Файл: Восстановительный ремонт шин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При ремонте повреждений каркаса покрышек шин большегрузных автомобилей используют пластыри, число слоев в которых соответ­ ствует 75—80% числа поврежденных слоев каркаса. Пластыри для ремонта покрышек шин ведущих колес тракторов обычно имеют столько же слоев, сколько повреждено слоев каркаса.

При заделке повреждений каркаса сельскохозяйственных по­ крышек, а также при ремонте несквозных и мелких (до 50 мм) сквоз­ ных повреждений покрышек шин большегрузных автомобилей обычно применяют вулканизованные пластыри. Для заделки сквозных по­ вреждений размером более 50 мм при восстановлении многослойных шин большегрузных автомобилей используют так называемые ком­ бинированные пластыри, состоящие из вулканизованной и невулка­ низованной части. Вулканизованная часть включает обычно около 2 / з общего числа слоев пластыря (начиная с первого слоя), а невул­ канизованная — остальные. Размеры слоев определяются обычным способом.

В процессе подготовки к использованию вулканизованную часть пластыря шерохуют, промазывают клеем и обкладывают прослоен­ ной резиновой смесью с обеих сторон. При заделке повреждения сна­ чала накладывают вулканизованную часть пластыря, а затем на нее — невулканизованную.

Использование комбинированного пластыря позволяет обеспе­ чить хорошую опрессовку и высокую прочность связи пластыря с каркасом за счет невулканизованной части пластыря и в то же время не вызывает необходимости значительного увеличения продолжи­ тельности вулканизации, обычно неизбежного при применении невулканизованных материалов. Кроме того, жесткая вулканизованная часть пластыря предотвращает вдавливание его в зону ремонта в на­ чальный период вулканизации восстанавливаемых шин, особенно шин с крупными сквозными повреждениями.

Особенности заделки повреждений шин типа Р. При восстановле­ нии покрышек типа Р (с меридиональным расположением нитей корда в каркасе) для промазки поврежденных участков металлокорда брекера применяют клей, изготовленный из прослоенной резиновой смеси, предназначенной для их ремонта.

Для частичного восстановления 1—2 разрушенных слоев текстиль­ ного брекерного пояса применяют заготовки обрезиненного кордабрекера, длина, ширина и угол закроя которых должны соответство­ вать размерам удаленного при подготовке к ремонту участка брекер­ ного пояса. Заготовки полос корда-брекера накладывают на повре­ ждение встык к оставшимся неразрушенным нитям ремонтируемого слоя брекера. Направление нитей корда вновь накладываемых по­ лос должно совпадать с направлением нитей ремонтируемого слоя. Перед наложением на покрышки кромки брекерных полос обклады­ вают (изолируют) по ширине и длине прослоечной резиной толщиной 0,9 мм и шириной около 15 мм. Прикатку невулканизованных слоев корда во всех случаях необходимо производить в направлении нитей, чтобы не происходило их разрежения.

При ремонте повреждений каркаса покрышек типа Р всех видов

2 3 8


применяют специальные радиальные пластыри квадратной или пря­ моугольной формы (см. рис. III.12). Число слоев корда в таких пла­ стырях может быть как четным, так и нечетным и должно соответст­ вовать числу поврежденных слоев каркаса. Направление нитей корда во всех слоях пластыря одинаково и при наложении на ремонтируе­ мый участок должно совпадать с направлением нитей корда каркаса покрышки. Как и при ремонте шин диагонального построения, ра­ диальные пластыри перед использованием обкладывают прослоенной резиновой смесью.

Размеры слоев радиальных пластырей определяют, исходя из того, что первый слой должен перекрывать повреждение на 25 мм с каждой стороны, а последующие слои должны перекрывать преды­ дущие на 20 мм с каждой стороны. Наиболее часто применяют пла­ стыри с размерами первого слоя 100 X 100 и 130 X 100 мм. Такие пластыри используют, соответственно, для повреждений размером до 50 X 50 мм и для повреждений размером до 50 X 75 мм. Порядок и техника выполнения операций по заделке повреждений покрышек типа Р в остальном не отличаются от общепринятых.

Нанесение резинового клея

Прежде чем приступить к наложению нового протектора на под­ готовленную (отшерохованную) поверхность восстанавливаемой по­ крышки, необходимо нанести слой резинового клея. Во всех случаях

 

 

 

 

 

 

S

 

 

 

 

 

 

45

Рис. VI1.10.

