250 г глицерина или его смеси с водой (1 : 2 по массе). Во избежание прилипания к поверхности камеры сырых шиноремонтных материа лов перед вставкой в покрышку рекомендуется промазывать наруж ную поверхность камеры специальной смазкой или опудривать тальком. Наилучшие результаты дает применение глицериновых смазок, предохраняющих поверхность камер не только от прилипа ния, но и от старения. Примерный состав такой смазки (в вес. %) приведен ниже:
Г л и ц ер и н .................................. |
31,5 |
ІІекаль ....................................... |
0,5 |
Вода |
.............................................. |
68,0 |
При вставке и выемке варочных камер необходимо соблюдать осторожность, не допуская разрывов и порезов их об острые края приспособлений и деталей монтажных станков. Храниться варочные камеры должны в подвешенном состоянии на полукруглых опорах. При эксплуатации варочных камер желательно вставлять их в вул канизуемые покрышки с таким расчетом, чтобы в нижней половине пресс-формы попеременно (через цикл вулканизации) находилась то одна, то другая боковина камеры. Если это правило не соблю дается, происходит утончение стенок камеры (образуются про лежни, провалы). Важно, чтобы подаваемый в варочную камеру прессующий агент или теплоноситель очищался (фильтровался) от посторонних примесей. Показано, что даже небольшие количества смазочных масел, вносимые прессующим агентом, вызывают уско ренное старение внутреннего слоя варочных камер, в частности ка мер, изготовляемых из бутилкаучука.
В процессе эксплуатации варочные камеры под действием высо ких температур претерпевают интенсивное старение. В результате старения варочная камера теряет прочность, эластичность, разна шивается. Ее поверхность затвердевает, становится грубой, на ней образуются трещины. Для увеличения срока службы варочных ка мер их время от времени ремонтируют. При ремонте загрубевшую наружную поверхность камеры подвергают шероховке на шероховальных станках, обдувают воздухом для удаления резиновой пыли, освежают бензином и промазывают клеем. На подготовленную таким образом ремонтируемую поверхность накладывают 1—2 слоя листовой резины толщиной 2 мм и прикатывают их роликом. После этого ремонтируемую камеру вулканизуют, как и новую. Если в пол ном возобновлении поверхности камеры нет необходимости, накла дывают заплаты только на поврежденные участки (механические повреждения, пролежни), удаляют поврежденные или разношенные манжеты и заменяют их вместе с вырезанной резиной новыми.
Поскольку на изготовление варочных камер расходуется большое количество ценных материалов, их себестоимость составляет довольно существенную часть себестоимости восстановительного ремонта. Поэтому увеличение ходимости варочных камер является одним из путей снижения себестоимости восстановления шин. Важнейшим ресурсом повышения срока службы варочных камер является соблю дение правил их эксплуатации и регулярный ремонт.
Секторные варочные камеры (меш ки)
Секторные варочные камеры (мешки) используются для опрессовки участков ремонта местных повреждений при вулканизации в сектор ных вулканизаторах (мульдах). Наружный профиль варочного мешка должен соответствовать внутреннему профилю ремонтируемой автопокрышки. Длина варочного мешка (по дуге) определяется дли ной секторной формы и соответствует обычно */5 длины окружности шины (угол охвата составляет примерно 80°).
Наиболее распространенными являются воздушные варочные мешки, представляющие собой полый резинотканевый сектор, огра ниченный сферическими торцами, в одном из которых укреплен резинотканевый шланг для заполнения мешка сжатым воздухом. Воздушный мешок состоит из внутренней теплостойкой резиновой камеры толщиной 8 + 1 мм, каркаса из четырех слоев обрезиненного
корда, |
наружного теплостойкого резинового покрова |
толщиной |
2 + 0,2 мм, резинотканевого |
шланга с каркасом |
из |
трех слоев |
чефера |
длиной 250 ± 50 мм, |
внутренним диаметром |
5—6 мм и на |
ружным диаметром 12—15 мм. Иногда варочный воздушный мешок снабжается ручкой из трех слоев чефера для облегчения выемки
мешка из покрышки. |
Размеры |
воздушных мешков обозначаются |
по размерам шин, для |
которых |
они предназначены. |
Прессующая поверхность варочного мешка должна быть гладкой, не иметь недопрессовок, пузырей, посторонних включений, вмятин и наплывов высотой (или глубиной) более 1 мм. Мешок должен быть герметичным и выдерживать давление воздуха до 5—6 кгс/см2. Проверка герметичности мешка производится путем заполнения его сжатым воздухом до давления 0,5 кгс/см2 и погружением в напол ненную водой ванну типа ПІИ. Если в течение 0,5 мин на поверхности мешка при этом не появляются пузырьки воздуха, мешок считается герметичным. Проверка воздушного мешка на прочность произво дится на специальном стенде или в покрышке, вставленной в сектор ный вулканизатор при давлении 6 кгс/см2 в течение 10 мин. Если в течение этого времени мешок не теряет герметичности, он считается пригодным к эксплуатации.
