а .................................................................................. |
|
|
800 |
высота...................................................................................... |
|
|
1150 |
Характеристика электродвигателя (взрывобезопасного) |
|
||
привода валков |
|
|
|
мощность, к В т ...................................................................... |
|
0,42 |
|
частота вращения, |
о б /м и н ............................................... |
1500 |
|
напряжение, |
В .............................................................. |
|
220/380 |
Масса установки, |
к г ................................................................... |
|
173 |
Для нанесения клея |
на покрышку ее устанавливают на враща |
||
ющиеся ролики пульверизационной установки. Зашерохованную |
|||
поверхность промывают бензином, а затем с помощью пульвериза |
|||
тора наносят на нее клей, постепенно перемещая |
пульверизатор |
||
по ширине беговой дорожки вращающейся покрышки. При нанесе |
|||
нии клея распылительная головка пульверизатора должна находить |
|||
ся на расстоянии не более 150—200 мм от поверхности покрышки. |
|||
С увеличением расстояния между головкой пистолета и поверхностью |
|||
покрышки возрастают неравномерность толщины клеевой пленки |
|||
и потери клея из-за его разбрызгивания за пределы покрышки. Ко |
|||
нус распыления должен быть симметричным и равномерным, боль |
|||
шая ось его основания должна располагаться по ширине беговой |
|||
дорожки, ее длина (на поверхности покрышки) должна составлять |
|||
75—100 мм. Размеры и форму конуса распыления регулируют име |
|||
ющимся на пульверизаторе вентилем подачи. |
|
||
Для получения |
хорошего распыления давление |
поступающего |
|
к пульверизатору сжатого воздуха должно поддерживаться в преде |
|||
лах 3—3,5 кгс/см2. В емкости с клеем с помощью редукционного |
|||
клапана должно быть установлено давление 0,5—0,75 кгс/см2. По |
|||
даваемый на пульверизационную установку сжатый воздух должен |
|||
быть тщательно очищен. |
Попадание капель масла на покрышку мо |
||
жет привести к значительному ухудшению качества восстановитель |
|||
ного ремонта. |
|
|
|
Качество нанесенной |
клеевой пленки легко оценить визуально |
||
по следующим признакам: отшерохованная поверхность покрышки |
|||
сразу же после нанесения клея должна быть равномерноматовой |
|||
(без блеска); капли клея должны отсутствовать даже в углублениях. |
|||
При правильном нанесении клеевая пленка не требует специальной |
|||
сушки. |
|
|
|
После нанесения клея покрышки снимают с пульверизационной |
|||
установки и направляют на следующие операции. Если межопера |
|||
ционная транспортировка производится с помощью конвейера, |
|||
желательно, чтобы часть его была укрыта металлическим кожухом, |
|||
соединенным с вытяжной вентиляцией. |
|
16 Заказ 6 82 |
241 |
Нанесение клея путем безвоздушного распыления. Основным не достатком описанной выше пульверизадионной установки является необходимость тщательной очистки используемого для распыления клея воздуха. Кроме того, необходима постоянная регулировка дав ления в системе, формы и размеров конуса распыления.
В связи с этим представляется более перспективным и вызывает большой интерес метод безвоздушного распыления клея, свободный от этих недостатков и имеющий дополнительное преимущество, состоящее в улучшении качества наносимой клеевой пленки в ре зультате уменьшения размеров клеевых частиц и увеличения до
150—200 кгс/см2 давления распы ления.
Установка для безвоздушного распыления клея (инд. 840-01) размещена в камере, изолирующей покрышку во время нанесения клея и подключаемой к системе вытяжной вентиляции. Нанесение клея по всей ширине отшерохованного участка обеспечивают од ной форсункой, перемещая ее вруч ную вдоль профиля покрышки. Недостаток установки инд. 840-01 состоит в недостаточной надеж ности топливных насосов при ра боте с клеем.
Более прогрессивна система подачи клея, примененная в уста новке инд. 840-03, которая ис
пользуется при восстановлении шин массовых размеров (от 5,20—13 до 320—508). В состав этой установки (рис. V II.12) входят привод покрышки 1, распылитель 2, система подачи клея 3 и вытяжной
короб 4.
При работе на установке покрышку навешивают на два опорных ролика, один из которых приводится во вращение электродвигате лем. Система подачи клея состоит из емкости, пневмоцилиндра, двух гидроцилиндров и гидроаккумуляторов. Последний шлангом высокого давления соединен с распылителем. При работе установки в пневмо цилиндр через распределительный золотник поступает сжатый воз дух, обеспечивающий возвратно-поступательное движение поршня, связанного с плуткерами обоих гидроцилиндров. Во время движе ния поршня попеременно в одном из гидроцилиндров происходит всасывание клея из бака, а из другого клей по достижении нужного давления передавливается в гидроаккумулятор. Наличие гидроак кумулятора обеспечивает стабильность давления клея, подаваемого через шланг к распылителю. Регулировка давления клея произво дится изменением давления подаваемого в пневмоцилиндр сжатого воздуха.
Для распыления служит сопло с отверстием в виде эллипса раз-
242