Влияние толщины клеевой

00

^5

пленки

на

динамическую

прочность

связи шиноремонтного

материала с ре-

jq

зиной покрышки после

их

совулкани-

25

 

 

зации:

 

 

 

1 — нанесение клея в лабораторных условиях:

20

2 — нанесение

клея в полупроизводственных

J5

условиях

(S — выносливость

образцов

при

испытании

на

многократное сжатие,

мин;

/£>

d — толщина клеевой пленки, мкм).

 

5

а

Ю 20

30

00

50

60

70

80

90 d

а

 

 

 

 

 

 

 

восстановления шин с использованием горячей вулканизации опе­ рация нанесения клея производится прежде всего с целью обеспече­ ния необходимой прочности связи между наложенным протектором и отшерохованной поверхностью покрышки в процессе сборки. Как известно, невулканизованные резиновые смеси для придания им клейкости достаточно в большинстве случаев освежать бензином.

Вулканизованная, даже отшерохованная резина сама по себе имеет низкую адгезию к невулканизованной резиновой смеси. Клей заполняет все мельчайшие поры, трещины и бороздки шерохованной поверхности, куда не может затечь при прикатке и вулканизации

2 3 9


резиновая смесь, и обеспечивает прочное сцепление накладываемой резиновой смеси и отшерохованной поверхности еще до совулканизации. В готовом (свулканизованном) изделии клеевая пленка, как правило, не оказывает положительного влияния на прочность связи между старым и вновь наложенным протектором, а в некоторых слу­ чаях даже снижает ее. Поэтому часто предлагают отказаться от при­ менения клея при наложении нового протектора. Однако условия наложения материалов и транспортировки собранной шины не по­ зволяют это сделать.

Клеевая пленка, образующаяся на отшерохованной поверхности после нанесения клея, обязательно должна быть непрерывной и в то же время по возможности более тонкой. Как показывают результаты

исследований, максимальная

прочность связи

в

свулканизованном

 

 

изделии

обеспечивается

при

 

 

толщине клеевой

пленки в пре­

 

 

делах 5—10 мкм.

Даже неболь­

 

 

шое увеличение

толщины

кле­

 

 

евой пленки

резко

снижает

 

 

прочность

связи

(рис. VII. 10).

 

 

При восстановлении шин спо­

 

 

собами холодной вулканизации

 

 

клеевая

пленка

не

только

 

 

обеспечивает

конфекционную

 

 

прочность,

но является обычно

 

 

составной частью

самовулкани­

 

 

зующейся композиции, содер­

Рис. ѴІІ.11. Пульверизационная

уста­

жащей ультраускоритель, обес­

печивающий

образование

мос-

новка (модель 1106):

 

тичных связей при низких тем­

1 — емкость для клея; 2 — кронштейн; з

пературах.

В этом случае тол­

пульверизатор; 4 — привод.

 

щина наносимой клеевой пленки и концентрация применяемого клея определяются требованиями рецептуры.

При восстановлении шин обычными способами применяют клей концентрации 1 : 10 — 1 : 14. Перед нанесением клея отшерохованную поверхность рекомендуется освежить бензином. Для нанесения клея используют специальные пульверизационные установки. При отсутствии таких установок клей наносят вручную (кистью). Уча­ сток, где производится нанесение клея, на шиноремонтном предприя­ тии является наиболее опасным в пожарном отношении и должен быть

ооорудован с соблюдением всех требований противопожарной техники. Нанесения клея путем распыления сжатым воздухом. Большин­ ство отечественных шиноремонтных предприятий оснащено пульверизационными установками ГАРО мод. 1106 (рис. VII.И ). Эти установки состоят из емкости для клея 1, снабженной манометром и механической мешалкой (или барботером), кронштейна 2 для под­ держания и вращения покрышки, пульверизатора 3, привода 4,

вентиляционного устройства в виде изогнутого короба с отверстиями для отсоса паров бензина.

240


Техническая характеристика установки ГАРО мод. 110G

Объем бака для клея,

л .....................................................

20

Максимальное рабочеедавление в баке, кгс/см2 . . .

3,5

Производительность установки для покрышек 260—20,

 

ш т /ч ..............................................................................................

 

 

30

Число роликов для вращения покрышек .........................

2

Размеры станка для вращения покрышки, мм

 

д л и н а .....................................................................................

 

 

1000

ш и р и н а ..................................................................................

 

 

800

высота......................................................................................

 

 

1150

Характеристика электродвигателя (взрывобезопасного)

 

привода валков

 

 

 

мощность, к В т ......................................................................

 

0,42

частота вращения,

о б /м и н ...............................................

1500

напряжение,

В ..............................................................

 

220/380

Масса установки,

к г ...................................................................