Технология изготовления воздушных секторных варочных камер (мешков). Приступая к изготовлению варочного мешка, предвари тельно раскраивают все применяемые материалы на заготовки необходимых размеров4. Заготовки промазывают один раз клеем концентрации 1 : 8 со стороны, подлежащей соединению с другими материалами. Промазанные клеем заготовки высушивают в сушиль ной камере в течение 20—40 мин при 30—40 °С. После сушки заго товки в тканевых прокладках хранят на стеллажах. В первую очередь изготовляют фланец мешка со шлангом. Для этого на металлический стержень диаметром 6 мм надевают круг из теплостойкой резины толщиной 4 мм и диаметром 35—40 мм (пятка). Затем на тот же стержень надевают резиновую трубку, изготовленную на червяч ном прессе (внутренний диаметр трубки 6 мм, толщина стенки 2 мм, длина 360 мм). Поверхность стержня предварительно пропудривают
тальком. Резиновую трубку надевают так, чтобы нижний конец ее при прижиме к пятке образовал раструб шириной 2—3 мм. По шву между трубкой и пяткой накладывается усиливающая ленточка из теплостойкой резины толщиной 2 мм и тщательно прикатывается роликом.
Два заранее подготовленных резиновых круга диаметром 90 мм прорезают по центру, получая отверстия диаметром 10 мм. Один
Рис. IX.10. Схема пресс-формы для фланца со шлангом:
1 — к о р п у с ; 2 — кры ш ка; 3 — за ж и м н ы е ш п и льк и ; 4 — с т ер ж е н ь д л я
шланга.
из кругов надевают на основание резиновой трубки, на пятку. Затем резиновую трубку обертывают два раза полоской чефера таким образом, чтобы с одного конца трубки чефер выступал на 30—35 мм. Выступающий конец чефера разрезают на лепестки шириной 13—15 мм. Лепестки равномерно накладывают на фланцевый
круг и прикатывают к его поверхности,
|
после чего накладывают второй подготов |
|
ленный круг |
и прикатывают его к пер |
|
вому. Поверх чефера на резиновую трубку |
|
накладывают |
слой теплостойкой резины и |
Рис. IX .И . Разборный |
тщательно прикатывают роликом. Собран |
дорн. |
ный таким образом фланец |
со шлангом |
|
закладывают |
в пресс-форму |
(рис. IX .10), |
причем выступающий конец шланга забинтовывают мокрым бинтом. Вулканизация шланга с фланцем обычно производится в вулкани зационном котле в течение 40 мин (при давлении пара 4 кгс/см2).
Свулканизованный шланг освобождают от бинтов и вынимают из пресс-формы. Готовый шланг испытывают на герметичность при давлении воздуха 6—7 кгс/см2. Поверхность фланца с обеих сторон и прилегающую к нему часть шланга шерохуют проволочной щет кой, промазывают клеем концентрации 1 : 8 и просушивают.
Сборка мешков осуществляется обычно на разборных деревян ных дорнах (рис. IX .И ). При сборке мешка собирают дорн нуяшого размера и обкладывают его двумя слоями теплостойкой резины.
Рис. IX .12. Пресс-форма для вулканизации воз душных варочных мешков.
Тщательно прикатывают каждый слой резины к дорну, слои стыкуют внахлестку по малому радиусу (сердечник) дорна. На торцы с обеих сторон накладывают резиновые круги и прикатывают их роликом.
Рис. IX .13. Двухшланговый паровоздушный мешок:
1 — в п уск в о зд у х а ; 2 — в п уск п ара ; 3 — отвод к о н д ен сата .
После этого обкладывают весь дорн третьим слоем теплостойкой резины, прикатывая его роликом. Наложенный слой резины такжестыкуют по сердечнику мешка. После сборки камеры в одном из торцов прорезают отверстие размером 5—6 мм и накладывают на
этот торец ранее изготовленный и свулканизованный фланец со шлангом так, чтобы отверстие шланга у фланца вошло в прорезан ное отверстие торца, и прикатывают роликом. Заделанный фланец усиливают двумя кругами теплостойкой резины и накладывают по меньшему радиусу мешка полоску чефера от торца до торца. После этого прорезают противоположный торец мешка, извлекают дорн, промазывают прорезанное место клеем концентрации 1 : 8,
Рис. IX .14. Схема |
подключения одношлангового паровоздушного |
|
|
|
мешка: |
|
|
|
1 — п а р о п р о в о д ; |
2 — |
п а р о в о й |
вен ти ль ; |
я — |
н ак он еч н и к д л я |
п о д к л ю ч ен и я в а |
р о ч н о го м еш ка; |
4 — |
ш туц ер |
к о н д ен са т о п р о в о д а ; 5 — в ен ти л и |
д л я отвода |
к о н д ен са т а ; 6 — |
в озд у ш н ы й |
вен ти ль; |
7 — |
в о зд у х о п р о в о д ; |
8 — |
в н у т р ен н и й |
ш л ан г д л я отвода к о н д ен са т а ; 9 |
— варочн ы й м еш ок . |
|
сушат и стыкуют. На место прорези накладывают усиливающую резиновую ленточку.
Изготовленную описанным способом внутреннюю камеру слабо поддувают воздухом и накладывают на нее первый слой предвари тельно раскроенного корда так, чтобы нити корда располагались вдоль оси мешка под углом около 30° к ней. На концах этого слоя корда делают 5—6 надрывов вдоль нитей и накладывают каждый из них на торец камеры так, чтобы он перекрывал предыдущий. Затем накладывают второй слой корда, располагая его нити под тем же углом к оси мешка, но противоположно нитям первого слоя корда и заделывают торцы т,ак же, как описано выше. Затем накла дывают третий слой корда параллельно первому и четвертый —