 

173

Для нанесения клея

на покрышку ее устанавливают на враща­

ющиеся ролики пульверизационной установки. Зашерохованную

поверхность промывают бензином, а затем с помощью пульвериза­

тора наносят на нее клей, постепенно перемещая

пульверизатор

по ширине беговой дорожки вращающейся покрышки. При нанесе­

нии клея распылительная головка пульверизатора должна находить­

ся на расстоянии не более 150—200 мм от поверхности покрышки.

С увеличением расстояния между головкой пистолета и поверхностью

покрышки возрастают неравномерность толщины клеевой пленки

и потери клея из-за его разбрызгивания за пределы покрышки. Ко­

нус распыления должен быть симметричным и равномерным, боль­

шая ось его основания должна располагаться по ширине беговой

дорожки, ее длина (на поверхности покрышки) должна составлять

75—100 мм. Размеры и форму конуса распыления регулируют име­

ющимся на пульверизаторе вентилем подачи.

 

Для получения

хорошего распыления давление

поступающего

к пульверизатору сжатого воздуха должно поддерживаться в преде­

лах 3—3,5 кгс/см2. В емкости с клеем с помощью редукционного

клапана должно быть установлено давление 0,5—0,75 кгс/см2. По­

даваемый на пульверизационную установку сжатый воздух должен

быть тщательно очищен.

Попадание капель масла на покрышку мо­

жет привести к значительному ухудшению качества восстановитель­

ного ремонта.

 

 

 

Качество нанесенной

клеевой пленки легко оценить визуально

по следующим признакам: отшерохованная поверхность покрышки

сразу же после нанесения клея должна быть равномерноматовой

(без блеска); капли клея должны отсутствовать даже в углублениях.

При правильном нанесении клеевая пленка не требует специальной

сушки.

 

 

 

После нанесения клея покрышки снимают с пульверизационной

установки и направляют на следующие операции. Если межопера­

ционная транспортировка производится с помощью конвейера,

желательно, чтобы часть его была укрыта металлическим кожухом,

соединенным с вытяжной вентиляцией.

 

16 Заказ 6 82

241


Рис. VII.12. Установка для нане­ сения клея методом безвоздушного распыления (инд. 840-03):
1 — п р и в од покры ш ки ; 2 — расп ы ли тель; 3 — си стем а п одачи к л ея ; 4 — вы тяж н ой
к ор об .

Нанесение клея путем безвоздушного распыления. Основным не­ достатком описанной выше пульверизадионной установки является необходимость тщательной очистки используемого для распыления клея воздуха. Кроме того, необходима постоянная регулировка дав­ ления в системе, формы и размеров конуса распыления.

В связи с этим представляется более перспективным и вызывает большой интерес метод безвоздушного распыления клея, свободный от этих недостатков и имеющий дополнительное преимущество, состоящее в улучшении качества наносимой клеевой пленки в ре­ зультате уменьшения размеров клеевых частиц и увеличения до

150—200 кгс/см2 давления распы­ ления.

Установка для безвоздушного распыления клея (инд. 840-01) размещена в камере, изолирующей покрышку во время нанесения клея и подключаемой к системе вытяжной вентиляции. Нанесение клея по всей ширине отшерохованного участка обеспечивают од­ ной форсункой, перемещая ее вруч­ ную вдоль профиля покрышки. Недостаток установки инд. 840-01 состоит в недостаточной надеж­ ности топливных насосов при ра­ боте с клеем.

Более прогрессивна система подачи клея, примененная в уста­ новке инд. 840-03, которая ис­

пользуется при восстановлении шин массовых размеров (от 5,20—13 до 320—508). В состав этой установки (рис. V II.12) входят привод покрышки 1, распылитель 2, система подачи клея 3 и вытяжной

короб 4.

При работе на установке покрышку навешивают на два опорных ролика, один из которых приводится во вращение электродвигате­ лем. Система подачи клея состоит из емкости, пневмоцилиндра, двух гидроцилиндров и гидроаккумуляторов. Последний шлангом высокого давления соединен с распылителем. При работе установки в пневмо­ цилиндр через распределительный золотник поступает сжатый воз­ дух, обеспечивающий возвратно-поступательное движение поршня, связанного с плуткерами обоих гидроцилиндров. Во время движе­ ния поршня попеременно в одном из гидроцилиндров происходит всасывание клея из бака, а из другого клей по достижении нужного давления передавливается в гидроаккумулятор. Наличие гидроак­ кумулятора обеспечивает стабильность давления клея, подаваемого через шланг к распылителю. Регулировка давления клея произво­ дится изменением давления подаваемого в пневмоцилиндр сжатого воздуха.

Для распыления служит сопло с отверстием в виде эллипса раз-

242